"Развитие у дошкольников творческого интереса к изобразительной деятельности через экспериментирование с разнообразным художественным материалом" (из опыта работы)
материал (младшая, средняя группа)
"Развитие у дошкольников творческого интереса к изобразительной деятельности через экспериментирование с разнообразным художественным материалом" (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad1.pptx | 2.96 МБ |
razvitie_tvor._sposobnostey_cherez_eksperiment.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Детское экспериментирование истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам». Н.Н.Подьяков
Актуальность Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий, экспериментированием с разнообразным материалом, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно ярко проявляются разные стороны развития ребенка.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов, Цель:
1. обучать детей различным методам экспериментирования в изобразительной деятельности 2. расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования; 3. развивать художественно- творческих способностей у детей на основе их индивидуальных особенностей через опытно - экспериментальную деятельность». 4. создавать условия для стремления к свободному экспериментированию с художественными материалами и инструментами, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность Задачи:
В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Самым доступным вариантом для проявления творчества в детском возрасте является изобразительная деятельность.
Экспериментирование в рисовании знакомство с новыми материалами изображения овладение изобразительными инструментами лаборатория цвета овладение различными техниками
Экспериментирование с изобразительными инструментами
Тычок жесткой полусухой кистью
Рисование пальчиками
Рисование ладошками
Рисование поролоновым тампоном
Рисование ватными палочками
Экспериментирование с бумагой Лист бумаги мы сжимаем, И ладошки разминаем. Мы стараемся, катаем – Дружно в шарик превращаем Не дадим ему скучать- Им и будем рисовать
Рисование мятой бумагой
Эксперименты с водой и цветом
Экспериментирование с мыльными пузырями
Рисование песком
Экспериментирование с разными материалами Аппликация
Бумажные салфетки
Ватные диски, вата
Экспериментирование с мукой
Замешиваем тесто
Раскатываем
Изучаем
Экспериментируем со снегом
Экспериментируем на улице летом
Главное научить ребенка самостоятельному исследованию жизни, дать возможность ребенку самому открыть что-то новое. И тогда творческая активность детей возрастает, у ребенка появляется огромное желание самостоятельно изучать и дальше окружающий мир. Самое главное используя художественное экспериментирование, и тем самым формируя творческую активность дошкольников, обеспечивается благополучная социализация личности в общество. Вывод:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей через организацию экспериментальной деятельности на занятиях по изобразительной деятельности»
«Детское экспериментирование- истинно детская деятельность,
которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается
на протяжении всего дошкольного детства
без особой помощи взрослого и даже вопреки его запретам».
(Н. Н. Подъяков)
С самого рождения ребенок непрерывно стремится познать мир. Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Всё, чем он занимается: двигается, общается, играет или ест, он делает это по-своему. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Творчество является неотъемлемой частью его жизни.
В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Самым доступным вариантом для проявления творчества в детском возрасте является изобразительная деятельность. Рисуя, он не только развивает мелкую моторику, но и учится думать, анализировать, сравнивать, сочинять.
Актуальность проблемы в том, что именно изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий, экспериментированием с разнообразным материалом, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно ярко проявляются разные стороны развития ребенка.
Цель:
развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. обучать детей различным методам экспериментирования в изобразительной деятельности
2. расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования;
3. развивать художественно- творческих способностей у детей на основе их индивидуальных особенностей через опытно - экспериментальную деятельность».
4. создавать условия для стремления к свободному экспериментированию с художественными материалами и инструментами, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность
Работая с детьми, я заметила, что вместе с изобразительной деятельностью детям наиболее интересно и экспериментирование.
Я решила соединить эти две деятельности в художественном экспериментировании и посмотреть, как они повлияют на развитие детского творчества.
Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов окружающей действительности, так и в поиске пространственных и цветовых решений, художественных и дизайнерских находок.
Они одинаково быстро вовлекают детей в процесс познания, исследования (где-то с предметами, а где-то с художественными материалами и инструментами, вызывают у них новые оригинальные идеи, желание придумывать и находить новые способы получения результата своей продуктивной деятельности, подталкивают детей к самостоятельным действиям, то есть помогают проявить непосредственно свою творческую индивидуальность.
Я выделила несколько направлений художественно-экспериментальной деятельности дошкольников:
1. Использование разных изобразительных инструментов.
В раннем возрасте мы с детьми знакомились с графическими материалами и инструментами (карандашом, фломастером, кисточкой) их увлекают ритмичные действия с ними. Рисуя каракули, ребята находят в них какой-либо ассоциативный образ, который словесно обозначают.
Рассматривание кистей проводится в игровой форме. В начале игр-занятий детям предлагают поиграть с кисточкой: ею можно пощекотать руки, погладить ладошки и лист бумаги, подвигать по листу бумаги сухим ворсом, «попрыгать» по ней (прием примакивания). На занятиях используем кисти различной толщены, что позволяет развивать мелкую моторику рук и помогает обучению предметным действиям. Разной толщеной можно нарисовать разные линий, тонкие, толстые.
