Совместный практико-ориентированный проект для родителей, воспитанников и педагогов «Космические дали»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Наверное, каждый взрослый человек и ребенок любит смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 83 комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга
Совместный практико-ориентированный проект
для родителей, воспитанников и педагогов
«Космические дали»
Старшая группа № 2
Воспитатели:
Учитель-логопед:
Санкт-Петербург
2021
Технологическая карта проекта «Космические дали»
Пояснительная записка
«Человечество не останется вечно на земле,
но, в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»
К. Циолковский
Актуальность
Наверное, каждый взрослый человек и ребенок любит смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.
В начале шестидесятых годов прошлого века не было в мире более популярных собак, чем советские дворняги — Белка и Стрелка. Еще бы! Им впервые удалось в настоящем космическом корабле больше суток летать вокруг планеты и вернуться домой живыми и невредимыми!
За этот период времени, произошли огромные изменения, как в нашем обществе, так и в вопросах изучения космического пространства. Теперь нет такого ожидания запуска каждой ракеты, новые достижения, зачастую, проходят мимо нас, а дети совсем перестали играть в космонавтов. Да и вообще, многие ли из них знают об этом?
Наша задача рассказать детям, что такое Вселенная и космос, из чего состоит Солнечная система, познакомить с космическими телами. Рассказать о полете человека в космос, о пришельцах и интересных явлениях в нашей жизни, связанных с пространством за пределами нашей планеты.
Тип и вид проекта — информационно-творческий, краткосрочный, групповой.
Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей – 5 — 6 лет.
Продолжительность — 2 недели.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоение космоса людьми.
Задачи проекта:
- вызвать интерес к космическому пространству;
- способствовать ознакомлению с историей освоения космоса;
- подвести к пониманию уникальности нашей планеты;
- способствовать закреплению элементарных представлений о Солнечной системе, о сигналах из космоса (на основе опытов);
- воспитывать чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
- развивать любознательность, воображение, фантазию, связную речь, двигательные навыки.
Проблема:
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные представления, применять их в различных видах детской деятельности.
Обоснование проблемы:
Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России — День космонавтики.
Ожидаемые результаты: в результате реализации проекта
Дети:
- узнают о строении Солнечной системы, ее планетах, о космических полётах, о фактах и событиях космоса;
- активно включаются в творческий процесс по организации выставки, созданию фотоальбомов, презентаций;
- умеют рассказывать о космическом пространстве.
Родители:
- проявляют интерес к деятельности детского сада, группы
- активно участвуют в организации выставки «Космические фантазии».
Этапы проекта.
I Подготовительный.
- Выявление первоначальных знаний детей о космосе. (технология «Модель трех вопросов»)
- Подбор методической и художественной литературы по теме проекта, наглядных пособий, иллюстраций, плакатов по теме.
- Подбор дидактических и настольных игр по теме проекта.
- Разучивание стихов и загадок о космосе и космонавтах.
- Привлечение родителей к реализации проекта.
II Основной.
Осуществляется в процессе организации совместной деятельности детей и педагогов с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
1. Беседы познавательного цикла (приложение 1)
- Беседа «Необъятный космос»
Цель: вызвать интерес к космическому пространству, познакомить с конструктором С.П. Королевым.
- Беседа «Солнце – источник жизни на земле»
Цель: познакомить с солнцем как с космическим объектом.
- Беседа «Семья планет»
Цель: рассказать о солнечной системе.
- Беседа «Звезды и созвездия»
Цель: рассмотреть звездные карты, созвездия.
- Беседа «Беседа о Космонавтах»
Цель: уточнить и закрепить представления детей о космонавтах.
2. Познавательно – образовательные ситуации
- Экспериментальная ситуация «День и ночь»
Цель: показать детям вращение планет вокруг солнца.
- Опытно-экспериментальная деятельность «Как космонавты разговаривают с землей?»
Цель: создание прибора для передачи сигнала из одного помещения в другое.
- Исследование «Что есть у инопланетянина?»
Цель: сравнить образ человека и инопланетянина.
3. Рассматривание и беседы по картинам (приложение 2)
Цель: формировать умение составлять небольшой сюжетный рассказ по картине; рассказывать о событиях предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.
4. Речевые игры (приложение 3)
- «Один – много»
- «Подскажи словечко»
- «Составь правильно предложение»
- «Скажи наоборот»
5. Дидактические игры
- «Найди недостающую планету»
- «Собери солнечную систему»
- «Найди две одинаковые ракеты»
- «Собери картинку» (пазлы)
- «Четвертый лишний»
- Игра-ходилка «Полет в космос»
6. Просмотр и анализ мультфильма «Тайна третьей планеты», презентаций «Все о космонавтах», «Земля, Солнце и Луна». Цель: обогащение субъектного опыта детей через образные ситуации, их обсуждение и анализ с целью формирования умения делать выводы.
7. Чтение художественной литературы
- Н. Носов «Незнайка на луне»
- Е.П. Левитан «Сказочные приключения маленького астронома»
- П.О. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»
- О.А. Скоролупова «Покорение космоса»
8. Творческая мастерская
- Раскрашивание инопланетянина восковым пластилином.
- Создание макета «Планеты»
- Лепка «ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»
- Конструирование «Ракета» (оригами)
- Стенгазета «Полет в космос»
- Рисование акварелью «КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ»
- Создание из картонной коробки шлема от скафандра
9. Задания для развития мелкой моторики рук
- Выложи из счетных палочек: ракету, звезду, инопланетянина.
- Рисование космических ракет, тарелок инопланетян по клеточкам.
- Лабиринты.
- Коллаж «Досуг космонавта»
10. Подвижные игры (приложение 4)
- «Ждут нас быстрые ракеты»
- «Ракета»
- «Невесомость» и др.
11. Работа с родителями
- Папка – передвижка «Полет к звездам»
- Выставка поделок «Космические дали»
- Привлечение родителей при нахождении информации по теме «Космос»
- Участие во всероссийском конкурсе изобразительного искусства
- Вручение дипломов
III Заключительный
Итоговое мероприятие проекта: выставка совместных поделок, рисунков, аппликаций детей и родителей по теме «Космос».
Список литературы
- Волчкова В. Н., Степанов Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие». ТЦ «Учитель» Воронеж 2004.
- Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Авт. -сост. Т.А. Шорыгина, сост. М.Ю. Парамонова. – Ь.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Скоролупова О.А. Покорение космоса. М.: ТЦ Сфера, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика - ориентированный творческий проект «Летние фантазии»
Опыт работы по благоустройству прогулочного участка группы...
Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»
Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...
Практико-ориентированный, педагогический проект "Городок сказочных героев"
Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям. В природных ...
Сценарий совместной практико-ориентированной деятельности детей и взрослого для детей от 5 до 6 лет
Данный материал дает возможность детям расширить представления об аэропорте, посмотреть, как математика помогает людям ориентироваться и работать в аэропорту...
мастер-класс для педагогов ДОУ "Использование практико-ориентированного метода обучения через приобщение воспитанников к техническому конструированию и развитию творческих способностей детей"
В данной методической разработке мы знакомим педагогов с опытом своей работы по развитию инженерного мышления и творческих способностей детей младшего дошольного возраста в процессе констр...
Технологическая карта: совместная практико-ориентированная исследовательская деятельность.
Формирование у старших дошкольников исследовательских навыков и умений: исследование новых объектов, появившихся в окружающем пространстве; выдвижение гипотез и предположений; умение сравн...