Методика ознакомления детей с ОНР со звуком и буквой.
методическая разработка по логопедии на тему
Звук и буква.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_oznakomleniya_detey_s_onr_so_zvukom_i_bukvoy.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика ознакомления детей с ОНР со звуком и буквой.
Учитывая принцип поэтапного формирования умственных действий и принцип системности, знакомство со звуками и буквами проходит в определенной последовательности. Начало каждого занятия – сообщение темы, в ходе которого изучаемый звук выделяется на слух.
Для знакомства со звуками можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на интересующий звук; стихи с многократно повторяющимся определенным звуком; рассказы, в которых главное внимание направляется на слуховое восприятие данного звука. Звук при этом связывается с конкретным образом и произносится по подражанию («песенка водички» – [С], «песенка комарика» – [З]). Для фонетического разбора следует подбирать слова без йотированных гласных.
После определения темы занятия (выделения звука на слух) детям предлагается произнести звук и обратить внимание на положение артикуляторных органов. По ходу работы дети отвечают на вопросы, которые нацеливают каждого ребенка не на простое произношение звука, а на необходимость проанализировать, «прочувствовать» его артикуляцию, например: «В каком положении губы (язык)?» Таким образом, полученные знания становятся осознанными, так как формируются на основе четких слуховых и кинестетических (двигательных) ощущений. Логопед при этом не просто проговаривает звук вместе с детьми, а, имитируя руками положение языка, заостряет их внимание на существенных моментах.
Далее проходит ознакомление с характеристикой звука. Например: звук [А] – рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом (логопед «дирижирует» и вместе с детьми пропевает звук выше - ниже). Дается объяснение, что такой звук называется гласным.
Звук [М] – губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, т. к. ему мешают губы, звук можно потянуть (логопед с детьми произносит звук длительно, показывая руками, что звук «тянется», но его нельзя произнести выше - ниже, т.е. нельзя петь). Объясняется, что такой звук называется согласным. Затем детям предлагается положить руку на шею и многократно произнести звук [М], при этом задается вопрос: «Что вы чувствуете?». Когда все убедятся, что «горлышко дрожит», логопед объясняет, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким.
После знакомства с характеристиками звука задается серия вопросов, направленных на закрепление полученных знаний:
Звук [М] ([А]) – это какой звук? (Гласный/согласный.)
Почему? (Гласный, так как можно петь, воздух не встречает преграды; согласный – петь нельзя, воздух встречает преграду.)
Какой согласный? (Глухой/звонкий.)
Почему? (Глухой – горлышко не дрожит, не работают голосовые связки; звонкий – горлышко дрожит, голосовые связки работают.)
Следующий этап работы – выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Проводится игра «Услышишь – хлопни» (или аналогичные ей). Обязательное условие – дети выполняют задание с закрытыми глазами, что позволяет максимально активизировать речеслуховой анализатор каждого ребенка.
Целесообразно использовать различные варианты игры «Эхо», которая позволяет автоматизировать звуки, развивать слуховое восприятие звуковых и слоговых рядов, внимание, память. Ряды звуков, слогов, слов для запоминания даются с постепенным усложнением по объему и по содержанию.
Определение места звука в слове проводится с опорой на картинки. Например, логопед показывает картинку и проговаривает слово, а дети определяют место изучаемого звука (начало, середина, конец слова). Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуются в разной последовательности. При этом, после того как детьми определено место звука в слове, картинка выставляется на доску в соответствующий ряд (верхний, средний или нижний). Таким образом формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слуховой, но и на зрительный анализатор.
При изучении согласных звуков вводится следующий этап работы – формирование понятий «твердый – мягкий». Детям предлагается для прослушивания с одновременным показом картинок два слова – одно на твердый, другой на мягкий звук. Вопрос логопеда, сопровождающий показ, нацеливает на то, чтобы ребята вслушались и определили, одинаково ли звучат первые звуки. После определения на слух разницы звучания педагог объясняет, что один звук – твердый, другой – мягкий, и картинки выставляются в ту или иную часть доски: на твердый звук – слева, на мягкий – справа. Далее педагог упражняет детей в различении твердого и мягкого звука, проговаривая слова, предъявляя картинки и помещая их после ответов детей в соответствующую часть доски.
По окончании этого этапа работы детям еще раз задается серия вопросов на закрепление:
О каком звуке мы сегодня говорили?
Какой это звук?
Почему его называют согласным (гласным)?
Какой это согласный? (Глухой – звонкий.)
Почему?
