Эмоционально-смысловое общение с детьми дошкольного возраста для формирования представлений о дружбе
картотека (старшая группа) на тему
Эмоционально-смысловое общение с детьми дошкольного возраста для формирования представлений о дружбе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emots-smysl.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ НА ТЕМУ: «Что такое дружба и как стать хорошим другом»
Дети входят в группу под песню «Улыбка»
- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно встретиться с вами. Сегодня я надеюсь, что мы проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой.
1. Приветствие. Упражнение «Знакомство».
Сейчас мы будем передавать по кругу сердечко. Получив его, пожалуйста, назовите свое имя и то, что вы больше всего любите делать.
Итак, мы с вами немножко познакомились.
2. Вступление.
1. Пословица о дружбе:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
- О чём эта пословица?
- Как вы понимаете эту пословицу?
Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения.
2. «Волшебная страна».
- Далеко, далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Интерес, Дружба. Дружба живёт в прекрасном дворце. Каждый день, когда встаёт солнце, жители этого дворца занимаются разными делами. А сегодня они готовятся к встрече с нами. Но прежде чем войти во дворец, нам надо познакомиться с правилами, по которым живут его жители.
Правила дружбы:
1. Друга ищи, а найдешь, береги.
2. Нос задирать – друзей потерять.
3. Прислушивайся к мнению друга, когда что-то делаете вместе.
4. Умей договориться с друзьями.
5. Умей поделиться с друзьями хорошим настроением.
6. Не радуйся неудачам друга, лучше приди на помощь в трудную минуту.
Вопросы к детям:
- Знакомы ли вам эти правила?
- Теперь, когда вы их знаешь, сможете их выполнять?
- Во дворце Дружбы живут мальчики и девочки, которые очень дружны. Любой человек, пожалуй, мечтает иметь настоящих друзей. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг уже у вас есть. У кого-то множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого гордо можно было бы назвать своим другом. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.
3. Основная часть
1. Игра «Дружба»
Инструкция:
- Можете ли вы мне сказать, почему человеку нужны друзья? Каким должен быть хороший друг?
- Сядьте удобно и закройте глаза. Вздохните глубоко – выдохните.
- Теперь представьте, что вы находитесь в окружении своих друзей. Это особые люди в твоей жизни, люди с которыми тебе хорошо. Ты можешь им доверять, рассказывать обо всех важных событиях своей жизни. Посмотри на каждого своего друга и подумай, почему он или она так важны для тебя. Может кто-то из них тебе особенно дорог? Если это так, тогда скажи ему или ей, как тебе нравится, когда вы вместе и как тебе важна ваша дружба. А теперь я хотела бы, чтобы вы попрощались с друзьями и опять вернулись в группу.
Вопросы детям:
- Видели вы своих друзей?
- Что ты сказал своему другу или подруге?
2. Сказка «Дружба» автор – Е. Агеенкова
Вопросы для обсуждения:
- Как вы понимаете слова «надо прислушиваться к людям»?
- Что значит «научиться слушать сердцем»?
- Можно ли этому научиться?
3. Упражнение «Мой лучший друг»
Детям предлагается из ряда качеств и особенностей выбрать те, которые важны для дружбы.
Положительные качества личности: доброта, честность, ум, смелость, сила, трудолюбие, чувство юмора, щедрость, аккуратность, преданность, умение держать слово, согласие, умение слушать и уступать другу, умение признавать свои ошибки, терпение, переживание, радость за друга, умение давать полезные советы, умение оказывать помощь, поддержка в хорошем деле.
Отрицательные качества личности: злоба, лень, хвастовство, жадность, трусость, обзывательство, насмешки над своим товарищем, поддержка в озорстве и хулиганстве
4. Упражнение “Подарок”
- Друзьям обычно дарят подарки и говорят комплименты. Комплимент – это добрые, тёплые, искренние слова, от которых становится приятно на душе.
Предлагается детям взять из коробки по одному или по два цветка и подарить их тому, кому они захотят, но обязательно со словами: “Я дарю тебе цветок, потому что ты самый…(сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).
Тем детям, которым никто не подарит цветок, это нужно сделать ведущему, который обязательно отмечает лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.
