Статья "Условия отгадывания загадок"
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Железнова Антонина Петровна,
Воспитатель высшей квалификационной категории,
МБДДОУ №366 «Кораблик», г. Челябинск 2018
Условия отгадывания загадок
В статье говорится о том, что при отборе загадок для детей, необходимо учитывать: тематику загадок, конкретность, доступность и степень сложности.
Ключевые лова: загадка, отгадка, смысл, условие.
Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления.
Если дети затрудняются найти решение, взрослые иногда, уступая их просьбам, просто сообщают им отгадку, сами растолковывают смысл загадки, подгоняя ее под ответ, тем самым лишая детей возможности думать, размышлять. Привыкая к готовым ответам, ребята теряют интерес к загадке.
Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Взрослому прежде всего не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребенка. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приемами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки.
Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.
Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок.
Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке.
Наблюдения, систематически проводимые в окружающей жизни и природе, лежат в основе работы по обучению детей умению отгадывать загадки. Эти наблюдения дают детям новые и новые знания, а сам процесс отгадывания становится как бы итогом в накоплении знаний. Наблюдая различные группы предметов и явлений, ребята учатся выделять существенные признаки, связи, зависимости; знакомясь с различными предметами, созданными руками человека, отмечают особенности внешнего вида, материалы, из которых они сделаны, назначение, способ использования предметов. Получая сведения о транспорте, дети определяют характерные признаки внешнего вида (у автомобиля – колеса, кабина, кузов, фары и др.), характер движения (автомобиль едет по дороге, поезд по рельсам, теплоход плывет по воде, самолет летит по воздуху), звучание (самолет гудит, мотоцикл трещит), назначение (транспорт служит для перевозки людей, грузов). Знания, приобретенные детьми во время таких наблюдений, являются основой для отгадывания различных загадок о транспорте.
При рассмотрении птиц, животных, насекомых и наблюдении за ними внимание детей обращается на части тела (голова, ноги, крылья, хвост, клюв и др.), особенности их строения, образ жизни, повадки (где живет, чем питается, как передвигается, как защищается и др.). Рассматривая, например, гуся, отмечают, что у него длинная шея, крепкий длинный клюв, красные лапы, между пальцами перепонки; гусь может летать, громко гоготать, а если его рассердить, то он шипит и щиплется. Знание этих особенностей поможет ребенку отгадать различные загадки про гуся.
Нужны также знания, специально подводящие ребят к отгадыванию. Можно понаблюдать за тем, как птицы вьют гнезда (например, как делают гнезда ласточки, грачи), муравьи сооружают муравейник, паук плетет паутину, чтобы сделать вывод, что птицы, насекомые строят свое жилище без рук, без инструментов. Такой вывод является основой для отгадывания загадок: Без рук, без топоренка построена избенка. (гнездо).
Есть много явлений природы, которые с течением времени не остаются неизменными. Загадки о таких явлениях построены на основе обобщенных выводов человека по результатам длительных наблюдений: Зимой лежал, а весной в руку побежал. (снег)
Чтобы дети могли самостоятельно отгадывать подобные загадки, нужна специально организованная система наблюдений, позволяющая увидеть явление в разные периоды его развития, в изменении и составить о нем более полное представление. Так, в течение нескольких суток по утрам дети наблюдают за небосводом, и тогда им становится понятным смысл загадки: Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце, месяц)
Наблюдая за изменением реки во все времена года, дети легко отгадывают загадку: Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала.
Но иногда даже многократные наблюдения естественных условиях не помогают составить полного представления о явлении. Чтобы отгадать загадки: В огне не горит, в воде не тонет; На дворе горой, а в избе водой, надо произвести соответствующие опыты со льдом и снегом. Они являются ключом к отгадке.
Наряду с наблюдениями и опытами знания о признаках и свойствах предметов дети получают и закрепляют на занятиях и в дидактических играх. Так, в детском саду проводят дидактические игры по классификации предметов на основании какого-либо признака, например, такие, как «Кому что нужно?», «Что из чего сделано?», «Что для чего нужно?»
