Формы и методы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
методическая разработка (старшая группа) на тему
сообщение из опыта работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
«Задача воспитания - пробудить внимание к духовной жизни… Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному - вы не достигли цели воспитания». К. Д. Ушинский
Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. И то, что сейчас происходит в современном обществе, заставляют нас подумать о будущем России, о её молодёжи.
Формировать и совершенствовать духовно-нравственные ценности человеку необходимо на протяжении всей его жизни. Ясно, что процесс становления этой стороны личности ребёнка начинается задолго до школы. Вероятно, он начинается с рождения ребёнка (а, возможно, и до его рождения), но именно в дошкольном детстве (а далее и в школе) этот процесс может приобрести устойчивые очертания и стать целенаправленным.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют большое значение для человека в любом возрасте.
Суть духовно-нравственное воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.
Что может заинтересовать ребёнка? Это наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
В своей работе по духовно-нравственному воспитанию на ряду с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой использую и дополнительные программы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию:
Воспитательная работа построена по следующим направлениям:
1. Духовно-образовательное
2. Воспитательно-оздоровительное
3. Культурно-познавательное
4. Нравственно-трудовое
Над выполнением этих задач, я использую различные формы и методы.
Формы работы:
Во-первых:
- это НОД:
На каждом занятии предшествует вступительная беседа, носящая характер поискового диалога. Чаще всего беседа строится на обсуждении прослушанной песни, рассказа, связанной с темой занятия. На занятии используются сюжетно - ролевые игры, театрализованные, дидактические.
- Беседы:
1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Миша уступил игрушку Кириллу, Варя отняла игрушку у Арины, Ника помогла завязать бантик Серёже, Артём ударил Диму и т.п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом;
2) в зависимости от ситуации проводим и индивидуальные беседы;
3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.;
4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).
- Следующая форма работы – сюжетная игра. Наши дети играли в «магазин», «больницу», «парикмахерскую», «строителей», «семью», «русская изба». Во время игр я учила детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам.
Также мной использовались дидактические игры («Я и мое поведение», «Наши чувства и эмоции» и др.) Игры находятся в доступном месте, дети пользуются ими в любое время.
Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет
- труд в группе, на прогулке. В течение полугода я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений. Во время прогулок, в группе приучала детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты работы, подчеркивала пользу труда для всех детей (например, на прогулке обратила внимание детей на то, как Катя и Артём хорошо расчистили от снега тропинку к веранде; или дежурные очень хорошо ухаживают за комнатными растениями).
Мной ведётся ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т.п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка; предлагаю помочь другим в одевании на прогулку и т.п.; старалась не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.
- Экскурсии, тематические занятия, праздники по народному календарю, выставки детского творчества.
В нашей группе я веду кружок по духовно-нравственному воспитанию «Лучик Добра» и 14 декабря была организована экскурсия в Мироносицкий храм Истры. Детей встретил настоятель храма, священник Павел Малкин. Он рассказал ребятам об устройстве православного храма, познакомил с некоторыми предметами церковной утвари, показал напрестольные Евангелие и Крест, а также объяснил значение некоторых икон.
Затем все дети учились самим зажигать и ставить свечки. На память о встрече, юные гости получили в подарок иконки покровителей семьи - святых благоверных Петра и Февронии, а также подкрепили свои силы вкусными и свежими просфорами.
- Тематические и творческие вечера, посиделки. Досуги и праздники. Проведение календарно-обрядовых праздников.
В зимние новогодние праздники были организованы «Рождественские посиделки». В нашей группе - есть традиция все православные праздники проводятся с участием родителей. Дети от этого просто в восторге. Настоятель Мироносицкого храма священник Павел Малкин также был в числе гостей. Дети приготовили стихи, танцы, загадки и вместе с родителями поиграли в старинные русские игры. А по окончании всех гостей угостили чаем с баранками и вареньем.
Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму.
Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Таким образом, народные традиции должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовных ценностей. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.
- Консультации.
- Просмотр презентаций, мультфильмов.
- Народные промыслы.
- Продуктивная и проектная деятельность: оформление уголка вместе с детьми «Русская изба»; изготовление тряпичной куклы.
- Проект «Художественно-эстетическое развитие через ознакомление детей с живописью», «Народная игрушка»
- Организация выставок.
Методы:
- Наглядный метод
наблюдения;
показ сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведение дидактических игр;
экскурсии по поселку, в музей, целевые прогулки
- Словесный метод
чтение, рассказывание литературных произведений (стихи, сказки, загадки) воспитателем, детьми, родителями;
рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
разбор житейских ситуаций;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- Практический метод
организация продуктивной деятельности;
проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
изготовление кукол к сказкам;
организация постановки пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;
проведение экскурсий различной направленности;
организация вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовление с детьми наглядных пособий к занятиям.
Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сода, даёт положительные результаты. Хочется отметить, что успех взаимодействия педагогов и родителей напрямую связан с активной позицией обеих сторон: с желанием научиться и с желанием измениться.
Древняя мудрость гласит. Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-398938-1392905232.jpg)
Формы и методы работы с детьми по патриотическому воспитанию
Одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно нвпитать восприимчивую ду...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/20/picture-553842-1419054852.jpg)
Современный подход к работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию
Семья в нашем обществе- первичный коллектив, в котором все его члены, в том числе и дети, живут по законом коллектива. Это мир, в котором закладываются основы морали, культуры поведения, дисципл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/11/picture-562136-1420979824.jpg)
Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию.
Материал из опыта работы по экологическому воспитанию....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-1004434-1517464950.jpg)
Консультация для педагогов на тему "Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию"
Консультация для педагогов ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/03/picture-787743-1462279794.jpg)
Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)
Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-348122-1477907084.jpg)
Система работы с детьми по духовно – нравственному воспитанию на 2016-2017 учебный год
активные занятия задачипроизведения...
Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...