открытое занятие городского уровня по обучению детей отгадыванию загадок
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Ход занятия
Заставка спокойной ночи малыши на экране.
Из-за ширмы появляются Хрюша и Степашка.
Хрюша в шарфе, кашляет.
Хрюша:
- Ох, ну и ветер на улице. Я весь замёрз. Теперь точно заболею.
Степашка:
-Не волнуйся, Хрюша. Тебе бы сейчас чай с ягодой-малиной, и ты вмиг выздоровеешь.
Хрюша:
-Что-то я не припомню такую ягоду, какая она?
Воспитатель:
-Ребята, расскажите Хрюше, какая малина.
Дети:
-Сладкая, сочная, вкусная, ароматная, красная, пахучая, мягкая, круглая…
Хрюша:
-А где её можно найти?
Степашка:
-У меня есть один знакомый медведь, у него наверняка есть малиновое варенье. Я скоро вернусь, а ты ложись в кровать и не вставай.
Хрюша:
-Пойду, прилягу.
Хрюша и Степашка уходят.
Воспитатель:
-Ребята, давайте посмотрим, что же это за медведь.
Показ фрагмента мультфильма «Маша и медведь». После момента, когда Маша съедает варенье, выключить проектор.
Воспитатель:
- Теперь Мишка нам не поможет. Что же делать?
Дети:
-Будем сами варить варенье для Хрюши.
Воспитатель:
-Сегодня нам предстоит с вами выяснить, из чего варят варенье.
Появляется Степашка.
Степашка:
-Ох, какая тяжёлая корзина. Её дала мне Маша и попросила помочь вас сварить варенье. А я побежал помогать Мише искать малину.
Воспитатель:
-Ой, а тут загадки. Отгадаем их и узнаем, из чего же мы будем варить варенье.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
Дети:
-Морковь.
Достаётся из корзины морковка.
Воспитатель:
-Кто нам может показать, где же у моркови кудрявый хохолок?
Дети:
-Хохолок – это волосы на макушке. У моркови ботва похожа на хохолок.
Воспитатель:
-По какому признаку морковь сравнили с лисой?
Дети:
-По цвету. Лиса рыжая, а это оранжевый цвет. И морковка тоже оранжевого цвета.
-По месту проживания. Лиса живёт в норке, а морковь растёт под землёй, как будто в норке.
Воспитатель:
-А теперь подойдите ко мне.
Подвести детей к столу. На тарелочках лежат цельные морковки на каждого ребёнка и кусочки на шпажках для пробы.
-Встаньте так, чтобы у каждого была своя пробная тарелочка. Возьмите в руки целую морковь. Какая она на ощупь?
Дети:
-Она твёрдая, гладкая, приятная…
Воспитатель:
-Возьмите кусочек моркови на пробу. Попробуйте её. Какая она по вкусу?
Дети:
-Сладкая, вкусная, свежая, хрустящая…
Воспитатель:
-Итак, что есть у моркови?
Дети:
-Кудрявый хохолок.
Воспитатель:
-На кого она похожа?
Дети:
-Она похожа на лису.
Воспитатель:
Какая она на ощупь?
Дети:
-На ощупь она очень гладкая.
Воспитатель:
-Какая она на вкус?
Дети:
-На вкус она как сахар сладкая.
Воспитатель:
-Молодцы. Присаживайтесь. Следующая загадка.
Летом – в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою - в банке,
Вкусные, солёные.
Дети:
-Это огурцы.
Достаются огурцы.
Воспитатель:
-Как вы догадались, что это огурцы?
Дети:
-Летом они растут в огороде.
-По вкусу и запаху они свежие.
-По цвету они зелёные.
-На зиму их солят. Они становятся вкусными и солёными.
Воспитатель:
-Подойдите все ко мне. Займите свои места.
На втором столе лежат кусочки свежего и солёного огурца на пробных тарелочках.
Воспитатель:
-Попробуйте не солёный огурчик. Какой он? Расскажите про него.
Дети:
-Свежий, зелёный, овальный, ароматный, шершавый…
Воспитатель:
-А теперь попробуйте солёный огурчик. Расскажите про него.
Дети:
-Острый, солёный, вкусный, кислый, сочный…
Воспитатель:
-Молодцы. Присаживайтесь. Отгадываем дальше.
Круглый, но не мяч.
Красный, но не мак.
Вкусный, но не торт.
На грядке он у нас растёт.
-Посмотрите, как много отгадок я подобрала.
Достаётся помидор, шарик, апельсин.
-Вы со мной согласны? Если да, то громко похлопайте, а если нет, то потопайте.
-Почему вы не согласны? Не понимаю.
-Давайте порассуждаем.
-Какой из этих предметов круглый?
Дети:
-Круглый - помидор, шарик и апельсин.
Воспитатель:
-Какой из этих предметов красный?
Дети:
-Красный - помидор и шарик.
Воспитатель:
-Какой предмет может быть вкусным?
Дети:
-Вкусными могут быть помидор и апельсин.
Воспитатель:
-А какой из этих предметов растёт на грядке?
Дети:
-А вот на грядке растёт только помидор.
Воспитатель:
-Кто может сделать вывод?
Дети:
-Этот предмет круглый, вкусный, красный, растёт на грядке. Значит – это помидор.
Воспитатель:
-Молодцы. Что ещё осталось в корзине?
-Некоторые ребята подготовили вам загадки.
1-ый ребёнок:
В лесу кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки.
2-ой ребёнок:
Его обходят стороной,
Бывает, стукнут палкой.
А он на ножке с бахромой
И в красной шапке яркой.
Дети:
-Это мухомор.
Из корзины достаётся мухомор.
Воспитатель:
-Как вы догадались,что это мухомор?
Дети:
-У него беленькая ножка.
-На ножке есть бахрома.
-У него яркая красная шляпка, а на ней белые горошки.
Воспитатель:
-Почему его назвали важным?
Дети:
-Он важно стоит, высоко подняв голову.
Воспитатель:
-А ещё почему?
Дети:
-Он важен для питания некоторым животным.
Воспитатель:
-Каким? Чем он важен?
Дети:
-Лоси едят мухоморы и лечатся ими.
Воспитатель:
-Тогда почему его обходят стороной и даже могут стукнуть палкой?
Дети:
-Для людей он считается ядовитым. И они могут сбивать их палками.
Воспитатель:
-Правильно ли это? Почему?
Дети:
-Это неправильно. Мухомор полезен и людям. Из него получают лекарство.
Воспитатель:
-Итак. Что мы можем сказать про мухомор?
Дети:
-Это гриб, у которого белая ножка с бахромой, яркая красная шапка с белыми горошками. Он важен для питания некоторых животных. Люди его не собирают, т.к. он ядовит. Иногда люди могут сбивать мухоморы палками, но это неправильно, т.к. из мухомора получают лекарство.
Воспитатель:
-Заглянем в нашу корзину. Там последняя загадка.
На высоких стройных ёлках
Дружно прячутся в иголках.
Любят белочка и клёст
Ими лакомиться. Прост
Мой вопрос для вас, детишки:
- Что ж едят они все?
Дети:
-Шишки.
Достаются шишки.
Воспитатель:
-Как же вы догадались, что это шишки?
Дети:
-Растут на высоких стройных ёлках.
-Как будто прячутся в иголках.
-Ими любят лакомиться белочка и клёст.
- Используется рифма.
Воспитатель:
-Кто такой клёст?
Дети:
-Это зимующая птица.
Воспитатель:
-А что такое рифма?
Дети:
-Рифма – это когда слова похожи по звучанию.
Воспитатель:
-С каким словом в загадке рифмуется слово шишки?
Дети:
-Со словом детишки. Шишки – детишки.
Воспитатель:
-Всё. Больше в корзине ничего нет. Посмотрим, из чего мы будем варить варенье. Огурец, помидор, мухомор, шишки, морковь.
-Почему вы смеётесь?
Дети:
-Из этого не варят варенье.
Воспитатель:
-Почему же Маша нам это прислала?
-Давайте посмотрим ответ на наш вопрос.
Включить мультфильм на месте, где Маша варит варенье.
-Надо обязательно объяснить Маше, что из этих предметов варенье не варят.
-Мы с вами узнали, из чего варенье не варят. А из чего его варят, мы не выяснили. Сейчас выясним.
-Подойдите ко мне. Сейчас вы все заглянете в корзину. Это сюрприз для наших гостей. Пощупайте этот предмет, понюхайте, вспомните его вкус. Каждый из вас получит карточку – подсказку, которая вам поможет придумать свою загадку про этот предмет.
-Если у вас возникнет затруднение, то поднимите руку, и я к вам подойду и помогу.
-Готовы? Размышляйте, пожалуйста.
-Кто придумал загадку?
Заслушиваются все желающие дети. Гости отгадывают.
Открывается сюрприз. Это яблоки.
-Из чего же варят варенье?
Дети:
-Из фруктов.
Воспитатель:
-Интересно, а что делает Миша?
Включается мультфильм, где Миша собирает малину.
-Правильно ли делает Мишка?
Дети:
-Да. Варенье варят из фруктов и ягод.
Воспитатель:
-Молодцы. Вы сделали правильный вывод.
Появляется Хрюша и Степашка с банкой варенья.
Степашка:
-Ну, вот, теперь ты вмиг поправишься.
Хрюша:
-Спасибо вам ребята, и Мише, и Маше.
-До свидания.
Дети:
-До свидания.
Хрюша и Степашка уходят.
Воспитатель:
-Наше занятие подошло к концу. Спасибо вам ребята. За вашу работу примите в подарок яблочки.
Дети:
-Спасибо. До свидания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_zanyatie_po_zagadkam.docx | 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г.Москвы ЮВАО
ГБОУ начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 1643
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада
на тему: «Обучение детей анализу и синтезу при разгадывании загадок»
Подготовила:
Воспитатель
Боровкова И.Ю.
Москва 2013 год
Цель:
- научить детей анализировать, обобщать и систематизировать признаки и свойства предметов на основе разгадывания загадок;
Задачи:
- познакомить детей с разными видами загадок, научить их правильно разгадывать и сочинять свои загадки;
- учить детей анализировать и проводить синтез известных признаков, свойств и качеств предмета или явления;
- продолжать учить детей умению чётко и ясно формулировать доказательства отгаданного предмета;
- закреплять умение детей выделять признаки и свойства предметов и явлений;
- учить делать выводы, обобщения;
- продолжать учить придумывать загадки с помощью предложенного алгоритма;
- развивать мыслительные операции старших дошкольников при отгадывании и составлении загадок;
- развивать познавательную активность детей, используя опытно – экспериментальную деятельность;
- развивать умение определять признаки загаданного предмета и устанавливать существенные связи между ними, понимать образные сравнения;
- развивать внимательность и сосредоточенность при прослушивании загадок;
- развивать умение отвечать на вопросы логического и системного мышления;
- развивать способности к анализу ситуации;
- способствовать снятию психологических "зажимов" и напряжения;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать связную речь детей;
- развивать воображение, внимание к предметам, способность группировать и классифицировать информацию, творческие способности;
- стимулировать активность, возбуждение фантазии, поднятие настроения и создание творческой атмосферы в группе;
- воспитывать интерес к творческому процессу, приобщать к народным ценностям;
- воспитывать уважение друг к другу во время диалога, умение дослушивать до конца, употреблять вежливые слова;
- воспитывать культуру поведения;
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- видеозапись мультфильма «Маша и медведь» серия «День варенья»;
- ширма для показа спектакля;
- куклы – бибабо Хрюша и Степашка;
- банка с вареньем, 3 корзины;
- муляжи овощей, грибов и шишек;
- опытно – экспериментальные столы с пробными экземплярами моркови и огурца;
Ход занятия
Заставка спокойной ночи малыши на экране.
Из-за ширмы появляются Хрюша и Степашка.
Хрюша в шарфе, кашляет.
Хрюша:
- Ох, ну и ветер на улице. Я весь замёрз. Теперь точно заболею.
Степашка:
-Не волнуйся, Хрюша. Тебе бы сейчас чай с ягодой-малиной, и ты вмиг выздоровеешь.
Хрюша:
-Что-то я не припомню такую ягоду, какая она?
Воспитатель:
-Ребята, расскажите Хрюше, какая малина.
Дети:
-Сладкая, сочная, вкусная, ароматная, красная, пахучая, мягкая, круглая…
Хрюша:
-А где её можно найти?
Степашка:
-У меня есть один знакомый медведь, у него наверняка есть малиновое варенье. Я скоро вернусь, а ты ложись в кровать и не вставай.
Хрюша:
-Пойду, прилягу.
Хрюша и Степашка уходят.
Воспитатель:
-Ребята, давайте посмотрим, что же это за медведь.
Показ фрагмента мультфильма «Маша и медведь». После момента, когда Маша съедает варенье, выключить проектор.
Воспитатель:
- Теперь Мишка нам не поможет. Что же делать?
Дети:
-Будем сами варить варенье для Хрюши.
Воспитатель:
-Сегодня нам предстоит с вами выяснить, из чего варят варенье.
Появляется Степашка.
Степашка:
-Ох, какая тяжёлая корзина. Её дала мне Маша и попросила помочь вас сварить варенье. А я побежал помогать Мише искать малину.
Воспитатель:
-Ой, а тут загадки. Отгадаем их и узнаем, из чего же мы будем варить варенье.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
Дети:
-Морковь.
Достаётся из корзины морковка.
Воспитатель:
-Кто нам может показать, где же у моркови кудрявый хохолок?
Дети:
-Хохолок – это волосы на макушке. У моркови ботва похожа на хохолок.
Воспитатель:
-По какому признаку морковь сравнили с лисой?
Дети:
-По цвету. Лиса рыжая, а это оранжевый цвет. И морковка тоже оранжевого цвета.
-По месту проживания. Лиса живёт в норке, а морковь растёт под землёй, как будто в норке.
Воспитатель:
-А теперь подойдите ко мне.
Подвести детей к столу. На тарелочках лежат цельные морковки на каждого ребёнка и кусочки на шпажках для пробы.
-Встаньте так, чтобы у каждого была своя пробная тарелочка. Возьмите в руки целую морковь. Какая она на ощупь?
Дети:
-Она твёрдая, гладкая, приятная…
Воспитатель:
-Возьмите кусочек моркови на пробу. Попробуйте её. Какая она по вкусу?
Дети:
-Сладкая, вкусная, свежая, хрустящая…
Воспитатель:
-Итак, что есть у моркови?
Дети:
-Кудрявый хохолок.
Воспитатель:
-На кого она похожа?
Дети:
-Она похожа на лису.
Воспитатель:
Какая она на ощупь?
Дети:
-На ощупь она очень гладкая.
Воспитатель:
-Какая она на вкус?
Дети:
-На вкус она как сахар сладкая.
Воспитатель:
-Молодцы. Присаживайтесь. Следующая загадка.
Летом – в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою - в банке,
Вкусные, солёные.
Дети:
-Это огурцы.
Достаются огурцы.
Воспитатель:
-Как вы догадались, что это огурцы?
Дети:
-Летом они растут в огороде.
-По вкусу и запаху они свежие.
-По цвету они зелёные.
-На зиму их солят. Они становятся вкусными и солёными.
Воспитатель:
-Подойдите все ко мне. Займите свои места.
На втором столе лежат кусочки свежего и солёного огурца на пробных тарелочках.
Воспитатель:
-Попробуйте не солёный огурчик. Какой он? Расскажите про него.
Дети:
-Свежий, зелёный, овальный, ароматный, шершавый…
Воспитатель:
-А теперь попробуйте солёный огурчик. Расскажите про него.
Дети:
-Острый, солёный, вкусный, кислый, сочный…
Воспитатель:
-Молодцы. Присаживайтесь. Отгадываем дальше.
Круглый, но не мяч.
Красный, но не мак.
Вкусный, но не торт.
На грядке он у нас растёт.
-Посмотрите, как много отгадок я подобрала.
Достаётся помидор, шарик, апельсин.
-Вы со мной согласны? Если да, то громко похлопайте, а если нет, то потопайте.
-Почему вы не согласны? Не понимаю.
-Давайте порассуждаем.
-Какой из этих предметов круглый?
Дети:
-Круглый - помидор, шарик и апельсин.
Воспитатель:
-Какой из этих предметов красный?
Дети:
-Красный - помидор и шарик.
Воспитатель:
-Какой предмет может быть вкусным?
Дети:
-Вкусными могут быть помидор и апельсин.
Воспитатель:
-А какой из этих предметов растёт на грядке?
Дети:
-А вот на грядке растёт только помидор.
Воспитатель:
-Кто может сделать вывод?
Дети:
-Этот предмет круглый, вкусный, красный, растёт на грядке. Значит – это помидор.
Воспитатель:
-Молодцы. Что ещё осталось в корзине?
-Некоторые ребята подготовили вам загадки.
1-ый ребёнок:
В лесу кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки.
2-ой ребёнок:
Его обходят стороной,
Бывает, стукнут палкой.
А он на ножке с бахромой
И в красной шапке яркой.
Дети:
-Это мухомор.
Из корзины достаётся мухомор.
Воспитатель:
-Как вы догадались,что это мухомор?
Дети:
-У него беленькая ножка.
-На ножке есть бахрома.
-У него яркая красная шляпка, а на ней белые горошки.
Воспитатель:
-Почему его назвали важным?
Дети:
-Он важно стоит, высоко подняв голову.
Воспитатель:
-А ещё почему?
Дети:
-Он важен для питания некоторым животным.
Воспитатель:
-Каким? Чем он важен?
Дети:
-Лоси едят мухоморы и лечатся ими.
Воспитатель:
-Тогда почему его обходят стороной и даже могут стукнуть палкой?
Дети:
-Для людей он считается ядовитым. И они могут сбивать их палками.
Воспитатель:
-Правильно ли это? Почему?
Дети:
-Это неправильно. Мухомор полезен и людям. Из него получают лекарство.
Воспитатель:
-Итак. Что мы можем сказать про мухомор?
Дети:
-Это гриб, у которого белая ножка с бахромой, яркая красная шапка с белыми горошками. Он важен для питания некоторых животных. Люди его не собирают, т.к. он ядовит. Иногда люди могут сбивать мухоморы палками, но это неправильно, т.к. из мухомора получают лекарство.
Воспитатель:
-Заглянем в нашу корзину. Там последняя загадка.
На высоких стройных ёлках
Дружно прячутся в иголках.
Любят белочка и клёст
Ими лакомиться. Прост
Мой вопрос для вас, детишки:
- Что ж едят они все?
Дети:
-Шишки.
Достаются шишки.
Воспитатель:
-Как же вы догадались, что это шишки?
Дети:
-Растут на высоких стройных ёлках.
-Как будто прячутся в иголках.
-Ими любят лакомиться белочка и клёст.
- Используется рифма.
Воспитатель:
-Кто такой клёст?
Дети:
-Это зимующая птица.
Воспитатель:
-А что такое рифма?
Дети:
-Рифма – это когда слова похожи по звучанию.
Воспитатель:
-С каким словом в загадке рифмуется слово шишки?
Дети:
-Со словом детишки. Шишки – детишки.
Воспитатель:
-Всё. Больше в корзине ничего нет. Посмотрим, из чего мы будем варить варенье. Огурец, помидор, мухомор, шишки, морковь.
-Почему вы смеётесь?
Дети:
-Из этого не варят варенье.
Воспитатель:
-Почему же Маша нам это прислала?
-Давайте посмотрим ответ на наш вопрос.
Включить мультфильм на месте, где Маша варит варенье.
-Надо обязательно объяснить Маше, что из этих предметов варенье не варят.
-Мы с вами узнали, из чего варенье не варят. А из чего его варят, мы не выяснили. Сейчас выясним.
-Подойдите ко мне. Сейчас вы все заглянете в корзину. Это сюрприз для наших гостей. Пощупайте этот предмет, понюхайте, вспомните его вкус. Каждый из вас получит карточку – подсказку, которая вам поможет придумать свою загадку про этот предмет.
-Если у вас возникнет затруднение, то поднимите руку, и я к вам подойду и помогу.
-Готовы? Размышляйте, пожалуйста.
-Кто придумал загадку?
Заслушиваются все желающие дети. Гости отгадывают.
Открывается сюрприз. Это яблоки.
-Из чего же варят варенье?
Дети:
-Из фруктов.
Воспитатель:
-Интересно, а что делает Миша?
Включается мультфильм, где Миша собирает малину.
-Правильно ли делает Мишка?
Дети:
-Да. Варенье варят из фруктов и ягод.
Воспитатель:
-Молодцы. Вы сделали правильный вывод.
Появляется Хрюша и Степашка с банкой варенья.
Степашка:
-Ну, вот, теперь ты вмиг поправишься.
Хрюша:
-Спасибо вам ребята, и Мише, и Маше.
-До свидания.
Дети:
-До свидания.
Хрюша и Степашка уходят.
Воспитатель:
-Наше занятие подошло к концу. Спасибо вам ребята. За вашу работу примите в подарок яблочки.
Дети:
-Спасибо. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого занятия для родителей по обучению детей Речевому этикету. "Уроки вежливости"
ГБОУ детский сад № 1244РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ Вежливый ручеекДети стоят парами друг за другом, держась за руки поднятые вверх. Ведущий проходит сквозь них, выбирая себе пару, и становяс...
Загадки и речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности способству...
Презентация "Методика обучения детей отгадыванию и загадыванию загадок"
На первых порах загадка представляет собой краткое описание предмета. Дети учаться сравнивать и различать предметы ,определять их свойства....
Методическая разработка. Обучение детей отгадыванию и придумыванию загадок
Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка,...
К О Н С П Е К Т ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (с нарушениями слуха)
Конспект открытого занятия на мультисенсорном тренажере "Интон-М"...
Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...
Учим детей отгадыванию загадок
Учим детей отгадыванию загадок Загадка занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей ег...