Природы бесценный дар
статья по теме
МКДОУ Новоживотинновский детский сад
«Природа – бесценный дар, один на всех».
Руководители: Радцевич Т.М. – воспитатель,
Кретинина Е.К. – воспитатель.
«Природа – бесценный дар, один на всех».
Позади ХХ век. Сейчас самое время оглянуться назад и подвести итог – к чему же мы пришли?
Силой человеческого разума создана грандиозная технократическая цивилизация, но за это пришлось заплатить дорогую цену – экосистема Земли находится в опасности.
Несмотря на то, что «покорён космос», изобретено радио, телевидение и компьютер , сделаны величайшие открытия в физике, человечество так и не приобрело драгоценного покоя и счастья. Остро встал вопрос об иных подходах к воспитанию подрастающего поколения . Детей надо вырастить счастливыми , гармоничными людьми, полноценными жителями нашей планеты.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка.
Ещё В.А.Сухомлинский сказал «Человек стал человеком , когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, -услышал, и затаив дыхание , слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Как же сохранить природу? Как взамен «природопокровительства» обрести истинную культуру мышления и сознания? Выход один – взрослые должны прозреть, а детей надо воспитывать.
Работа по экологическому воспитанию в детском саду осуществляется по следующим напрввлениям:
- организационное обучение;
- совместная деятельность взрослого с ребёнком;
- самостоятельная деятельность детей.
Кроме традиционных форм и методов обучения применяем и нетрадиционные.
Одним из действенных способов экологического воспитания является технология «Метод проектов». Проектное обучение позволяет педагогу расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, что способствует развитию творческого мышления дошкольника, формированию у него позиции активности в поиске ответов на вопросы.
Однажды осенью, являясь ещё воспитанниками старшей группы, мы пошли на экскурсию к огромному дубу, растущему на территории музея- усадьбы Д.Веневитинова.
Подножие дуба было усыпано желудями. Дети с радостью стали их собирать. Возникло много вопросов: « Откуда они?», «Что с ними будет на следующий год», «Для чего они нужны в таком количестве?».
И тогда мы решили совместно с детьми, родителями узнать как можно больше о дубе.
Так и появился проект «Дубочек». Проект осуществляется в течении года и предусматривал посадку семян дуба в горшочки, наблюдение и уход за ними, опыты, эксперименты ,а также ознакомление со сведениями о дубе.
Хотелось бы не только дать сведения о дереве, но и побудить к созидательной деятельности – привлечь детей к выращиванию посадочного материала.
На первом этапе проводилась диагностика детей, анкетирование родителей.
Осуществлялась поисковая работа по подбору книг, иллюстраций и другого материала.
На втором этапе проходила реализация задач проекта в организованных педагогом совместных видах деятельности – на занятиях, в повседневной жизни(труде, играх на участке и в уголке природы), а также в самостоятельной деятельности детей.
Перед посадкой в горшочки семян была проведена беседа «Лес в жизни человека»,
посредством которой уточнялись представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
Особое внимание обращалось на то, что сейчас с неразумной хозяйственной деятельностью человека лесных массивов становится всё меньше. Был задан вопрос: «Как мы можем помочь Земле сохранить лес?» Детьми были высказаны разные предложения , одним из которых и была и посадка деревьев.
В один горшочек был посажен жёлудь с ростком (дети нашли его возле дуба в более влажном месте, чуть закопанным в земле). В другие два горшка –жёлуди с такого же дуба , но без ростков ,в четвёртый – жёлудь, собранный несколько лет назад.
В результате опытов и наблюдений дети выяснили , что у дубочка с ростком через 15 дней после посадки появились два листочка, через неделю их уже было 4, высота растения 13,5 см. Жёлуди с этого же дерева без ростка задержались в развитие на 2 недели. А в четвёртом горшке ничего не взошло. Дети сделали вывод: для роста растению нужна влага, тепло, питательные вещества. На всходы также влияет качество посадочного материала. Поздней весной мы высадили наши дубочки в разные места площадки.
Один – на хорошо освещённое место, другой, где есть небольшая тень от деревьев, а третий – на затенённое место. Дети обратили внимание, там где хорошо освещена полянка , дубочек развивается лучше. Вывод: рост растений зависит от света. А ещё мы сделали открытие. На нашем участке посажены дубочек и каштан детьми предыдущего выпуска. Они уже подросли. Когда весна уже была в разгаре и у них появились первые листочки , ночью грянули заморозки. Утром мы обнаружили поникшие листья дубочка, каштана это не коснулось. Вывод: у молодого дубочка листья нежные, они боятся морозов. Дети с тревогой наблюдали как завяли и опали листики, тронутые морозом.
Через некоторое время, к нашей радости . стали распускаться новые почки. Кроме посадки семян в горшочки мы продолжали экспериментирование: сравнение желудей с разных дубов (они разные: у одного дерева они толстые и бокастые, у другого как маслины, у третьего - почти круглые, у четвёртого – как кизил. Скорлупа разного цвета – у одного ровный окрас , у другого с темноватыми линиями жилок, у третьего – почти шоколадная).Проводили опыты «Качество и свойства древесины (режется с трудом, трудно вбить гвоздь, меняет цвет под воздействием воды), «Сравнение древесины молодого и старого дуба» (у молодого дуба гладкая, оливково- бурая, у старого – почти чёрная). Проведены цикл бесед: «Дуб – кормилец» (кормит и друзей и врагов. Пчёлы во время цветения собирают пыльцу, лесные голуби, мыши, косули, кабаны, олени, белки – жёлуди); «Дуб место для жилья»(на его кроне , в дуплах делают гнёзда десятки птиц, летучие мыши, белки, куницы); «Друзья и враги дуба» (птицы избавляют дерево от прожорливых вредных насекомых. В добром согласии с корнями дуба живут грибы ); «Дуб – лекарь» (кора дуба применяется в стоматологии); «Дуб в жизни человека» (из древесины строят дома, корабли, делают мебель).
На протяжении всего проекта акцентировалось внимание на разумный подход и бережное отношение к деревьям.
В результате проделанной работы дети вырастили собственными руками саженцы для своего участка, узнали много интересного из жизни дуба, а главное, у них заложено первоначальное понимание аспектов взаимодействия человека с природой, желание охранять природу и по мере возможности восстанавливать её богатства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_bestsennyy_dar.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Новоживотинновский детский сад
«Природа – бесценный дар, один на всех».
Руководители: Радцевич Т.М. – воспитатель,
Кретинина Е.К. – воспитатель.
«Природа – бесценный дар, один на всех».
Позади ХХ век. Сейчас самое время оглянуться назад и подвести итог – к чему же мы пришли?
Силой человеческого разума создана грандиозная технократическая цивилизация, но за это пришлось заплатить дорогую цену – экосистема Земли находится в опасности.
Несмотря на то, что «покорён космос», изобретено радио, телевидение и компьютер , сделаны величайшие открытия в физике, человечество так и не приобрело драгоценного покоя и счастья. Остро встал вопрос об иных подходах к воспитанию подрастающего поколения . Детей надо вырастить счастливыми , гармоничными людьми, полноценными жителями нашей планеты.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка.
Ещё В.А.Сухомлинский сказал «Человек стал человеком , когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, -услышал, и затаив дыхание , слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Как же сохранить природу? Как взамен «природопокровительства» обрести истинную культуру мышления и сознания? Выход один – взрослые должны прозреть, а детей надо воспитывать.
Работа по экологическому воспитанию в детском саду осуществляется по следующим напрввлениям:
- организационное обучение;
- совместная деятельность взрослого с ребёнком;
- самостоятельная деятельность детей.
Кроме традиционных форм и методов обучения применяем и нетрадиционные.
Одним из действенных способов экологического воспитания является технология «Метод проектов». Проектное обучение позволяет педагогу расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, что способствует развитию творческого мышления дошкольника, формированию у него позиции активности в поиске ответов на вопросы.
Однажды осенью, являясь ещё воспитанниками старшей группы, мы пошли на экскурсию к огромному дубу, растущему на территории музея- усадьбы Д.Веневитинова.
Подножие дуба было усыпано желудями. Дети с радостью стали их собирать. Возникло много вопросов: « Откуда они?», «Что с ними будет на следующий год», «Для чего они нужны в таком количестве?».
И тогда мы решили совместно с детьми, родителями узнать как можно больше о дубе.
Так и появился проект «Дубочек». Проект осуществляется в течении года и предусматривал посадку семян дуба в горшочки, наблюдение и уход за ними, опыты, эксперименты ,а также ознакомление со сведениями о дубе.
Хотелось бы не только дать сведения о дереве, но и побудить к созидательной деятельности – привлечь детей к выращиванию посадочного материала.
На первом этапе проводилась диагностика детей, анкетирование родителей.
Осуществлялась поисковая работа по подбору книг, иллюстраций и другого материала.
На втором этапе проходила реализация задач проекта в организованных педагогом совместных видах деятельности – на занятиях, в повседневной жизни(труде, играх на участке и в уголке природы), а также в самостоятельной деятельности детей.
Перед посадкой в горшочки семян была проведена беседа «Лес в жизни человека»,
посредством которой уточнялись представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
Особое внимание обращалось на то, что сейчас с неразумной хозяйственной деятельностью человека лесных массивов становится всё меньше. Был задан вопрос: «Как мы можем помочь Земле сохранить лес?» Детьми были высказаны разные предложения , одним из которых и была и посадка деревьев.