Очень много загадок построено на знании таких качеств и свойств предметов, которые постигаются в процессе неоднократных действий с ними. Поэтому в разных видах деятельности – в труде, игре – следует знакомить детей с названиями предметов и их частей, с материалами, из которых они сделаны, с их формой и др. Пользуясь различными орудиями труда, дети отмечают, например, какая тяжелая головка у молотка, видят, как с каждым его ударом все глубже уходит в доску гвоздь, как «поет» и «визжит» при работе пила. Отмечая это, они легко отгадывают загадки про молоток и другие предметы: Сам худ, голова с пуд. (молоток) Играя с мячом, дети устанавливают: он упругий, чем сильнее удар, тем выше он подпрыгивает; у волчка всего одна ножка, и он «не умеет» на ней стоять, зато «весело поет», когда крутится. Знание этих особенностей помогает отгадать загадки о мяче, волчке: Бьют его, а он не плачет, только выше, выше скачет. Одноногий Ивашка, расписная рубашка, петь, плясать – мастак, а стоять – никак.
Таким образом, фактические знания об окружающем мире, приобретенные детьми во время наблюдений, занятий, игр, труда, делают детей образованнее и, следовательно, подготавливают их к пониманию содержания загадок, их логической основы, что и облегчает отгадывание.
Помимо фактических знаний, детям нужно знание языка, особенно умение понимать переносное значение слова. Обучение языку должно связываться с непосредственным восприятием ребенком окружающего мира. Каждый признак, качество, действие, состояние имеют свое конкретное языковое обозначение, которое, как правило, отыскивает сам воспитатель, показывая тем самым, какие для этого речевые средства выбираются и как они используются. Конечно, при этом воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному выражению увиденного, поправляет его ответы, приобщая таким образом к литературной форме. Воспитатель учит детей всматриваться в явления, сравнивать их, видеть общее и отличительное, вопросами побуждает их находить свои слова и выражения для обозначения, виденного: «На что похоже? С чем можно сравнить? Какими словами можно сказать об этом?
Чем разнообразнее будут сопоставления, тем легче дети будут усваивать переносный смысл образных выражений. Это поможет им и в отгадывании загадок.
Наряду с наблюдениями над окружающим миром важным источником знаний является художественная литература. Она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом, точным и образным. Обогащение речи детей, понимание ими тонких значений слов во многом зависит от того, насколько широко и умело воспитатель обращается к художественной литературе. Необходимо приучить ребенка слышать художественное, поэтическое слово, вслушиваться в тексты народных сказок, песенок, замечать образные выражения, уместно использовать их в своей речи.
Чуткость к языку литературных произведений, к образным выражениям, к слову вообще способствует общему языковому развитию детей, обогащает их речь и, в частности, обеспечивает понимание иносказательного языка загадок.
Таким образом, система знаний об окружающем мире, воспитание чуткости к смысловым оттенкам слова и обучение детей умению пользоваться точным словом для выражения своих мыслей являются лавными условиями для понимания, а значит, и для успешного отгадывания загадок.
Список литературы:
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – Москва. 1957 г. – 54 с.
2. Елкина Н. В. 1000 загадок. – Академия развития. 1997 г. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование мнемотехники при составлении рассказов, при загадывании и отгадывании загадок».
Консультация для педагогов детского сада. Приложение к презентации....
ОБУЧЕНИЕ ОТГАДЫВАНИЯ ЗАГАДОК.
Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, формировать представления о жанре загадки....
"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста способом составления и отгадывания загадок
Данная работа, это мой опыт работы, которым я хочу поделиться с другими коллегами....
Конспект совместной деятельности взрослого и ребёнка . «Обучение отгадыванию загадок"
Конспек совместной деятельности взрослого и ребенка с ЗПР в старшей группе детского сада. Тема: " Путешествие в загадки"....
Развитие речи посредством отгадывания загадок
Развитие речи посредством отгадывания загадок...
Развитие речи посредством отгадывания загадок
Развитие речи посредством отгадывания загадок...
открытое занятие городского уровня по обучению детей отгадыванию загадок
Ход занятияЗаставка спокойной ночи малыши на экране.Из-за ширмы появляются Хрюша и Степашка.Хрюша в шарфе, кашляет. Хрюша:- Ох, ну и ветер на улице. Я весь замёрз. Теперь точно заболею.Степашка:-Не во...
- Мне нравится (3)