Консультация для родителей "Фонематическое недоразвитие речи "
консультация по логопедии на тему
Иногда недоразвитие фонетической стороны речи и фонематического восприятия у детей сопровождается недостаточным запасом знаний об окружающем мире, бедностью словарного запаса, так же встречаются недоразвитие грамматической стороны речи (умения употреблять слова в различных грамматических формах, правильно строить предложения), недоразвитие связной речи. Такое общее недоразвитие речи сказывается при усвоении грамоты, да и на будущей успешности обучения ребёнка в школе в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы логопеда родителям
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.Основной задачей работы логопеда в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду.Вся работа учителя-логопеда подчинена оказанию необходимой коррекционной помощи детям с нарушениями речи.
В нашем детском саду логопедическую помощь начинают оказывать детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет .Одной из важнейших логопедических задач является формированиеу детей грамматически правильной, лексически богатой, фонетически четкой речи, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка.Занятия логопеда с такими детьми проходят 4 раза в неделю, важным условием является закрепление родителями полученных навыков дома, занимаясь по заданиям логопеда.
Фонематическое недоразвитие речи – дефект, который проявляется особенно явно. Это нарушение произношения отдельных речевых звуков либо их групп. В норме ребёнок должен говорить правильно все речевые звуки в 5 лет. Если этого не происходит, необходимо принимать срочные меры и до начала школьного обучения научить ребёнка говорить все звуки правильно. Фонематическое недоразвитие приводит к недоразвитию письма и чтения, появлению ряда специфических ошибок, неуспеваемости.
Иногда недоразвитие фонетической стороны речи и фонематического восприятия у детей сопровождается недостаточным запасом знаний об окружающем мире, бедностью словарного запаса, так же встречаются недоразвитие грамматической стороны речи (умения употреблять слова в различных грамматических формах, правильно строить предложения), недоразвитие связной речи. Такое общее недоразвитие речи сказывается при усвоении грамоты, да и на будущей успешности обучения ребёнка в школе в целом.
Мы стараемся в нашем детском саду оказать логопедическую помощь всем детям, нуждающимся в ней.
При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
В нашем детском саду я использую различные формы работы по взаимодействию логопеда и родителей:
— выступления логопеда на родительских собраниях;
— индивидуальные консультации;
— занятия-практикумы;
— организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий.
В работе с родителями широкоиспользуются вспомогательные
средства:
— специальные «логопедические уголки»;
— информационные стенды;
— тематические выставки книг.
В холле я стараюсь разместить полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой.|
В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и логопеда, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
он не повторяет за Вами слова,
или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
если в 4 года
у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
не может запомнить четверостишье,
совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
если в 5-6 лет
все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду.
Задачи родителей:
— создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
— проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков.
Дома чаще читайте. У ваших детей должна быть детская библиотека. В неё входят произведения Корнея Чуковского, С.Я. Маршака, Н. Носова «Приключения Незнайки в солнечном городе», произведения Мамина – Сибиряка, Пришвина, Чарушина о животных, стихи Агнии Барто, сказки Братьев Гримм и т.д.
На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме "Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников"
Описание речевых особенностей детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
Консультация - практикум для родителей "Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх"
В данной консультации раскрывается необходимость работы с детьми по развитию фонетико-фонематических процессов. Подобран и представлен практический материал в виде игр и упражнений, который родители м...
Консультация для родителей на тему: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани»
Включение малых жанров фольклора Кубани потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок помогает развив...

Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения».
Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения»....

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта
Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...

Консультация для родителей " Общее недоразвитие речи"
Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство....

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...