6. «Правила дружбы»
- Мы сегодня говорили о дружбе, о качествах настоящих друзей. У меня для вас есть ещё один подарок. Я вам дарю солнышко, на лучах которого написаны правила дружбы. И желаю вам, чтоб рядом с вами всегда были настоящие, искренние друзья. И вы дорожили своей дружбой.
1. Умей вовремя улыбнуться!
2. Не обижайся из-за каждого пустяка!
3. Не оставляй друга в беде!
4. Умей признать ошибку и извинись!
5. Делитесь новостями о своих успехах.
6. Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
7. Сохранять доверенные тайны.
5. Ритуал прощания.
- Наша встреча подходит к концу. Ребята, пожалуйста, встаньте в общий круг. Каждый поднимает руку впереди себя со словами “До новых встреч! Спасибо за приятный день!»
4. Рефлексия занятия.
1. Какое настроение было у вас во время занятия?
2. Что понравилось больше всего?
- А сейчас я предлагаю вам пригласить друзей на веселый танец.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ О ДРУЖБЕ
Воспитатель включает запись песни "Когда мои друзья со мной" муз. В.Шаинского, слова М.Танича. Можно предложить детям подвигаться под музыку.
Воспитатель: Дети! Догадались, о чём у нас будет разговор?
Если дети затрудняются ответить, то можно прочитать несколько отрывков из стихотворений, пословицы и т.п.
Например,
1. Когда живётся дружно,
Что может лучше быть
И ссориться не нужно,
И можно всех любить!
С.Михалков
2. Кто дружбу придумал,
Тот просто молодец:
На свете было б холодно
Без дружеских сердец!
С. Богомазов
3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей!
4. Человек без дружбы, что дерево без корней.
5. Друг познаётся в беде.
6. Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.
Воспитатель: Дети! Что значит дружить, как вы считаете? Кого мы обычно называем другом? (ответы детей)
Воспитатель: А что значит враждовать? (ответы детей)
Воспитатель дополняет, обогащая эмоциональный словарь словами, характеризующими дружеские отношения: мириться, уступать, делать приятное, не подводить, идти навстречу, помогать, утешать, т.д., а также словами, характеризующими враждебность: ссориться, делать неприятное, обидное, дразнить, унижать, т.д.
Воспитатель: Дети! А бывают у вас ссоры с друзьями?
Если дети отвечают положительно, то можно спросить:
- Часто ли вы ссоритесь?
- Как миритесь?
- Кто первый идёт на примирение?
- Какие ещё вы знаете способы примирения?
Затем воспитатель просит детей разложить на две группы картинки, лежащие на столе и прикрепить к одной стороне фланелеграфа изображения, отражающие дружественные отношения, а к другой стороне картинки, отражающие отношения враждебности. Картинки представляют собой изображения эпизодов из сказок. Например, ласточка в объятьях Дюймовочки, Карабас Барабас, пытающийся схватить Буратино и т.д.
Воспитатель обращает внимание детей на внешнее оформление состояние дружелюбия и враждебности. Побуждает детей к анализу мимики лица, жестов, поз; показывает схематическое изображение лиц (пиктограммы) в состоянии радости, удовольствия, что символизирует дружбу и злости, что отвечает состоянию враждебности.
Воспитатель: Дети! Представьте, что вы все художники, какие бы краски вы использовали для изображения дружбы между людьми и какие тона преобладали у вас при передаче враждебности? (Для этого каждому ребёнку предлагается набор, состоящий из полосок цветной бумаги различных цветов и оттенков).
Воспитатель: А теперь представьте, что вы композиторы. Сочините, пожалуйста, музыкальное произведение о дружбе или о вражде. Не забудьте дать ему название!
(Воспитатель обращает внимание детей на то, что во время исполнения необходимо мимикой, движениями передать настроение музыкального произведения.) Дети имитируют игру на пианино, скрипке, других инструментах.
Воспитатель: А теперь давайте побудем волшебниками! Придумайте запахи, которые, распространяясь, помогут людям подружиться? Какими они будут? (В случае затруднения, воспитатель может помочь. Это запахи нежные, притягивающие друг к другу, приятные, сладкие и т.д.).
