Проект по социально-коммуникативному развитию детей "Моя семья"
проект (средняя группа) на тему

Алепкина Ольга Евгеньевна

В современном мире необходимо формировать у детей понятие «семья»; представления о семье, семейных и родственных отношениях, а также расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx50 КБ

Предварительный просмотр:


Тема проекта: «Моя семья»

Характеристика проекта:

По доминирующему методу: практико-ориентированный.

По характеру содержания: ребенок и семья.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: в контакте с одной возрастной группой, в контакте с семьей.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: среднесрочный.

Цель проекта: формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях, а также расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.

Задачи проекта:
1.Закрепить у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Дать представления о родственных отношениях.
3. Закрепить представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Участники проекта:

Дети.

Воспитатели.

Инструктор по физкультуре.

Педагог дополнительного образования.

Родители.

Ожидаемый результат:

Для детей:

Повышение уровня знаний детей о семье.

Проявление интереса к истории и традициям семьи, расширить представления о родословной как истории семьи.

Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи.

Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях,

Умение отвечать на вопросы взрослого.

Для воспитателей:

Повышение профессиональной компетентности в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта;

Активизация работы с семьей по проблеме формирования представлений о семье у детей среднего дошкольного возраста.

Для родителей:

Осуществление целостного подхода к воспитанию детей.

Активизация взаимодействия семьи, ребенка и воспитателей ДОУ.

  1. Целеполагание - вызвать у детей интерес к истории и традициям семьи.

Задачи: формировать представления детей о семье, а также о семейных традициях и праздниках.

  1. Разработка проекта

Задачи: составить план по расширению и углублению знаний детей о семье.

Образовательная область

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Дидактическая игра:

- «Подбери наряд  кукле».

- «Сравни: кто старше? Кто младше?».

Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.

Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Викторина «В какой сказке встречаются семьи».

Социально – коммуникативное развитие

Рассказы детей о семье.

Сюжетно-ролевые игры:

«Мама варит обед», «Семья».

Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».
Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».

Художественное – эстетическое развитие

НОД: рисование «Моя счастливая семья»;
Лепка «Для любимой мамочки испеку два пряничка»

Слушание музыки и песен про маму и папу.

Речевое развитие

«На кого ты хочешь быть похож».

Чтение стихотворений: Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». Чтение и обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее».

Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи».
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

 Дидактическая игра «Подбери признаки», «Скажи ласково»

Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Физическое развитие.

Физкультминутка «Утреннее фото» 

Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Пальчиковая гимнастика «Семья».

Подвижная игра «Помирились»

Работа с родителями

Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»; «Моя родословная. Генеалогическое древо».
Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья».

Физкультурное занятие детей совместно с родителями.

Индивидуальные семейные консультации.

  1. Выполнение проекта

Сроки реализации проекта

Работа с родителями

Работа с детьми

1 неделя

Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома». Цель:   привлечь родителей к активному участию в развитии и воспитании детей. Обратить внимание родителей на правила культурного поведения и хороших манер.

Физкультурное занятие детей совместно с родителями. Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей, укрепление детско-родительских  отношений посредствам физического развития.

воспитывать доброжелательное отношение к родителям, скромность, отзывчивость.

Дидактические игры: 

- «Домашний труд». Цель: помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; воспитывать уважительное отношение к старшим.
-  «Подбери наряд  кукле». Цель: развивать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде; систематизировать представления детей о здоровье.

Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа. Цель: закрепить знание членов семьи, положения «впереди, сзади, между».
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В родной семье и каша гуще». Цель:

Физкультминутка «Утреннее фото». Цель:

Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова». Цель: развивать ловкость,

Чтение стихотворений:

- Р.Гамзатова «Про дедушку». Цель: воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.

- Н.Майданик «Вместе с бабушкой». Цель: воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким

 Дидактическая игры:

- «Подбери признаки». Цель: учить детей выделять характерные признаки.

- «Скажи ласково». Цель: учить детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

НОД: рисование «Моя счастливая семья». Цель: развивать художественные способности в процессе рисования.

Слушание песен «Папа может всё, что угодно», «Для любимой мамочки испеку два пряничка…».  Цель: продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее.

Рассказы детей о семье. Цель: учить детей составлять связный рассказ о семье, о проведенных выходных днях; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.

Сюжетно-ролевая игра:

- «Мама варит обед». Цель: развивать у детей умение брать на себя роли, предполагающие заботу о других людях, бережное отношение к ним.


Дидактические игры: «Чем можно порадовать маму». Цель: воспитывать у детей доброту, нежность, умение давать оценку своим поступкам

2 неделя

Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»; «Моя родословная. Генеалогическое древо». Цель: расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья». Цель: обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Пальчиковая гимнастика «Семья». Цель: развить память, моторику, речь, чувство ритма.

Подвижная игра «Помирились». Цель: способствовать развитию дружелюбных и доброжелательных отношений.

Чтение и обсуждение рассказов:

- В.Осеевой «Волшебное слово». Цель: продолжать знакомить детей с вежливыми  словами, развивать эмоциональную сферу ребёнка.

 - В.Осеевой «Хорошее». Цель: воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Беседы на тему:

-«Никого роднее мамы и папы в целом мире нет». Цель: обсудить с детьми, как близкие заботятся о них, какие обязанности могут взять на себя ребята, что умеет делать  и делает дома каждый из детей; воспитывать доброжелательное отношение к членам семьи; вызвать стремление помочь родным.

- «Организация быта в нашей семье в будни». Цель: обсудить с детьми, почему важно помогать взрослым.

- «Семейный праздник – День рождение». Цель:  прививать этические нормы поведения, встречать гостей, дарить и принимать подарки.

НОД: Лепка «Для любимой мамочки испеку два пряничка». Цель: развивать творческие способности детей.

Прослушивание песни: «Песенка Мамонтёнка». Цель: развивать чувство доброты, сострадания.

Пальчиковая гимнастика: «Дом». Цель: развить память, моторику, речь, чувство ритма.


Дидактические игры: 

 - «Передай свое тепло другу стоящему рядом». Цель: развивать творческое воображение, выразительность движений в ходе образуемого хоровода.

- «Сравни: кто старше? Кто младше?» Цель: закрепить умение сравнивать, знание членов семьи.

Сюжетно-ролевые игры:

 «Семья». Цель: развивать представление о совместных досугах, правилах, гостеприимства.

 

Викторина: «В какой сказке встречаются семьи». Цель:

Выставка рисунков и поделок по теме проекта.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

1. Информирование родителей о предстоящей деятельности.

2. Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта.

3. Подготовка материала для реализации проекта:

• Подбор методической, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;

• Подготовка материалов для продуктивной деятельности;

• Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.

II этап - основной

Реализация проекта по комплексно-тематическому планированию.

III этап - Обобщающий этап:

Выставка рисунков по теме проекта и поделок;

Разработка проекта

Работа по реализации проекта.
1 этап (постановка проблемы): педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.
- Самые родные для ребенка люди?
- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап (подготовительный).
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа.
3 этап (основной).
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная; Генеалогическое древо»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение»; викторина «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказ по пентаграмме на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)». Заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья», по изготовлению аппликации «Моя родословная. Генеалогическое древо».
4 этап (заключительный).
В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации генеалогического древа, составленного вместе с родителями.

Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.
За время реализации проекта « Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Список использованной литературы.

1. Алямовская В.Г. "Как воспитать здорового ребенка".

2. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А.
3. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова.- Волгоград: Учитель,2014.-247 с.
4. Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".

5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т.А.- М.:ООО «Издательство ГНОМ иД»,2007.-64 с.
6.Нестерюк Т.Е. "Гимнастика маленьких волшебников".

7.Сайкина Е.Г "Физкультпривет минуткам и паузам!".

8.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И.Логиновой.- М.: Просвещение, 1990 -420 с.:-ISBN 5-09-001646-1.
9. Моя родословная. Генеалогическое древо - Maam.ru

www.maam.ru/.../integrirovanoe-zanjatie-moja-rodoslovnaja- genealogicheskoe-drevo.html‎


Приложение.

Конспект познавательно - исследовательской деятельности по теме «Моя семья». 
Цель: обогащать духовный мир детей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним;
развивать общительность и коммуникабельность; упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения; совершенствовать диалогическую форму речи детей; обогащать словарный запас детей.
Ход занятия.
Педагог. Ребята, сегодня я с вами поиграю в необычную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик.
Вопросы:
1. Назовите самых родных для ребенка людей? (Папа и мама).
2. Кто самый младший член семьи? (Ребенок).
3. А самые старшие члены семьи? (Бабушка и дедушка).
4. Есть ли у ваших мамы и папы родные братья и сестры? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Тетя и дядя) А вы им? (Племянник и племянница).
5. Есть ли у них дети? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Двоюродный брат и двоюродная сестра).
6. Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)? (Ответы детей).
7. Кем вы приходитесь бабушке? (Внучка и внук).
8. Кем приходится ваша мама вашей бабушке? (Дочка).
9. .Как вы думаете, это чужие люди или родственники? (Родные люди).
10. Как можно назвать одним словом этих людей? (Родственники)
11. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? (День рождение).
12.Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? (Ответы детей).
13.Что такое семья?(Ответы детей).
Воспитатель. Как вы думаете, какое слово спряталось в этой картинке? (Воспитатель показывает карточку, на которой изображен ребус:7 я.)

Дети. Слово «семья».

Воспитатель. Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей).

Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Физминутка «Семья».

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и

Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

Воспитатель. В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье:

Согласие да лад - в семье клад.

Согласную семью горе не берёт.

В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
Когда нет семьи, так и дома нет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семейный горшок всегда кипит.

В семье и каша гуще.

Не будет добра, коли в семье вражда.

В хорошей семье хорошие дети растут.

В своем доме и стены помогают.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Воспитатель. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!» Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?

(Рассказы детей о своей семье).

Воспитатель. Спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда рядом: и в радости и в печали, их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчить, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, за что вы любите своих близких?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Мне очень приятно слышать о том, что дома вас связывают особые дружеские отношения. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: надо передать мячик и называть действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться.

Дети: приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья……..

Воспитатель. Ребята, как мы замечательно провели время, узнали много интересного о вашей семье ,о домашней работе и главное, что её надо выполнять всем вместе.

Вы знаете, что семья должна быть дружной.

Конспект познавательно - исследовательской деятельности по теме «Моя родословная. Генеологическое древо».

Цель:

- познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение»;

- учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа;

- расширять представление «семья», расширить знания о своих близких родственниках;

- учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;

- активизировать словарь существительных, обозначающих членов семьи и качественных прилагательных и глаголов по темам «Семья», «Профессии».

Развивать:

- монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;

- выразительность движений в ходе физпаузы.

Воспитывать:

- уважение к старшим членам семьи;

- умение почувствовать энергию своего рода.

- аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа.

Материал:

- макет генеалогического древа;

- тарелочка с листочками;

- кувшин с водой для игры;

- мольберт, лист А3, маркеры;

- семейные фотографии;

- карточки с моделью «генеалогического древа»;

- одноразовые стаканчики;

- музыкальное сопровождение;

- схема рассказа о членах своей семьи;

- призы-медальоны с надписью «Дружная семья».
Предварительная работа с детьми:

1. Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек.

2. Беседа с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи и ее членов.

3. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.

4.Совместная деятельность детей с родителями по составлению «генеалогического древа».

5. Загадки на тему «Семья».

6. Совместная подготовка с родителями рассказов детей о членах своей семьи по схеме.

Ход НОД.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.)

Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:

Утро настает,

Солнышко встает.

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом).

- Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей).

(воспитатель условно обозначает ответы детей, а затем обобщает их).

- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (Только родственники).

- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (Вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно).

-Все ли члены семьи живут в одно время? Докажите.

Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья».

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и

Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

На мольберте модель генеалогического древа.

Воспитатель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».

Составление генеалогического древа.

Воспитатель. Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?

Дети. Вверху - маленькие. А внизу - большие.

Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?

(Дети раскладывают фотографии).

Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи?

Аня покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)

Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?

Психогимнастика

Включается музыкаВоспитатель. Ребята, встаньте удобно на ковре.

Представьте себе, что вы сморщенное семечко

(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками) .

С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти

(дети начинают медленно подниматься).

У него раскрываются листочки

(руки убирают с головы и тянут вверх).

Растет стебелек

(вытягивается туловище вверх).

Появляются веточки с бутонами

(руки в стороны, пальцы сжаты.

Наступает радостный момент — бутоны раскрываются.

(резко разжимаются кулачки) .

Росток превращается в цветущее дерево.

Рассматривание работ.

(Дети берут свои деревья и встают в круг).

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды.

Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение.

Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи?

Аня покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)

Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?

Игра «Кувшин доброты».

Воспитатель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Сейчас зазвучит музыка. Во время звучания, вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи. Кто захочет, может танцевать.

Музыка останавливается.

Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.

Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.

Воспитатель. Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой.

Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.

Дидактические игры.

«Домашний труд».
Цель: содействовать развитию у ребенка памяти, логического мышления, учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик, картинки с изображением различных действий человека во время выполнения домашнего труда.
Ход игры.

Воспитатель. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться.

Дети. Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья и т.д.

«Передай свое тепло ребенку стоящему рядом».
Цель:
 воспитывать умение почувствовать энергию другого ребенка; активизировать словарь детей; развивать творческое воображение, выразительность движений в ходе образуемого хоровода.
Ход игры.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:

Утро настает, солнышко встает.

Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

«Чем можно порадовать маму». 
Цель:
 способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик.

Ход игры.
Воспитатель.
 Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Сейчас мы с вами поиграем в игру, будем передавать мячик друг другу. Мама – это близкий человек, который всегда рядом: и в радости и в печали, ее мы любим, ею дорожим, ее не хочется огорчать, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, чем можно порадовать свою маму.

Игры на развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика «Семья».
Цель: обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время НОД, активизировать дыхание, развитие мелкой моторики рук, глазной и ручной координации.
Ход игры.
Воспитатель. 
Ребята, давайте встанем в кружечек и поиграем в игру.

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и

Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!


Пальчиковое упражнение «Дом».
Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.

Ход игры.
Воспитатель
.

Ой ,смотрите, теремок, (Руки вверху «домиком»)
Он не низок, не высок,
Не висит на нем замок, (Пальцы соединяются в виде «замка»)
Кто, скажите, здесь живет?
Меня к себе пустите! (Ладони делают «чашечку», руки – вперед)
Печеньем угостите,
Я по дому все умею - (Загибаем пальчики, начиная с мизинца)
Шить, готовить, убирать,
Я сама везде поспею,
Буду пол мыть и стирать.
Что ж, никто не отвечает, (Ладошку приложить к уху, прислушаться)
Что же это означает? (Плечи поднимаются вверх).
Если дом стоит пустой, (Руки вверху «домиком»)
Будет этот домик мой!»

Подвижная игра.

«Кувшин доброты».
Цель:
 способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; помочь детям лучше относится к членам своей семьи и делать добрые дела.
Материал: кувшин с водой, одноразовые стаканчики.

Ход игры.
Воспитатель.
 У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Послушайте музыку. Кто захочет, может танцевать. Музыка останавливается.

Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.

Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.

Воспитатель. Вода получила от вас очень хорошую энергию.

Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.

Проектная деятельность средней группы на тему: «Моя семья»

Автор: Григорьева Лариса Арсентьевна

Организация: ГБОУ Гимназия «Свиблово» учебный корпус 1434

Населенный пункт: г. Москва

Актуальность реализации проекта: Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья - это школа любви к родным, к стране, к людям. Семья играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств. Семья – основа всего в нашей жизни. Эта истина утверждается и нашей литературой, и нашей историей, и нашими традициями. Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций актуальна всегда.

Цель проекта: сформировать у дошкольников первоначальные представления о себе, своих родителя, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений.

Задачи проекта: формировать у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных отношениях, проявлять заботу о родных людях;

воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека;

развивать коммуникативные навыки детей, творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.

Проект: информативно-творческий, групповой, краткосрочный.

Сроки реализации проекта: неделя.

Планируемый результат: понимание значимости семьи в жизни каждого человека, знание состава семьи и родных, семейных традиций и праздников, повышение педагогической культуры родителей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный: информирование родителей о проекте, обсуждение возможных вариантов представления продукта проектной деятельности.

Создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой театрализованной деятельности, дидактической игры, иллюстрированного материала.

Создание необходимых условий для реализации проекта – творческая работа детей и родителей, отражающая представления ребенка о семье.

Разработка и накопление материала для продуктивной деятельности.

Беседы с родителями на тему: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Домашнее задание: оформление семейного фотоальбома.

 

Практический:

1.Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о своей семье и ближайших родственников.

2. Работа с родителями, социумом:

  • рассматривание семейных фотографий;
  • ситуативные беседы о членах семьи, о совместном отдыхе и увлечениях, семейных праздниках, традициях, о помощи друг другу, заботе о членах семьи;
  • рассказ родителей о своей профессии, работе;
  • заучивание имени и отчества родителей, имен бабушек и дедушек;
  • совместное создание детьми и родителями творческой работы: «Рецепт семейного счастья».

 

Заключительный:

 Презентация проекта.

Организация и участие родителей в создании альбома: «Моя семья».

Итоговое мероприятие – игра-драматизация по сказке «Репка»

 

План проведения недели «Моя семья»

 

интегрируемые образовательные области

              НОД

познание

Тематические занятия «Мое имя», «Один день в моей семье».

Создание альбомов: «Моя семья».

Дидактическая игра «Семь я?»

Беседа на основе наблюдений: «Труд взрослых»

 

социализация

Дидактические игры: «Кем я хочу быть», «Кто старше?»,

«Магазин» (рабочий день продавщицы), «Кому какой инструмент?»

Беседа: «Правила поведения за столом».

Игры со строительным материалом: «Дом для неваляшки»

Пальчиковые игры: «Дружная семья», «Кто старше?»

Наблюдение за трудом взрослых людей, работающих в саду (в помещении и на улице).

 

коммуникация

Фотовыставка «Моя семья» (рассматривание, рассказы).

Чтение художественной литературы: «Гуси-лебеди», «Репка» (сказки). Пословицы и поговорки о семье. О. Осеев «Честное слово», С Маршак «Сказка о глупом мышонке», Л. Толстой «Бабушкин садик».

Дидактические игры: «Скажи ласково о члене семьи», «Семейная фотография».

Викторина по «Сказке о глупом мышонке»

 

чтение художественной литературы

Чтение потешек, пословиц и поговорок о семье; заучивание пословиц.

Чтение сказки «Кукушка», рассказа В Карасевой «Труд мамы», М.Аташкина «Старший брат», басни Л. Толстого «Отец приказал сыновьям».

Чтение стихотворения Т.Щигрова «Моя семья»

художественное творчество

Рисование «Раскрасим платье для мамы», «Моя семья».

Аппликация на тему: «Красивая салфетка».

Лепка на тему: «Посуда для дома»

Фотовыставка взрослых: «Семейные увлечения»

 

музыка

Слушание: «Мамины ласки», муз. Ю. Матвеева, «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, «Если добрый ты», муз. в. Васильева.

Разучивание песен «Мамочка моя», муз. А Перескокова, сл. С.Антоновой, «Вместе весело шагать», муз. В. Шаинского.

Физическое развитие 

Подвижные игры: «Птички в гнездышке», «Ловишки парами», «Затейники», «У медведя во бору, «Собери всю семью»

Пальчиковые игры: «Моя семья», «Кисынька-мурысынька» и др.

Безопасность и

здоровье

Беседа «Опасность дома». «О труде взрослых», «О правилах поведения в общественных местах».

Труд

Помощь взрослым дома, друг другу в саду, дежурство в саду.

 

 

 

Итоги проекта: усвоение дошкольником вечных ценностей семьи в жизни каждого человека, обмен опытом семейного воспитания и традиций родителями, стремление к добру, состраданию.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром.

 

Использованная литература:

  1. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. -М.: Мысль, 1988.
  2. Витек К. Проблемы семейного благополучия/ Пер. с чешск. –М. Прогресс, 1988.
  3. Горбачевская О.П. Классный час «Всему начало – отчий дом» / Первое сентября. – (593439).
  4. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург, 2000.
  5. Калейдоскоп семейного досуга: Сб. / Сост. Л. Сальникова. –М: Моск. Рабочий, 1988.
  6. Латышева Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. – М.: Школьная пресса, 2004.
  7. Приставкина И.В. Классный час по теме: «Родительский дом» / Первое сентября. –(595439)
  8. Просекова О.А. Лучшие сказочные родители. /Читаем, учимся, играем. – 2004.-№ 8.
  9. «Родительский дом, начало начал». - «Воспитание школьников». – 2008.-№ 4.
  10. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по социально- коммуникативному развитию «Моя семья» во второй младшей группе

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно,  в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не...

Проект по социально- коммуникативному развитию "Моя семья" для дошкольников младшего возраста

Презентация проекта на тему "Моя семья для детей 3-4 лет. По образовательной области" Социально - коммуникативное развитие " Цель презентации : Формировать представления детей о семье. Воспитывать лю...

Проект по социально-коммуникативному развитию "Моя семья"

Проект по социально-коммуникативному развитию "Моя семья"...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»

Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период.  Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с родителями воспитанников «Семья и детский сад»

Актуальность: Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на разв...