Индивидуальный образовательный маршрут
материал на тему

Петрова Инна Васильевна

Индивидуальный образовательный маршрут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком».
А. Бебель

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного образования. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования. Один из них - принцип индивидуализации, сформулированный как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

В дошкольном возрасте для всестороннего развития важно не только развитие имеющихся у ребенка способностей, но и не менее важно развитие скрытых возможностей, способностей. Ребенку можно передать определенный объем знаний, умений, навыков, но не все дети одинаковы, каждый ребенок идет в развитии своим особым, присуще только ему, путем, поэтому здесь особенно важна роль педагога, который обязан помочь ему в этом. Но не надо ожидать от всех детей высоких результатов, так как у каждого ребенка свои способности.

Всем известно о широком разбросе индивидуальных особенностей дошкольников.Дети различаются разным уровнем гибкости мыслительной деятельности - одни быстро находят ответы, другим нужно основательно подумать, чтобы прийти к правильному заключению;разным темпом усвоения знаний - одни быстро схватывают и запоминают, другим нужна длительная работа и повторения, чтобы усвоить новый материал;в разном темпе формируются и навыки: один ребенок выполняет действия автоматически после десятка повторений, у других это число повторений удваивается и утраивается, и только тогда действие становится автоматизированным.

Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута  (ИОМ).


Нормативно-правовые и теоретические аспекты проектирования индивидуального маршрута воспитанника

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 64 указывает нам на то, что образовательная программа дошкольного образования направленна на разностороннее развитие детей, с учетом индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) сквозной нитью реализуется принцип индивидуализации: это п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования; п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы; п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с деть ми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития); п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ученика.

Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта.

Важным представляется разграничение понятий индивидуальности, индивидуального подхода, индивидуального обучения и индивидуализации обучения.

Индивидуальность – уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психологических особенностей.  Индивидуальность проявляется в особенностях характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей.

Индивидуальный подход – это, во-первых, педагогический принцип, согласно которому в педагогическом процессе педагог взаимодействует с отдельными обучающимися на основе учета их личностных особенностей, во-вторых, ориентация на индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения.

Индивидуальное обучение понимается как форма организации обучения, при которой педагог взаимодействует в процессе обучения только с одним обучающимся, что позволяет адаптировать содержание, темп и методы обучения применительно к его индивидуальным особенностям.

Индивидуализация обучения предполагает организацию педагогического процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями и возможностями обучающегося.

Таким образом, разграничение данных понятий позволяет сделать вывод о том, что в процессе создания условий индивидуализации образовательного процесса происходит реализация индивидуального подхода к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Одним из средств индивидуализации образовательного процесса детей является индивидуальный образовательный маршрут воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая ребенку позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)

Индивидуальный образовательный маршрут-это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития, строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения. Использование индивидуальных образовательных маршрутов способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы).

Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на определённые  группы детей.

В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.

Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута в дошкольном образовательном учреждении осуществляют педагоги, специалисты в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.

При составлении ИОМ существует определённая система, которая помогает педагогу правильно спланировать свою работу и составить индивидуальный путь развития каждого ребёнка. Сущность ИОМ состоят в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.

Структура ИОМ включает ряд очень важных и значимых  компонентов:

  • целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
  • содержательный(отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ);
  • технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
  • диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
  • результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий)

При проектировании ИОМ необходимо учитывать определённые принципы, которые будут соблюдать интересы ребёнка иориентированы на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника:

  • Принцип опоры на обучаемость ребенка

Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.

Принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций.

Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).

Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.

Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

ИОМ должен иметь:цель, которая ориентирована на достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

- Временные отрезки, на которые составляется ИОМ

Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление. Практика работы показывает, что наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.

- Содержательную часть

  • Введение, где объясняется, для чего составляется ИОМ, почему данный ребенок нуждается в индивидуальной поддержке, и кто эту поддержку будет осуществлять.
  • Анамнез – общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ; краткая характеристика состояния его здоровья (если необходимо  медицинские рекомендации педагогу об учете необходимых данных при организации обучения);
  • Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью.

Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

- Коррекционная работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками;

- Сетка занятости ребенка (их может быть от 2 до 5), где указывается последовательность введения ребенка в общую со всеми детьми деятельность;

- Рекомендации по работе с родителями, потому что родители являются основными заказчиками данной работы. Без согласования с родителями работа не проводится.

- Контролирующая часть структуры ИОМ:

  • Текущий контроль
  • Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы)
  • Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка

-  Корректировка ИОМ

Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.

- Организационно – педагогические условия

  • Оценка готовности педагогов ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка.
  • Согласие родителей.

- Формы реализации ИОМ: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная работа

ИОМ воспитанника является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала.

Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

Индивидуальный образовательный маршрут может быть разработан для детей:

  • С нарушением зрения
  • Для детей с ЗПР
  • Для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата
  • Для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Для детей с туберкулезной интоксикацией
  • Для детей с высоким интеллектуальным развитием.        

- Индивидуальный подход в среде:

Центрирование (зонирование) образовательной среды. Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности; насыщение предметной среды содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка; каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство; стенды «Здравствуйте, Я пришел!» в интерьере группового помещения способствуют формированию и развитию «Я – образа».

Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута

1 этап. Выбор:

Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;

2 этап. Наблюдение:

• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;

• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;

• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;

• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;

3 этап. Диагностика:

• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование);

Все полученные результаты диагностики отражаются в сводной таблице, которая составляется совместно всеми специалистами, работающими с ребенком.

4 этап. Работа:

  • Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка;

• Подбор методик, определение методов и приемов работы;

• Подбор индивидуальных заданий;

• Связь с родителями и педагогами;

5 этап. Контроль:

• Итоговая диагностика

  • Корректировка задач, методов работы с ребенком.

На основе диагностического компонента, через наблюдения, беседы с детьми определяются трудности в педагогической и психологической симптоматике, которые ребенку необходимо преодолеть. Через наблюдения педагоги могут распределять детей по группам с учетом той или иной трудности. После распределения детей на группы выбираются формы, методы, средства взаимодействия с ребенком всеми субъектами образовательной деятельности (воспитателями, специалистами)

Таким образом использование в работе педагога ИОМ развития ребенка

способствует развитию природного потенциала каждого воспитанника, являясь педагогической поддержкой личностного самоопределения дошкольника.


Список литературы

  1. Емельянова, И.Е. Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования [Текст] / И. Е. Емельянова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 12. - С. 14-16.
  2. Исаева, И.Ю. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учебное пособие[Текст]/ И. Ю. Исаева. – Магнитогорск:Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. – 116 с.
  3. Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста[Текст]: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская.- М.: Просвещение, 2015.- 128 с.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/ajax/6261
  5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ[Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  6. Федорова, С В.Методические рекомендации по разработке и реализации индивидуальных образовательных программ для детей дошкольного возраста с опережающим развитием [Электронный ресурс].-Режим доступа:https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source&cd=1&ved=0ahUKEwj7hKfG9YTSAhWGCJoKHTTMClcQFggaMAA&url=http%3A%2F%2Fustmont29.ucoz.ru%2FInnovazii%2Findivid_progr%2Fmetodicheskie_rekomendacii.doc&usg=AFQjCNEZCTkUYSmjdkLw5it6dA455bcJoA&bvm=bv.146496531,d.bGs


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....