Развитие у дошкольников творческого потенциала в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник
консультация (старшая группа) на тему
На современном этапе одна из важных задач производственной практики – формирование творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; при этом уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали; учится осознано использовать изобразительные навыки и умения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие у дошкольников творческого потенциала в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник
«Детский рисунок, процесс рисования –
это частица духовной жизни ребенка.
Дети не просто переносят на бумагу
что-то из окружающего мира,
а живут в этом мире, входят в него,
как творцы красоты, наслаждаются
этой красотой».
В.Л. Сухомлинский.
На современном этапе одна из важных задач производственной практики – формирование творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; при этом уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали; учится осознано использовать изобразительные навыки и умения. Ещё Аристотель отмечал: занятия рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка. Занятия рисованием создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, гармонизируют чувства ребенка, а значит, помогают восстанавливать здоровье. Вот почему так важно научить ребёнка восхищаться красотой раннего утра, пейзажа, портрета, исполненных своими руками рисунков, вечные ценности не уходят, мы нуждаемся в них всегда. Таким образом, без творчества нет человека мыслителя, экспериментатора, творца двадцать первого века.
Результаты моего наблюдения за детьми показал, что:
- дети плохо владели разнообразными техническими навыками, не могли самостоятельно выбрать нужный материал для рисования;
- дети были робкими, боялись того, что рисунок не получится;
- большинство детей не испытывали интерес к своему рисунку;
- в ходе бесед с воспитателями выяснилось, что у многих нет дома даже простых изобразительных материалов.
В результате проблемного анализа своей педагогической деятельности я выделила наиболее актуальные противоречия:
- между ограниченными возможностями традиционного рисования и развитием творческого потенциала детей дошкольного возраста,
- недостаточным художественным видением детей в связи несовершенством имеющихся программ и технологий.
Концептуальная идея опыта – это пробуждение потребности освоения средств изобразительной деятельности и творческое саморазвитие.
Новизна в моём опыте - развитие творчества у дошкольников в изо-деятельности, сочетая разнообразные техники и художественный материал в одном рисунке.
В основу моей работы положена технология дифференцированного обучения по интересам детей Л.А. Венгера, Б. Неменского, которые обеспечивают системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитание любви и интереса к рисованию.
На поиск новых путей в развитии творческого потенциала в рисовании посредством нетрадиционных способов рисования и художественных материалов, меня вдохновили новые программы:
- «Цветные ладошки» И.В. Лыковой. Представленный в программе материал направляет на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей;
- «Природа и художник» Т. А. Копцевой, содержание программы приобщает детей к миру прекрасного, расширяет круг представлений дошкольников об окружающей действительности;
- «Росинка» - В мире прекрасного Л. В. Куцаковой, С. И. Мерзляковой, содержание программы строится на эмоциональном воздействии произведения искусства: на удивлении, любовании, эстетическом наслаждении.
Главной отличительной чертой всех программ является их продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей творческих способностей и интереса к рисованию. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Знакомство с этими программами, привело меня к мысли о необходимости комбинировать их для успешного решения поставленной цели моей работы – развитие творческой активности, желание рисовать, через свободное экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в разнообразных техниках рисования.
Опираясь на вышеуказанные программы, свою работу строю на следующих принципах:
Принцип целенаправленности.
Я создаю все необходимые условия для развития художественно- творческих способностей детей.
Принцип систематичности и последовательности.
Постепенная подача материала от простого к сложному.
Принцип индивидуализации.
Создание благоприятной среды для развития каждого ребёнка.
Связь обучения с жизнью.
Изображение опирается на впечатления, полученное ребенком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее и насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.
Наряду с этими принципами выделяю принципы изодеятельности:
- принцип гармонии и красоты (проявляется в природных явлениях, мыслях, чувствах, деятельности человека)
- принцип сотрудничества и свободы действий (отношение к ребёнку строится на доверительной основе), сотрудничество разворачивается на следующих уровнях: педагог – педагог, когда речь идёт о совместном продумывании и организации занятий; педагог - дети, когда занятия строятся как совместная деятельность; педагог- дети- родители, когда родители принимают активное участие в решении задач.
Знание теории помогло мне увереннее делать практические шаги.
Занятия по нетрадиционным способам рисования проводила 2 раза в неделю, длительность зависит от возраста детей: в младшей группе 12 - 15 минут; в средней группе 15 - 17 минут.
Так, например, с младшего возраста использовала способ рисования: «печать от руки» (пальчиком, ладошкой, кулачком). По ассоциации у детей получались: цветы, сказочные животные, птицы, растения.
«Кляксография» - На смоченный водой лист бумаги, с помощью кисточки, нужно капнуть краской на бумагу. Капли растекаются в одно яркое «колючее» пятно. Я развивала у детей умение видеть, вглядываться, узнавать того, кто прячется в пятне. Дети увидели в своих пятнах: бабочку, жука, животных и т. д.
