статья "Любознательность в виде вопросов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха"
статья (старшая группа) на тему

Детская любознательность или умение задавать вопросы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_viktorovoy_ugasinoy_lisakovoy.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Викторова Елена Иоакимовна

г. Чебоксары, ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева»

elenavisss@mail.ru

Угасина Екатерина Валериевна

г. Чебоксары, МБДОУ "Детский сад № 118"

katya.ugasina@mail.ru 

Лисакова Анна Аполлоновна

г. Чебоксары, МБДОУ "Детский сад №118"

anna.lisakova.83@mail.ru

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ В ВИДЕ ВОПРОСОВ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Детская любознательность или умение ребенком задавать вопросы является важным показателем психического развития дошкольника, в частности интеллектуального и коммуникативного. Указанные умения являются движущей силой в развитии ребенка, которые необходимо поощрять, развивать и в некоторых случаях формировать.

В толковом словаре Д.Н. Ушакова под любознательностью понимается стремление к приобретению всё новых знаний [3].

Наибольшие изменения в развитии детской любознательности приходятся на период дошкольного детства, не зря пятилеток называют почемучками, именно в этот возрастной промежуток приходится пик детских вопросов. Понятие детской вопросительности было введено А.Н. Юшковым и понимается как «психологическая способность (и потребность) задавать вопросы, одновременно удерживая и предмет обсуждения, и собеседников» [5].

К целевым ориентирам дошкольного образования по рассматриваемому нами аспекту относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения... [1]. В «Программе для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Л.А. Головчиц, Л.П. Носковой, Н.Д. Шматко, А.Д. Салаховой, А.А. Катаевой, Г.В. Трофимовой на третьем году обучения наряду с задачей учить детей отвечать на вопросы о свойствах и назначении предметов (Что это? Какого цвета? Какой формы? Для чего нужен?) ставится задача и по обучению детей задавать вопросы [2].

Вследствие системного недоразвития речи у детей с нарушениями слуха, без специальной поддержки природная любознательность может притупиться или не сформироваться. Неумение выразить свои мысли, задать интересующий вопрос  негативно сказывается на любознательности в целом.

Для изучения детской любознательности в виде вопросов у дошкольников с нарушениями слуха был проведен констатирующий этап эксперимента, состоящий из методики «Угадай, что в ящике» Э.А. Барановой [4] и анкеты «Детская вопросительность» В. С. Юркевич, в модификации и адаптации применительно к дошкольному возрасту Э.А. Барановой, Е.И. Викторовой.

Методика «Угадай, что в ящике» предполагала распознавание предмета, помещенного внутрь ящика посредством задаваемых вопросов. Если ребенок действовал методом перебора вариантов, предлагался перечень вопросов, представляющих собой готовый алгоритм поиска ответа: «Спроси у меня - для чего нужен этот предмет? что с ним делают? из чего он сделан? какой формы? какого размера? какого цвета?» В случае игнорирования ребенком предложенного готового пути решения поставленной задачи предпринималась повторная попытка направить мысль ребенка в нужное русло. Выполнение задания ограничивалось 10 минутами. По истечении отведенного времени деятельность под каким-либо предлогом прекращалась. Кроме общих показателей, фиксировались количество и характер задаваемых вопросов, их направленность.

Ответить на вопросы анкеты предлагалось педагогам и родителям детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. В анкете были представлены вопросы о частоте, содержании и характере задаваемых вопросов детьми.

Экспериментальной базой выступило МБДОУ "Детский сад № 118" г. Чебоксары, в исследовании принимало участие 10 слабослышащих старших дошкольников, 6 педагогов и 12 родителей. В анкетировании принимали участие родители детей и слабослышащих, и с кохлеарными имплантами. При проведении методики «Угадай, что в ящике» участвовали только слабослышащие дети, в связи с небольшим количеством детей с кохлеарными имплантами.

Распределение детей по итогам проведения диагностической методики выглядит следующим образом: наибольшее количество детей показало уровень ниже среднего (60%), средний уровень был присущ 30% воспитанников  и на уровне выше среднего справилось 10% детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Дети, показавшие уровень развития поисковой активности выше среднего демонстрировали легкую неуверенность в постановке вопросов. В основном им требовалась небольшая стимуляция в форме побуждающих вопросов («ты уже догадалась что это?») и указаний («задай мне еще вопрос», «спроси меня, какой он формы» и т. д). После этого дети успешно справлялись с заданием и показывали удовлетворение в связи с правильно выполненной работой. Преобладающим типом вопросов у детей на данном уровне являлись продуктивные вопросы («какой формы?», «какого цвета?», «из чего сделано?» и др.).

Дошкольники со средним показателем любознательности отличались эпизодическими проявлениями стремления к умственному напряжению и зависимостью от помощи взрослого в форме  указаний («спроси меня, какой он формы»).

Уровню ниже среднего соответствовали дети, которые испытывали значительные затруднения в отгадывании неизвестного предмета. Дети были зависимы от помощи экспериментатора и стимуляций, подсказкой часто выступали вопросы от взрослого. Дошкольники использовали преимущественно идентификационные вопросы, т.е. предлагали варианты названий предметов, которые могли находиться в ящике («игрушка?», «машина?»).

Анализ анкет показал, что:

  1.        Педагоги оценивают детскую вопросительность слабослышащих старших дошкольников на среднем уровне, родители оценивают своих детей на уровне выше среднего.

2.        Возможности детей с кохлеарными имплантами и педагогами, и родителями оцениваются примерно одинаково, на уровне выше среднего (62,5% и 50% соответственно).

Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что уровень развития детской любознательности у старших дошкольников с нарушениями слуха находится на не высоком уровне, это подтверждается данными и эксперимента, и анкетирования. Следовательно, с дошкольниками с нарушениями слуха, необходимо проводить специальную работу по формированию умения задавать вопросы.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70862366/#block_1000#ixzz4Y1dsz1ZF
  2. Головчиц Л.А. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста / Л.А Головчиц, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко, А.Д. Салахова, А.А. Катаева, Г.В. Трофимова. – Москва, Просвещение, 1991.
  3. Толковый словарь Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/ushakov/ 
  4. Баранова Э. А. Развитие детской вопросительности / Э. А. Баранова : учебно-методическое пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 63 с.
  5. Юшков А. Н. Психологические особенности становления детской вопросительности на уроках-диалогах в начальной школе / А. Н. Юшков. – Автореф. дисс. к. психол. н. – Иркутск, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Картотека игр  на формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха...

Перспективный план работы по формированию пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Перспективный план работы по формированию пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Развития познавательной деятельности детей с недостатком слуха  в процессе экспериментирования....

Развитие памяти, внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством развивающих и дидактических игр.

В данной статье затронута проблема развития психических процессов у детей с нарушениями слуха. Дети дошкольного возраста с тяжелой и средней степенью тугоухости имеют значительное отставание  в...

Дидактическая игра по теме «Фрукты» - «Угадай на вкус». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Дидактическая игра по теме «Фрукты» - «Угадай на вкус» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха  Цели:  Сформировать пре...

Конспект занятия по рассказыванию для детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. "Теремок" (IV год обучения).

Данное занятие продолжает знакомить детей с русскими народными сказками. Создает эмоциональное отношение к речи и формирует речевую активность у детей с нарушением слуха....