Каким он может быть? (Твердым – мягким.)
Заключительный вид работы над звуком – самостоятельный подбор слов. По цепочке опрашиваются все дети. Каждый ребенок произносит слово с изучаемым звуком, указывает твердый он или мягкий; в начале, середине или конце слова находится. Если кто-то затрудняется подобрать слово самостоятельно, то к помощи привлекаются остальные дети. Ребенок повторяет предложенное ему слово и сам определяет характеристики нужного звука.
Примечание. Работа по дифференциации звуков на слуховом уровне предусматривает:
• выделение звуков из ряда других звуков, из ряда слогов и слов. Например: игра «Услышишь – хлопни» – услышав один звук, надо хлопнуть один раз, другой звук – хлопнуть два раза;
• определение наличия того или иного звука и их места в слове с опорой на картинки.
Для развития фонематического синтеза используются задания на составление слогов, слов, произнесенных по отдельным звукам ([Ш], [А] – [ША], [Ж], [У] – [ЖУ]; [С], [У], [П] – суп, [К], [О], [3], [А] – коза); по слогам ([жу], [ки] – жуки, [ма], [ши], [на] – машина).
Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы пишем и читаем.
1. Работа в тетрадях. С первого занятия детей необходимо приучать четко выполнять требования к ведению тетрадей: каждая работа начинается с бордюра; между строчками пропускается 2 клеточки, между работами – 4 клеточки; между буквами, слогами, словами – 2 клеточки.
Во время первого периода обучения образец бордюра дается в тетрадях, в дальнейшем под диктовку детьми могут выполняться первые несколько элементов (вместо образца). Возможно и самостоятельное придумывание бордюров.
Бордюры не только помогают в работе по коррекции мелкой моторики, но и способствуют развитию зрительного внимания, умению видеть чередующиеся элементы, развивают зрительное восприятие рядов.
В тетрадях, в зависимости от периода обучения, выполняются следующие виды работ: «печатание» букв, слогов, слов, предложений; составление звукобуквенных схем слов, схем предложений.
2. Работа по таблицам. Чтение по таблицам прямых и обратных слогов проходит после знакомства с буквой и «печатания» ее в тетрадях.
На занятиях используются 2 таблицы: первая – на чтение прямых и обратных слогов, вторая – на чтение слогов с твердыми и мягкими звуками. Сначала дети читают хором, затем – поочередно. В ходе систематической работы по таблицам у детей формируется навык слогового чтения, закрепляются образы букв, на практическом уровне усваивается способ обозначения мягкости на письме йотированными гласными и буквой И.
В заключительной части занятия проводится игра, направленная на развитие зрительного внимания, памяти, автоматизацию звуков, коррекцию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи. Используя выставленные ранее картинки, можно проводить такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный фотограф» и др.
Наглядный материал для знакомства со звуком подбирается так, чтобы его можно было использовать в ходе занятия и для составления звуковых и слоговых схем, предложений.
Подводя итог занятия, логопед еще раз задает серию вопросов, позволяющих закрепить знания, полученные детьми. В конце каждого занятия детям объясняется задание, которое они могут выполнить дома с родителями:
1. Подбор слова с твердым и мягким изученным звуком, определение его места в слове.
2. Игра «Скажи наоборот» – на закрепление твердости – мягкости (игра объясняется).
3. В тонких тетрадях:
• нарисовать бордюр (дается образец);
• нарисовать картинки на изученный звук в начале, середине, конце слова; под картинками составить схемы слов, обозначить место изучаемого звука;
• «напечатать» по строчке большой и маленькой изученной буквы.
Выполнение заданий дома позволяет лучше закреплять полученные знания. Практика показала, что дети выполняют их осознанно, зачастую сами объясняют родителям, что и как надо делать. Задания предлагаются обычно в конце недели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР. Тема: "Звук С. Буква С"
Коррекционно - обучающие цели: познакомить детей со звуком и буквой С; научит характеризовать звук по акустико - артикуляционным признакам;коррекционно - развивающие цели: развивать фонематический слу...
МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ С КАЛЕНДАРЕМ
Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» — по числу видимых...
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»
Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....
Методика ознакомления детей с пейзажными картинами.
Данный материал позволяет более подробно познакомить родителей с методикой ознакомления дошкольников с пейзажной живописью, развитию эстетического восприятия, творческого воображения....
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы. Тема: «Звуки и буквы - [Т] - [Д]».
Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т\'] — [Д\'] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У...
методическая разработкаТема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Методика ознакомления детей с природой»
экологическое воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к природе....