Выступление на районном практико - ориентированном онлайн -семинаре по теме:«Проектирование образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников» (из опыта работы Шивараковой Раисы Евгеньевны, старшего воспитателя
статья по основам финансовой грамотности

Шиваракова Раиса Евгеньевна

В рамках  семинара  разговор идет о том,  что раскрывает  понятие «финансовая грамотность», как организована  образовательная деятельность в ДОУ,об инновационных подходах к проектированию образовательной деятельности по финансовой грамотности у дошкольников,мы поделимся с вами опытом работы наших педагогов по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminar_fg_shivarakovoy_r.e.docx828.82 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном

практико -  ориентированном  онлайн -семинаре по теме:«Проектирование образовательной деятельности по формированию основ  финансовой грамотности у дошкольников»

(из опыта работы Шивараковой Раисы Евгеньевны, старшего воспитателя МДОУ «Детский сад № 6 «Почемучка» п.Новоорск)

                                            2021г.

Добрый день уважаемые коллеги, коллектив Детского сада приветствуем вас.

В рамках нашего семинара  разговор пойдет о том,  что раскрывает  понятие «финансовая грамотность», как организована  образовательная деятельность в ДОУ,об инновационных подходах к проектированию образовательной деятельности по финансовой грамотности у дошкольников,мы поделимся с вами опытом работы наших педагогов по данной теме.

А начну я наш разговор  с того, почему мы решили  изучить  тему формирования основ финансовой грамотности и внедрить её в работу с детьми.

В 2019 году, участвуя в интернет – тестировании детей старшего дошкольного возраста по определению уровня знаний ребёнком  вопросов финансовой грамотности, мы обратили внимание на то, что отвечая на вопросы теста, дети строили свои ответы, основываясь в основном на  личный опыт, а он у них не богатый.

Вопросы тестов и результаты тестирования нас навели на мысль о том, что наши дети имеют не очень широкое представление о финансах.  Тут мы задумались, а откуда у ребенка появятся знания, если ни в саду, ни дома широко эти вопросы не рассматриваются.  В поисках  в интернете материала по данной теме  пришли к выводу, что на сегодняшний день обучение основам финансовой грамотности дошкольников, является одной из актуальных проблем дошкольного образования и одной из приоритетных задач государственной политики.

Обратимся к слайду и убедимся в этом. Мы видим, что….

Слайд 2

С какой целью это сделано?

Слайд № 3

Это  сделано для того,  чтобы  создать основы для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан.

Финансово грамотный гражданин должен как минимум:

  • следить за состоянием личных финансов;
  • планировать свои доходы и расходы;
  • формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для непредвиденных обстоятельств;
  • иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
  • рационально выбирать финансовые услуги;
  • жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
  • знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
  • быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
  • знать о рисках на рынке финансовых услуг;
  • знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
  • вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Слайд 4

Внедрение мероприятий по финансовой грамотности решено проводить во все уровни образования.  И первый уровень - дошкольное образования.

С этой целью банк России на уровне дошкольного образования разработал ряд мероприятий, а именно: Слайд 5

Примерную  парциальную  программу дошкольного образования детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Слайд № 6

Программа включает 4основных  блока:

- «Труд и продукт  (товар);

- «Деньги и цена (стоимость);

-«Реклама: правда и ложь, разум и чувства,  желания и возможности»;

- «Полезные экономические навыки  и  привычки в быту».

Подробно на программе я останавливаться не буду,  вы можете ознакомиться  в интернете.

Ознакомившись с данной программой и заручившись поддержкой родителей  на общем собрании ДОУ,  Слайд № 7

было принято решение, направить стратегию развития нашего дошкольного учреждения на внедрение в образовательный процесс основ финансовой грамотности  дошкольников.

Но возникли вопросы: готовы ли к обучению дошкольников основам финансовой грамотности педагоги? Достаточно ли  у них профессиональных навыков?

 Ответы на вопросы мы видели в необходимости повышения уровня профессиональной компетентности педагога, основу которой составляет его личностное и профессиональное развитие.

Наращивание методического потенциала педагогов осуществлялось через внедрение инновационного  методического проекта «Экономическое воспитание в ДОО: формирование предпосылок финансовой грамотности участников образовательных отношений». Слайд № 8

Проект предполагал  создание эффективной модели  образовательной деятельности в ДОУ.

Для того, чтобы выявить «проблемные поля» и наметить точки роста по развитию компетенций наших педагогов, мы на организационном этапе  провели анализ имеющихся условий по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и определили круг задач работы с педагогами.

На данном этапе педагоги участвовали в вебинарах, научно - практических конференциях, изучили нормативно-правовую базу и проанализировали программы:   «Финансовая грамотность  дошкольника:  Программа кружка». ( Киселёва Ю. А., Поварницина Г.П.);«Азы финансовой культуры для дошкольников» (Л.В.Стахович); «Программа экономического воспитания»,  разработанной Банком России. Это дало нам возможность: совершенствовать аналитические умения педагогов,  систематизировать и углубить наши теоретические знания по данной проблеме,  еще раз убедиться в том, насколько методы проблемного обучения актуальны сейчас.

В рамках этой работыметодической службой был составлен план повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, определены дни заседаний и встреч в творческом центре.