Учились рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик».
Следующим шагом формулирую проблемно-поисковую ситуацию на основе проблемных вопросов (Куда-то исчезли все карандаши и кисти? Чем же мы будем теперь рисовать?). нарисовать можно ладошкой или пальчиком.
Рисования пальчиками –это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два –три цвета («Виноград», «Козлёнок», «Осенние кусты», «Укрась ёлочку» и др.).
Пальчиковые краски привлекают малышей яркостью и красочностью; кроме того, в раннем возрасте дети лучше чувствуют и познают предметы руками (баночки с красками – это тоже предметы). Пальчиковые краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий, чем действия с кистью.
Позднее учила рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования.
В процессе экспериментирования с инструментами и способами их применения мы с ребятами приходим к выводу, что рисовать можно не только карандашом и кистью. Оказывается, любой хорошо знакомый нам предмет может стать инструментом для рисования.
Для печатания на бумаге использовали поролоновых тампоны. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Снежные Елочки».
Узнали, что ватные палочки нужны не только в медицинских целях, а что ими можно еще и рисовать. Если их сильно мочить в воде они могут сильно разбухнуть. Также использовали ватные диски, если сверху на них нанести жидкую краску, они намокая могут приклеится к бумаге.
Такая деятельность не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Изучение свойств разной бумаги и применение их в изобразительной деятельности.
Чаще всего изобразительная деятельность детей по рисованию осуществляется на бумаге. Поэтому я познакомила детей с ее свойствами.
В своей группе в познавательной беседе мы рассматривали виды бумаги, ее предназначение, а также экспериментировали с бумагой. Первый опыт заключался в познании таких свойств, как сминание, разрывание и сгибание бумаги. В качестве образцов были подобраны картон, писчая и бумажные салфетки.
Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.
2. Эксперименты с водой и цветом, наверное, самые интересные для детей дошкольного возраста.
При работе с красками для малышей происходит целое открытие, когда они, опуская кисть с той или иной краской в стаканчик с водой, промывая кисточки наблюдают, как вода окрашивается в этот цвет. И нам нужно превратить это в веселую игру. Каждый придумывает, что у него получилось в баночке - молоко, какао, апельсиновый сок и др. Для закрепления знаний о получении производных цветов и называния их, проводились художественно-дидактические игры: "Разноцветный дождь", «Превращение».
Для обучения детей создания различных цветов из основных поставила такую задачу, например, как закрасить шубку зайчику в голубой цвет имея только синий и белый. Далее можно усложнять с цветом и предложить создать фиолетовый, сиреневый и другие.
Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.
Когда цвета начинают смешиваться, восторгу детей нет предела! Такое волшебство завораживает и детей, и взрослых. А далее можно самостоятельно соединять цвета в самые причудливые узоры.
Например, проводим радужный опыт с детьми «Шагающая вода». Во время этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании цветов: желтого, красного и синего. А теперь начинается самое главное «волшебство»: наблюдаем, как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться.
По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. У детей появляется улыбка на лице, восторженные лица светятся. Благодаря этому эксперименту дети заинтересовались процессом смешивания красок. Сразу у детей появляется тысяча вопросов: «как это происходит?», «почему?», «можно ли еще попробовать?» и другие. При таких условиях у ребенка возникает желание действовать, развивается интерес, эмоциональный подъем. Детей одинаково заинтересовывает как сам процесс опыта, так и его результат.
3. Экспериментирование с материалами, их свойствами.
Далее, я стала знакомить детей с необычными художественными материалами. Мы изучали свойства песка, мыльной и простой воды. Неожиданным открытием для детей было рисование мыльной пеной. Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. Рисование мыльными пузырями – это очень интересная техника, она порадует и взрослых, и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу.
Именно через приобщение к новым видам деятельности можно дать дошкольникам возможность более широко познать окружающий мир. А также используя разные техники рисования, у детей расширяется кругозор, дети получают представление о многих явлениях, предметах, их свойствах и качествах.
Для развития творческих способностей я активно использую аппликацию. Аппликация — один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Аппликация позволяет использовать самые разнообразные материалы: вату, бумагу, природный материал и др. что позволяет изучать их свойства состав и возможности.
Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции.
Пластилин – это искусственный материал для лепки и моделирования. Работая с пластилином, я раскрыла детям разнообразные приемы лепки, в том числе и сочетание разнообразных материалов для создания выразительного художественного образа (природный и бросовый материал)
Пластилин яркий, не липнет к рукам, замечательно размазывается по поверхности.
Особый интерес вызывает смешение цветов пластилина.
