Стратегии формирования устойчивых произносительных навыков у дошкольников со стертой формой дизартрии.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

В этом материале раскрываются основные условия формирования устойчивых навыков правильного произношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_toropova_n.yu_.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегии формирования устойчивых произносительных навыков

у дошкольников со стертой формой дизартрии.

Учитель-логопед: Торопова Н.Ю.

Повышение качества дошкольного образования – один из приоритетов современной образовательной политики. Именно на этой ступени закладываются основы формирования ключевых компетенций ребенка, что составляет актуальный ориентир современной отечественной системы образования, нацеленной на преемственность и непрерывность в обучении и развитии детей во всех звеньях образовательной системы.

Основы формирования этих компетенций закладываются через личностное, социальное, интеллектуальное, коммуникативное развитие ребенка.

Процесс развития компетенций у дошкольников подразумевает совместную, взаимосвязанную работу всех участников образовательного процесса, а приоритетное воздействие на дошкольников с нарушениями речи отводится учителю-логопеду, т.к. фонетически правильная речь формируется не только как отдельная компетенция, но и как значимый составной компонент каждой формируемой компетенции.

  1. как ключевая компетенция: фонетически грамотная, развитая речь благотворно влияет на формирование личности ребенка в целом, на его социализацию.
  2. как метапредметная компетенция: развитая, понятная окружающим речь ребенка позволяет ему быть более успешным в усвоении программного материала дошкольного образования, четко выражать свои мысли, чувства, быть полноценным участником образовательного процесса.
  3. как предметная компетенция: своевременная коррекция дефектов звукопроизношения у детей со стёртой формой дизартрии (СФД) предупреждает или затормаживает вторичные осложнения (в фонематическом строе), как превентивная мера при овладении чтением и письмом.

Таким образом, формирование навыков правильного звукопроизношения - основа успешной адаптации ребенка к школьному обучению и усвоения образовательных программ на всех ступенях образовательной системы.

Анализ литературы и эффективности логопедической работы с детьми со стертой формой дизартрии (СФД) по коррекции произносительных навыков определил основные причины, по которым нет стопроцентной эффективности в данном направлении, такие дети нередко вновь нуждаются в продолжение коррекционной работы в школьном возрасте:

  1. неполное соответствие применяемых методик и способов обучения характеру дефекта.
  • нет системности в работе по формированию фонематических операций, коррекции просодических компонентов речи детей со СФД;
  • слабо развита работа по формированию кинестетической и кинетической основы артикуляционных движений;
  • недостаточно учитываются контекстные влияния при подборе лингвистического материала для закрепления навыков правильного произношения и т.д.
  1. отсутствие или недостаточность коммуникативной направленности обучения;
  2. отсутствие специально направленной работы на совершенствование познавательных процессов, познавательных действий; недостаточность использования моделирования в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.
  3. недостаточная работа по повышению уровня познавательной и речевой активности.
  4. трудности активного включения семьи в процесс коррекционной работы.

Исходя из причин, влияющих на суммарный эффект коррекционной работы по созданию прочного навыка звукопроизношения, можно выделить основные направления работы учителя-логопеда:

  1. Поиск путей оптимизации и интенсификации коррекционного процесса с учетом структуры дефекта.

Обязательная реализация направлений коррекционно-логопедической работы с детьми со СФД на подготовительном этапе по исправлению недостатков звукопроизношения:

  • развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия. Чем раньше начать развитие фонематических процессов, тем легче и быстрее дети овладеют произносительной стороной речи;
  • коррекция речевого дыхания, голосообразования, мелодико-интонационной стороны речи;
  • нормализация мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитие произвольных движений мимической мускулатуры;
  • формирование кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений через специальные упражнения и подбор соответствующего лингвистического материала с учетом фонетического контекста.

(Под фонетическим контекстом понимаются фонетические условия реализации определенного сегмента, а именно: положение звука в начале, середине, конце слова; нахождение звука в слабой или сильной позиции в слове; соседство с определенными звуками (место и способ образования); в определенном типе слога (ГС, ГСГ, СГ, ССГ или СГ, ГСГ, ССГ); в словах коротких и длинных (1,2,3-х сложных) в той же последовательности слогов, затем в предложениях, тексте, в связной речи, максимально насыщенной данным звуком).

  1. Формирование коммуникативной направленности обучения.

Учитывая современные подходы образования, организующим фактором логопедической работы должно выступать коммуникативное обучение. Достижение положительных результатов в коррекции звукопроизношения возможно, если обучение не сводится к механическому заучиванию материала, а ведет к пониманию, усвоению и возможности применения знаний в различных ситуациях живого общения, часто моделируемых специалистом. Поэтому, самостоятельная речь ребенка должна стать основной формой работы на занятиях по закреплению фонетических навыков. Подбор игр в вопросно-ответной форме речи (типа лото, отгадывания загадок, беседы на определенные темы, словесно-дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и т.д.) формирует способности овладения средствами вербальной коммуникации, сотрудничества с другими людьми.

  1. Организация развивающей направленности в работе по коррекции звукопроизношения.

Мыслительные задачи у дошкольников с речевой патологией решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального, поэтому, необходимо использовать наглядное моделирование. Оно дает возможность управления развитием ребенка (развивающая направленность) и выступает как определенный метод познания и программа для анализа новых явлений, формирующая навык работы с информацией. Независимо от структуры и степени выраженности речевого дефекта, модели артикуляции помогают ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть активным участником этого процесса - у ребенка создается правильный образ артикуляционного уклада при произнесении звука. Мыслительная работа ребенка предполагает исследование - «отсечение» органов, не принимающих участие в произнесении звука. На основе этого изучения ребенком самостоятельно строится соответствующая модель артикуляции. Правильное артикулирование, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звука, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, формирует самоконтроль. При самостоятельном составлении модели звука, чем больше умственных усилий предлагается ребенку к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостность, тем легче потом она воспроизводится в памяти ребенка, формируя стойкий навык звукопроизношения. В качестве средств обучения надо использовать различного рода визуальные схемы, планы, модели (чем более они просты и доступны, тем лучше производится запоминание).

  1. Повышение уровня речевой и познавательной активности.

Новые стандарты образования пропагандируют такие формы сотрудничества взрослых и детей, при которых востребована активность и инициатива ребенка, создание ситуаций успеха у детей формирует мотивацию к учебной деятельности. Повышению уровня речевой и познавательной активности способствует:

  • создание положительной мотивации в различных видах деятельности (общая положительная атмосфера в ДОО, организующая помощь взрослого, привлечение детей к оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки);
  • увлекательное изложение материала;
  • занятия и упражнения по формированию мотивации к речевой и познавательной активности (игры различного характера, поручения, задания учебного типа; действия по образцу; создание ситуаций выбора; помощь педагога; упражнения на выбор задач максимальной трудности; поощрение педагогом; сравнение успехов ребенка с прежними результатами).
  • стимулирование обучения детей вопросительной форме речевого взаимодействия;
  • расширение диапазона информации об окружающем мире.
  1. Активное сотрудничество логопеда с семьей.

С позиции современного образования семья должна быть не только заказчиком образовательных услуг, но и активным, ответственным участником образовательного процесса. Одним из важных путей оптимизации работы по преодолению дефектов звукопроизношения является создание такой системы сотрудничества логопеда с семьей, которая предусматривает поэтапную организацию обучения и участия родителей в коррекционно-воспитательных мероприятиях.

Основу взаимодействия логопеда и семьи составляют следующие факторы:

  • установление психологического взаимопонимания между участниками коррекционного процесса;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах коррекции речи ребенка с данной патологией;
  • разработка содержания процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей.

Работа строится в три этапа:

I этап - формирование ориентировочной психолого-педагогической основы совместной деятельности логопеда и семьи;

Задачи этапа – создание положительной мотивации у семьи по преодолению дефектов речи их ребенка, стимуляция общения родителей с ребенком и обучение родителей активному и целенаправленному наблюдению за ребенком.

Формы сотрудничества: составление плана наблюдения, самоотчеты родителей, совместное с логопедом обсуждение полученных сведений.

II этап - последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы по преодолению недостатков звукопроизношения;

Задачи этапа - обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы с ребенком в семье;

Формы сотрудничества: индивидуальные беседы, практические семинары, тематические консультации, участие родителей в коррекционных занятиях, присутствие на логопедических занятиях и т.д.

В процессе обучения родителей обеспечивается рациональное сочетание педагогического просвещения родителей с рекомендациями по практическому закреплению знаний в различных формах взаимодействия с ребенком, в конкретных ситуациях воспитания.

III этап – развитие умений родителей осознанно проводить коррекционно-развивающую работу с ребенком под руководством логопеда.

Задачи этапа – определение эффективных приемов работы с семьей. Закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания, стимуляция творческой деятельности родителей в коррекционном обучении (применение различных форм контроля над выполнением родителями заданий логопеда в домашних условиях).

Формы сотрудничества: совместное проведение подгрупповых занятий по автоматизации правильного звукопроизношения, использование карточек индивидуального домашнего задания для родителей, разработка сценариев праздников с учетом произносительных возможностей ребенка и т. д.

Наиболее продуктивными и результативными формами сотрудничества логопеда с семьей являются - практические семинары, тематическое консультирование, присутствие родителей на занятиях и индивидуальные беседы.

Таким образом, совокупность соблюдения этих стратегий по формированию устойчивого навыка правильного произношения у детей со стертой формой дизартрии повысит эффективность коррекционной работы, а качество этих результатов нацелит учителей-логопедов на оценку перспектив дальнейшего развития ребенка, проектируемых в соответствии с требованиями следующей ступени образования и развития.

Список литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254, [2] с.: ил. - (Высшая школа).
  2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.-М.: Национальный книжный центр, 2016. С 17
  3. Лопатина Л.В. Развитие моторной функции и воспитание правильно артикуляции свистящих звуков у дошкольников со стёртой формой дизартрии.- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
  4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. С 3-8, 39, 161.
  5. Коммуникативная направленность логопедической работы по формированию речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи//Научный журнал НПУ имени М.П.Драгоманова. Серия 19. Коррекционная педагогика и специальная психология. Сборник научных трудов. – Киев: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2012.- № 21.- С.78-81.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата

1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика  состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...

Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции

Выпускная аттестационная работа  Нарушение моторных функцийу дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции...

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

Методическое пособие для учителей - логопедов на тему: " Формирование фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии"

Представлен опыт работы по формированию фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии....

Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ДИАГНОСТИКИ

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического...

Эффективные приемы работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии

Фонетико-фонематические нарушения являются распространенными и ведущими в структуре речевого дефекта у детей сос тертой формой дизартрии....