« Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи через освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Формирования диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования разнообразных видов творческих рассказов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_rechi.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 345»
Проект :
« Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи через освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов»
Подготовительная группа
Воспитатели: Чапрак Анна Сергеевна
Цель проекта: Развитие речевого творчества детей в процессе
формирования диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования разнообразных видов творческих рассказов.
Задачи проекта:
Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
Развивать диалогическую речь : умения формулировать вопросы, высказывать предположения.
Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
Актуальность темы:
Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с разнообразными видами творческих рассказов пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. Активное приобщение детей к языковому богатству способствует развитию их духовности и в конечном итоге определяет личность ребенка. Данный цикл занятий способствует развитию словесного творчества дошкольников, начиная с обучения составлению небольших репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и рассказов, заканчивая последующим придумыванием собственных сказок, и их драматизацией. Эта работа способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество.
Проблемы:
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение.
-бедность речи, недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос , построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников- очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно , грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Предполагаемый результат:
- Успешное освоение детьми монологической и диалогической речи и овладение лексико-грамматическими средствами языка.
- Развитие творческих способностей детей.
- Создание условий, помогающих детям овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью.
- Совершенствование работы с семьей, создание условий для дополнительного общения детей и родителей.
- Создание благоприятной предметно-развивающей среды и дополнительное образовательное пространство для творческого и речевого развития детей.
- Дети познакомятся с алгоритмом составления рассказов по картине,по серии сюжетных картин,научатся дополнять их описаниями и диалогами
Сотрудничество с родителями:
Консультации :
« Развиваем дома речь старших дошкольников»
«Как вести беседу с ребенком»
«Значение диалогической и монологической речи в жизни дошкольника»
Оформление папок-передвижек
Привлечение родителей в пополнении ПРС
Изготовление схем– подсказок к сказкам
Формы реализации проекта:
- Художественно-речевая деятельность детей (сочинение историй, сказок, загадок)
- Изобразительная деятельность, ручной труд по изготовлению атрибутов и декораций к драматизации сказок, моделирование.
- Театрализация, драматизация сказок.
- Чтение художественной литературы;
- Сотворчество детей и родителей по сочинению и оформлению сказок и участие в драматизации и театрализации.
- Длительность проекта: долгосрочный
- Направленность проекта: речевая
- Вид проекта: творческий
- Образовательная область: коммуникация
- Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Сроки | Мероприятия | Цели |
октябрь |
| Формировать умения пересказу с опорой на воображаемый план, развивать навык заканчивать конец сказки собственной концовкой. Формировать умение выразительному исполнению взятой на себя роли, составлять схемы описания героев.
Формировать навыки культурного диалога и монолога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям. Развивать умения вступать в процесс общения |
ноябрь |
«Игра-фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козёл»
| Формировать умения составлять структурно правильный оформленный рассказ по опорной схеме Формировать умение придумать другую концовку к сказке; развивать умение брать на себя роль придуманных персонажей, выразительно исполнять диалоги действующих лиц; подбирать образные выражения к придуманным героям (зайцу, мышке). Развивать умение брать на себя и выполнять различные роли, вести диалог |
декабрь | Инсценировка (игра –фантазирование) украинской сказки «Рукавичка»
Игра –фантазирование «Встреча сказочных героев»
Беседа «Встреча Нового года» Д\и «Составляем разные рассказы» (картинки с изображением зимы). | Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству, закреплять навыки ведения диалога от лица сказочных героев Развитие навыков диалогического общения в процессе контакта друг с другом, установление доверительного и дружелюбного отношения Развитие навыков диалогического общения в процессе контакта друг с другом, установление доверительного и дружелюбного отношения |
январь | Составление юмористического рассказа по серии сюжетных картин. Д\и «Маленькие сочинители» Беседа «Моя любимая игрушка»
Д/и «Телефон» | Развивать умение придумывать разные варианты концовки юмористического рассказа. Формировать умение придумывать связные, последовательные рассказы, сказки используя в качестве плана – стилизованные, предметные картинки, развивать логическое мышление, творчество. Развивать диалогическую речь; закреплять умение самостоятельно задавать вопросы. Продолжать учить детей самостоятельно вести монолог |
февраль | Игра-фантазирование, придумывание сказки "Хитрая лиса". "Салат" из сказок. Инсценировка по мотивам сказки Сутеева «Кто сказал: «Мяу»?» Д\и «Звонок в поликлинику» | Познакомить с новым приёмом создания сказки "салата из сказок".
Продолжать развивать умение точно передавать диалог из знакомого литературного произведения. Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора. |
март | Составление рассказа "У меня пропал щенок". Сказка в подарок маме «Принцесса и бабочка» Д\и «Придумаем сказку» | Формировать умение составлять рассказ по предложенному плану. Формировать умение самостоятельно вести диалог или монолог от лица сказочного персонажа. Формировать умение придумывать и составлять «диафильмы» (сказки) по серии картинок и фигурок на фланелеграфе, развивать детское творчество, связную речь. |
апрель | Игра-драматизация русской народной сказки "Три медведя»(теневой театр) Д/и «Четвертый лишний» Словесная игра «Садовник» Д\и «Так бывает или нет?» («Небылицы») | Выразительно исполнять взятые на себя роли. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать логическое мышление. Развивать умение пользоваться в игре заученными репликами диалога. Развивать умения доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места. |
май | Составление рассказа по серии сюжетных картин "Ленивая Галина и трудолюбивая Марина". Игра – фантазирование сказки «Колосок» Придумывание загадок о литературном герое. | Развивать умение связного построения рассказа при заданном начале и конце. Развивать умения рассказывать сказку «наизнанку», где петушок ленивый, а мышата трудолюбивые; упражнять в выразительном исполнении принятой на себя роли. Формировать умения при составлении загадок использовать свои знания о внешнем виде животных. Дети увидят возможность разного развития сюжета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ «Волшебный мир библиотеки» с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Данный конструкт способствует развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ....
Семинар-практикум «Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».
Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области речевого развития ребенка в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образ...
Развитие связной, граматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста через освоение умений перессказа литературных произведений.
презентация по развитию речи детей старшего доршкольного возраста...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в подготовительной группе.
Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей подготовительной к школе группы....
« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»
Коротко о том, что такое проблемное обучение.Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая явл...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в подготовительной группе".
Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей подготовительной к школе группы....
Краткосрочный проект "Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности....