Сообщение из опыта рабоы по социально нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Кретова Людмила Григорьевна

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития дошкольников.  Социально-личностное развитие - это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Ребенок, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.  В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno_nravst._vosp.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития дошкольников.  Социально-личностное развитие - это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Ребенок, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.  В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Социально-нравственное воспитание является активным и целенаправленным педагогическим процессом, который формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение в обществе. У детей оно  начинается с первых лет жизни и основывается на формировании положительных качеств человека. В процессе общения ребенок проявляет свой характер, формирует социально-нравственные качества, позиционирует себя как гражданин и определяет свою позицию в обществе. Для того чтобы социально-нравственное воспитание дошкольников было эффективным, необходимо проводить систематическую воспитательную работу с детьми.

Содержание работы в образовательной области  «Социально –коммуникативное развитие»   мы определяем в соответствии  с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М,А. Васильевой  ( пилотный вариант), 2014 г.,  для реализации которых  используем рекомендации и пособие Р.С. Буре «Социально – нравственное воспитание  дошкольников»

В соответствии с ФГОС ДО  мы планомерно и систематически проводим образовательную деятельность по социально - нравственному  воспитанию детей: ООД, совместная деятельность воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей, содержание которой связывается со всеми сторонами жизни детей – это наблюдение, игры, беседы, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений.

В нашей группе есть дети застенчивые, агрессивные, замкнутые, социально неуверенные, и каждому нужно помочь найти «тропинку» к преодолению своего комплекса. Поэтому свою работу в группе мы начинаем  с разнообразного  утреннего приема детей, встречаем  детей с улыбкой, стараемся   увлечь в интересную беседу, выслушиваем  каждого ребенка, учим  не перебивать рассказчика, а уметь терпеливо выслушать и по необходимости продолжить беседу.  Стараемся  увлечь ребенка чудесной книгой или познавательными рассказами, из которых они узнают много нового, интересного, непознанного.   И в связи с этим перед собой мы поставили цель: помочь  ребёнку усвоить нормы и ценности в обществе.

 Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное  отношение  к окружающим;

- формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;

- развивать представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях в группе детского сада и дома;

- развивать   стремление  выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

- обогащать словарь детей вежливыми словами;

- побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки.)

         При решении задач мы использовали следующие методы социально-нравственного воспитания: беседа, проблемные ситуации, практические задания, упражнения, образец, игра, объяснения.

Работу по воспитанию  социально нравственных качеств у дошкольников мы начали с создания в группе развивающей  - предметной среды.

Мы продумали  расположение игровых центров и  организовали их таким образом, чтобы детям было  комфортно, удобно играть. Игрушки разместили в определенном порядке по видам игровой деятельности. Познакомили детей с местом хранения игрушек. Способ хранения целесообразный и доступный детям: ребенку удобно достать и убрать игрушку после игры.  

В центре  «Сказки» подобрали яркие книги со сказками «Два жадных медвежонка», «Заяц – хваста », «Рукавица», «Зимовье» и др.

В центре «театра» разместили разные виды театра: настольный театр, театр картинок, пальчиковый и кукольный театр, маски к сказкам, а так же DVD диски с русскими народными сказками .

          Социально - нравственное воспитание  осуществляли  через организованную  образовательную деятельность, совместную деятельность со взрослыми, самостоятельную деятельность детей.

 В младшей группе учили детей правилам вежливого поведения :  здороваться со взрослыми, со сверстниками , уходя из детского сада прощаться, благодарить за помощь.

Так как в  организованной образовательной деятельности дети знакомятся  с правилами поведения и общения, следовательно, нами были проведены  в ООД  занятия «Не надо ссориться,  друзья»,  «Дружба начинается с улыбки», «День рождения у куклы Даши» .

Для воспитания положительных эмоций в своей работе мы использовали  художественное слово: познакомили  с произведениями А. Барто «Требуется друг», «В. Осеева «Вежливое слово», «Почему»,  Б. Жидков «Что я видел» и др.

