"Методика работы над звуком и буквой"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Шипачева Альбина Загитовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_nad_zvukom_i_bukvoy.docx46.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Методика работы

над звуком и буквой»

ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ

- методика знакомства со звуком;

- дифференциация звуков;

- методика знакомства с буквой;

Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=245844200-48-72&n=21

Занятия по освоению ребенком звукового состава языка включают в себя три стадии: знакомство со звуком, дифференциация звуков, знакомство с буквой.

  1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ
  • Знакомство со звуком (выделение его на слух).
  • Определение характеристик звука (гласный или согласный), (глухой или звонкий).
  • Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов.
  • Определение места звука в слове (с опорой на картинки).
  • Определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки.
  • Составление слогов, слов из заданных звуков.

Знакомство со звуком.

Для знакомства со звуком можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на заданный звук; стихи с многократно повторяющимся «нужным» звуком. Также можно использовать рассказы, в которых звук связывается с определенным образом. Например, рассказ про водичку (звук [с] - песенка водички) или рассказ про комарика (звук [з] - песенка комарика).

Уточнение артикуляции звука. 

То есть ребенку предлагается произнести звук. При этом ребенку задаются вопросы, позволяющие «прочувствовать» артикуляцию звука. Например, «В каком положении губы (язык)?»

Определение характеристик звука.

Например: звук [а] - рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом. Нужно объяснить ребенку, что такой звук называется гласным.

Звук [м] - губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, так как ему мешают губы; звук можно потянуть (то есть звук можно произносить длительно), но его нельзя произнести выше-ниже, то есть нельзя петь. Ребенку объясняется, что такой звук называется согласным. Затем ребенку предлагается положить руку на шею и многократно произнести звук [м], при этом задается вопрос: «Что ты чувствуешь?» (дрожит горло). Когда ребенок убедится, что «горлышко дрожит», нужно объяснить, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким.

После знакомства с характеристиками звука задается серия вопросов, направленных на закрепление полученных знаний:

Звук [м] ([а]) - это какой звук? (гласный/согласный)

  • Почему? (гласный, так как можно петь, воздух не встречает преграды; согласный - петь нельзя, воздух встречает преграду)
  • Какой согласный? (глухой/звонкий)
  • Почему? (глухой - горлышко не дрожит, не работают голосовые связки; звонкий - горлышко дрожит, голосовые связки работают)

Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов.

Проводится игра «услышишь - хлопни». Обязательное условие: ребенок выполняет это задание с закрытыми глазами.

Определение места звука в слове.

Определение места звука в слове проводится с опорой на картинки. Например, взрослый показывает картинку и проговаривает слово, а ребенок определяет место изучаемого звука (начало, середина, конец слова). Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуются в разной последовательности. При этом, после того как ребенок определил место звука в слове, картинка выкладывается в соответствующий ряд (верхний, средний или нижний). Таким образом, формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слух, но и зрение.

Определение твердости/мягкости согласных.

При изучении согласных звуков вводится следующий этап - формирование понятий «твердый - мягкий». Ребенку предлагается для прослушивания с одновременным показом картинок два слова - одно на твердый (например, «лампа»), другой на мягкий звук (например, «лейка»). Ребенку задается вопрос, одинаково ли звучат первые звуки? После определения на слух разницы взрослый объясняет, что один звук - твердый, другой - мягкий, и картинки выкладываются в два ряда: на твердый звук - слева, на мягкий - справа.

По окончании этого этапа детям еще раз задается серия вопросов на закрепление:

  • О каком звуке мы сегодня говорили?
  • Какой это звук?
  • Почему его называют согласным (гласным)?
  • Какой это согласный? (глухой - звонкий)
  • Почему?
  • Каким он может быть? (твердым - мягким).

Необходимо обратить внимание на то, что при изучении первого согласного звука, который может быть твердым и мягким ([м]), целесообразно рассказать о мягком знаке, «говорящем» о том, что буква, написанная перед ним, обозначает мягкий звук. После объяснения карточка с буквой «ь» будет определять место картинок, слогов, слов с мягкими согласными звуками.

Составление слогов, слов из заданных звуков.

Заключительный вид работы над звуком - самостоятельный подбор слов. Ребенок произносит слово с изучаемым звуком, указывает твердый он или мягкий; в начале, середине или конце слова находится.

  1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
  • Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.
  • Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий).
  • Определение наличия того или иного звука и его места в слове (с опорой на картинки).
  • Запись слогов, слов на изучаемые звуки.
  • Составление звуковых схем, слогов, слов.
  • Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.
  • Определение характеристик звука.
  • Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов.
  • На данном этапе проводится игра «услышишь - хлопни» с дополнительными условиями: услышав один заданный звук, нужно хлопнуть один раз; услышав другой заданный звук - два раза («хлопни» - «топни»)
  • Определение места звука в слове
  • Составление звуковых схем, слогов, слов
  • На данном этапе ребенку предлагается составить слоги и слова из отдельно произнесенных звуков, а также слова из отдельно произнесенных слогов:

[ш] [а] - [ша]

[ж] [у] - [жу]

[с] [у] [п] - [суп]

[к] [о] [з] [а] - [коза]

[жу] [ки] - [жуки]

[ма] [ши] [на] - [машина]

  1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙhttp://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=271223712-65-72&n=21
  • Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).
  • Выделение ее элементов.
  • Прослушивание  стихотворения о букве.
  • Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.
  • Прорисовывание буквы на листке по образцу.
  • Чтение слогов с изучаемой буквой (развитие слогового чтения).
  • Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы видим и пишем.

  1. ИГРЫ С БУКВАМИ.
  • мозаика

Карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.

  • дирижер

Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.

  • архитектор

Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

  • узнай букву

Узнавание и обводка букв, написанных точками.

  • что неправильно

Нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.

  • прятки

Карточки с буквами частично закрываются, и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.

  • путаница

Узнавание букв, написанных с наложением.

Игры с буквами: 'Путаница'


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Методика работы над звуком и буквой

методика работы над звуком и буквой...