«Общение с детьми дошкольного возраста»
статья по теме

Корендясева Татьяна Александровна

Во взаимоотношениях людей существуют определенные формы общения друг с другом. И от того, в какой мере освоит их малыш, во многом зависит не только его умение быть среди других людей, но и его общее психологическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_t.a..doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Общение с детьми дошкольного возраста»

на заседании клуба

«Родительский Университет»

Корендясева Т.А.

Во взаимоотношениях людей существуют определенные формы общения друг с другом. И от того, в какой мере освоит их малыш, во многом зависит не только его умение быть среди других людей, но и его общее психологическое развитие.

Важнейший путь влияния общения на психологическое развитие детей состоит в том, что ребенок в контакте с взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, в дальнейшем стремится подражать ему. Только установив личный контакт с ребенком, взрослый сможет влиять на его развитие. Эмоциональное общение ребенка со взрослым – необходимый период его жизни. Никакой, даже самый тщательный уход за ребенком, не может заменить ему общение. Отсутствие общения серьезным образом сказывается на развитии ребенка, возникают трудности в общении с окружающими.

Существуют ли возрастные нормы в развитии общения ребенка со взрослым? Как нужно организовывать общение взрослых с детьми на разных возрастных этапах дошкольного детства? Может ли взрослый целенаправленно влиять на характер общения ребенка? В решении этих вопросов раскрывается секрет успешного воспитания и обучения дошкольника.

Общение ребенка со взрослым начинается уже у первых недель его жизни и является не только необходимым условием физического выживания малыша но и основным источником его психологического развития.

Научные сотрудники лаборатории психологии детей раннего и дошкольного возраста выделяли две  внеситуативные формы общения ребенка со взрослым: внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную. Первая форма общения осуществляется на фоне познавательной деятельности детей. Сроки ее появления неопределенны.

Несомненный признак – первые вопросы малыша, касающиеся предметов и явлений окружающей действительности (о животных, машинах, разнообразных явлениях природы). Четырех – пятилетнему ребенку важно, чтобы взрослый понимал значимость волнующих его вопросов, чтобы он был вовлечен в круг его вопросов и уважал их. Естественно, что источником сведений об окружающей предметной действительности, компетентным, заинтересованным собеседником для него является старший, общение в тем, чья поддержка, постоянная помощь развивает и обогащает мышление ребенка, становится важным условием интеллектуального развития. Так складывается самая поздняя и самая сложная  внеситуативно-личностная форма общения. Время ее проявления весьма неопределенно. В элементарной форме ее можно наблюдать у некоторых детей трех-четырех лет. Однако к старшему дошкольному возрасту число ребят, овладевших таким общением, значительно увеличивается, причем в это общение выступает в наиболее развитой форме. Вот почему считается, что внеситуативно-личностное общение характерно для старших дошкольников. Однако встречаются дети, которые до конца дошкольного возраста остаются на уровне внеситуативно-подготовительного общения со взрослыми [5, с-32].

Отличительная особенность внеситуативно-личностного общения: ребенок стремиться к взаимопониманию и сопереживанию со взрослым. Общность взглядов и эмоциональная оценка является как бы критерием их правильности. Таков в общий чертах путь развития общения ребенка со взрослым от рождения до семи лет. Однако не следует забывать: дети не стереотипны. У детей одного и того же возраста часто можно наблюдать самые разные формы общения со взрослым одним опережают свой возраст по развитию общения, другие, напротив, отстают. Так в группе пятилетних детей встречаются и такие, кто находится на уровне ситуативно-делового общения с взрослыми, и те, кто достиг внеситуативно-личностной формы. В реальной жизни сосуществуют самые разные виды общения дошкольника со взрослым, которые вступают в действие в зависимости от ситуации.

          Умение общаться и заключается в том, насколько поведение ребенка соответствует задачам и требованиям той обстановки в которой происходит общение, насколько он исследует и варьирует деловые, познавательные и личностные контакты со взрослыми. 

Общение составляет необходимые условия формирования личности. Нельзя не согласиться с тем, что вряд ли  можно понять процесс формирования и развития личности без анализа тех реальных связей с другими людьми, в которых этот процесс только и может осуществляться. Личность формируется в системе общественных отношений, в которые она включена социально необходимым образом посредством деятельности и общения…

Важным фактором психологического развития дошкольника является его общение со сверстниками. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга три формы общения со сверстниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое и внеситуативно-личностное. Интерес к сверстнику у детей появляется позднее, чем интерес ко взрослым. С ровесниками ребенок взаимодействует в различных объединениях и видах деятельности. На развитие контакта с другими детьми влияют характер деятельности и наличие умений для его выполнения. Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, в них отсутствуют жестокие нормы и правила, которые надо соблюдать общаясь со взрослыми. Со сверстниками дети более раскованны, чаще проявляют инициативу и творчество. Общаясь с товарищами, ребенок стремиться управлять его действиями, учит, навязывает собственный образец поведения, демонстрирует свои умения и способности.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным, это связано с развитием представлением морали.

Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество и за неумение общаться чувствовать себя уязвленным,  отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости.

Необходимо знать основные источники угрозы психологической безопасности ребенка и по мере сил совместно с воспитателями их устранять. Источники угрозы психологической безопасности ребенка условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние источники:

Физические:

  1. Неблагоприятные погодные условия;
  2. Недооценка значения пребывания ребенка на свежем воздухе;
  3. Нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация;
  4. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещению, отсутствие режима проветривания;
  5. Враждебность среды, окружающей ребенка, когда ему ограничен доступ к игрушкам, отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действует необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

Социальные:

  1. Манипулирование детьми, наносящий серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в принятии решения, так и поступках;
  2. Межличностные отношения детей с другими детьми (Часто детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время это не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, таковыми является для ребенка ДОУ. Кроме того в детском коллективе уже в раннем возрасте может проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов);
  3. Интеллектуально физические и психологические перегрузки из-за нерационального построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней;
  4. Неправильная организация общения преобладания авторитетного стиля, отсутствие организованности ребенка со стороны взрослых;
  5. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующий его поведение в детском коллективе.

Внутренние источники:

  1. Сформировавшийся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения, малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми;
  2. Осознание ребенком на фоне других детей своих недостатков. Это способствует формированию комплекса неполноценности.
  3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающей чувство беспомощности;
  4. Индивидуально-личностные особенности ребенка боязливость или привычка быть в центре внимания;
  5. Патология физического развития (нарушение зрение, слуха, речи и т.д.)

Общим же источником угрозы психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий мир.

Пути влияния общения на психологическое развитие детей (общение с родителями, другими взрослыми; обогащение взрослыми опыта ребенка; подкрепление взрослыми усилий ребенка, их поддержка и коррекция; образцы действий и поступков взрослых; общение со сверстниками). Отношение ребенка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольников с воспитателем детского сада и окружающих его взрослыми. Стиль общения взрослых с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы, таким образом, успешность  эволюции, его отношение со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

Общение приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску личности и не только личность. Замедляется и искажается все психологическое развитие.

Общение проявляется не только преимущественно в положительном настроении, но и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, в развитии познавательной мотивации, включение взрослого в совместную деятельность, отношения к оценке взрослого, развития самоконтроля, переживания разлуки с близкими родственниками, переживания семейной ситуации, общения со сверстниками.

Для правильного развития ребенка необходимо его общение со сверстниками и взрослыми. Оно более разнообразно по характеру контактов и по функциям, более эмоционально и раскованно, создает условия для разных сторон развития. Но основной проводник в мире общения и мышления для ребенка, является именно взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Следовательно, не только важны возможности общения ребенка, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представления о себе во многом зависит от того, как общается с ним взрослые, как и, о чем, они с ним разговаривают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология общения с детьми дошкольного возраста

помещен материал  о возрастных особеностях детей дошкольного возраста....

Особенности общения с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом.

    Воспитание ребёнка с церебральным параличом – нелёгкая задача. Очень важно, чтобы родители и окружающие относились к ребенку естественно. Известно, что душевное состояние ребёнка ...

консультация для родителей "Общение с детьми дошкольного возраста"

В этой статье раскрываются особенности общения с детьми дошкольного возраста...

Презентация на тему:"Общение с детьми дошкольного возраста"

Эмоциональное общение ребенка со взрослым – необходимый период его жизни. Никакой, даже самый тщательный уход за ребенком, не может заменить ему общение. Отсутствие общения серьезным образом сказывает...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подборка  пословиц, загадок, стихов в помощь родителям...

ПРИЁМЫ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной работе представлен материал о том, как взрослый должен взаимодействовать с ребенком, не разрушая его внутренний мир и сохраняя его собственную эмоциональную устойчивость....