Открытое занятие
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ.
Опыты с водой.
Воспитатель:
Романова О.Л.
Старшая группа
«Солнышко».
Дети стоят на ковре.
Без воды нет жизни.
Воспитатель: Наша планета, Земля, представляет собой огромный шар. Но большую часть земли составляет вода.
Показ глобуса.
- А где находится вода на Земле?
Дети: моря, реки, озера, болота.
Воспитатель: Вода – это самый важный компонент для жизни на земле.
- А что произойдет, если на земле не станет воды?
Дети: все умрут.
- Почему все умрут?
Дети: Потому, что, всему живому нужна вода.
Воспитатель: И мы убедились в этом на проделанном нами опыте.
ОПЫТ №1
Все цветы в уголке природы мы поливали, а один – нет, и он завял.
Показ завянувшего растения.
- Почему?
Дети: Потому, что ему не хватало воды.
Воспитатель: Правильно.
- Даже человеческий организм состоит на 70 % из воды.
Показ иллюстрации.
Круговорот воды в природе
- А в виде чего вода попадает на Землю?
Дети: В виде дождя, снега, града.
Воспитатель: А каким образом вода попадает на небо?
Дети: С помощью испарения. Водяной пар поднимается вверх в виде маленьких капелек, там образуются в облака, когда капли становятся большими и тяжелыми они выпадают в виде дождя или снега на Землю.
Показ иллюстраций: «Как образуются облака»,
Воспитатель: Да, и это происходит непрерывно.
- А как этот непрерывный цикл можно назвать?
Дети: Круговорот воды в природе.
Показ иллюстрации «Круговорот воды в природе»
Живая и не живая природа.
Воспитатель: А на какие две части можно поделить нашу природу?
Дети: На живую и не живую.
Воспитатель: Что относится к живой природе?
Дети: Растения, животные и … .
Воспитатель: Что относится к не живой природе?
Дети: Солнце, тучи, вода, дождь … .
Воспитатель: Вода также относится к не живой природе.
И сейчас мы с вами поговорим о воде, её свойствах, и проведем опыты на чувственно наглядном образе.
Дети садятся за столы.
Свойства воды
Воспитатель: Скажите, в каких трех состояниях находится вода в природе?
Дети: жидком, твердом, газообразном.
Воспитатель: жидкое состояние – это что?
Дети: вода.
Воспитатель: твердое состояние?
Дети: лёд, снег, град.
Воспитатель: газообразное состояние?
Дети: водяной пар (испарение).
Воспитатель: А какие свойства воды вы знаете?
Дети: она текучая, бесцветная, без запаха, не имеет формы, прозрачная, без вкуса.
Воспитатель: и сейчас мы это подтвердим, проделав опыт.
ОПЫТ №2
В стакан с чистой водой опустим ложку. Хорошо ли ее видно? О каком свойстве воды это свидетельствует?
Дети: что она прозрачная.
Посмотрим, есть ли у чистой воды цвет?
Дети: Нет.
Определим, есть ли у чистой воды запах?
Дети: Нет.
Определим, есть ли у чистой воды вкус?
Дети: Нет.
Перельём воду в другую посуду.
И мы видим, что вода текучая, не имеет определенной формы, а приобретает форму посуды, в которую ее наливают.
Мы выяснили, что вода текучая, не имеет определенной формы, бесцветная, прозрачная, без запаха, без вкуса.
Подтвердить свойства воды – жидкости нам поможет ещё один опыт.
ОПЫТ №3 «Соломинка – пипетка»
Для проведения опыта понадобится: соломка для коктейля, 2 стакана.
1. Поставим рядом 2 стакана: один – с водой, другой пустой.
2. Опустим соломинку в воду.
3.Зажмем указательным пальцем соломинку сверху и перенесем к пустому стакану.
4. Снимем палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав несколько раз тоже самое, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.
По такому же принципу работает пипетка. (показ пипетки).
