Буклет "Общее недоразвитие речи: характеристика детей, причины возникновения"
материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Иванова Ирина Павловна

Вашему вниманию представлен буклет "Общее недоразвитие речи: характеристика детей, причины возникновения". Буклет содержит информацию о том, что представляет собой общее недоразвитие речи (термин, характеристика уровней выраженности нарушения, причины возникновения). Данный буклет адресован учителям-логопедам, воспитателям груп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, студентам факультетов коррекционной педагогики и родителям (законным представителям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_obshchee_nedorazvitie_rechi.docx41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общее недоразвитие речи (ОНР) — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

ОНР имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развёрнутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, Р.Е. Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трём уровням. Каждый уровень характеризуется определённым соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.

I-ый уровень:

-Отсутствие общеупотребительной речи.

-Словарь крайне ограничен (корневые слова).

-Грамматические формы плохо различимы.

-Звукопроизношение нарушено (может быть нарушено произношение более 20-ти звуков).

-Слоговая структура грубо нарушена (в употреблении 1-2сложные слова).

-Отсутствие связной речи.

II-ой уровень:

-Фразовая речь грубо аграмматична.

-Отсутствие навыков словообразования.

-Звукопроизношение (в речи может быть 10-15 дефектно произносимых звуков).

-Низкий уровень восприятия фонем.

III-ий уровень:

-Присутствует развёрнутая фразовая речь с пробелами в лексико-грамматическом и фонетико-фонематическом развитии.

-Ошибки в употреблении падежных конструкций.

-Ошибки в согласовании (прилагательных с существительными, числительных с существительными).

-Затруднения в использовании сложных синтаксических конструкций.

-Ошибки в произношении основных групп звуков.

-Нарушение слоговой структуры в трудных словах.

Дети с ОНР имеют особенности развития психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Дети с ОНР отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.

Причины возникновения ОНР у детей:

-инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности;

-несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;

-патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах);

-заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка;

-неблагоприятные условия воспитания и обучения, психическая депривация.

Литература:

Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под. Общей редакцией Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачёв, 2002

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное

учреждение города Иркутска

детский сад № 75

(МБДОУ г. Иркутска

детский сад № 75)

664053, г. Иркутск,

ул. Розы Люксембург, 301, тел.: 44-99-92

E-mail: mdou75irk@yandex.ru

Адрес сайта: irk-mdou75

«Общее недоразвитие речи: характеристика детей,

причины возникновения»

Учитель-логопед: Иванова И.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие общего недоразвития речи и его причины

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при н...

«Зеркальное» письмо у детей. Причины возникновения и работа по предупреждению «зеркального» письма

laquo;Зеркальное» письмо – расстройство акта письма: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале.   Такие проблемы чаще всего можно встретить у детей 6-7 лет при обучении...

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи) для детей дошкольного возраста с 5 – 6 лет

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах...

Психологические особенности гиперактивных детей.Причины возникновения,признаки,экспресс-диагностика

Непоседа , вечный двигатель,ураганчик. Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже выламывал прутья крова...