Совместный практико-ориентированный проект для родителей, воспитанников и педагогов «Космические дали»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Никулина Оксана Владимировна

Наверное, каждый взрослый человек и ребенок любит смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 83 комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга

Совместный практико-ориентированный проект

для родителей, воспитанников и педагогов

«Космические дали»

Старшая группа № 2

Воспитатели:    

 Учитель-логопед:      

Санкт-Петербург

2021

Технологическая карта проекта «Космические дали»

Пояснительная записка

«Человечество не останется вечно на земле,
но, в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»

К. Циолковский

Актуальность

Наверное, каждый взрослый человек и ребенок любит смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

 

В начале шестидесятых годов прошлого века не было в мире более популярных собак, чем советские дворняги — Белка и Стрелка. Еще бы! Им впервые удалось в настоящем космическом корабле больше суток летать вокруг планеты и вернуться домой живыми и невредимыми!

За этот период времени, произошли огромные изменения, как в нашем обществе, так и в вопросах изучения космического пространства. Теперь нет такого ожидания запуска каждой ракеты, новые достижения, зачастую, проходят мимо нас, а дети совсем перестали играть в космонавтов. Да и вообще, многие ли из них знают об этом?

Наша задача рассказать детям, что такое Вселенная и космос, из чего состоит Солнечная система, познакомить с космическими телами. Рассказать о полете человека в космос, о пришельцах и интересных явлениях в нашей жизни, связанных с пространством за пределами нашей планеты.

Тип и вид проекта — информационно-творческий, краткосрочный, групповой.

Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей – 5 — 6 лет.

Продолжительность — 2 недели.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоение космоса людьми.

Задачи проекта:

  • вызвать интерес к космическому пространству;
  • способствовать ознакомлению с историей освоения космоса;
  • подвести к пониманию уникальности нашей планеты;
  • способствовать закреплению элементарных представлений о Солнечной системе, о сигналах из космоса (на основе опытов);
  • воспитывать чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
  • развивать любознательность, воображение, фантазию, связную речь, двигательные навыки.

Проблема:

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные представления, применять их в различных видах детской деятельности.

Обоснование проблемы:

Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России — День космонавтики.

Ожидаемые результаты: в результате реализации проекта

Дети:

  • узнают о строении Солнечной системы, ее планетах, о космических полётах, о фактах и событиях космоса;
  • активно включаются в творческий процесс по организации выставки, созданию фотоальбомов, презентаций;
  • умеют рассказывать о космическом пространстве.

Родители:

  • проявляют интерес к деятельности детского сада, группы
  • активно участвуют в организации выставки «Космические фантазии».

Этапы проекта.

I Подготовительный.

  1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе. (технология «Модель трех вопросов»)
  2. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта, наглядных пособий, иллюстраций, плакатов по теме.
  3. Подбор дидактических и настольных игр по теме проекта.
  4. Разучивание стихов и загадок о космосе и космонавтах.
  5. Привлечение родителей к реализации проекта.

II Основной.

Осуществляется в процессе организации совместной деятельности детей и педагогов с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

1. Беседы познавательного цикла (приложение 1)

  • Беседа «Необъятный космос»

Цель: вызвать интерес к космическому пространству, познакомить с конструктором С.П. Королевым.

  • Беседа «Солнце – источник жизни на земле»

Цель: познакомить с солнцем как с космическим объектом.

  • Беседа «Семья планет»

Цель: рассказать о солнечной системе.

  • Беседа «Звезды и созвездия»

Цель: рассмотреть звездные карты, созвездия.

  • Беседа «Беседа о Космонавтах»

Цель: уточнить и закрепить представления детей о космонавтах.

2. Познавательно – образовательные ситуации

  • Экспериментальная ситуация «День и ночь»

Цель: показать детям вращение планет вокруг солнца.

  • Опытно-экспериментальная деятельность «Как космонавты разговаривают с землей?»

Цель: создание прибора для передачи сигнала из одного помещения в другое.

  • Исследование «Что есть у инопланетянина?»

Цель: сравнить образ человека и инопланетянина.

3. Рассматривание и беседы по картинам (приложение 2)

Цель: формировать умение составлять небольшой сюжетный рассказ по картине; рассказывать о событиях предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.

4. Речевые игры (приложение 3)

  • «Один – много»
  • «Подскажи словечко»
  • «Составь правильно предложение»
  • «Скажи наоборот»

5. Дидактические игры

  • «Найди недостающую планету»
  • «Собери солнечную систему»
  • «Найди две одинаковые ракеты»
  • «Собери картинку» (пазлы)
  • «Четвертый лишний»
  • Игра-ходилка «Полет в космос»

6. Просмотр и анализ мультфильма «Тайна третьей планеты», презентаций «Все о космонавтах»«Земля, Солнце и Луна». Цель: обогащение субъектного опыта детей через образные ситуации, их обсуждение и анализ с целью формирования умения делать выводы.

7. Чтение художественной литературы

  • Н. Носов «Незнайка на луне»
  • Е.П. Левитан «Сказочные приключения маленького астронома»
  • П.О. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»
  • О.А. Скоролупова «Покорение космоса»

8. Творческая мастерская

  • Раскрашивание инопланетянина восковым пластилином.
  • Создание макета «Планеты»
  • Лепка «ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»
  • Конструирование «Ракета» (оригами)
  • Стенгазета «Полет в космос»
  • Рисование акварелью «КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ»
  • Создание из картонной коробки шлема от скафандра

9. Задания для развития мелкой моторики рук

  • Выложи из счетных палочек: ракету, звезду, инопланетянина.
  • Рисование космических ракет, тарелок инопланетян по клеточкам.
  • Лабиринты.
  • Коллаж «Досуг космонавта»

10. Подвижные игры (приложение 4)

  • «Ждут нас быстрые ракеты»
  • «Ракета»
  • «Невесомость» и др.

11. Работа с родителями

  • Папка – передвижка «Полет к звездам»
  • Выставка поделок «Космические дали»
  • Привлечение родителей при нахождении информации по теме «Космос»
  • Участие во всероссийском конкурсе изобразительного искусства
  • Вручение дипломов

III Заключительный

Итоговое мероприятие проекта: выставка совместных поделок, рисунков, аппликаций детей и родителей по теме «Космос».

Список литературы

  • Волчкова В. Н., Степанов Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие». ТЦ «Учитель» Воронеж 2004.
  • Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Авт. -сост. Т.А. Шорыгина, сост. М.Ю. Парамонова. – Ь.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  • Скоролупова О.А. Покорение космоса. М.: ТЦ Сфера, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика - ориентированный творческий проект «Летние фантазии»

Опыт работы по благоустройству прогулочного участка группы...

Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»

Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...

Практико-ориентированный, педагогический проект "Городок сказочных героев"

Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям. В природных ...

Сценарий совместной практико-ориентированной деятельности детей и взрослого для детей от 5 до 6 лет

Данный материал дает возможность детям расширить представления об аэропорте, посмотреть, как математика помогает людям ориентироваться и работать в аэропорту...

мастер-класс для педагогов ДОУ "Использование практико-ориентированного метода обучения через приобщение воспитанников к техническому конструированию и развитию творческих способностей детей"

В данной методической разработке мы знакомим  педагогов с опытом своей работы по развитию инженерного мышления и творческих способностей детей  младшего дошольного возраста в процессе констр...

Технологическая карта: совместная практико-ориентированная исследовательская деятельность.

Формирование у старших дошкольников исследовательских навыков и умений: исследование новых объектов, появившихся  в окружающем пространстве;  выдвижение гипотез и предположений; умение сравн...