 Игра  является одним из наиболее значимых видов деятельности, поэтому мы   старалась чаще включать детей   в разнообразные виды игровой деятельности.  Сюжеты создавала  с помощью игровых персонажей. Чтобы  вызвать желание помочь тем, кому  требуется помощь,  создавали  проблемную ситуацию (Мишка с Зайчиком шли в гости к Белочке и рассыпали все пуговицы, которые нужны ей для платья. Что же   им делать?)        

        -  игры-имитации, сопровождаемые текстом и звукоподражанием, игры драматизации: («Школа добрых волшебников»«Волшебная школа»«Телефон»«Три товарища».)

Использовали  этюды на выражение различных эмоциональных состояний: («Поссорились, помирились»«Лисенок боится»«Мое настроение» ) и т. д. ,  игры со строительным материалом, подвижные игры.

Особое место в работе с дошкольниками отводили дидактическим  играм, которые воспитывают добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь.

(« С кем дружить», «Да или нет», «Вежливые слова» и др.)

 Свою работу  в социально-нравственном воспитании детей мы продолжили и в средней группе.

Изготовили и приобрели дополнительные  д/игры «Научи послушанию» , «Объясни зачем», «Где, что можно делать» и др. В центр «Театр» добавили теневой театр, с помощью родителей  приобрели ширму для театра.

Пополнили  книгами, оформленные  Ю. Васнецовым, Е. Чарушиным  центр « Художественной литературы. Продолжили работу по формированию у детей доброжелательных взаимоотношений  между собой, обращали внимание на хорошие поступки друг друга . Дети стали более отзывчивыми, справедливыми, между ними стали доброжелательные взаимоотношения.

Для  того чтобы дети закрепили представления « хорошо», «плохо», научились определять положительные и отрицательные поступки сверстников использовала игру: «Добрые превращения». Для закрепления умения определять положительные и отрицательные поступки,  познакомила детей с « Хор – Плошей. «Хор – Плоша» - это выдуманная игрушка, которая наблюдает за поступками детей. Рассказали  детям о том, что этот персонаж необычный, в нем две половинки. Одна половинка - это добро, другая – зло; если ребенок совершает хорошие поступки, «Хор - Плоша» становится добрым, радушным на лице у него улыбка, а если он видит плохие поступки - становится печальным, расстроенным.

Широко применяли в своей работе по воспитанию чувства коллективизма,  доброжелательных и заботливых отношений друг к другу малоподвижные игры, в которых раскрываются нравственные качества ребенка. (Например,  в день рождения каждого ребенка,   мы  проводили  игру   « Подарок »: дети образуют круг – в середину встает именинник, остальные дети – поздравляющие. Каждый из детей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносит его имениннику. Именинник должен догадаться, что ему подарили и поблагодарить.

Но в  начале учебного года наблюдая за игровой деятельностью детей, мы  замечали,   что часто возникали конфликты из-за игрушек: многим хотелось, например, поиграть с маленькими мишками или большим самосвалом. Мы  решили объединять  детей в совместную игру, выработать  доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, во что и как они будут играть. Для этого мы  использовали различные приёмы. Например, Кирилл  возит грузовую машину, а Артём  начал что-то строить, беря детали из коробки. Предлагали  Антону подвозить детали, а чтобы постройка была закончена быстрее, подключаю к нему Сашу. Игра обретает новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обращали внимание ребят на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. И потом, когда дети начинали что-то строить, они уже объединялись.

Руководя играми, уделяли внимание воспитанию у детей дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом. В нужную минуту мы включались в игру, разбирали конфликты.

Использовали  в своей работе  коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры:  («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»); игры,  направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают» и др.).

 А так же использовали  и игровые упражнения «Мое настроение», «Дружная семья», «Мой любимый детский сад», «Ласковое имя», «Дружные художники», «Волшебное зеркало» и другие.

 Много времени уделяли и дидактическим играм. Так,  организуя дидактическую игру «Найди друзей», применяли мотивацию к игровой деятельности, создали проблемную ситуацию: рассказывали  детям о том, что животные из разных местностей обитания собрались вместе, стали играть и потеряли своих друзей, спрашивали  у детей: « Что нужно сделать для того, чтобы друзья нашлись?». Выслушав ответы детей, вместе с ними решали помочь зверушкам найти друг друга. После проведения игры использовали  « Чудо - дерево», которое дети очень полюбили, прикрепляя листочки, дети рассказывали о положительных моментах в игре (Полина  помогла  Оле найти рыбку, помогли животным найти друг друга, играли дружно). Организация таких игр помогала нам  воспитывать в детях заботливое отношение друг к другу, стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

 Мы продолжаем работу в данном направлении и в старшей группе. Учим детей заботиться о малышах, помогать им; воспитывать привычку играть сообща, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками. Расширяем  представления детей  о правилах поведения в общественных местах.

В ООД планируем провести занятия на темы: « Мудрое слово»,   « Старость надо уважать». Побеседовать с детьми о дружбе, друзьях, о том,  как важно совершать добрые дела. На основе прочитанных сказок, пословиц побеседовать о мудрости и мудрых людях.

В группе мы  пополнили центры дидактическими играми: «Научи послушанию», «Нужно – нельзя», «Объясни зачем» и др. В   центре «Сюжетно – ролевых игр» пособия разместили  таким образом, что дети сами  легко подбирают игрушки, комбинируют  их «под свои игровые творческие замыслы».

Изготовили многофункциональные макеты для различных игр.

С одной стороны, например,  макет используется как изучение  подводного  мира, перевернув на другую сторону, мы уже оказываемся в космосе.

Применяем на практике игры и упражнения: «Ищу друга», «Помоги Тане», «Лакомство для друга», «Мой хороший попугай».

Используем коммуникативные игры: «Черепаха», «Федя», «Ветер, ветер», «Шалтай-болтай», «Гуляки»;  контактные игры: «Съедобное, несъедобное», «Кто позвал?», «Летает, не летает», «Колечко».

Знакомим детей с художественной литературой:

В. Осеева «Почему ? », К. Чуковский «Айболит», Б. Жидков «Что я видел?», В. Дурова «Очень важный разговор» и другие.

 Мы считаем, что работа по воспитанию у дошкольников социально нравственного  воспитания  более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.

Поэтому работу с родителями проводим по  принципу «семья и дошкольное учреждение – единое воспитательно-образовательное пространство» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания ребенка.  Мы и родители стараемся быть  партнерами в рамках целостного процесса социально-нравственного воспитания ребенка.   В  группе  организуем  совместные конкурсы детей и родителей, проектную  деятельность.

Широко применяем  индивидуальные формы работы с родителями: беседы, консультации,  посещения семей (посетили уже 4 семьи),  поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, выставки; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом  с чаепитием) ; выставляем  информацию  на сайте  группы и ДОУ.

Самым главным показателем результативности нашей работы,  являются слова благодарности, когда  оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает нам  знать о том, что маленькие « ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки.

Воспитание социально-нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. И поэтому работу в данном направлении мы будем продолжать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

В статье дается понятие нравственность, социализация, приводятся примеры....

Консультация для воспитателей. "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Социально-нравственное воспитание детей является приоритетным во многих образовательных программах, реализуемых в дошкольных учреждениях. Мне как педагогу часто приходится выступать перед родителями и...

Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы ...

Актуальные вопросы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях

   Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное напр...

Музейная педагогика как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, п...

СООБЩЕНИЕ «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его...

Круглый стол на тему «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» для педагогов и родителей дошкольного учреждения.

Цель круглого стола: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование у детей знаний по теме социально-нра...