Выступление на районном практико - ориентированном онлайн -семинаре по теме:«Проектирование образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников» (из опыта работы Шивараковой Раисы Евгеньевны, старшего воспитателя
статья по основам финансовой грамотности
В рамках семинара разговор идет о том, что раскрывает понятие «финансовая грамотность», как организована образовательная деятельность в ДОУ,об инновационных подходах к проектированию образовательной деятельности по финансовой грамотности у дошкольников,мы поделимся с вами опытом работы наших педагогов по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminar_fg_shivarakovoy_r.e.docx | 828.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном
практико - ориентированном онлайн -семинаре по теме:«Проектирование образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников»
(из опыта работы Шивараковой Раисы Евгеньевны, старшего воспитателя МДОУ «Детский сад № 6 «Почемучка» п.Новоорск)
2021г.
Добрый день уважаемые коллеги, коллектив Детского сада приветствуем вас.
В рамках нашего семинара разговор пойдет о том, что раскрывает понятие «финансовая грамотность», как организована образовательная деятельность в ДОУ,об инновационных подходах к проектированию образовательной деятельности по финансовой грамотности у дошкольников,мы поделимся с вами опытом работы наших педагогов по данной теме.
А начну я наш разговор с того, почему мы решили изучить тему формирования основ финансовой грамотности и внедрить её в работу с детьми.
В 2019 году, участвуя в интернет – тестировании детей старшего дошкольного возраста по определению уровня знаний ребёнком вопросов финансовой грамотности, мы обратили внимание на то, что отвечая на вопросы теста, дети строили свои ответы, основываясь в основном на личный опыт, а он у них не богатый.
Вопросы тестов и результаты тестирования нас навели на мысль о том, что наши дети имеют не очень широкое представление о финансах. Тут мы задумались, а откуда у ребенка появятся знания, если ни в саду, ни дома широко эти вопросы не рассматриваются. В поисках в интернете материала по данной теме пришли к выводу, что на сегодняшний день обучение основам финансовой грамотности дошкольников, является одной из актуальных проблем дошкольного образования и одной из приоритетных задач государственной политики.
Обратимся к слайду и убедимся в этом. Мы видим, что….
Слайд 2
С какой целью это сделано?
Слайд № 3
Это сделано для того, чтобы создать основы для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан.
Финансово грамотный гражданин должен как минимум:
- следить за состоянием личных финансов;
- планировать свои доходы и расходы;
- формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для непредвиденных обстоятельств;
- иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
- рационально выбирать финансовые услуги;
- жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
- знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
- быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
- знать о рисках на рынке финансовых услуг;
- знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
- вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
Слайд 4
Внедрение мероприятий по финансовой грамотности решено проводить во все уровни образования. И первый уровень - дошкольное образования.
С этой целью банк России на уровне дошкольного образования разработал ряд мероприятий, а именно: Слайд 5
Примерную парциальную программу дошкольного образования детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
Слайд № 6
Программа включает 4основных блока:
- «Труд и продукт (товар);
- «Деньги и цена (стоимость);
-«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»;
- «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Подробно на программе я останавливаться не буду, вы можете ознакомиться в интернете.
Ознакомившись с данной программой и заручившись поддержкой родителей на общем собрании ДОУ, Слайд № 7
было принято решение, направить стратегию развития нашего дошкольного учреждения на внедрение в образовательный процесс основ финансовой грамотности дошкольников.
Но возникли вопросы: готовы ли к обучению дошкольников основам финансовой грамотности педагоги? Достаточно ли у них профессиональных навыков?
Ответы на вопросы мы видели в необходимости повышения уровня профессиональной компетентности педагога, основу которой составляет его личностное и профессиональное развитие.
Наращивание методического потенциала педагогов осуществлялось через внедрение инновационного методического проекта «Экономическое воспитание в ДОО: формирование предпосылок финансовой грамотности участников образовательных отношений». Слайд № 8
Проект предполагал создание эффективной модели образовательной деятельности в ДОУ.
Для того, чтобы выявить «проблемные поля» и наметить точки роста по развитию компетенций наших педагогов, мы на организационном этапе провели анализ имеющихся условий по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и определили круг задач работы с педагогами.
На данном этапе педагоги участвовали в вебинарах, научно - практических конференциях, изучили нормативно-правовую базу и проанализировали программы: «Финансовая грамотность дошкольника: Программа кружка». ( Киселёва Ю. А., Поварницина Г.П.);«Азы финансовой культуры для дошкольников» (Л.В.Стахович); «Программа экономического воспитания», разработанной Банком России. Это дало нам возможность: совершенствовать аналитические умения педагогов, систематизировать и углубить наши теоретические знания по данной проблеме, еще раз убедиться в том, насколько методы проблемного обучения актуальны сейчас.
В рамках этой работыметодической службой был составлен план повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, определены дни заседаний и встреч в творческом центре.
Слайд № 9
Был апробирован постоянно действующий практико-ориентированный семинар «Проблемное обучение в ДОО основам финансовой грамотности, как инновационная педагогическая технология», проведены образовательные мероприятия для педагогов ДОО:
Слайд 10 мастер-классы по темам: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»,
Слайд 11-14 «Применение квест – технологии в профориентационной работе с дошкольниками в условиях ФГОС»,
Слайд 15 деловые игры по профориентации на тему: «Калейдоскоп профессий»,
Слайд 16«О значимости родительского авторитета средствами квиз-игры «Дети и деньги»,
Слайд 17-18 интеллектуальная квиз – игра «Финансовый эрудит», с которой я надеюсь, вы ознакомились просматривая наш видеоматериал.
