«Развитие речи детей по средствам художественной литературы»
консультация по развитию речи
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.
Задачи:
Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.
Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.
Содействовать формированию у родителей представление о главном в области развития речи и готовности к овладению грамотой через художественную литературу.
Продолжать учить детей внимательно слушать сказки, правильно воспринимать содержание, сопереживать ее героям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_po_sredstvam_hudozhestvennoy_literatury.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей по средствам художественной литературы»
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.
Задачи:
Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.
Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.
Содействовать формированию у родителей представление о главном в области развития речи и готовности к овладению грамотой через художественную литературу.
Продолжать учить детей внимательно слушать сказки, правильно воспринимать содержание, сопереживать ее героям.
Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, транспорт описываются игровые и бытовые ситуации.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.
Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве
Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и формирование грамматического строя предложения). Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием связной, грамотной речи дошкольников, подготовка детей к школьному обучению.
В старшей группе перед педагогом стоят задачи:
воспитывать у детей любовь к книге;
художественной литературе;
способность чувствовать художественный образ;
развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи;
воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений;
развивать воображение, фантазию, умение детей самостоятельно сочинять сказки.
Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, понятно изъясняться.
Для самостоятельной художественно-речевой деятельности в группе создана развивающая среда.
Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.
картин, игрушек.
Наглядный метод: приёмы-
показ иллюстраций,;
элементы инсценировки;
просмотр видеофильмов;
изготовление атрибутов к сказкам;
используем книжки – сказки изготовленные родителями совместно с детьми;
для развития речи, воображения, фантазии, формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития использую развивающие книги изготовленные родителем- мамой;
оформление выставок: героев из прочитанных произведений.
Словесный метод: приёмы-
чтение произведений с просмотром иллюстраций;
вопросы по содержанию произведений;
беседа по произведению;
пересказ произведений;
чтение сказок детьми;
заучивание наизусть роли;
прослушивание произведений музыкальных книг;
прослушивание аудиозаписей.
Игровые методы и приёмы реализуются через:
использование различных персонажей и сказочных сюжетов;
элементы инсценировки;
игры-драматизации;
дидактические игры;
театрализованные игры, использование разных видов театра;
игровая деятельность.
Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.
Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.
Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.
Словесно-дидактическая игра «Радио»
Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать
речь детей.
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.
Игровое действие: обращаюсь к детям, «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадёт,
Любит кашку, любит колобка.
Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса?
«Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок», «Колобок».
Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»
Цель: развитие памяти, речи детей.
Игровое действие:
Задание 1. «Сколько сказок свернулось в клубок?»: «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко, курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может» «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».
Задание 2. Угадай сказку по трём словам:
Коза, козлятки, волк. «Волк и семеро козлят».
Алёнушка, козлёнок, колодец. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета, развитие памяти и внимание, наблюдательности и фантазии, логического мышления, мелкой моторики и речи.
Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица леса, растущий рядом с домом: «Я - зеленый, густой лес. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как - то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок полежал, а потом покатился по подоконнику, ухватился за полотенце, прыг в окно – и в малинник соскочил. Оттуда – во двор, со двора – за ворота и в лес. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катиться, а навстречу ему зайчик. Лесной житель грызёт морковку, а в узелке за плечами хрустящую капусту деткам своим несёт. Затем встречается волк, он с рыбалки возвращался, с полным ведром рыбок. Здесь бабочка и лягушка стали колобка просить вернуться домой. Съедят его. Но колобок, ни кого не слушал и покатился дальше. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Детям можно предложить рассказать сказку «Курочка Ряба» от лица мышки, сказку «Маша и медведь» от лица собаки, которая прогнала медведя. Продолжим сказку, та же собака по просьбе Маши сбегала в лес и пригласила медведя в гости на пирожки с чаем и мёдом.
Словесно- дидактическая игра «Волк и семеро козлят» (с элементами мнемотехники)
Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи, счетом.
Задачи.
Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности, подвести итоговое число, все ли козлята остались живы.
Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке.
Игра состоит из нескольких этапов.
Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
С помощью художественной литературы у детей дошкольного
возраста развивается:
Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.
Слушать вместе с группой сверстников, когда педагог рассказывает.
Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок.
Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений.
Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.
Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.
Процесс общения ребёнка с книгой превратится в захватывающую игру. Прослушав и изучив сказку, дети сочиняют свою сказку, используя этих героев, и играют роль.
Уникальность книг-сказок сшитыми руками мамы заключается в том, что дети оказываются непосредственно вовлечёнными в сказку, получая при этом знания и положительные эмоции.
Основная задача книги – не только пробудить у ребёнка интерес к чтению, общению и познанию, но и воспитывает творческую личность, способную мыслить образно.
Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, развивает интеллектуальную личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей через чтение художественной литературы»
Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
Презентация для семинара-практикума с родителями: «Развитие речи детей через чтение художественной литературы»
Презентация для семинара-практикума для родителей по развитию речи детей раннего возраста через чтение художественной литературы...
Родительское собрание (во второй младшей группе) «Развитие речи детей через чтение художественной литературы»
Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
«Развитие речи детей посредством чтения художественной литературы»
Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества ...
презентация" Развитие речи детей через чтение художественной литературы"
материал полезен воспитателям на собрании с родителями на тему" роль чтения художетсвенной литературы"...
Консультация для родителей "Развитие речи детей посредством произведений художественной литературы"
Данный материал поможет родителям в освоении детьми родного языка, обогащению словарного запаса, развитию умения сформулировать и выразить свою мысль, приобщению к фольклору, формированию интереса к к...
Развитие речи детей через чтение художественной литературы.
Данная консультация поможет педагогам правильно и ясно организовать работу по ознакомлению детей с художественной литературой....