план по самообразованию "Формирование нравственных ценностей средствами художественной литературы"
методическая разработка (подготовительная группа)
План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год
Подменный воспитатель Саух Елена Андреевна подготовительной группы «Колокольчики» МАДОУ «Детский сад №6 «Светлячок»
Тема: «Формирование нравственных ценностей, чуткости и дружеских взаимоотношений у детей подготовительной группы средствами художественной литературы».
Проблема: В настоящее время в средствах массовой информации, компьютерных играх – очень часто мы видим жестокость и насилие, которые пагубно влияют на психику ребенка. Как результат – ухудшение духовно-нравственного состояния общества, растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие значения на формирование характера и модели поведения растущего человека. Содержанием духовно- нравственного воспитания является тот опыт, который приобретается ребенком в процессе взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками под присмотром педагога.
Я решила для успешного достижения цели использовать детскую художественную литературу. Ведь детская художественная литература является активным средством воздействия на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных произведений для детей, где главные герои в разных ситуациях проявляются все нравственные качества человека. Во все времена в каждом доме существовала своя библиотека с детской и взрослой литературой. В нашей группе имеется небольшая, но постоянно пополняющаяся библиотека с замечательными русскими народными сказками, знакомящие детей с понятиями «добра» и «зла», с рассказами о дружбе, честности, справедливости, с произведениями Н. Носова, К. Чуковского, С. Маршака, Л.Толстого, воспитывающие в детях смелость, отрицательное отношение к воровству, жадности, неаккуратности, со стихами А. Барто о доброте и взаимовыручке, с рассказами В. Осеевой, сказками В. Сутеева и многое другое. Красочные иллюстрации к книгам позволяет более полно представить смысл сюжета и его героев.
Цель: через художественную литературу помочь своим воспитанникам сформировать опыт морально-нравственного отношения к окружающему миру; воспитывать доброжелательные отношения к товарищам; к родным и близким членам семьи, систематизировать и обобщить правила культуры общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
1. Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.
2. Сформировать умение у детей давать оценку своим поступкам и поступкам сверстников через художественные образы и сюжеты.
3. Воспитывать культуру речи, умение вежливо общаться в процессе игры со сверстниками, правильно выражать свои мысли.
4. Формировать нравственные общечеловеческие качества, правила общения между людьми, умение считаться с их желаниями и интересами, у
5. Способствовать развитию интереса к художественной литературе.
План работы:
Срок | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | 1.Изучение научной литературы и методических пособий по данной теме. 2.Проведение этических бесед: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Вежливая просьба». | Консультации для родителей на тему: «Старший дошкольный возраст – какой он?», «Семья и родной дом». Анкетирование «Насколько я знаю своего ребенка» |
Октябрь | 1Этические беседы «Секрет вежливости», «Воспитанность и вежливость» 2.Чтение произведений авторов: А.Барто «Вовка –добрая душа», «Спасибо», «Любочка», «Медвежонок–невежа»; О. Дриз «Добрые слова»; В.Юсупов «Простите»; В.Липанович «Вежливая лошадь», С. Маршак «Ежели вы вежливы»; М.Дружиннина «Что такое здравствуй»; О.Емельянова «Вежливые слова».
| Конкурс чтецов «Стихотворения о родном крае» |
Ноябрь | 1.Беседа: «Что такое щедрость и гостеприимство? 2. Чтение сказок «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль» | Инсценировка сказки «Лиса и журавль» для детей подготовительной группы |
Декабрь | 1.Беседа с детьми «Дружба, добро и зло». 2.Чтение русских народных сказок «Царевна-лягушка», Мороз-Иванович» | Консультация для родителей « Сказкотерапия для детей?» |
Январь | Чтение сказок В. Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок», «Под грибом», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кораблик», «Дядя Миша» | Краткосрочный проект «Чему учат сказки В. Сутеева?» |
Февраль | 1.Беседа: «Какие слова называют волшебными?» 2.Чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово» | Проведение образовательной деятельности «Учимся вежливости» |
Март | 1.Беседы «Добрые поступки» и «Плохие поступки». Раскраски литературных героев. 2. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» | Театрализованная деятельность «Лиса и заяц» |
Апрель | 1.Беседа: «Что такое милосердие?» 2.Чтение стихотворения В. Павлова «Милосердие» и сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» | Коллективная работа «Цветок желаний» |
Май | 1.Беседа: «Какими дружными и вежливыми мы стали!» Подведение итогов | Проведение итогового мероприятия «Путешествие на остров «Дружба» |
Литература:
1.Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
2.Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
3.Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
4.Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.
5. Н. Иванова «Воспитание добрых чувств» - 2009.
6.В.И. Петрова, Т.Д. Стульчак «Этические беседы с детьми 4-7 лет» - 2013.
7.В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план по самообразованию | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год
Подменный воспитатель Саух Елена Андреевна подготовительной группы «Колокольчики» МАДОУ «Детский сад №6 «Светлячок»
Тема: «Формирование нравственных ценностей, чуткости и дружеских взаимоотношений у детей подготовительной группы средствами художественной литературы».