Воспитатель: А какие запахи у вражды? Чем она пахнет? (Воспитатель может дополнить ответы детей. Это запахи едкие, резкие, противные, неприятные, т.д.).
Воспитатель: А теперь давайте поместим запахи дружбы в один мешок, а запахи вражды в другой. Какие же на ощупь должны быть эти мешки? (В случае затруднений воспитатель может помочь. Например, мешок с дружбой на ощупь тёплый, мягкий, гладкий, т.д. А мешок с враждой - колючий, острый, шершавый, холодный, т.д.).
В заключительной части эмоционально-смыслового общения воспитатель просит детей выразить своё отношение к теме разговора, а именно изобразить то, что им ближе, что больше нравится - дружить или ссорится. Для этого предлагаются различные средства: карандаши, пластилин, цветная бумага, клей, т.д.
По окончании каждый ребёнок поясняет результаты своей работы.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:
«НАСТОЯЩИЙ ДРУГ»
Цель:
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как “друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость”.
Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.
Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, развитие выразительных движений.
Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
Ход:
1. Ребята, а как вы живете в группе? Расскажите. (дружно, мирно, беззаботно, радостно, весело, счастливо).
- Молодцы! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, дружно жить. Так что такое дружба? (Предполагаемые ответы детей: дружба – это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным; разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться (не завидовать), если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться воспитателю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным); заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку).
- Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы.
Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или грустит, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.
2. Упражнение “Мостик дружбы”.
3. Ролевой тренинг по рассказу Фоминой “Подруги”.
- Сейчас девочки покажут вам сценку.
После просмотра задать вопрос: “Как вы думаете, умеют ли девочки дружить? Можно их назвать настоящими подругами? Почему?”
(Они заботливые, внимательные, чуткие, отзывчивые).
Девочки посочувствовали Лизе, придумали, как развеселить ее, поиграли с ней, и она забыла, что у нее болит зуб.
- Жить на свете очень туго
Без подруги или друга,
Без тебя и твой щенок
Нестерпимо одинок.
- А какой может быть дружба? (Крепкой, долгой, вечной, настоящей).
4. Динамическая пауза “Если есть хороший друг”.
- Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
Настроение упало, Дело валится из рук… Но еще не все пропало, Если есть хороший друг. С делом справимся вдвоем, С облегчением вздохнем - Настроение поднимем И от пыли отряхнем! | - опускают руки вниз - качание головой, встряхивают кистями - разводят руками - разворачиваются лицами др. к другу - пожимают друг другу руки - делают глубокий вдох, выдох - нагибаются и медленно выпрямляются - отряхиваются. |
Садятся.
5. Ребята, а вы знаете, что самое главное в дружбе?
(хранить секреты и помогать друг другу).
- Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу.
- Маша сейчас расскажет один случай (авторский текст). Рассказ “Цветные стеклышки”.
- Когда девочке было особенно обидно (тяжело)?
(Когда над ней все смеялись, говорили, что она врушка).
- Как вы думаете, чему может научить вас этот рассказ?
(Тайны и секреты надо доверять только близким людям).
- Человеку, который несправедливо отнесся к другому, должно быть стыдно перед самим собой.
6. Упражнение “Паутинка”.
– А давайте сплетем паутинку из добрых чувств и мыслей. (Сидя на полу).
(Дети говорят о том, что, чем их обрадовал товарищ, что в нем нравится, за что хотят поблагодарить).
- А сейчас смотаем паутину обратно в клубок. (Ребенок, получивший клубок последним, начинает его сматывать).
- Молодцы, вы у меня очень дружные дети!
Садятся.
7. – Как интереснее жить – с друзьями или без друзей?
(С ними весело, не выдаст секрет, защитит).
Этюд “Встреча с другом” (имитировать радость встречи).
- Кого изображали дети?
(Когда они вместе, то им весело, а когда врозь – грустно).
- Какие выразительные движения помогли вам узнать настроение друзей?
(плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость)).
Динамическая пауза.
- Давайте поиграем в “живые картинки”.
- Придумайте, как можно показать, чтобы мы догадались, что на картинке двое друзей. Одни будут показывать картинки, а другие будут догадываться, и оценивать, получилось или нет. А теперь поменяйтесь ролями.