В один горшочек был посажен жёлудь с ростком (дети нашли его возле дуба в более влажном месте, чуть закопанным в земле). В другие два горшка –жёлуди с такого же дуба , но без ростков ,в четвёртый – жёлудь, собранный несколько лет назад.
В результате опытов и наблюдений дети выяснили , что у дубочка с ростком через 15 дней после посадки появились два листочка, через неделю их уже было 4, высота растения 13,5 см. Жёлуди с этого же дерева без ростка задержались в развитие на 2 недели. А в четвёртом горшке ничего не взошло. Дети сделали вывод: для роста растению нужна влага, тепло, питательные вещества. На всходы также влияет качество посадочного материала. Поздней весной мы высадили наши дубочки в разные места площадки.
Один – на хорошо освещённое место, другой, где есть небольшая тень от деревьев, а третий – на затенённое место. Дети обратили внимание, там где хорошо освещена полянка , дубочек развивается лучше. Вывод: рост растений зависит от света. А ещё мы сделали открытие. На нашем участке посажены дубочек и каштан детьми предыдущего выпуска. Они уже подросли. Когда весна уже была в разгаре и у них появились первые листочки , ночью грянули заморозки. Утром мы обнаружили поникшие листья дубочка, каштана это не коснулось. Вывод: у молодого дубочка листья нежные, они боятся морозов. Дети с тревогой наблюдали как завяли и опали листики, тронутые морозом.
Через некоторое время, к нашей радости . стали распускаться новые почки. Кроме посадки семян в горшочки мы продолжали экспериментирование: сравнение желудей с разных дубов (они разные: у одного дерева они толстые и бокастые, у другого как маслины, у третьего - почти круглые, у четвёртого – как кизил. Скорлупа разного цвета – у одного ровный окрас , у другого с темноватыми линиями жилок, у третьего – почти шоколадная).Проводили опыты «Качество и свойства древесины (режется с трудом, трудно вбить гвоздь, меняет цвет под воздействием воды), «Сравнение древесины молодого и старого дуба» (у молодого дуба гладкая, оливково- бурая, у старого – почти чёрная). Проведены цикл бесед: «Дуб – кормилец» (кормит и друзей и врагов. Пчёлы во время цветения собирают пыльцу, лесные голуби, мыши, косули, кабаны, олени, белки – жёлуди); «Дуб место для жилья»(на его кроне , в дуплах делают гнёзда десятки птиц, летучие мыши, белки, куницы); «Друзья и враги дуба» (птицы избавляют дерево от прожорливых вредных насекомых. В добром согласии с корнями дуба живут грибы ); «Дуб – лекарь» (кора дуба применяется в стоматологии); «Дуб в жизни человека» (из древесины строят дома, корабли, делают мебель).
На протяжении всего проекта акцентировалось внимание на разумный подход и бережное отношение к деревьям.
В результате проделанной работы дети вырастили собственными руками саженцы для своего участка, узнали много интересного из жизни дуба, а главное, у них заложено первоначальное понимание аспектов взаимодействия человека с природой, желание охранять природу и по мере возможности восстанавливать её богатства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект ПРОРОЩЕННАЯ ПШЕНИЦА – БЕСЦЕННЫЙ ПОДАРОК ПРИРОДЫ!
Данный проект был разработан с моим воспитатником Порхоменко Александром , которому 3,6 года МБДОУ детский сад №8 "Колосок".Данный проект вызвал у ребёнка интерес о проростании пшеницы в к...
Красота природы бесценна.
Сформировать у детей убежденние, что красота и творение природы бесценны, поэтому их необходимо беречь и охратять....
Проект «Природа - бесценный дар, один на всех»
Проект «Природа - бесценный дар, один на всех»...
Конспект познавательной беседы для детей подготовительной группы на тему «Красота природы бесценна»
Красота природы бесценна! Как сохранить природу родного города-живописные озера, березовую рощу, тополиные аллеи? Что значит любить природу и охранять все живое? На все эти и другие вопросы дает ответ...
Эмоционально -смысловое общение воспитателя с детьми старшей группы с ОНР на тему «Красота природы бесценна»
Воспитатель приглашает детей в лес. Дети восхищаются красотой природы, Описывают, глядя на экран природу в разное время года. Учаться слушать звуки леса, представляют себя частью природы. Вспоминают п...
Проект « Природа - бесценный дар, один на всех»
Цель проекта : привлечь взрослых и детей к помощи пернатым друзьям в зимнее время, обогатить и расширить знания и представления детей о птицах, особенностях образа их жизни, повадках пт...
Краткосрочный проект: "Природа - бесценный дар, один на всех"
Экологическая ситуация в современном мире сложилась таком образом, что оставаться равнодушным к проблемам экологии никак невозможно. Действительность требует активного отношения к проблемам окруж...
- Мне нравится (2)