Чтобы еще больше заинтересовать детей, мы стали экспериментировать с разными материалами. Например, мы познакомились со свойствами муки (мука сыпучая, белая, рыхлая и т.д.), дети пересыпали муку из сосуда в сосуд, обследовали на ощупь муку и даже рисовали на муке. А в дальнейшем после ряда экспериментов научились замешивать самостоятельно соленое тесто для изготовления поделок. Далее я предложила детям поиграть с тестом: мы раскатывали его, прищипывали, подкрашивали и пробовали на вкус (использовались экологически чистые продукты).
Эмоции детей были только положительного характера, атмосфера отличалась активностью детей, желанием «открыть» как можно новых сведений, информации, ответить на свои вопросы и найти ответы на вопросы других детей.
Тесто обладает высокими пластичными свойствами. Поделки можно оформить бисером, семенами., перьями.
Эксперименты с различными материалами в изобразительной деятельности обогащают воображение детей образами, развивают их эстетическую восприимчивость к окружающему миру.
Такие качества необходимы для развития творческих способностей.
Экспериментирование в художественном творчестве можно проводить не только в группе, но и на улице. Очень занимательное занятие для детей в зимний период – рисование на снегу и отличный способ пробудить в ребенке интерес к творчеству, заметить и развить настоящий талант.
В летнее время это рисование мелом на асфальте, на песке палочками, водой или же песком на гладкой поверхности. Так же можно прямо на участке создавать коллективные аппликации и поделки из природного материала.
Главное достоинство метода экспериментирования на занятиях по изобразительно деятельности заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных изучаемых материалах, об их взаимодействии с друг другом. Во время эксперимента идет процесс обогащения памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, познавательные, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Развивается наблюдательность. Ребенок включаться в творческий процесс посредством продуктивных действий. Развивается мелкая моторика. Формируются творческие способности детей в создании выразительных образов с использованием нетрадиционных техник рисования.
В процессе обучения задействованы все органы чувств. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
В развитии детского творчества следует отметить немаловажную роль родителей, которых я активно привлекаю к совместной работе. Родители совместно с детьми помогают в оформлении группы к различным праздникам, принимают активное участие в организации выставок.
Поэтому я провожу работу с родителями, оформляю для них информационные стенды, создаю буклеты, разрабатываю памятки, индивидуальные беседы, анкетирование, практикумы, провожу мастер-классы. Родители стали активнее откликаться на просьбы детей, проявлять повышенный интерес к нашим занятиям.
Таким образом, родители стали моими помощниками в развитии интереса детей к различным видам художественной деятельности, постарались создать дома и в группе среду, стимулирующую детскую творческую деятельность.
В заключении хочется сказать, что деятельность по художественному экспериментированию несёт в себе большие возможности, если она учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка. Она даёт толчок для творческого развития, побуждает желание созидать, развивает фантазию, творчество и любознательность. Я считаю, что используя свой накопленный опыт работы по художественному экспериментированию, я помогла реализовать каждому ребёнку своё индивидуальное творческое начало, сделав первые шаги в мир искусства.
Каждый эксперимент выполнялся по определенному алгоритму: сначала постановка проблемы, затем поиск путей решения проблемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, обсуждение увиденных результатов, фиксирование в схеме и в конце формулировка выводов. В таких экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и учатся создавать разные поделки и рисунки, с которыми далее могут играть или презентовать для родителей.
Таким образом, мы пришли к выводу, что передача готовых знаний о мире далеко не главная задача в развитии ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни, дать возможность ребенку самому открыть что-то новое. И тогда творческая активность детей возрастает, у ребенка появляется огромное желание самостоятельно изучать и дальше окружающий мир. Исчезает чувство страха перед белым листом, дети становятся более уверенными, учатся общаться со сверстниками и взрослыми. Самое главное, используя художественное экспериментирование, и тем самым формируя творческую активность дошкольников, обеспечивается благополучная социализация личности в общество.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
- Развивается речь.
- Происходит накопление фонда умственных умений.
- Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней деятельность ребенка, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "«Использование художественных техник для развития у дошкольников творческих способностей в изобразительной деятельности».
В ДАННОЙ ПУБЛИКАЦИИ СМОДЕЛИРОВАНЫ ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: Создание обогащённой предметно-развивающей среды, каждый компонент которой представляет собой оригинальную модель.Подбор методов и приёмов для ...
Педагогический проект долгосрочный "Развитие у детей дошкольного возраста элементарного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом"
Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка.Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут вэтом мире, входя в него, как творцы красоты, наслаж...
Развитие творчества дошкольников в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами в ДОО
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛ...
Опыт работы "Формирование у детей дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования"
Статья по обучению детей дошкольного возраста нетрадиционной технике рисования...
Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, через приобщение люби к природе родного края».
Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, чер...
План по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом»
ldquo;Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом”. Детский рисунок, процесс ри...