Развитие музыкальных способностей дошкольников по средством музыкально-дидактических игр
консультация на тему
Содержание музыкального воспитания в ДОУ создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностей. Большую помощь в обучении, сенсорном воспитании детей, в решении задач их гармоничного развития оказывают музыкально-дидактические игры. Они формируют у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, умение слышать силу и длительность звука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_doshkolnikov_po_sredstvom_muzykalno.doc | 46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкальных способностей дошкольников по средством музыкально-дидактических игр.
Содержание музыкального воспитания в ДОУ создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностей. Большую помощь в обучении, сенсорном воспитании детей, в решении задач их гармоничного развития оказывают музыкально-дидактические игры. Они формируют у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, умение слышать силу и длительность звука.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, способность к восприятию, и требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, развивают внимание, находчивость.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным стимулом для желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Дидактическая игра «Поэтическое музицирование»
Рано утром в тёмном небе
Вдруг раздался сильный гром: (Тарелки)
Капли стукали по крыше
Отчего запел весь дом: (Треугольник)
Тут поднялся сильный ветер,
Зашумел в листве, в саду: (Дудочка, фольга)
С веток яблоки срывались,
Падали на землю – Бум! (Бубен)
А сороки от испуга
Растрещались по округе: (Ксилофоны)
Гром ударил ещё раз: (Тарелки)
И затихло всё тот час.
Музыкально- дидактические игры всегда содержат развитие дей-ствия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия регулярно проводимых с детьми музыкально- дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально- дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершенствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений. В дошкольных учреждениях они включаются в работу с детьми самого раннего возраста.
Виды музыкально- дидактических игр и методика их проведения.
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально- дидактические игры принято подразделять на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.
Особенности психического развития старших дошкольников свидетельствуют: в этом возрасте появляется реальная возможность для обогащения их музыкального и жизненного опыта. Согласно современным исследованиям, к семи годам ребенка:
- складывается полный комплекс музыкальных способностей;
- музыкальное восприятие – мышление развивается в единстве и взаимодействии интонационного восприятия, осознание музыки и ее индивидуальной интерпретации;
- более явно, чем ранее, проявляется интерес к музыке: дети не только предпочитают тот или иной вид деятельности, но и избирательно относятся к различным ее видам;
- формируется оценочное отношение к музыке и исполнительской деятельности;
- на основе опыта восприятия музыки развивается способность к обобщению несложных музыкальных явлений, обогащается эмоциональная сфера, активизируется творческий потенциал.
Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребенком музыкально-игрового образа, активным восприятием музыки, выступающей важнейшим составным компонентом музыкальной игры, который обуславливает характер действий ребенка. Овладевая игровыми умениями, старший дошкольник участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил действий, способствующих решению поставленных в игре задач.
Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях:
- усложнение задач и способов познавательной деятельности;
- обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений;
- изменение характера игрового общения детей и педагога (появление направленности на сверстника как на партнера по игровой деятельности; более активное использование таких моделей взаимодействия педагога ребенка, как взрослый – ведомый, взрослый – консультант, взрослый – наблюдатель).
Наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют: в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры. Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни.
Следует отметить полу функциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка.
Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, правильно передавать ритмический рисунок песен.
В старших группах дети учатся определять направление мелодии, находить длинные и короткие звуки, выкладывать ритмический рисунок, ритмично исполнять его на музыкальных инструментах. Для этого можно использовать такие игры, ка «Музыкальные лесенки», «Бубенчики», «Где мои детки?», «Ритмическое лото», «Узнай по ритму», «Учитесь танцевать» и другие.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой разного характера, учатся различать жанры, звучание музыкальных инструментов, высказываться о прослушанном произведении, иметь представление о средствах музыкальной выразительности (регистр, динамика, длительность, темп, ритм).
Применение музыкально-дидактических игр в процессе слушания дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме. В игре «Слушаем музыку» дети подбирают картинки к прослушанным произведениям, в игре «Назови композитора» называют автора музыки, в игре «Какая музыка?» с помощью импровизированных движений передают характер музыки.
Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаясь с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие, что необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений пляски, придумать свой танец, используя плясовые движения.
Большую помощь в активном развитии двигательной реакции детей оказывают музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел» дети 6 лет должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из леса, но и передать движением того или иного персонажа. Игры «Песня – танец – марш», «Чей марш», «Три танца» помогают детям освоить жанры. А игра «Концерт» обобщает знания детей. В ней каждый ребенок может сам выбрать, в чем он хочет себя проявить: в танце, музыкальном этюде, инсценировании песни, хоровой или подвижной игре. Для этого нужно выбрать элемент костюма или необходимый атрибут.
Таким образом, правильно продуманные и интересно организованные музыкально-дидактические игры расширяют музыкальные представления детей, развивают их музыкальные способности, способствуют воспитанию чувства товарищества и дружбы, развитию творческих способностей.
Предлагаю музыкально-дидактические игры:
1. «Угадай на чём играю?»
2. «Солнышко и тучка»
3. «Музыкальные узоры»
4. «Песня танец марш»
5. «Бубенчики»
6. «Я – композитор»
7. «Пляшущие цифры»
8. «Музыкальная копилка»
9. «Ветер - музыкант»
10. «Птенчики и птицы»
11. «Музыкальное лото»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"
Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...
Конспект НОД «Колобок в гостях у ребят», «Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников» средней группы
Использование музыкально – дидактических игр для развития музыкальных способностей детей. Задачи:- Развивать чувство ритма, звуковысотный, тембровый слух, используя музыкально- дидакт...
«Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника».
laquo;Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника»....
Статья "Развитие творческих способностей дошкольника с помощью музыкально-дидактических игр по системе Н.А. Зиминой"
А.Н. Зимина опираясь на основные виды игр разработала свою группу игр, где проигрывается одна игра в трех вариантах, которая способствует развитию детского творчества, и внесла некоторые изменения: сн...
Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»
https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg ссылка на видео-презентацию Опыта работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...
Музыкально-дидактическая игра ,как средство развития музыкальных способностей дошкольников
Конференция...
"Музыкально- дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников"
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальног...