Сообщение из опыта рабоы по социально нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития дошкольников. Социально-личностное развитие - это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Ребенок, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno_nravst._vosp.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития дошкольников. Социально-личностное развитие - это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Ребенок, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.
Социально-нравственное воспитание является активным и целенаправленным педагогическим процессом, который формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение в обществе. У детей оно начинается с первых лет жизни и основывается на формировании положительных качеств человека. В процессе общения ребенок проявляет свой характер, формирует социально-нравственные качества, позиционирует себя как гражданин и определяет свою позицию в обществе. Для того чтобы социально-нравственное воспитание дошкольников было эффективным, необходимо проводить систематическую воспитательную работу с детьми.
Содержание работы в образовательной области «Социально –коммуникативное развитие» мы определяем в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М,А. Васильевой ( пилотный вариант), 2014 г., для реализации которых используем рекомендации и пособие Р.С. Буре «Социально – нравственное воспитание дошкольников»
В соответствии с ФГОС ДО мы планомерно и систематически проводим образовательную деятельность по социально - нравственному воспитанию детей: ООД, совместная деятельность воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей, содержание которой связывается со всеми сторонами жизни детей – это наблюдение, игры, беседы, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений.
В нашей группе есть дети застенчивые, агрессивные, замкнутые, социально неуверенные, и каждому нужно помочь найти «тропинку» к преодолению своего комплекса. Поэтому свою работу в группе мы начинаем с разнообразного утреннего приема детей, встречаем детей с улыбкой, стараемся увлечь в интересную беседу, выслушиваем каждого ребенка, учим не перебивать рассказчика, а уметь терпеливо выслушать и по необходимости продолжить беседу. Стараемся увлечь ребенка чудесной книгой или познавательными рассказами, из которых они узнают много нового, интересного, непознанного. И в связи с этим перед собой мы поставили цель: помочь ребёнку усвоить нормы и ценности в обществе.
Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим;
- формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- развивать представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях в группе детского сада и дома;
- развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
- обогащать словарь детей вежливыми словами;
- побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки.)
При решении задач мы использовали следующие методы социально-нравственного воспитания: беседа, проблемные ситуации, практические задания, упражнения, образец, игра, объяснения.
Работу по воспитанию социально нравственных качеств у дошкольников мы начали с создания в группе развивающей - предметной среды.
Мы продумали расположение игровых центров и организовали их таким образом, чтобы детям было комфортно, удобно играть. Игрушки разместили в определенном порядке по видам игровой деятельности. Познакомили детей с местом хранения игрушек. Способ хранения целесообразный и доступный детям: ребенку удобно достать и убрать игрушку после игры.
В центре «Сказки» подобрали яркие книги со сказками «Два жадных медвежонка», «Заяц – хваста », «Рукавица», «Зимовье» и др.
В центре «театра» разместили разные виды театра: настольный театр, театр картинок, пальчиковый и кукольный театр, маски к сказкам, а так же DVD диски с русскими народными сказками .
Социально - нравственное воспитание осуществляли через организованную образовательную деятельность, совместную деятельность со взрослыми, самостоятельную деятельность детей.
В младшей группе учили детей правилам вежливого поведения : здороваться со взрослыми, со сверстниками , уходя из детского сада прощаться, благодарить за помощь.
Так как в организованной образовательной деятельности дети знакомятся с правилами поведения и общения, следовательно, нами были проведены в ООД занятия «Не надо ссориться, друзья», «Дружба начинается с улыбки», «День рождения у куклы Даши» .
Для воспитания положительных эмоций в своей работе мы использовали художественное слово: познакомили с произведениями А. Барто «Требуется друг», «В. Осеева «Вежливое слово», «Почему», Б. Жидков «Что я видел» и др.
Игра является одним из наиболее значимых видов деятельности, поэтому мы старалась чаще включать детей в разнообразные виды игровой деятельности. Сюжеты создавала с помощью игровых персонажей. Чтобы вызвать желание помочь тем, кому требуется помощь, создавали проблемную ситуацию (Мишка с Зайчиком шли в гости к Белочке и рассыпали все пуговицы, которые нужны ей для платья. Что же им делать?)
- игры-имитации, сопровождаемые текстом и звукоподражанием, игры драматизации: («Школа добрых волшебников», «Волшебная школа», «Телефон», «Три товарища».)
Использовали этюды на выражение различных эмоциональных состояний: («Поссорились, помирились», «Лисенок боится», «Мое настроение» ) и т. д. , игры со строительным материалом, подвижные игры.
Особое место в работе с дошкольниками отводили дидактическим играм, которые воспитывают добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь.
(« С кем дружить», «Да или нет», «Вежливые слова» и др.)
Свою работу в социально-нравственном воспитании детей мы продолжили и в средней группе.
Изготовили и приобрели дополнительные д/игры «Научи послушанию» , «Объясни зачем», «Где, что можно делать» и др. В центр «Театр» добавили теневой театр, с помощью родителей приобрели ширму для театра.
Пополнили книгами, оформленные Ю. Васнецовым, Е. Чарушиным центр « Художественной литературы. Продолжили работу по формированию у детей доброжелательных взаимоотношений между собой, обращали внимание на хорошие поступки друг друга . Дети стали более отзывчивыми, справедливыми, между ними стали доброжелательные взаимоотношения.
