Методы и приёмы по формированию устойчивой социальной мотивации у дошкольников
методическая разработка на тему

Кудрявцева Лариса Александровна

Представлен план работы по социальной мотивации старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.

Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека 

Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки 

Обсуждая социальную мотивацию, психологи подчеркивают, что в ее основе лежат не врожденные, а приобретенные потребности, которые  формируются в результате воспитания, обучения, воздействия на ребёнка других людей и групп.  Дошкольное детство - это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит всё последующее его развитие.

Социальные мотивы, ещё называют мотивами социального сотрудничества, состоят в том, что ребёнок не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений со взрослыми  и сверстниками, постоянно совершенствовать эти формы. Этот социальные мотивы, является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

К социальным мотивам относятся:

- стремление быть грамотным человеком,

- быть полезным обществу,

- желание выполнить долг,

- чувство ответственности,

- стремление получить одобрение старших,

- добиться успеха,

 - стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми и сверстниками в группе.

Начиная со старшего дошкольного  возраста, ребёнок начинает принимать активное участие в процессе принятия решения, что связано с развитием не только нравственной, но и волевой сфер личности. К шести годам у детей отчетливо проявляется способность ставить себя на место другого человека (идентификация) и видеть вещи с его позиции, учитывать не только свои желания. Появляется чувство долга, регулирующее поведение ребенка в простых ситуациях.

Ради достижения желаемой цели старшие дошкольники могут выполнять работу, не вызывающую у них интереса: подметать пол, мыть посуду (чтобы разрешили поиграть, посмотреть кинофильм и т. п.). Это свидетельствует о том, что появляются мотивы, формирующиеся на базе не только желаний («хочу»), но и на базе осознания необходимости («надо»).

В старшем дошкольном  возрасте у детей появляются новые мотивы: достижения успеха, соревнования, соперничества, избегания неудачи.

К концу дошкольного возраста ребенок начинает оценивать себя с точки зрения усвоенных правил и норм поведения. Обогащение представлений о самом себе ведет к появлению потребности в уважении, во взаимопонимании с окружающими, в их сопереживании (М. И. Лисина).

И всё же, как утверждают психологи,  осознаваемость социальных  мотивов  в дошкольном возрасте остается еще слабой, так  по определению основами устойчивой мотивации являются потребности личности, для удовлетворения которых человек выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях.

Поэтому в дошкольном возрасте мы можем говорить только о неустойчивой социальной мотивации, которая требует постоянной внешней поддержки, т.е. поддержки как педагогов и психологов, так и родителей. 

Именно поэтому возникает необходимость разработки методов и приёмов по формированию устойчивой социальной мотивации у дошкольников.

Свою работу, по формированию устойчивой социальной мотивации мы проводим в рамках всех образовательных областей, но  больше всего опираемся  на  образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».

Поскольку задачи  этого раздела направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального  интеллекта, отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень много.
Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные образовательные ситуации, которые включают:
1. 
Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества.
Например:
— культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т.д.);
— мы – друзья и помощники природы;
— общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем пиццу или такси и т.д.).

2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых.
Например:
— как помочь заболевшей кукле;
— поможем найти потерянную вещь;
— как помочь девочке, которая потерялась.

3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Например:
— картинки с правилами дорожного движения;
— сюжетные картинки на нравственно-этические темы;
— персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.

4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями.
Например:
— украшаем детский сад к празднику;
— сажаем огород на подоконнике;
— готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т.д.);
— научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице.

5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.
Например:
— рисуем свою семью;
— лепим морковку для зайчика;
— сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.

Также в своей работе мы использует такие методы:

-Сюжетно-ролевые, дидактические, игры с правилами, подвижные, игры-путешествия, игры-эксперименты; игры - драматизации
— социальные акции. Основная цель социальной акции — формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания.

 Социальные акции бывают различной направленности:
 помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому»);
— 
экология («Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Вредный целлофан», «Красная книга природы»);
 окружающий социальный мир («Чистый двор», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Книжка заболела»);
— 
значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День рождения А.С. Пушкина», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).
При проведении акции следует 
учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
— беседы-обсуждения, мини-диспуты;
 коллекционирование; (самостоятельность, ответственность, инициативность)
— организация познавательно-исследовательской деятельности, проектной деятельности, сочинительской деятельности, культурно-досуговой деятельности; соревнования.
Кроме того, 
обогащают представления дошкольников о социальной действительности:
— посещение музеев, выставок, театров с родителями
— проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;
— чтение произведений художественной литературы

Особенно важным, считаем, чтение произведений художественной литературы, которая  способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Решая задачи развития морально-нравственных качеств, важно использовать как классическую русскую, так и современную литературу. Эти произведения задевают душу ребёнка, у него зарождается сопереживание, сочувствие герою. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.
Толстой, Осеева, Ушинский, Носов, Барто, Маршак, Сухомлинский.

В трудовая деятельности  происходит формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия; ответственность, оценка результатов. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, общественно нужным.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что дошкольное детство является благоприятным этапом для формирования  устойчивой  социальной мотивации.

Дошкольное детство - это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все последующее его развитие. "Мотив"-  это внутренняя сила , которая побуждает к деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

Цели и задачи:Создание речевой среды и развитие связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.Обучение детей рассказыванию с использованием наглядности.Использование разнообразных методов и...

Семинар для воспитателей «Игровые методы и приёмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития»

Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....

Программно - методического сопровождения образовательного процесса разработанного по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. " Игровые методы и приёмы в формировании речи детей ОВЗ старшего дошкольного возраста "

В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение...

Современные методы и приёмы по формированию жизнестойкости воспитанников ДОУ.

Счастливый, успешный, весёлый - эти слова всегда стоят рядом, если  им сопутствуют бодрое настроение, жизнерадостность, оптимизм, и нет ощущения опасности, тревоги....

«Нетрадиционные методы и приёмы, способствующие формированию культурно-гигиеническим навыков у детей раннего возраста» - презентация.

Подбор и апробация нетрадиционных методов и приёмов, способствующих формированию культурно-гигиеническим навыков у детей раннего возраста....

Стратегии формирования устойчивых произносительных навыков у дошкольников со стертой формой дизартрии.

В этом материале раскрываются основные условия формирования устойчивых навыков правильного произношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии....