Открытое занятие
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Ольга Леонидовна Романова

"Опыты с водой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_opyty_s_vodoy.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ.

Опыты с водой.

        

          Воспитатель:

          Романова О.Л.

          Старшая группа

 «Солнышко».

Дети стоят на ковре.

Без воды нет жизни.

Воспитатель: Наша планета, Земля,  представляет собой огромный шар. Но большую часть земли составляет вода.

Показ глобуса.

- А где находится вода на Земле?

Дети: моря, реки, озера, болота.

Воспитатель: Вода – это самый важный компонент для жизни на земле.

- А что произойдет, если на земле не станет воды?

Дети: все умрут.

- Почему все умрут?

Дети: Потому, что, всему живому нужна вода.

Воспитатель: И мы убедились в этом на проделанном нами опыте.

ОПЫТ №1

Все цветы  в уголке природы мы поливали, а один – нет, и он завял.

Показ завянувшего растения.

- Почему?

Дети: Потому, что ему не хватало воды.

Воспитатель:  Правильно.

- Даже человеческий организм состоит на 70 % из воды.

Показ иллюстрации.

Круговорот воды в природе

- А в виде чего вода попадает на Землю?

Дети: В виде дождя, снега, града.

Воспитатель: А каким образом вода попадает на небо?

Дети: С помощью испарения. Водяной пар поднимается вверх в виде маленьких капелек, там образуются в облака, когда капли становятся большими и тяжелыми они выпадают в виде дождя или снега на Землю.

Показ иллюстраций: «Как образуются облака»,

Воспитатель: Да, и это происходит непрерывно.

- А как этот непрерывный цикл можно назвать?

Дети: Круговорот воды в природе.

Показ иллюстрации «Круговорот воды в природе»

Живая и не живая природа.

Воспитатель: А на какие две части можно поделить нашу природу?

Дети: На живую и не живую.

Воспитатель: Что относится к живой природе?

Дети: Растения, животные и … .

Воспитатель: Что относится к не живой природе?

Дети: Солнце, тучи, вода, дождь … .

Воспитатель: Вода также относится к не живой природе.

И сейчас мы  с вами поговорим о воде, её свойствах, и проведем опыты на чувственно наглядном образе.

Дети садятся за столы.

Свойства воды

Воспитатель: Скажите, в каких трех состояниях находится вода в природе?

Дети: жидком, твердом, газообразном.

Воспитатель: жидкое состояние – это что?

Дети: вода.

Воспитатель: твердое состояние?

Дети: лёд, снег, град.

Воспитатель: газообразное состояние?

Дети: водяной пар (испарение).

Воспитатель: А какие свойства воды вы знаете?

Дети: она текучая,  бесцветная,  без запаха, не имеет формы, прозрачная, без вкуса.

Воспитатель: и сейчас мы это подтвердим, проделав опыт.

ОПЫТ №2

В стакан с чистой водой опустим ложку. Хорошо ли ее видно? О каком свойстве воды это свидетельствует?

Дети: что она прозрачная.

Посмотрим, есть ли у чистой воды цвет?

Дети: Нет.

Определим, есть ли у чистой воды запах?

Дети: Нет.

Определим, есть ли у чистой воды вкус?

Дети: Нет.

Перельём воду в другую посуду.

И мы видим, что вода текучая, не имеет определенной формы, а приобретает форму посуды, в которую ее наливают.

Мы выяснили, что вода текучая, не имеет определенной формы, бесцветная, прозрачная, без запаха, без вкуса.

Подтвердить свойства воды – жидкости нам поможет ещё один опыт.

ОПЫТ №3 «Соломинка – пипетка»

        

Для проведения опыта понадобится: соломка для коктейля, 2 стакана.

1. Поставим рядом 2 стакана: один – с водой, другой пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3.Зажмем указательным пальцем соломинку сверху и перенесем к пустому стакану.

4. Снимем палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав несколько раз тоже самое, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

По такому же принципу работает пипетка. (показ пипетки).

Воспитатель: Мы ещё раз подтвердили,  что вода текучая, не имеет определенной формы, бесцветная, прозрачная, не приобрела запах и вкус.

- Давайте посмотрим на наш аквариум.

 

 Почему в аквариуме хорошо видны рыбки, растения, камешки? О каких свойствах воды можно рассказать?

Ответ детей.

(вода текучая, не имеет определенной формы, бесцветная, прозрачная, не имеет запаха и вкуса).

Можно ли сделать воду?

Воспитатель: Скажите, можно ли сделать воду?

Дети: Да.

Воспитатель: Где?

Дети: в химической лаборатории.

Воспитатель: Не существует никакого производства воды, природа поставляет нам ее безвозмездно.

Конечно, в химических лабораториях можно получить воду, но в очень небольших количествах.

Показ иллюстраций.

Чтобы изготовить воду в лаборатории, смешивают два газа, составляющих ее (водород и кислород), нагревают их до высокой температуры или используют искру.

Воспитатель: а много ли получается воды?

Дети: Нет.

Воспитатель: А нам хватило бы этой воды для жизни?

Дети: Нет, потому, что её очень мало.

Воспитатель: А вы знаете, что вода имеет ещё другие свойства?

Вода является растворителем.

Проведем опыт.

ОПЫТ №4

Вода – растворитель.

1. Возьмем несколько кристаллов соли. Каждый кристаллик – это твердое тело. Бросим их в стакан с водой и размешаем.

Наблюдаем, как кристаллы постепенно исчезают. Осталась ли соль в стакане? Куда делись кристаллы?

Дети: они растворились.

Воспитатель: Значит, вода для них является чем?

Дети: растворителем.

Воспитатель: Как называются вещества, которые растворяются в воде.

Дети:  Вещества, которые растворяются в воде, называют растворимыми в воде веществами. 

Воспитатель: А воду с растворенными в ней веществами называют как?

Дети: раствором.

Такой же опыт можно провести с кристаллами сахара.

Воспитатель: Растворяться в воде могут не только твердые, но и жидкие и газообразные вещества.

- Какие растворы бывают на вкус?

Дети: Сладкие, кислые, соленые, горькие.

Почему морская вода соленая?

Все мы знаем, что морская вода соленая. Океаны и моря сформировались из дождевой воды, а также из водяного пара вулканов. Дождевая вода и водяной пор не имеет никакого вкуса. Но в море впадают реки, приносящие с собой соли, растворенные в их водах.

Поскольку соль не испаряется, в море скапливается большое количество солей, придающее морской воде соленый вкус.

Следовательно, морская вода является не чистой, а смешанной с солями. Эта смесь прозрачна и однородна, не отличается от чистой воды, и называется раствором.

- как можно отличить пресную воду от солёной?

Дети: на вкус.

 Но существуют и не растворимые в воде вещества.

Воспитатель: что это?

Дети: нефть, земля, песок, масло, бензин, мел.

Проведем опыт.

ОПЫТ №5

В стакан с водой бросим мел, размешаем его. Наблюдаем, как спустя некоторое время весь мел осядет на дно стакана. Вода отстоялась.

Что произошло с мелом?

Дети: мел не растворился в воде.

Воспитатель: Как называются вещества, которые не растворяются в воде?

Дети: Вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми в воде веществами.

Твердое состояние воды

Воспитатель: Что такое твердое состояние воды?

Дети: это лёд, снег, рад.

Воспитатель: что происходит, когда нагревается лёд?

Дети: он тает и превращается в воду.

Воспитатель: что происходит когда вода замерзает?

Дети: она превращается в лёд и при замерзании вода расширяется.

Воспитатель: сейчас мы проведем опыт который покажет нам, что лед можно вытащить из воды, не замочив руки.

Опыт № 6

« Наживка для льда ».

        

        1. Опустить лед в воду.

        2.Нитку положить на край стакана так, чтоб она лежала одним концом на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

        3.Насыпем немного соли на лед и подождем 5 – 10 минут.

        

 А пока наш опыт готовится мы сделаем зарядку для наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладошки прижму и по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, - это лодочка моя.

Паруса подниму, синим морем поплыву.

А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.

4. Возьмем за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Испарение.

Воспитатель: а когда вода кипит, что происходит?

Дети: она испаряется.

Воспитатель: вы знаете, что такое Вулкан?

Ответы детей.

Опыт №7 «Вулкан»

Производит огромное впечатление на детей этот опыт: добавьте в питьевую воду уксус так, как это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, около 2-х столовых ложки. Выложите ее на блюдце и лейте уксус прямо на бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями. Для большего эффекта можно слепить из пластилина «вулкан» (конус с отверстием наверху), разместить его на блюдце, а уксус лить сверху в отверстие. В какой-то момент пена начнет выплескиваться из «вулкана» - такое зрелище малыш запомнит надолго.

Показ иллюстраций.

Вода должна быть чистой.

На земле остается все меньше чистой воды. В водоемы все чаще попадают отходы с фабрик и заводов, а также вода, загрязненная на фермах и в быту. Из-за аварий танкеров в воду морей и океанов вытекают тысячи тон нефти. Иногда на берегах водоемов люди моют автомобили и загрязняют воду бензином.

В грязной воде очень много вредных веществ и болезнетворных бактерий. Они вызывают разные заболевания у людей. В такой воде гибнут растения и животные.

Чтобы сохранить воду чистой, на предприятиях строят очистные сооружения. В них вода проходит сквозь фильтры. Она освобождается от вредных веществ и чистой возвращается в водоемы. Для сбора разлитой нефти строят специальные корабли – нефтесборщики.

Охранять водоемы взрослым помогают школьники. Чтобы водоемы не заносило илом, на берегах прудов и рек они высаживают растения.

Воды на Земле много, но большую ее часть составляет соленая вода морей и океанов. А людям нужна пресная вода. Ее на Земле мало. На каждые 100 литров воды приходится всего 2 литра пресной. Да и эту воду сначала нужно добыть. Ведь значительная ее часть «законсервирована» в виде льда или спрятана глубоко под землей. Вот и получается, что из каждых 100 литров воды человеку достается только полтора стакана.

Запомни! Если из крана постоянно капает вода, то за месяц бесполезно вытекает около 400 литров воды.

Показ иллюстраций.

Воспитатель: Как вы понимаете выражение «Закрути сильнее кран, чтоб не вытек океан»?

Ответ детей.

Воспитатель: Что вы можете сделать для охраны моря?

Ответ детей.

Показ иллюстраций.

Береги воду!

Цель: закрепить знания детей о живой и не живой природе, их свойствах. Развивать мыслительную деятельность, формировать определенные качества личности, процессы психического развития. Способность к развитию и знаниям детей. Развивать представления детей о свойствах и явлениях на чувственно наглядном образе. Развивать мелкую моторику рук. Формировать более четкие и реалистические представления и обобщения, которые дают возможность познавать проявления  единства явлений в их многообразии. Предоставлять детям возможность производить самостоятельный поиск. Воспитывать интерес и стремление к новым знаниям, обогащение чувств, формирование духовного мира и расширение интересов ребенка.

Оборудование: (на каждого ребенка). 

Стакан с водой, пустой стакан, соломинка, чайная ложка, соль, кубик льда, кусочек нитки, щепотка мела.

(для воспитателя). Всё тоже , и еще: пластилиновый конус (в виде вулкана), блюдце,  кристаллы марганца, щепотка соды, 3 столовых ложки уксуса, иллюстрации, демонстрационный материал (книги).

        

Ход занятия.

  1.  Без воды нет жизни.
  2.  Круговорот воды в природе.
  3.  Живая и не живая природа.
  4.  Свойства воды.
  5.  Можно ли сделать воду?
  6.  Растворимые и не растворимые вещества.
  7.  Почему морская вода солёная?
  8.  Твёрдое состояние воды.
  9.  Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
  10.  Что такое испарение, вулкан.
  11.  Вода должна быть чистой!
  12.  Охрана моря.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»

Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...