Развитие у детей дошкольного возраста художественного творчества в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами
проект на тему
Предварительный просмотр:
Воронежская область
институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
кафедра теории и методики дошкольного образования
тема: « Развитие у детей дошкольного возраста художественного творчества в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами».
Выполнила
слушатель курса
повышения квалификации
педагогов дополнительного
образования ДОО
Плященко Н.М.
МКДОУ
«ЦРР – Пригородный д.с.»
г. Калач
г. Воронеж 2014
Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии и творчества.
(В.А.Сухомлинский.)
Пояснительная записка
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Оно позволяет детям выразить в рисунках свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Занятие рисованием доставляет детям радость, создаёт положительный эмоциональный настрой, способствует развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства ( форма, цвет, композиция).
Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. Использование нетрадиционных техник рисования дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения.
В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.
Интеграция с другими образовательными направлениями.
Физическое развитие
| Развитее мелкой моторики Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровье |
Познавательное развитие | Сенсорное развитие, формирование целостной картины в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование математических представлений. |
Речевое развитие | Использование художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям, развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей. |
Художественно- эстетическое развитие | Использование рисунков в оформлении к праздникам и развлечениям. Использование художественных произведений для развития детского творчества и эстетического вкуса. Формирование трудовых умений и навыков, воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду своих товарищей. |
Социально- коммуникативное развитие | Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» |
Формы образовательной деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельна деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей
Групповые, подгрупповые, индивидуальные | Индивидуальные | Групповые, Подгрупповые, индивидуальные |
-занятия рисованием -изготовление украшений, подарков, предметов для игр -экспериментирование -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства -игры (дидактические, сюжетно-ролевые) -тематические досуги -выставки работ -проектная деятельность -создание коллекций | -украшение личных предметов - игры (дидактические, сюжетно-ролевые) - рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства -самостоятельная изобразительная деятельность | -создание соответствующей предметно-развивающей среды -проектная деятельность -экскурсии -прогулки -создание коллекций |
Проект: «Свобода, радость и успешность».
Цель: Развивать у детей художественное творчество в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом.
Задачи:
Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
Разработка и внедрение проектов практику работы детского сада способствующей развитию художественно-творческих способностей у дошкольников;
Создание развивающей среды, предметного окружения.
Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
Развитие у дошкольников творческих способностей в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом
Обеспечение участия воспитанников в городских и региональных конкурсах и выставках
В рамках проекта
- разработано перспективное тематическое планирование на основе методических пособий к программе И.А. Лыковой «Цветные ладошки», Т.А. Копцевой «Природа и художник»
- организована работа с родителями и воспитателями
- разработан план развлечений, конкурсов и выставок
- составлен перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения
Организация работы с детьми
1 этап - знакомить детей с различными изобразительными техниками; учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях; использовать в работе различные художественные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, нити, сухие листья, мятую бумагу, поролон, стружку, ракушки, бисер и т.д.
2 этап – помогать создавать выразительные образы
животных, птиц, людей, используя различные техники и материал; развивать
умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами,
необходимыми для работы.
3 этап – совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы; умение выбирать самостоятельно технику.
Организация работы с педагогами
Консультации:
Темы:
«Художественное воспитание средствами изобразительной деятельности».
«Такой разный мир в детском творчестве».
«От простого к сложному».
Семинар
«Рисунки спрятанные в пальчики»
Практикум
Тема: «Роль нетрадиционных художественных техник в развитии художественных способностей у детей»
Комплексные занятия
Темы: «Делаем сами своими руками»
«Бал весёлых красок»
«Игры с «цветными» стихами»
Организация работы с родителями
Консультации
Темы: «Что нам осень подарила»
«Зимние фантазии»
«Учимся вместе с детьми»
Беседа с элементами практикума
«Вместе весело творить».
Подбор и изготовление пособий и материалов для изобразительной деятельности
Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).
Итоги деятельности по проекту:
организация выставок в детском саду «Осенние фантазии», «Новогодняя сказка», «Зимние забавы», «Мамины глаза», «Полёт на другую планету».
участие в персональных выставках, где дети и родители представляли свои работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала «Золотой листопад» (Винокуров Никита); «Моя милая мама» (Пометов Дима).
участие в районных выставках «Аленький цветочек», «Радуга талантов», «Поздравление Деда мороза с Новым годом».
организация постоянно действующей педагогической мастерской для родителей и детей «Умелец да рукоделец».
Используемая литература:
1. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник»
Под ред. Т.А. Копцева – ООО «ТЦ Сфера», 2006г.
2. Методические пособия для специалистов дошкольных
образовательных учреждений «Изобразительная деятельность в
детском саду» под ред. И А. Лыкова – «Карапуз – дидактика», 2007г.
3. «Коллективное творчество дошкольников» под ред. А.А. Грибовской - ООО «Сфера», 2005 г.
4. И.А. Лыкова «Развитие ребенка в изобразительной деятельности» Обзор программ дошкольного образования.
5. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» (2 мл., средняя, старшая, подготовительные группы)
6. Р.Г. Казакова «Нетрадиционная техника рисования»
7. Н.В.Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках». Серия занятий, направленных на развитие творческих способностей.
8. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» части: 1и 2.
9. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ»
10. Л.В.Компанцева «Поэтический образ природы в детском рисунке» Посвящено эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их творческих способностей.
11. Н.П.Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду». итРекомендации по обучению детей рисованию, лепке, аппликации
12. Е.В. Салминен «Коллективные работы на занятия по изобразительной деятельности 3-7 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие у ребёнка дошкольного возраста творческого воображения в процессе экспериментирования с разнообразным материалом»
… Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаж...
«СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА»
Развитие речевого творчества должно стать ведущей задачей работы по развитию связной речи. Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств.Акт...
«Развитие у детей дошкольного возраста изобразительного творчества с использованием нетрадиционных технологий».
Представление собственного инновационного педагогического опыта...
Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Эта презентация поможет повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации экспериментальной деятельности....
Педагогический проект долгосрочный "Развитие у детей дошкольного возраста элементарного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом"
Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка.Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут вэтом мире, входя в него, как творцы красоты, наслаж...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...
План по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом»
ldquo;Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом”. Детский рисунок, процесс ри...