"Современные педагогические технологии эффективной социализации дошкольников в образовательной организации "Дети - волонтеры", "Социальная акция"
материал на тему
Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25 – 30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, отсутствие «дворовой» социализации и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде выдвигают на первый план задачу социализации детей начиная с дошкольного детства.
В связи с этим одной из главных задач дошкольного учреждения становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребенка в ДОО должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми.
Понимая всю важность процесса социализации детей дошкольного возраста, мы решили расширить деятельность в этом направлении и приступили к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, автором которых является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_realiz.docx | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
(Слайд 1) Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25 – 30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, отсутствие «дворовой» социализации и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде выдвигают на первый план задачу социализации детей начиная с дошкольного детства.
Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям существующих в обществе, - одно из главных условий жизни ребенка в обществе и личной готовности его к школе.
В связи с этим одной из главных задач дошкольного учреждения становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребенка в ДОО должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми.
Понимая всю важность процесса социализации детей дошкольного возраста, мы решили расширить деятельность в этом направлении и приступили к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, автором которых является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н.П.
«Дети-волонтеры» - современная технология эффективной социализации ребенка в дошкольной организации.
(Слайд 2) Основной целью реализации технологии «Дети-волонтёры» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии:
1) развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
2) развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
3) создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу воспитателя.
В нашем детском саду понятие "волонтерство" мы стали использовать год назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет.
А самые близкие нам - это малыши ясельных групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников.
На этапе внедрения технологии «Дети волонтеры», первоочередной задачей во всех группах старшего дошкольного возраста было мотивировать детей на волонтерскую деятельность. На данном этапе педагогами проводились беседы «Кто такие волонтеры?», «Чем занимаются волонтеры?», «Хочешь ли ты быть волонтером», «Чему мы можем научить малышей?», экскурсии по детскому саду в группы к малышам и выяснение того, чем они любят заниматься. Таким образом, после проведенной предварительной работы из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности сформировались команды детей – волонтеров.
(Слайд 3) В нашем детском саду в реализации технологии «Дети – волонтеры» задействованы 9 групп старшего дошкольного возраста, за которыми закреплены группы младшего дошкольного возраста. В каждой группе оформлены уголки волонтеров, где расположены необходимые атрибуты (галстуки, бейджики, эмблемы, девиз, подборка различных речёвок). Важным моментом в организации волонтерского движения является обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других. В связи с этим в группах участвующих в волонтерском движении педагогами организованы «Школы волонтеров», где педагоги учат волонтеров тому как научить малышей играть, одеваться» и т.д.
(Слайд 4) Также педагогами совместно с детьми разработаны примерные планы посещений старшими детьми младших, определены правила которые должны соблюдаться детьми – волонтерами: например «Приходя в группу, поздоровайся», «Доведи дело до конца», «Обращайся к малышам спокойно, вежливо».
Дети – волонтеры регулярно посещают свои подшефные группы раз в неделю, в определенный день с различными добрыми делами.
(Слайд 5, 6, 7, 8, 9, 10) Например: Помогают одеваться малышам после дневного сна или на прогулку, организуют подвижные и малоподвижные игры, играют в настольные игры, поют песни, рассказывают и разучивают стихи, показывают сказки и театрализованные представления, дарят подарки, сделанные своими руками, лепят и рисуют, помогают мыть игрушки, посещают малышей во время прогулки, помогают дойти им до участка и обратно, расчищают снег, помогают собрать игрушки.
(Слайд 11) Волонтерство – это, прежде всего инициатива. В результате у детей формируется умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Помогая младшим дошколятам, у детей - волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Дети – волонтеры осознают свою важную миссию – считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим.
Таким образом, дошкольники, принимая участие в волонтерском движении, осваивают основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную; они учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
(Слайд 12) «Социальная акция» - современная технология эффективной социализации ребенка в дошкольной организации.
«Социальная акция» - направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагога и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством, которые позволяют реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» - есть современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.
«Социальная акция» - одно из направлений позитивной социализации дошкольников. Основной целью данной технологии является формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания.
Проведение в ДОУ акций социального характера способствует развитию у дошкольников нравственных и личностных качеств дошкольников, создает условия для творческой самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром.
Социальные акции бывают различной направленности: помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана»); экология («Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая»); окружающий социальный мир («Чистый двор», «Безопасная дорога», «Книжка заболела»); значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).
При проведении акции мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Так как им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
Деятельность по подготовке и проведению социальной акции проходит несколько этапов.
Подготовительный этап. На данном этапе, мы определяем, на решение какой социально-педагогической проблемы будет направлена акция, кто является ее целевой группой, какова цель акции. Также продумываем форму проведения социальной акции.
Основной этап – непосредственная реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах, рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на деревьях). Обязательно к подготовке и проведению любой акции привлекаются родители.
Аналитический этап подразумевает подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив, нужно ли ее повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции.
Показателями результативности работы может служить положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим людям, к окружающей действительности. Результаты отслеживаются в повседневной деятельности посредством наблюдения в специально созданных ситуациях.
(Слайд 13) В нашем дошкольном учреждении «Социальная акция» проводится ежемесячно как внутри дошкольной организации, так и за ее пределами. Тематика и содержание акций напрямую связаны с «Ситуацией месяца». Каждая акция начинается с информирования дошкольников и родителей о целях, этапах и времени ее проведения. В каждой группе накануне размещается красочное объявление о проведении акции и с призывом об активном участии.
При подготовке к проведению акции дети совместно с воспитателем обсуждают степень своего участия в предстоящем мероприятии, его задачи, планируют свои действия и действия своих родителей в осуществлении акции.
В течение учебного года в дошкольным учреждением запланировано 9 социальных акций, 8 из которых уже прошли.
(Слайд 14) В октябре была организована социальная акция «Осенний день добра».
Первоочередной задачей данной акции было углубление представлений детей о доброте, как ценном, неотъемлемом качестве человека. В течение всего дня все желающие: воспитанники, их родители, педагоги принимали активное добровольное участие в мероприятиях дошкольного учреждения, которые были направлены на воспитание у детей положительных черт характера, способности к сплочению и мотивации детей на свершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей. Родители приняли активное участие в данной акции, они точили карандаши, накачивали мячи, ремонтировали книги, убирали участок от мусора и листвы. Дети – волонтеры также не остались в стороне, они оказывали помощь детям младших групп: помогали одеваться на прогулку, собирали игрушки, играли с малышами в подвижные игры. В итоге в конце дня в холле детского сада выросло «Дерево добрых дел», на котором каждая возрастная группа разместила листочки с мини отчетом о проведенной социальной акции.
(Слайд 15) В ноябре прошла социальная акция «Дари добро». В акции приняли участие воспитатели, дети и родители групп старшего дошкольного возраста. Перед началом акции была проведена жеребьевка, а именно на ромашке выбрать лепесток с заданием «Дети – детям младшего возраста», «Дети – детям реабилитационного центра «Жемчужина», «Семья – семье». На «Рефлексивном круге» воспитатели объявили детям новость дня, а именно, какое доброе дело им предстоит сделать, и тут закипела работа, ребята с энтузиазмом готовили подарки для других детей. И вот наступил долгожданный день. Детям уже с утра не терпелось подарить подарки, сделанные своими руками малышам, детям с ограниченными возможностями, а подарки сделанные семьями, решили вручить на мероприятии посвященном «Дню матери».
(Слайд 16) В декабре была организована социальная акция «Украсим елочку новогодними игрушками».
(Слайд 17) Социальная акция «Книжкина больница» прошла в январе.
(Слайд 18) В феврале организована социальная акция «День добрых дел», в этой акции были задействованы наши дети – волонтеры, которые посетили детей находящихся на лечении в стационаре педиатрического отделения Когалымской городской больнице. Волонтеры приготовили для болеющих детей памятные подарки, стенгазеты с пожеланиями добра, радости и скорейшего выздоровления, а также стихи, песни и игры.
(Слайд 19) В марте прошла социальная акция «Подарок соседу».
(Слайд 20) В рамках международного Дня Земли в апреле состоялась социальная акция «Земля – наш общий дом» направленная на защиту и поддержку окружающей среды. Отряды волонтеров из групп старшего дошкольного возраста приняли активное участие в акции. Они раздавали листовки, буклеты на территории дошкольного учреждения проходящим родителям и сверстникам, рассказывали о том, что нужно заботиться и защищать наш общий дом – планету Земля.
(Слайд 21) В мае организованна акция «Поздравь ветерана». Ставшая, уже традиционной в нашем детском саду.
(Слайд 22) Таким образом, на наш взгляд такая форма работы позволяет развивать не только коммуникативные отношения, коллективизм, сотрудничество, но и помогает сформировать умение детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности, развить связную речь; развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, внимание.
Применение инновационных технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной организации помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливают их желание не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современная технология эффективной социализации дошкольника в образовательном комплексе,Клубный час в МБДОУ д/с №21
Введение детей в ситуацию «Клубный час». Помощь детям в приобретении жизненного опыта (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции....
Современная педагогическая технология эффективной социализации ребёнка в дошкольной организации «Дети-волонтёры».
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных качеств. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне мате...
Из опыта работы Технология эффективной социализации дошкольников «Дети-волонтеры»
Из опыта работы Технология эффективной социализации дошкольников «Дети-волонтеры»...
«Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой» в практике работы с дошкольниками.Технология «Социальная акция»
Консультация для родителей на тему: «Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой» в практике работы с дошкольниками.Технология «Социал...
"Использование технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой "Дети-волонтеры" в рамках проекта "Большие и маленькие"
Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориент...
Мастер-класс "Дети-волонтеры как современная педагогическая технология эффективной социализации ребенка
Цель мастер-класса: повышение уровня компетентности педагогов по использованию педагогической технологии «Дети – волонтеры»...