Опыт формирования обобщающих понятий у детей с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (средняя, старшая группа) на тему
В статье обобщен практический опыт работы по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса и формиромванию обобщающих понятий у детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_formirovaniya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт формирования обобщающих понятий у детей с ОНР
Гасникова Ю.А., учитель - логопед
ГБДОУ комбинированного вида №16 Василеостровского района
Одной из самых важных особенностей человека является его способность говорить. Чем богаче и правильней его речь, тем проще ему высказывать свои мысли, тем больше его возможности в получении информации и в оперировании ею, тем полноценнее будут его взаимоотношения с окружающим миром. Поэтому оттого, когда и как ребенок начинает говорить, зависит, как скоро он овладеет высшими уровнями сознания и произвольного поведения. Это становится особенно понятно,когда встречаются случаи тяжелой речевой патологии, так как именно здесь наиболее отчетливо проявляется связь между развитием речи ребенка и развитием его мышления. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости в школе. Вот почему ранняя и эффективная помощь детям с тяжелыми нарушениями речи является одним из самых важных направлений в области дошкольного образования.
Актуальность этой проблемы обусловлена еще и тем, что число детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями неуклонно растет. При этом надо учитывать, что для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно быстрое снижение работоспособности, не способность к длительному волевому усилию, дефицит внимания, повышенная психо-эмоциональная активность, низкая продуктивность запоминания. Вследствие этого - формирование умений, навыков, представлений и понятий у таких детей становится сложным и трудоемким процессом. Поэтому перед специалистами, работающими с этими детьми, встает вопрос выбора адекватных практических мер, призванных повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, а так же активного вовлечения в образовательный процесс родителей, желающих участвовать в развитии своего ребенка.
Многолетний опыт работы по обучению и воспитанию детей показал, какие большие возможности таит в себе словарная работа, которая может создать базу для эффективной работы по развитию лексико – грамматической стороны речи и для активного развития мыслительных процессов.
В процессе работы было обращено внимание на то, что обогащение, уточнение, активизация словаря, и в особенности усвоение обобщающих понятий, у детей с речевой патологией происходит с большим трудом, носит нестойкий характер и опирается в основном на механическую память. При выполнении рекомендаций дома все обычно заканчивалось тем, что родители сами наклеивали в тетрадь картинки по лексической теме, а ребенок их видел только тогда, когда открывал тетрадь на занятии и часто не знал, что как называется. Стало понятно, что для повышения эффективности коррекционной работы необходимо вносить в нее определенные изменения.
Поэтому было решено на первое место, как приоритетное условие повышения результативности коррекционно – педагогической работы, поставить мотивационный компонент, который всегда обеспечивает успешность любой деятельности.
Для этого, одним из основных направлений нашей работы стало коллективное создание вместе с родителями пособий, направленных на обогащение, уточнение и активизацию предметного словаря, а также на формирование обобщающих понятий, развитие логического мышления (в частности мыслительных операций: классификации, обобщения, исключения).
После проведенного обследования, родителям было предложено внести коррективы в выполнение «домашнего задания». Вместо наклеивания в тетрадь 3-4 картинок на лексическую тему, они вместе с детьми делают две карточки на цветном картоне.
Содержание первой карточки требует назвать четыре изображенных (наклеенных) на ней предмета и, выявив их существенные признаки, обобщить их. Вторая карточка – «загадка» также содержит четыре картинки, которые нужно назвать и определить, какая из них лишняя, объяснив почему. Все карточки именные, т. е. на них обязательно указывался автор.
Установкой для родителей было то, что дети четко должны знать содержание своих карточек и принимать посильное участие в их изготовлении: при подборе картинок, выборе цвета картона, сами вырезают, наклеивают или раскрашивают картинки.
Установкой для ребенка было: «Ты сам делаешь задание для логопедического занятия. Если дети в группе не смогут назвать твои картинки или разгадать твою «загадку», ты им поможешь, ты их научишь (объяснишь, покажешь, расскажешь).
Когда ребенок приносил выполненную работу в садик, то на занятии сначала мы устанавливали авторство карточки, рассматривали и расхваливали ее. Потом сам ребенок уже в роли логопеда «представлял» свою карточку, предлагая детям по очереди назвать то, что он наклеил, сам исправлял ошибки. Особенно детям нравилось работать с карточками – «загадками» ( «Четвертый лишний»).
Таким образом, у ребенка появлялась определенная мотивация для выполнения задания, а соответственно и условия для более эффективного усвоения лексического материала, развития мыслительных операций.
При выполнении этой работы, параллельно решались вопросы развития мелкой моторики (вырезать, наклеить, раскрасить), ориентировки на листе (вверху, внизу, справа, слева, в верхнем левом углу, в нижнем левом углу и т. д.), развития внимания (чем похожи карточки, а чем отличаются), памяти («А что было наклеено на Мишиной карточке?), закрепление знания основных цветов и оттенков (выбор цвета карточки), формирование понятий о величине и количестве, развитие связной речи (в частности - употребление сложных синтаксических конструкций).
Надо отметить, что не все родители сразу восприняли должным образом данные установки. Кто –то не выполнял задания вообще, кто –то «как обычно» делал сам, без участия ребенка, но постепенно дети сами, стали втягивать в работу своих родителей, видя какие почести выпадают на долю «героев » с правильно выполненным заданием.
Постепенно все втянулись в работу, проявив при этом выдумку и находчивость: кто-то рисовал, кто-то срисовывал, кто-то делал аппликации, кто-то скачивал картинки из Интерната, кто-то разыскивал старые книги, журналы, буклеты, подключал к поискам и сбору материала родственников, а кто-то покупал готовые наборы предметных картинок. Но результат был один и тот же: ребенок четко знал все, что он приготовил. Утром многие дети встречали меня или сообщением «А я принес карточки», или вопросами: «А вы видели?», « А вы посмотрели?», « А я молодец?».
Зная «свой материал», дети легко находили «знакомое» на чужих карточках, а главное более активно стали использовать в речи новые слова,
После занятия у логопеда карточки становились страничками для книжек – самоделок по лексическим темам; «Овощи», «Фрукты» и т. д.
Таким образом, дети стали авторами своих первых книжек, которые постоянно лежат в книжном уголке рядом с настоящими книжками. В любой момент их можно взять и «почитать», а у воспитателя под рукой всегда есть «компактный» материал для повторения изученного материала.
Работа, организованная таким образом, оказалась достаточно эффективной. Словарный запас детей значительно увеличился, знания стали более прочными, дети быстрее находили нужное слово, практически не путали похожие предметы, в речи появились обобщающие понятия, при формировании речевого высказывания возникало меньше ошибок.
Состояние предметного словаря к концу года изменилось как в количественном, так и в качественном показателе. Качественно изменился и уровень сформированности обобщающих понятий.
Литература: 1.Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - М.,1996.
2.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2005.
3. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Л.В.Лопатиной. – СПб.,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ
В статье приведены способы формирования грамматически правильной речи у старших дошкольников с ОНР...
Использование наглядности в формировании связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Статистика многих исследований предвещает нам угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Конечным результатом обучения языку яв...
Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"
¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые ...
Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи.
Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи.Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активно...
Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы за счёт наглядности, привлекательности, новизны, соврем...
Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»
Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...
Методика учебного моделирования в практике обучения начальным понятиям грамоты детей с общим недоразвитием речи
Методика учебного моделирования разработана автором, З.Д. Гольдиным, для массовой общеобразовательной школы, но мы посчитали возможным введение некоторых её элементов в ...