Проблема: В настоящее время в средствах массовой информации, компьютерных играх – очень часто мы видим жестокость и насилие, которые пагубно влияют на психику ребенка. Как результат – ухудшение духовно-нравственного состояния общества, растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие значения на формирование характера и модели поведения растущего человека. Содержанием духовно- нравственного воспитания является тот опыт, который приобретается ребенком в процессе взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками под присмотром педагога.
Я решила для успешного достижения цели использовать детскую художественную литературу. Ведь детская художественная литература является активным средством воздействия на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных произведений для детей, где главные герои в разных ситуациях проявляются все нравственные качества человека. Во все времена в каждом доме существовала своя библиотека с детской и взрослой литературой. В нашей группе имеется небольшая, но постоянно пополняющаяся библиотека с замечательными русскими народными сказками, знакомящие детей с понятиями «добра» и «зла», с рассказами о дружбе, честности, справедливости, с произведениями Н. Носова, К. Чуковского, С. Маршака, Л.Толстого, воспитывающие в детях смелость, отрицательное отношение к воровству, жадности, неаккуратности, со стихами А. Барто о доброте и взаимовыручке, с рассказами В. Осеевой, сказками В. Сутеева и многое другое. Красочные иллюстрации к книгам позволяет более полно представить смысл сюжета и его героев.
Цель: через художественную литературу помочь своим воспитанникам сформировать опыт морально-нравственного отношения к окружающему миру; воспитывать доброжелательные отношения к товарищам; к родным и близким членам семьи, систематизировать и обобщить правила культуры общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
1. Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.
2. Сформировать умение у детей давать оценку своим поступкам и поступкам сверстников через художественные образы и сюжеты.
3. Воспитывать культуру речи, умение вежливо общаться в процессе игры со сверстниками, правильно выражать свои мысли.
4. Формировать нравственные общечеловеческие качества, правила общения между людьми, умение считаться с их желаниями и интересами, у
5. Способствовать развитию интереса к художественной литературе.
План работы:
Срок | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | 1.Изучение научной литературы и методических пособий по данной теме. 2.Проведение этических бесед: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Вежливая просьба». | Консультации для родителей на тему: «Старший дошкольный возраст – какой он?», «Семья и родной дом». Анкетирование «Насколько я знаю своего ребенка» |
Октябрь | 1Этические беседы «Секрет вежливости», «Воспитанность и вежливость» 2.Чтение произведений авторов: А.Барто «Вовка –добрая душа», «Спасибо», «Любочка», «Медвежонок–невежа»; О. Дриз «Добрые слова»; В.Юсупов «Простите»; В.Липанович «Вежливая лошадь», С. Маршак «Ежели вы вежливы»; М.Дружиннина «Что такое здравствуй»; О.Емельянова «Вежливые слова». | Конкурс чтецов «Стихотворения о родном крае» |
Ноябрь | 1.Беседа: «Что такое щедрость и гостеприимство? 2. Чтение сказок «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль» | Инсценировка сказки «Лиса и журавль» для детей подготовительной группы |
Декабрь | 1.Беседа с детьми «Дружба, добро и зло». 2.Чтение русских народных сказок «Царевна-лягушка», Мороз-Иванович» | Консультация для родителей « Сказкотерапия для детей?» |
Январь | Чтение сказок В. Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок», «Под грибом», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кораблик», «Дядя Миша» | Краткосрочный проект «Чему учат сказки В. Сутеева?» |
Февраль | 1.Беседа: «Какие слова называют волшебными?» 2.Чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово» | Проведение образовательной деятельности «Учимся вежливости» |
Март | 1.Беседы «Добрые поступки» и «Плохие поступки». Раскраски литературных героев. 2. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» | Театрализованная деятельность «Лиса и заяц» |
Апрель | 1.Беседа: «Что такое милосердие?» 2.Чтение стихотворения В. Павлова «Милосердие» и сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» | Коллективная работа «Цветок желаний» |
Май | 1.Беседа: «Какими дружными и вежливыми мы стали!» Подведение итогов | Проведение итогового мероприятия «Путешествие на остров «Дружба» |
Литература:
1.Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
2.Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
3.Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
4.Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.
5. Н. Иванова «Воспитание добрых чувств» - 2009.
6.В.И. Петрова, Т.Д. Стульчак «Этические беседы с детьми 4-7 лет» - 2013.
7.В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"
Конспект Совета педагогов на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"...
из опыта работы "Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств средствами художественной литературы"
Консультация посвящена воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста и тесно связано с формированием у них этических представлений, в том числе гуманных качеств личности....
Выступление на педсовете на тему: "Формирование у старших дошкольников нравственных качеств средствами художественной литературы"
Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и н...
Рабочая программа: «Формирования нравственных представлений средствами художественной литературы в младшем дошкольном возрасте"
Рабочая программа по работе с младшими дошкольниками по художественной литературе....
Буклет :"НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Чтение в годы детства — это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в дет...
«Формирование моральных норм и нравственных ценностей посредством художественной литературы в процессе взаимодействия с детьми, проявляющими асоциальное поведение»
laquo;Формирование моральных норм и нравственных ценностей посредством художественной литературы в процессе взаимодействия с детьми, проявляющими асоциальное поведение»...
Проект "Формирование семейных ценностей средствами художественной литературы"
Данный проект, реализуемый для воспитанников старшей, подготовительной групп. За основу взято произведение А.К.Вестли "Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик".Взаимоотношения в семье н...