Слайд № 9

Был апробирован постоянно действующий практико-ориентированный семинар «Проблемное обучение в ДОО основам финансовой грамотности,  как инновационная педагогическая технология», проведены образовательные мероприятия для педагогов ДОО:

Слайд 10 мастер-классы по темам: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»,

Слайд 11-14 «Применение  квест – технологии в профориентационной работе с дошкольниками в условиях ФГОС»,

Слайд 15 деловые игры по профориентации на тему: «Калейдоскоп профессий»,

Слайд 16«О значимости родительского авторитета средствами квиз-игры «Дети и деньги»,

Слайд 17-18 интеллектуальная квиз – игра «Финансовый эрудит», с которой я надеюсь,  вы ознакомились просматривая наш видеоматериал.

Таким образом, грамотно организованные методические мероприятия способствовали включению воспитателей в поисковую экономическую деятельность,  повышая их профессионально-деловую активность.

Успешность любой работы зависит от правильного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Одним из направлений деятельности  методической службы было включение родителей в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений. Нами был разработан план, задача которого заключалась в разработке интерактивных форм и методов, объединяющих усилия педагогов и родителей, направленных повышение их уровня финансовой грамотности.  В ходе реализации плана был проведен смотр-конкурс финансовых лепбуков, с участием педагогов и родителей.Участвовали группы средние, старшие и подготовительные. Результаты совместных работ представлены на слайдах.

Слайды 19-21

Многие родители принимали активное участие в организация предметно развивающей среды в группах.Сюжетные и дидактические игры, игровое оборудование представлены на слайдах 22-25изготовлены и приобретены с помощью родителей.

Однако нынешние обстоятельства внесли корректировку в наш план и т.к. совместные мероприятия уже год как запрещены, то мы используем интерактивные формы и методы  работы с родителями (ИКТ, презентации, индивидуальное веб- консультирование, сайт ДОО).  На сайте ДОУ, в разделе «Меню» имеется страница «Финансовая грамотность», на которой находится консультационный видео материал для родителей и педагогов. Кому интересно, можете с ним ознакомиться.

СЛАЙД 26

При организации работы с дошкольниками у нас уже имелся опыт работы по профориентации детей, была отлажена работа по ознакомлению дошкольников с профессиями.  С данной темой мы выходили на  областной конкурс «Детский сад года -2017», где заняли 2 место, многие может быть помнят наш районный семинар, на котором мы проводили детский квест «Путешествие в Мастерград», где через игру дети знакомились с профессиями:

Кулинара СЛАЙД 27

Инструктора по фитнесу СЛАЙД 28

Кукольных дел мастерСЛАЙД 29

Инспектор ГИБДДСЛАЙД 30

В конце игры проводили дефиле профессий. СЛАЙД 31

В тоже время была организована плодотворная работа по  разработке дополнительной программы для детей «Дошкольник и финансы», разрабатывалось тематическое планирование для детей 4-7 лет, подбирались дидактические игры и занятия, а так же игровой и демонстрационный материал.  В настоящее время обучение дошкольников по финансовой грамотности ведется через кружковую работу во всех дошкольных группах.

Спланированная, таким образом, работа позволила участникам образовательного процесса разнообразить педагогическое общение, овладеть навыками релаксации и концентрации, увеличить творческий потенциал, добиться следующих результатов:Слайд 32

Результаты реализации  основных направлений проекта:

1. Повышена компетентность педагогов в вопросах финансово-экономического образования дошкольников.

2.   Разработана система экономического просвещения родителей.

3.   Приобретена методическая литература по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.

4.   Модернизирована  развивающая предметно –пространственная среда, способствующая решению задач экономического воспитания.

Слайд 33

Продукт проекта: Разработан  Учебно-методический комплект (УМК) для педагогов «Финансы и дошкольник».

В него вошли:

1. Сборник методического и  консультационного материала для педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;

2. Дополнительная образовательная программа  «Дошкольник и финансы»  для детей 4-7 лет. Хочу  отметить, что данная программа разработана на основе Примерной парциальной программы дошкольного образования детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» банка России;

3. Сборник методического консультативного видео материала для работы с родителями по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;

4. Сборник дидактических игр по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста.

Наша копилка: Участие в вебинарах, олимпиадах, публикации мероприятий  на интернет сайтах. Слайд 34-35

-На этом я заканчиваю свое выступление. Я  кратко постаралась ознакомить вас с организацией работы в дошкольном учреждении по формированию основ финансовой грамотности у участников образовательных отношений. Какие будут ко мне вопросы, прошу задавать.      Спасибо за внимание! Слайд 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном практико- ориентированном семинаре по теме "Куклотерапия в работе с детьми раннего возраста"

Выступление на районном практико-ориенированном семинаре по теме "Куклотерапия в работе с детьми раннего возраста"...

Выступление в районном практико-ориентированном семинаре на тему "Образовательные и оздоровительные терренкуры на территории детского сада" по теме "Метеоплощадка - результат совместной деятельности педагогов и родителей"

Выступление на районном практико- ориентированном семинаре на тему: " Образовательные и оздоровительные терренкуры на территории детского сада" по теме " Метеоплощадка - результат совме...

«Театрализованная деятельность, как эффективное средство развития речи дошкольников» Презентация опыта работы на зональном семинаре -практикуме

Театрализованная деятельность один из   самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Развивать речь детей в дет...

Образовательная деятельность по формированию финансовой грамотности дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников - содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....