Для того чтобы дети закрепили представления « хорошо», «плохо», научились определять положительные и отрицательные поступки сверстников использовала игру: «Добрые превращения». Для закрепления умения определять положительные и отрицательные поступки, познакомила детей с « Хор – Плошей. «Хор – Плоша» - это выдуманная игрушка, которая наблюдает за поступками детей. Рассказали детям о том, что этот персонаж необычный, в нем две половинки. Одна половинка - это добро, другая – зло; если ребенок совершает хорошие поступки, «Хор - Плоша» становится добрым, радушным на лице у него улыбка, а если он видит плохие поступки - становится печальным, расстроенным.
Широко применяли в своей работе по воспитанию чувства коллективизма, доброжелательных и заботливых отношений друг к другу малоподвижные игры, в которых раскрываются нравственные качества ребенка. (Например, в день рождения каждого ребенка, мы проводили игру « Подарок »: дети образуют круг – в середину встает именинник, остальные дети – поздравляющие. Каждый из детей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносит его имениннику. Именинник должен догадаться, что ему подарили и поблагодарить.
Но в начале учебного года наблюдая за игровой деятельностью детей, мы замечали, что часто возникали конфликты из-за игрушек: многим хотелось, например, поиграть с маленькими мишками или большим самосвалом. Мы решили объединять детей в совместную игру, выработать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, во что и как они будут играть. Для этого мы использовали различные приёмы. Например, Кирилл возит грузовую машину, а Артём начал что-то строить, беря детали из коробки. Предлагали Антону подвозить детали, а чтобы постройка была закончена быстрее, подключаю к нему Сашу. Игра обретает новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обращали внимание ребят на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. И потом, когда дети начинали что-то строить, они уже объединялись.
Руководя играми, уделяли внимание воспитанию у детей дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом. В нужную минуту мы включались в игру, разбирали конфликты.
Использовали в своей работе коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры: («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»); игры, направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают» и др.).
А так же использовали и игровые упражнения «Мое настроение», «Дружная семья», «Мой любимый детский сад», «Ласковое имя», «Дружные художники», «Волшебное зеркало» и другие.
Много времени уделяли и дидактическим играм. Так, организуя дидактическую игру «Найди друзей», применяли мотивацию к игровой деятельности, создали проблемную ситуацию: рассказывали детям о том, что животные из разных местностей обитания собрались вместе, стали играть и потеряли своих друзей, спрашивали у детей: « Что нужно сделать для того, чтобы друзья нашлись?». Выслушав ответы детей, вместе с ними решали помочь зверушкам найти друг друга. После проведения игры использовали « Чудо - дерево», которое дети очень полюбили, прикрепляя листочки, дети рассказывали о положительных моментах в игре (Полина помогла Оле найти рыбку, помогли животным найти друг друга, играли дружно). Организация таких игр помогала нам воспитывать в детях заботливое отношение друг к другу, стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Мы продолжаем работу в данном направлении и в старшей группе. Учим детей заботиться о малышах, помогать им; воспитывать привычку играть сообща, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками. Расширяем представления детей о правилах поведения в общественных местах.
В ООД планируем провести занятия на темы: « Мудрое слово», « Старость надо уважать». Побеседовать с детьми о дружбе, друзьях, о том, как важно совершать добрые дела. На основе прочитанных сказок, пословиц побеседовать о мудрости и мудрых людях.
В группе мы пополнили центры дидактическими играми: «Научи послушанию», «Нужно – нельзя», «Объясни зачем» и др. В центре «Сюжетно – ролевых игр» пособия разместили таким образом, что дети сами легко подбирают игрушки, комбинируют их «под свои игровые творческие замыслы».
Изготовили многофункциональные макеты для различных игр.
С одной стороны, например, макет используется как изучение подводного мира, перевернув на другую сторону, мы уже оказываемся в космосе.
Применяем на практике игры и упражнения: «Ищу друга», «Помоги Тане», «Лакомство для друга», «Мой хороший попугай».
Используем коммуникативные игры: «Черепаха», «Федя», «Ветер, ветер», «Шалтай-болтай», «Гуляки»; контактные игры: «Съедобное, несъедобное», «Кто позвал?», «Летает, не летает», «Колечко».
Знакомим детей с художественной литературой:
В. Осеева «Почему ? », К. Чуковский «Айболит», Б. Жидков «Что я видел?», В. Дурова «Очень важный разговор» и другие.
Мы считаем, что работа по воспитанию у дошкольников социально нравственного воспитания более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.
Поэтому работу с родителями проводим по принципу «семья и дошкольное учреждение – единое воспитательно-образовательное пространство» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания ребенка. Мы и родители стараемся быть партнерами в рамках целостного процесса социально-нравственного воспитания ребенка. В группе организуем совместные конкурсы детей и родителей, проектную деятельность.
Широко применяем индивидуальные формы работы с родителями: беседы, консультации, посещения семей (посетили уже 4 семьи), поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, выставки; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом с чаепитием) ; выставляем информацию на сайте группы и ДОУ.
Самым главным показателем результативности нашей работы, являются слова благодарности, когда оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает нам знать о том, что маленькие « ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки.
Воспитание социально-нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. И поэтому работу в данном направлении мы будем продолжать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
В статье дается понятие нравственность, социализация, приводятся примеры....
Консультация для воспитателей. "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Социально-нравственное воспитание детей является приоритетным во многих образовательных программах, реализуемых в дошкольных учреждениях. Мне как педагогу часто приходится выступать перед родителями и...
Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы ...
Актуальные вопросы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях
Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное напр...
Музейная педагогика как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, п...
СООБЩЕНИЕ «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его...
Круглый стол на тему «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» для педагогов и родителей дошкольного учреждения.
Цель круглого стола: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование у детей знаний по теме социально-нра...