«Монотипия» - краски наносятся на гладкую поверхность (стекло, бумагу) сверху припечатывается листом бумаги. Я помогала детям увидеть тематику рисунка, дорисовать его. У детей получались «Волшебные цветы», «Насекомые», «Деревья», «Красочный букет» и т. д.
«Размытый рисунок» в средней группе. Дети наносили цветовые пятна на лист бумаги, предварительно смоченный водой. Я помогала увидеть тематику рисунка каждого ребёнка. Дети увидели в своём рисунке «Ветер», «Грозу», назвали свой рисунок «Зимняя фантазия», «Осенняя мелодия», «Снегопад» и т. д.
«Печать штампами» Дети макали штампы в краску и наносили на лист бумаги. Я развивала у детей умение расположить и создать свой сюжет с помощью штампов из овощей, растений, ватных палочек и других предметов. В результате получались «Животные», «Цветы». Дети создавали композицию «Подводного мира», «Роспись посуды» и т. д.
Любят дети рисовать «Мыльными пузырями» – в баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, всё хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали - и рисунок готов. Дети увидели в своих рисунках «Сказочную планету», «Таинственный остров», «Море» и т.д.
Данные способы рисования помогают детям младшего возраста органично почувствовать художественный материал, его свойства (вязкость, бархатистость, яркость и другие), проявить собственное видение, индивидуальность, творчество.
Переходя ко 2 этапу – старшего дошкольного возраста, по мере овладения навыками усложняю и творческое решение. В рисунках детей появляются фантастические образы, сказочные герои, волшебная природа. Я отмечаю и поощряю творческие находки детей, развиваю эмоциональную сферу, умение сопереживать, выражать своё состояние, отношение к миру в творческой деятельности.
При планировании учитываю склонности, интересы, подготовленность детей. Длительность занятий в старшей группе составляет 20-25 минут; в подготовительной – 25-30 минут.
На данном этапе используются способы рисования:
«Граттаж» в старшей и подготовительной группах. Лист бумаги предварительно закрашивается масляными карандашами, затем тонируется гуашью. После высыхания выцарапывается рисунок острыми палочками. В данной технике дети увидели «Снежинки», «Море волнуется», «Деревья» и т.д.
Дети освоили способ рисования «Пластилиновой живописи», который развивал пальцы рук. Они наносили мазки пластилином на картон, придумывая тематику сами. В результате получались «Зимние картины», «Животные», и т. д.
Очень нравится детям рисовать на ткани масляными карандашами, например, «Салфетка под конфетницу».
Дети в старшем возрасте по желанию комбинируют несколько способов рисования, что позволяет улучшить композицию, сюжет, творческое воображение. Например, кляксография, набрызг, размытый рисунок в осенних и зимних композициях.
«Способ рисования с помощью выдуваемой струи воздуха» развивал дыхательный аппарат, активизировал мышление и речь, позволял детям увидеть в получаемых кляксах предметы окружающего мира. Дети рисовали «Подводный мир», «Растения», и т.д.
Дети создавали композицию на стекле способом рисования «Витраж» - вначале делали рисунок-набросок (или через трафарет) на бумаге фломастером, затем сверху на рисунок накладывали стекло или файлы. Далее по линиям рисунка выдавливали из тюбика чёрный резерв. После того, как резерв застынет, раскрашивали рисунок цветными витражными красками. Дети рисовали «Цветочный луг», «Морское царство», и т. д.
Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – «Рисование солью». Дети с интересом посыпали рисунок солью, выполненный в технике по-сырому. Соль постепенно окрашивалась в тот цвет, который дети использовали в рисунке. При высыхании образовались цветные кристаллы.
С интересом дети создавали «песчаные» картины с помощью бумаги и клея. Рисуя песком или манкой, у детей появлялось ощущение загадочности. А что же получится?
Данные способы рисования помогают переводить непосредственные детские впечатления в успешную изобразительную деятельность.
Комбинируя элементы известных методик, провожу разные виды занятий:
Комплексные занятия. «Волшебные снежинки», «Сказочная птица», «Музыкальные рисунки».
Фронтальные занятия. «Сделай мир цветным».
Тематические занятия. «Дом для моей семьи», «Мой лучший друг».
Интегрированные занятия. «В гостях у мастера Карандаша», «Веселая ярмарка».