Воспитатель: Мы ещё раз подтвердили, что вода текучая, не имеет определенной формы, бесцветная, прозрачная, не приобрела запах и вкус.
- Давайте посмотрим на наш аквариум.
Почему в аквариуме хорошо видны рыбки, растения, камешки? О каких свойствах воды можно рассказать?
Ответ детей.
(вода текучая, не имеет определенной формы, бесцветная, прозрачная, не имеет запаха и вкуса).
Можно ли сделать воду?
Воспитатель: Скажите, можно ли сделать воду?
Дети: Да.
Воспитатель: Где?
Дети: в химической лаборатории.
Воспитатель: Не существует никакого производства воды, природа поставляет нам ее безвозмездно.
Конечно, в химических лабораториях можно получить воду, но в очень небольших количествах.
Показ иллюстраций.
Чтобы изготовить воду в лаборатории, смешивают два газа, составляющих ее (водород и кислород), нагревают их до высокой температуры или используют искру.
Воспитатель: а много ли получается воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: А нам хватило бы этой воды для жизни?
Дети: Нет, потому, что её очень мало.
Воспитатель: А вы знаете, что вода имеет ещё другие свойства?
Вода является растворителем.
Проведем опыт.
ОПЫТ №4
Вода – растворитель.
1. Возьмем несколько кристаллов соли. Каждый кристаллик – это твердое тело. Бросим их в стакан с водой и размешаем.
Наблюдаем, как кристаллы постепенно исчезают. Осталась ли соль в стакане? Куда делись кристаллы?
Дети: они растворились.
Воспитатель: Значит, вода для них является чем?
Дети: растворителем.
Воспитатель: Как называются вещества, которые растворяются в воде.
Дети: Вещества, которые растворяются в воде, называют растворимыми в воде веществами.
Воспитатель: А воду с растворенными в ней веществами называют как?
Дети: раствором.
Такой же опыт можно провести с кристаллами сахара.
Воспитатель: Растворяться в воде могут не только твердые, но и жидкие и газообразные вещества.
- Какие растворы бывают на вкус?
Дети: Сладкие, кислые, соленые, горькие.
Почему морская вода соленая?
Все мы знаем, что морская вода соленая. Океаны и моря сформировались из дождевой воды, а также из водяного пара вулканов. Дождевая вода и водяной пор не имеет никакого вкуса. Но в море впадают реки, приносящие с собой соли, растворенные в их водах.
Поскольку соль не испаряется, в море скапливается большое количество солей, придающее морской воде соленый вкус.
Следовательно, морская вода является не чистой, а смешанной с солями. Эта смесь прозрачна и однородна, не отличается от чистой воды, и называется раствором.
- как можно отличить пресную воду от солёной?
Дети: на вкус.
Но существуют и не растворимые в воде вещества.
Воспитатель: что это?
Дети: нефть, земля, песок, масло, бензин, мел.
Проведем опыт.
ОПЫТ №5
В стакан с водой бросим мел, размешаем его. Наблюдаем, как спустя некоторое время весь мел осядет на дно стакана. Вода отстоялась.
Что произошло с мелом?
Дети: мел не растворился в воде.
Воспитатель: Как называются вещества, которые не растворяются в воде?
Дети: Вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми в воде веществами.
Твердое состояние воды
Воспитатель: Что такое твердое состояние воды?
Дети: это лёд, снег, рад.
Воспитатель: что происходит, когда нагревается лёд?
Дети: он тает и превращается в воду.
Воспитатель: что происходит когда вода замерзает?
Дети: она превращается в лёд и при замерзании вода расширяется.
Воспитатель: сейчас мы проведем опыт который покажет нам, что лед можно вытащить из воды, не замочив руки.
Опыт № 6
« Наживка для льда ».
1. Опустить лед в воду.
2.Нитку положить на край стакана так, чтоб она лежала одним концом на кубике льда, плавающем на поверхности воды.
3.Насыпем немного соли на лед и подождем 5 – 10 минут.
А пока наш опыт готовится мы сделаем зарядку для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Две ладошки прижму и по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, - это лодочка моя.
Паруса подниму, синим морем поплыву.
А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.
4. Возьмем за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.
Испарение.
Воспитатель: а когда вода кипит, что происходит?
Дети: она испаряется.
Воспитатель: вы знаете, что такое Вулкан?
Ответы детей.
Опыт №7 «Вулкан»
Производит огромное впечатление на детей этот опыт: добавьте в питьевую воду уксус так, как это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, около 2-х столовых ложки. Выложите ее на блюдце и лейте уксус прямо на бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями. Для большего эффекта можно слепить из пластилина «вулкан» (конус с отверстием наверху), разместить его на блюдце, а уксус лить сверху в отверстие. В какой-то момент пена начнет выплескиваться из «вулкана» - такое зрелище малыш запомнит надолго.
Показ иллюстраций.
Вода должна быть чистой.
На земле остается все меньше чистой воды. В водоемы все чаще попадают отходы с фабрик и заводов, а также вода, загрязненная на фермах и в быту. Из-за аварий танкеров в воду морей и океанов вытекают тысячи тон нефти. Иногда на берегах водоемов люди моют автомобили и загрязняют воду бензином.
В грязной воде очень много вредных веществ и болезнетворных бактерий. Они вызывают разные заболевания у людей. В такой воде гибнут растения и животные.
Чтобы сохранить воду чистой, на предприятиях строят очистные сооружения. В них вода проходит сквозь фильтры. Она освобождается от вредных веществ и чистой возвращается в водоемы. Для сбора разлитой нефти строят специальные корабли – нефтесборщики.
Охранять водоемы взрослым помогают школьники. Чтобы водоемы не заносило илом, на берегах прудов и рек они высаживают растения.
Воды на Земле много, но большую ее часть составляет соленая вода морей и океанов. А людям нужна пресная вода. Ее на Земле мало. На каждые 100 литров воды приходится всего 2 литра пресной. Да и эту воду сначала нужно добыть. Ведь значительная ее часть «законсервирована» в виде льда или спрятана глубоко под землей. Вот и получается, что из каждых 100 литров воды человеку достается только полтора стакана.
Запомни! Если из крана постоянно капает вода, то за месяц бесполезно вытекает около 400 литров воды.
Показ иллюстраций.
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «Закрути сильнее кран, чтоб не вытек океан»?
Ответ детей.
Воспитатель: Что вы можете сделать для охраны моря?
Ответ детей.
Показ иллюстраций.
Береги воду!
Цель: закрепить знания детей о живой и не живой природе, их свойствах. Развивать мыслительную деятельность, формировать определенные качества личности, процессы психического развития. Способность к развитию и знаниям детей. Развивать представления детей о свойствах и явлениях на чувственно наглядном образе. Развивать мелкую моторику рук. Формировать более четкие и реалистические представления и обобщения, которые дают возможность познавать проявления единства явлений в их многообразии. Предоставлять детям возможность производить самостоятельный поиск. Воспитывать интерес и стремление к новым знаниям, обогащение чувств, формирование духовного мира и расширение интересов ребенка.
Оборудование: (на каждого ребенка).
Стакан с водой, пустой стакан, соломинка, чайная ложка, соль, кубик льда, кусочек нитки, щепотка мела.
(для воспитателя). Всё тоже , и еще: пластилиновый конус (в виде вулкана), блюдце, кристаллы марганца, щепотка соды, 3 столовых ложки уксуса, иллюстрации, демонстрационный материал (книги).
Ход занятия.
- Без воды нет жизни.
- Круговорот воды в природе.
- Живая и не живая природа.
- Свойства воды.
- Можно ли сделать воду?
- Растворимые и не растворимые вещества.
- Почему морская вода солёная?
- Твёрдое состояние воды.
- Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
- Что такое испарение, вулкан.
- Вода должна быть чистой!
- Охрана моря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".
Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...
открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»
Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия
Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...