Таким образом, грамотно организованные методические мероприятия способствовали включению воспитателей в поисковую экономическую деятельность, повышая их профессионально-деловую активность.
Успешность любой работы зависит от правильного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Одним из направлений деятельности методической службы было включение родителей в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений. Нами был разработан план, задача которого заключалась в разработке интерактивных форм и методов, объединяющих усилия педагогов и родителей, направленных повышение их уровня финансовой грамотности. В ходе реализации плана был проведен смотр-конкурс финансовых лепбуков, с участием педагогов и родителей.Участвовали группы средние, старшие и подготовительные. Результаты совместных работ представлены на слайдах.
Слайды 19-21
Многие родители принимали активное участие в организация предметно развивающей среды в группах.Сюжетные и дидактические игры, игровое оборудование представлены на слайдах 22-25изготовлены и приобретены с помощью родителей.
Однако нынешние обстоятельства внесли корректировку в наш план и т.к. совместные мероприятия уже год как запрещены, то мы используем интерактивные формы и методы работы с родителями (ИКТ, презентации, индивидуальное веб- консультирование, сайт ДОО). На сайте ДОУ, в разделе «Меню» имеется страница «Финансовая грамотность», на которой находится консультационный видео материал для родителей и педагогов. Кому интересно, можете с ним ознакомиться.
СЛАЙД 26
При организации работы с дошкольниками у нас уже имелся опыт работы по профориентации детей, была отлажена работа по ознакомлению дошкольников с профессиями. С данной темой мы выходили на областной конкурс «Детский сад года -2017», где заняли 2 место, многие может быть помнят наш районный семинар, на котором мы проводили детский квест «Путешествие в Мастерград», где через игру дети знакомились с профессиями:
Кулинара СЛАЙД 27
Инструктора по фитнесу СЛАЙД 28
Кукольных дел мастерСЛАЙД 29
Инспектор ГИБДДСЛАЙД 30
В конце игры проводили дефиле профессий. СЛАЙД 31
В тоже время была организована плодотворная работа по разработке дополнительной программы для детей «Дошкольник и финансы», разрабатывалось тематическое планирование для детей 4-7 лет, подбирались дидактические игры и занятия, а так же игровой и демонстрационный материал. В настоящее время обучение дошкольников по финансовой грамотности ведется через кружковую работу во всех дошкольных группах.
Спланированная, таким образом, работа позволила участникам образовательного процесса разнообразить педагогическое общение, овладеть навыками релаксации и концентрации, увеличить творческий потенциал, добиться следующих результатов:Слайд 32
Результаты реализации основных направлений проекта:
1. Повышена компетентность педагогов в вопросах финансово-экономического образования дошкольников.
2. Разработана система экономического просвещения родителей.
3. Приобретена методическая литература по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.
4. Модернизирована развивающая предметно –пространственная среда, способствующая решению задач экономического воспитания.
Слайд 33
Продукт проекта: Разработан Учебно-методический комплект (УМК) для педагогов «Финансы и дошкольник».
В него вошли:
1. Сборник методического и консультационного материала для педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;
2. Дополнительная образовательная программа «Дошкольник и финансы» для детей 4-7 лет. Хочу отметить, что данная программа разработана на основе Примерной парциальной программы дошкольного образования детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» банка России;
3. Сборник методического консультативного видео материала для работы с родителями по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;
4. Сборник дидактических игр по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста.
Наша копилка: Участие в вебинарах, олимпиадах, публикации мероприятий на интернет сайтах. Слайд 34-35
-На этом я заканчиваю свое выступление. Я кратко постаралась ознакомить вас с организацией работы в дошкольном учреждении по формированию основ финансовой грамотности у участников образовательных отношений. Какие будут ко мне вопросы, прошу задавать. Спасибо за внимание! Слайд 36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном практико-ориентированном семинаре "Игротерапия - здоровьесберегающая технология для младшего дошкольного возраста"
Игротерапия - здоровьесберегающая технология для младшего дошкольного возраста...
Выступление на районном практико- ориентированном семинаре по теме "Куклотерапия в работе с детьми раннего возраста"
Выступление на районном практико-ориенированном семинаре по теме "Куклотерапия в работе с детьми раннего возраста"...
Выступление в районном практико-ориентированном семинаре на тему "Образовательные и оздоровительные терренкуры на территории детского сада" по теме "Метеоплощадка - результат совместной деятельности педагогов и родителей"
Выступление на районном практико- ориентированном семинаре на тему: " Образовательные и оздоровительные терренкуры на территории детского сада" по теме " Метеоплощадка - результат совме...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста «Как Лунтик финансовой грамотности учил»
Создание условий для финансового просвещения и экономического восприятия детей старшего дошкольного возраста....
«Театрализованная деятельность, как эффективное средство развития речи дошкольников» Презентация опыта работы на зональном семинаре -практикуме
Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Развивать речь детей в дет...
Образовательная деятельность по формированию финансовой грамотности дошкольников
Трудовое воспитание дошкольников - содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....