Чтобы привить любовь и развить творческий потенциал в рисовании, начиная с младшего возраста, я учила детей видеть окружающий мир, его красоту, и переносить свои впечатления на лист бумаги, через наблюдения, беседы, рассматривание картин разных жанров, слушание музыкальных произведений. Использовала изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить рисование и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения. Я давала детям возможность выбрать технологию, близкую и по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Я не навязывала ребенку процесс рисования, а старалась увлечь его этим видом деятельности. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл, обладает завораживающей и притягательной силой. Этими материалами служат: губки, нитки, ткань, бумага, парафин, песок, манка, соль, стекло, краски и другие средства. Детей притягивает яркость красок и разнообразие материалов. Я стала использовать в работе флуоресцентные и перламутровые краски, гели с блестками. Флуоресцентные и масленые мелки, оставляли яркий след, рисовать такими мелками – просто удовольствие. Мы рисовали с детьми на бумаге, на ткани, на дереве. Акриловыми красками пробовали рисовать на стекле, на зеркале, на пластмассе. Создавали витражную композицию на стекле.
Для ребенка художественный материал обладал завораживающей и притягательной силой. Познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащали свой сенсорный опыт. К тому же я создавала ситуацию свободного выбора художественных материалов так необходимых в творческой деятельности, выбора в тематике (что-то у детей получится).
Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны, старалась создать наилучшие условия для самовыражения каждому ребенку. Непременным условием для успешного обучения и воспитания детей является предметно-развивающая среда. При её организации я стремилась к тому, чтобы повысить значимость и роль самих детей. Выполненные детские работы используются многофункционально:
- в организации занятий по развитию речи дети создают самодельные книжки по темам «Домашние животные», «Растения», «Сказочный герой», и составляют описательные рассказы по этим рисункам. Для ознакомления с сезонными изменениями в природе дети создают пейзажные композиции по теме «Времена года».
- в театрализованной деятельности (пальчиковый, настольный театр, маски) руками детей создали комплект - театр, в который входят ширма, силуэты кукол, сказочные образы, декорации, выполненные разными материалами и техниками;
- в организации сюжетно- ролевых игр (посуда и одежда для кукол), все дети играют с силуэтными куклами, переодевая их в разные одежды и разыгрывая хитрые бытовые сценки. Это самый настоящий театр моды, в котором дети могут выступить модельерами, конструкторами одежды, художниками по ткани;
- в поисковой деятельности (смешивание красок, рисование песком, солью, манкой);
- организация персональных выставок детей («Как прекрасен этот мир», «Бабушкины сказки» «Времена года»);
- проведение тематических дней («В гостях у сказки», «Здравствуй, лето!», «Зимушка хрустальная»). Дети оформляют свои работы индивидуально, в парах или небольшими группами, например, по теме «В гостях у сказки» дети рисуют разных сказочных персонажей с использованием нескольких техник, а в результате получается целая сказка;
- подготовка атрибутов к развлечениям и досугам детьми. Эта форма работы уникальна тем, что помогает детям учиться друг у друга. Этот процесс творчества происходит в интересной, увлекательной деятельности, где каждому находится дело по сегодняшним умениям. Такая деятельность направлена на развитие ребёнка, а не на сообщение ему суммы знаний.
- оформление картинной галереи в фойе детского сада.
В работе использую разнообразные методы и приемы, помогающие активизировать детей в процессе изобразительного творчества:
Эмоциональный настрой. Музыкальное произведение активизирует внимание. Характер музыки побуждает детей искать возможности самостоятельно передавать своё эмоциональное состояние, затем отображать в художественно-практической деятельности.
Художественное слово.Дети эмоционально откликаются на красоту поэтических строк. Художественное слово помогает формировать умение сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведения и настроение живой природы.
Педагогическая драматургия. На занятиях дети путешествуют. Они могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Например, «Путешествие в мир природы» «Путешествие по сказкам», «Страна рисования».
Занимательный сюжет сказки, сказочные образы, нетрадиционные способы рисования – помогают развитию у детей эмоций и воображения. Для старших дошкольников использую метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрыв глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный теплый голос воспитателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.
Игра. Я провожу разные дидактические и сюжетные игры. В игре легко направляется внимание ребенка на самые важные ориентиры – нравственно-эстетические. Например, «Игра с красками» в младшей группе, «Краски вышли на прогулку», «Краски радуги».
Праздники и развлечения. «Праздник солнышка», «День рождения Бабы Яги», День музыки и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие творческого воображения у педагогов через освоение нетрадиционных изобразительных техник»
Вступительное слово. Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в форми...
Опыт работы "Развитие у дошкольников творческого потенциала в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник"
Опыт работы "Развитие у дошкольников творческого потенциала в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник"...
« Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи через освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов»
Формирования диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования разнообразных видов творческих рассказов....
Развитие творчества дошкольников в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами в ДОО
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛ...
Программа по выявлению и развитию у дошкольников творческих способностей «Правополушарное рисование».
Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейз...
"Развитие у дошкольников творческого интереса к изобразительной деятельности через экспериментирование с разнообразным художественным материалом" (из опыта работы)
quot;Развитие у дошкольников творческого интереса к изобразительной деятельности через экспериментирование с разнообразным художественным материалом" (из опыта работы)...