« Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи через освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Чапрак Анна Сергеевна

Формирования диалогической и  монологической речи  детей старшего дошкольного возраста на основе использования разнообразных видов творческих рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

                                               «Детский сад № 345»

                                           Проект :

« Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи через освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов»

Подготовительная группа

        

                                   Воспитатели: Чапрак Анна Сергеевна

Цель проекта: Развитие речевого творчества детей в процессе 

формирования диалогической и  монологической речи  детей старшего дошкольного возраста на основе использования разнообразных видов творческих рассказов.

Задачи проекта:

Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

Развивать  диалогическую  речь : умения формулировать вопросы, высказывать предположения.

Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.

Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

Актуальность темы:

Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с разнообразными видами творческих рассказов пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. Активное приобщение детей к языковому богатству способствует развитию их духовности и в конечном итоге определяет личность ребенка. Данный цикл занятий способствует развитию словесного творчества дошкольников, начиная с обучения составлению небольших репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и рассказов, заканчивая последующим придумыванием собственных сказок, и их драматизацией. Эта работа способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество.

Проблемы:

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение.

-бедность речи, недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос , построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников- очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно , грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Предполагаемый результат:

  • Успешное освоение  детьми  монологической и диалогической  речи  и  овладение лексико-грамматическими  средствами  языка.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Создание условий, помогающих детям овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью.
  • Совершенствование работы  с семьей, создание условий для дополнительного общения детей и родителей.
  • Создание благоприятной  предметно-развивающей среды и дополнительное образовательное пространство для  творческого  и речевого  развития   детей.
  • Дети познакомятся с алгоритмом составления рассказов по картине,по серии сюжетных картин,научатся дополнять их описаниями и диалогами

Сотрудничество с родителями:

Консультации :

« Развиваем дома речь старших дошкольников»

 «Как вести беседу с ребенком»

«Значение диалогической и монологической речи в жизни дошкольника»

Оформление папок-передвижек

Привлечение родителей в пополнении ПРС

Изготовление схем– подсказок к сказкам

Формы реализации проекта:

  • Художественно-речевая деятельность детей (сочинение историй, сказок, загадок)
  • Изобразительная деятельность, ручной труд по  изготовлению  атрибутов и  декораций к драматизации  сказок, моделирование.
  • Театрализация,  драматизация  сказок.
  • Чтение художественной литературы;
  • Сотворчество детей и родителей по сочинению и оформлению сказок и участие  в  драматизации  и  театрализации.
  • Длительность  проекта: долгосрочный
  • Направленность проекта: речевая
  • Вид  проекта: творческий
  • Образовательная  область: коммуникация
  • Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Сроки

     Мероприятия

                 Цели

октябрь

  • Пересказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» с заканчиванием последующего придумывания собственной концовки.
  •  
  • Игра-драматизация сказки "Лисичка-сестричка и серый волк".
  • Д\и «Звонок на работу маме (папе)»
  • Сюжетно-ролевая игра «Гости»

Формировать умения пересказу с опорой на воображаемый план, развивать навык заканчивать конец сказки собственной концовкой.

Формировать умение выразительному исполнению взятой на себя роли, составлять схемы описания героев.

 

Формировать навыки культурного диалога и монолога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

Развивать  умения вступать в процесс общения

ноябрь

  • Составление рассказов по пословице "По работе и награда".

«Игра-фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козёл»

  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

Формировать умения составлять структурно правильный оформленный рассказ по опорной схеме

Формировать умение  придумать другую концовку к сказке; развивать  умение брать на себя роль придуманных персонажей, выразительно исполнять диалоги действующих лиц; подбирать образные выражения к придуманным героям (зайцу, мышке).

Развивать умение брать на себя и выполнять различные роли, вести диалог

декабрь

Инсценировка (игра –фантазирование)

украинской сказки «Рукавичка»

    

 Игра –фантазирование

  «Встреча сказочных героев»

  

Беседа «Встреча Нового года»

Д\и «Составляем разные рассказы»

(картинки  с изображением зимы).

Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству, закреплять навыки ведения диалога от лица сказочных героев

Развитие навыков диалогического общения в процессе контакта друг с другом, установление доверительного и дружелюбного отношения

Развитие навыков диалогического общения в процессе контакта друг с другом, установление доверительного и дружелюбного отношения

январь

Составление юмористического рассказа по серии сюжетных картин.

  Д\и «Маленькие сочинители»

Беседа «Моя любимая игрушка»

 

Д/и «Телефон»

Развивать   умение придумывать разные варианты концовки юмористического рассказа.

Формировать  умение придумывать связные, последовательные рассказы, сказки используя в качестве плана – стилизованные, предметные картинки, развивать  логическое мышление, творчество.

Развивать диалогическую речь; закреплять умение самостоятельно задавать вопросы.

Продолжать учить детей самостоятельно вести монолог

февраль

Игра-фантазирование, придумывание сказки "Хитрая лиса". "Салат" из сказок.

Инсценировка по мотивам сказки Сутеева «Кто сказал: «Мяу»?»

Д\и «Звонок в поликлинику»

Познакомить с новым приёмом создания сказки "салата из сказок".

 

Продолжать развивать умение точно передавать диалог из знакомого литературного произведения.

Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.

март

Составление рассказа "У меня пропал щенок".

Сказка в подарок маме «Принцесса и бабочка»

Д\и «Придумаем сказку»

Формировать умение составлять рассказ по предложенному плану.

Формировать умение самостоятельно вести диалог или монолог от лица сказочного персонажа.

Формировать умение придумывать и составлять «диафильмы» (сказки) по серии картинок и фигурок на фланелеграфе, развивать детское творчество, связную речь.

апрель

Игра-драматизация русской  народной сказки "Три медведя»(теневой театр)

 Д/и «Четвертый лишний»

Словесная игра «Садовник»

Д\и «Так бывает или нет?»

(«Небылицы»)

Выразительно исполнять взятые на себя роли.

Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать логическое мышление.

Развивать умение пользоваться в игре заученными репликами диалога.

Развивать умения доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

май

Составление рассказа по серии сюжетных картин "Ленивая Галина и трудолюбивая Марина".

Игра – фантазирование

сказки «Колосок»

Придумывание загадок о литературном герое.

Развивать умение связного построения рассказа при заданном начале и конце.

Развивать умения рассказывать сказку «наизнанку», где петушок ленивый, а мышата трудолюбивые; упражнять в выразительном исполнении принятой на себя роли.

Формировать умения при составлении загадок использовать свои знания о внешнем виде животных. Дети увидят возможность разного развития сюжета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».

Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области речевого развития ребенка в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образ...

« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»

Коротко о том, что такое проблемное обучение.Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  явл...

Краткосрочный проект "Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности....