статья "Любознательность в виде вопросов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха"
статья (старшая группа) на тему
Детская любознательность или умение задавать вопросы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_viktorovoy_ugasinoy_lisakovoy.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторова Елена Иоакимовна
г. Чебоксары, ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева»
Угасина Екатерина Валериевна
г. Чебоксары, МБДОУ "Детский сад № 118"
Лисакова Анна Аполлоновна
г. Чебоксары, МБДОУ "Детский сад №118"
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ В ВИДЕ ВОПРОСОВ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Детская любознательность или умение ребенком задавать вопросы является важным показателем психического развития дошкольника, в частности интеллектуального и коммуникативного. Указанные умения являются движущей силой в развитии ребенка, которые необходимо поощрять, развивать и в некоторых случаях формировать.
В толковом словаре Д.Н. Ушакова под любознательностью понимается стремление к приобретению всё новых знаний [3].
Наибольшие изменения в развитии детской любознательности приходятся на период дошкольного детства, не зря пятилеток называют почемучками, именно в этот возрастной промежуток приходится пик детских вопросов. Понятие детской вопросительности было введено А.Н. Юшковым и понимается как «психологическая способность (и потребность) задавать вопросы, одновременно удерживая и предмет обсуждения, и собеседников» [5].
К целевым ориентирам дошкольного образования по рассматриваемому нами аспекту относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения... [1]. В «Программе для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Л.А. Головчиц, Л.П. Носковой, Н.Д. Шматко, А.Д. Салаховой, А.А. Катаевой, Г.В. Трофимовой на третьем году обучения наряду с задачей учить детей отвечать на вопросы о свойствах и назначении предметов (Что это? Какого цвета? Какой формы? Для чего нужен?) ставится задача и по обучению детей задавать вопросы [2].
Вследствие системного недоразвития речи у детей с нарушениями слуха, без специальной поддержки природная любознательность может притупиться или не сформироваться. Неумение выразить свои мысли, задать интересующий вопрос негативно сказывается на любознательности в целом.
Для изучения детской любознательности в виде вопросов у дошкольников с нарушениями слуха был проведен констатирующий этап эксперимента, состоящий из методики «Угадай, что в ящике» Э.А. Барановой [4] и анкеты «Детская вопросительность» В. С. Юркевич, в модификации и адаптации применительно к дошкольному возрасту Э.А. Барановой, Е.И. Викторовой.
Методика «Угадай, что в ящике» предполагала распознавание предмета, помещенного внутрь ящика посредством задаваемых вопросов. Если ребенок действовал методом перебора вариантов, предлагался перечень вопросов, представляющих собой готовый алгоритм поиска ответа: «Спроси у меня - для чего нужен этот предмет? что с ним делают? из чего он сделан? какой формы? какого размера? какого цвета?» В случае игнорирования ребенком предложенного готового пути решения поставленной задачи предпринималась повторная попытка направить мысль ребенка в нужное русло. Выполнение задания ограничивалось 10 минутами. По истечении отведенного времени деятельность под каким-либо предлогом прекращалась. Кроме общих показателей, фиксировались количество и характер задаваемых вопросов, их направленность.
Ответить на вопросы анкеты предлагалось педагогам и родителям детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. В анкете были представлены вопросы о частоте, содержании и характере задаваемых вопросов детьми.
Экспериментальной базой выступило МБДОУ "Детский сад № 118" г. Чебоксары, в исследовании принимало участие 10 слабослышащих старших дошкольников, 6 педагогов и 12 родителей. В анкетировании принимали участие родители детей и слабослышащих, и с кохлеарными имплантами. При проведении методики «Угадай, что в ящике» участвовали только слабослышащие дети, в связи с небольшим количеством детей с кохлеарными имплантами.
Распределение детей по итогам проведения диагностической методики выглядит следующим образом: наибольшее количество детей показало уровень ниже среднего (60%), средний уровень был присущ 30% воспитанников и на уровне выше среднего справилось 10% детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Дети, показавшие уровень развития поисковой активности выше среднего демонстрировали легкую неуверенность в постановке вопросов. В основном им требовалась небольшая стимуляция в форме побуждающих вопросов («ты уже догадалась что это?») и указаний («задай мне еще вопрос», «спроси меня, какой он формы» и т. д). После этого дети успешно справлялись с заданием и показывали удовлетворение в связи с правильно выполненной работой. Преобладающим типом вопросов у детей на данном уровне являлись продуктивные вопросы («какой формы?», «какого цвета?», «из чего сделано?» и др.).
Дошкольники со средним показателем любознательности отличались эпизодическими проявлениями стремления к умственному напряжению и зависимостью от помощи взрослого в форме указаний («спроси меня, какой он формы»).
Уровню ниже среднего соответствовали дети, которые испытывали значительные затруднения в отгадывании неизвестного предмета. Дети были зависимы от помощи экспериментатора и стимуляций, подсказкой часто выступали вопросы от взрослого. Дошкольники использовали преимущественно идентификационные вопросы, т.е. предлагали варианты названий предметов, которые могли находиться в ящике («игрушка?», «машина?»).
Анализ анкет показал, что:
1. Педагоги оценивают детскую вопросительность слабослышащих старших дошкольников на среднем уровне, родители оценивают своих детей на уровне выше среднего.
2. Возможности детей с кохлеарными имплантами и педагогами, и родителями оцениваются примерно одинаково, на уровне выше среднего (62,5% и 50% соответственно).
Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что уровень развития детской любознательности у старших дошкольников с нарушениями слуха находится на не высоком уровне, это подтверждается данными и эксперимента, и анкетирования. Следовательно, с дошкольниками с нарушениями слуха, необходимо проводить специальную работу по формированию умения задавать вопросы.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70862366/#block_1000#ixzz4Y1dsz1ZF
- Головчиц Л.А. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста / Л.А Головчиц, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко, А.Д. Салахова, А.А. Катаева, Г.В. Трофимова. – Москва, Просвещение, 1991.
- Толковый словарь Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/ushakov/
- Баранова Э. А. Развитие детской вопросительности / Э. А. Баранова : учебно-методическое пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 63 с.
- Юшков А. Н. Психологические особенности становления детской вопросительности на уроках-диалогах в начальной школе / А. Н. Юшков. – Автореф. дисс. к. психол. н. – Иркутск, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр на формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Картотека игр на формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха...
Перспективный план работы по формированию пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Перспективный план работы по формированию пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха...
Учебно-методический комплекс по «Художественному творчеству» (аппликация), для детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.ТЕМА: «ВЕСЕННЕЕ ДЕРЕВО» 5 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Материал предназначен для педагогов дошкольного образования....
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Развития познавательной деятельности детей с недостатком слуха в процессе экспериментирования....
Развитие памяти, внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством развивающих и дидактических игр.
В данной статье затронута проблема развития психических процессов у детей с нарушениями слуха. Дети дошкольного возраста с тяжелой и средней степенью тугоухости имеют значительное отставание в...
Дидактическая игра по теме «Фрукты» - «Угадай на вкус». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Дидактическая игра по теме «Фрукты» - «Угадай на вкус» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха Цели: Сформировать пре...
Конспект занятия по рассказыванию для детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. "Теремок" (IV год обучения).
Данное занятие продолжает знакомить детей с русскими народными сказками. Создает эмоциональное отношение к речи и формирует речевую активность у детей с нарушением слуха....