Садятся.
8. (Разыгрывание ситуации).
– А сейчас будем играть так, как обычно играете вы “Сережа играл в пароход”. Он был капитаном, а с ним играл его друг Вова.
Им было интересно. Вдруг Сережа услышал, что плачет Владик. “Вова, - спросил он друга, - почему Владик плачет?”
“А пусть себе ревет, у него Колька забрал машину, я видел, Поплыли дальше. Поревет и перестанет”.
Вопросы:
Какими вам кажутся Сережа и Вова?
(равнодушными, невнимательными, неотзывчивыми, безжалостными).
Расскажите, что вы думаете о друзьях?
(они не посочувствовали Владику, не пришли на помощь, не объяснили правила дружбы, не проявили заботу).
А как бы вы поступили на их месте?
(Я бы подошел к Владику и разобрался, утешил, успокоил, посочувствовал ему и объяснил, что надо договариваться играть по очереди или вместе).
- Молодцы! Вы знаете, как поступить, если друг оказался в беде.
9. Итог. Сюрпризный момент.
- Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить и мою знакомую девочку, у которой еще нет друзей.
А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилку.
- Теперь я спокойна за вас, я могу пригласить девочку в группу, и мы выясним причину, почему с ней не дружат. Копилка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.
10. Релаксационная музыкальная пауза.
- Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
ЭМОЦИОНАЛЬНО–СМЫСЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ «ОСТРОВ ДРУЖБЫ»
Цель:
Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Учить детей размышлять над нравственной сутью поступков.
Формировать у детей положительное отношение к себе и к окружающим; совершенствовать коммуникативные навыки.
Развивать социальные чувства, взаимопомощь; развитие навыков межвозрастного общения.
Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции; воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга.
Материал: Музыкальный центр, аудиозаписи песен: музыка Б.Савельева, сл. М.Пляцковского “Если добрый ты”, музыка В.Шаинского сл. М.Пляцковского “Улыбка”, музыка Е.Крылатова сл. Ю.Яковлева “Колыбельная медведицы”; музыка Б.Савельева, сл. М.Пляцковского “Настоящий друг”; оборудование для препятствий, (кубики, обручи), бумага, цветные карандаши, гуашь.
Ход занятия:
Дети приглашаются в музыкальный зал под музыку и занимают удобные для них места. (звучит музыка Б.Савельева, сл. М.Пляцковского “Если добрый ты”).
В музыкальном зале находятся пуфики и стулья.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как сегодня много у нас гостей.
Дети здороваются.
Первый ребенок читает стихотворение:
Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки
Мы веселые ребята:
Наш садик
Приглашает вас сегодня
С нами вместе поиграть.
Звучит аудиозапись песни “Настоящий друг”.
Воспитатель: Я не случайно включила эту песню. Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить?
Дети: Сегодня мы будем говорить о дружбе.
Воспитатель: Да, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба.
(Совместное озвучивание слова).
Воспитатель: А как вы понимаете, что такое дружба?
Дети: Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем и т.д.
Воспитатель: Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам интересно и комфортно.
Давайте придумаем с вами “Остров дружбы” и отправимся в увлекательное путешествие. Как вы думаете, какой он?
Дети: Светлый, красивый, большой.
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Дети: Чтобы всем хватило место играть, чтобы было интересно.
Воспитатель обращается к детям подготовительной к школе группы: Ребята, а вы дружные? Хотите подружиться с детьми старшей группы и поиграть с ними? Мы приглашаем всех вас на чудесный “Остров Дружбы”.
Мы дружить со всеми рады,
Ведь с друзьями веселей.
Будем мы одной командой,
Будем дружными теперь.
Воспитатель: Да ребята. А вы знаете, что на этом острове живут разные животные, насекомые, птицы и люди. Все они дружат между собой. Там дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек, там дружат птицы в вышине, дружат рыбы в глубине.
А перед тем, как мы отправимся на остров дружбы, вы послушайте песню и ответьте на вопрос: “С чего же начинается дружба?”
Звучит аудиозапись песни “Дружба начинается с улыбки”.
Воспитатель: Так с чего же начинается дружба?
Дети: С улыбки.
Воспитатель: Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становиться день и на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом.
Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку.
Второй ребенок читает стихотворение:
Остров этот всех подружит,
Всех научит нас дружить.
Всех теплом своим согреет
И заботой окружит.
Третий ребенок читает стихотворение:
Приглашаем вас на остров –
“Остров Дружбы”. Он для тех,
Кто друзей имеет много
И хочет другом быть для всех.
Воспитатель (собрав детей вокруг себя). Чтобы я могла вас видеть и чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте, пожалуйста, на ковер, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно также каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей. (Дети выполняют задание).
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами. Ощутите тепло рук друг друга и почувствуйте тепло друг друга через наши руки. Вам стало теплее? Это потому, что нас много и мы все хотим дружить. Но как мы сможем подружиться, если не знаем друг друга по имени? Давайте поиграет в игру “Тишина”, которая поможет нам познакомиться.
Дети идут по кругу, взявшись за руки со словами:
Тише, тише, тишина…
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпают… (имена детей).
Движения выполняются под музыку “Колыбельная медведицы”. Дети, услышав свои имена, приседают на корточки, имитируя засыпание. Воспитатель обращается к ним: “Кто здесь спит?” дети поднимаются и называют свое имя.
Воспитатель: Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. И мы сейчас будем выбирать себе друга. Следующая игра так и называется “Найди друга”.
Дети делятся на две команды (старшая и подготовительная группы), встают друг напротив друга. Дети из старшей группы подыскивают себе пару – друга по цвету глаз детей подготовительной группы. Если задание вызовет у кого-то затруднение, он может обратиться за помощью к товарищам или воспитателю, может подойти с партнером-другом к зеркалу и сравнить цвет глаз. Понятно, полного совпадения здесь быть не может. Задача, поставленная воспитателем перед детьми, состоит в том, чтобы подчеркнуть внешнее сходство.
После того, как дети сделают свой выбор, они знакомятся друг с другом.
Воспитатель: Вижу, вы нашли себе друзей, познакомились. Узнали, как зовут вашего друга. Давайте проверим, какая крепкая у вас дружба. Поможет нам в этом игра “Дружные ребята”.
Дети, повернувшись лицом друг к другу, берутся за руки, сплетя пальцы и преодолевают препятствия (перешагивают через кубики, проходят в обруч, переходят по мостику и т.д.).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какого цвета бывает дружба? Почему? (ответы детей). А может быть дружба черного цвета? (Ответы детей).
Воспитатель: А давайте сейчас попробуем нарисовать дружбу. Перед вами листы цветной бумаги, цветные карандаши и гуашь. Вы можете выбрать то, что посчитаете нужным для того, чтобы нарисовать свою дружбу.
Звучит аудиозапись веселой музыки. Дети рисуют дружбу.
Воспитатель: Посмотрите, какие хорошие рисунки у вас получились, молодцы! (Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки). И с этим заданием вы хорошо справились. А теперь давайте проверим, сможете ли вы узнать своего друга среди других.
Звучит аудиозапись песни “Шире круг”. Дети под музыку танцуют в разных местах зала. Как только музыка затихает, они должны быстро найти своего друга.
Воспитатель: Молодцы! Вас ничто не может разлучить. А теперь давайте попробуем узнать своего друга по голосу. Следующая игра так и называется “Узнай по голосу – кто сказал?”.
Водящий ребенок, сидя спиной к играющим, должен узнать, кто из детей (по указанию воспитателя) сказал: “Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь”.
Воспитатель следит за тем, чтобы пары менялись.
Воспитатель: Понравилось ли вам ребята на нашем “острове Дружбы?”
А теперь возьмемся все за руки и сделаем большой круг. Давайте передадим свои теплые дружеские отношения друг другу. Сегодня мы стали друзьями. Ребята, цените дружбу, делайте все для ее сохранения, и, если вдруг ваши отношения испортились, всегда нужно набраться смелости, перебороть себя, и сделать первый шаг на восстановление отношений, кто бы ни был виноват в их ухудшении.
Дети под музыку и, держась за руки, выходят из музыкального зала.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ НА ТЕМУ: «ЛУЧШЕЕ СЛОВО О ДРУЖБЕ»
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.
- Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема для общения.
Отгадайте загадку:
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. /Радуга./
- Верно! Но наша радуга будет необычной /на ватмане нарисована радуга , к ней прикреплены буквы/:
- Читая сверху вниз буквы, вы узнаете тему нашего занятия.
- О чем будем говорить? /О дружбе./
Звучит песня В.Шаинского "О дружбе". /"Дружба верная..."./
1. На доске слова: друг, товарищ.
- Прочитайте слова. Чем они отличаются друг от друга?
2. Как вы, ребята, понимаете слово "ДРУЖБА"?
Расскажите, есть ли у вас настоящий, верный друг? Как вы дружите? Что такое настоящая дружба? Кого человек вправе назвать другом? Как проверяется дружба?
3. Разговор о дружбе:
Вы дружите с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за "что-то". Принес машинку – буду с ним дружить. Не принес - не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Лишь у хорошего, доброго, отзывчивого человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
- А сейчас, ребята, давайте обсудим ситуации: "Как бы я поступил?".
- Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
- Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Вопрос детям:
- Как вы думаете, ребята, какие поступки способствуют укреплению дружеских отношений? /Ответы детей./
Только взаимная помощь, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей будет содействовать укреплению дружеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего товарища.
Игры:
Игра 1. "Давайте говорить друг другу комплименты".
Дети выбирают себе пару, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот, кто сказал комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее прошла свой путь.
Игра 2. "Круговая беседа".
Все ребята встают в круг. Передают мяч и говорят слова "Я чувствую себя счастливым, когда…..".
Вывод:
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил
Каждый человек.
Вопрос детям, пословицы (обобщение):
- Какими качествами должен обладать настоящий друг? /Ответы детей./
Предлагаю детям обвести свою ладонь на листе цветной бумаги, вырезать, написать на ладони имя настоящего друга и приклеить на плакат с радугой.
- О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:
Нет друга – ищи…/а нашел - береги/.
Не имей сто рублей… /а имей сто друзей/.
Один за всех…/и все за одного/.
Человек без друзей…/что дерево без корней/.
Дружба - как стекло…/разобьешь — не сложишь/.
Недруг поддакивает, а…/друг спорит/.
Рассказывание стихотворений:
- Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвет ее из рук.
Ну, зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
Вывод: В этом стихотворении рассказывается о настоящих друзьях? Почему вы так думаете?
- А теперь послушайте еще одно стихотворение:
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только мишку подержала.
Только с мишкой убежала
И сказала: "Не отдам"
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь.
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу:"Играть давай!"
А.Кузнецова.
- Можно сказать, что это стихотворение о друзьях?
- А сейчас я предлагаю вспомнить наши "Законы дружбы":
- Один за всех и все за одного.
- С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
- Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
- Не ябедничай, лучше сам поправь.
- Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось.
- Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
- В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Итог: Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.
Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.
Исполняем танец «Дружбы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Общение с детьми дошкольного возраста»
Во взаимоотношениях людей существуют определенные формы общения друг с другом. И от того, в какой мере освоит их малыш, во многом зависит не только его умение быть среди других людей, но и его общее п...
Психология общения с детьми дошкольного возраста
помещен материал о возрастных особеностях детей дошкольного возраста....
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о свойствах зеркала «В стране Зазеркалья»
Автор: Шайгарданова Гульдар Расиховна – воспитатель I квалификационной категории МАДОУ «Сказка» г. Лабытнанги, ЯНАОЦель: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовател...
Система работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о профессиях
Мир, в котором живут дети, образ жизни семей, по сравнению с предыдущими годами существенно изменился и продолжает интенсивно меняться. Сегодня на первом месте для многих людей оказывается ценно...
Мастер класс для родителей, совместно с воспитанниками старшей группы на тему "Роль игры в формировании общения между детьми дошкольного возраста»
Мастер класс для родителей, совместно с воспитанниками старшей группы на тему "Роль игры в формировании общения между детьми дошкольного возраста»...
«Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о труде взрослых».
Доклад на педсовете....
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о культурном наследии нашей Родины.
План работы по формированию чувства привязанности к семье,детскому саду, городу, стране через изобразительную деятельность и создание мини-музеев....