Развитие памяти, внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством развивающих и дидактических игр.
статья
В данной статье затронута проблема развития психических процессов у детей с нарушениями слуха. Дети дошкольного возраста с тяжелой и средней степенью тугоухости имеют значительное отставание в
развитии памяти, внимания и мышления по сравнению с их слышащими сверстниками, что негативно сказывается на интеллектуальном развитии. Чтобы преодолеть отставание детей, связанное с потерей
или нарушениями слуха, недоразвитием речи, ограниченностью словесного общения в развитии от нормально слышаших детей, необходимо развивать психические процессы.
Одним из главных путей программы интеллектуального развития детей снарушениями слуха и являются развивающие и дидактические игры, примеры которых представлены в данном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_attestatsii.docx | 757.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие памяти, внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством развивающих и дидактических игр.
Морозова И.В.
Воспитатель ВВК
ГБДОУ д/с №27 «Надежда»
Актуальность использования развивающих и дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей детей с нарушениями слуха.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В дошкольные годы происходит становление первых форм абстракции, обобщений и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, памяти, внимания, воображения.
Главными путями программы интеллектуального развития детей являются познавательные и развивающие игры, а так же самостоятельная детская деятельность, развлечения, вечера досуга, организуемые детьми.
Игра – одно из самых привлекательных занятий. Достоинство игровой деятельности известно всем. В процессе игры развиваются планирование, воображение, умение анализировать результаты, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. Мир для них – игра, которую они подчиняют своим правилам, а игра – их мир, нужно только использовать способность воспринимать информацию через игру.
Поэтому важно как можно раньше начать формирование и развитие творческих способностей ребенка. Для этого надо окружить малыша такой системой отношений и такой обстановкой, которые стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность.
Для творческого процесса необходима высокая концентрация внимания. Способность долго и увлеченно заниматься, преодолевать преграды лучше всего воспитывается в таких ситуациях, когда человек достигает «потолка» своих возможностей, поднимая его все выше и выше.
Перенапряжения и переутомления не будут страшны ребенку, если ему предоставить свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат гармонией того, что даже интенсивная умственная работа пойдет малышу на пользу.
Но предоставленная ребенку свобода не только исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.
Для ребенка с нарушениями слуха игра имеет еще большее значение, т.к. она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушениями слуха, недоразвитием речи, ограниченностью словесного общения. Таким детям необходимо развивать познавательные способности – это те психологические качества, которые определяют быстроту и прочность усвоения новых умений, возможностей их использования для решения разных практических задач.
Психофизиологические особенности и проблемы развития памяти и внимания у детей с нарушениями слуха.
Как известно, одну из ведущих ролей в познавательной функции человека играет память.
Память – это познавательный психический процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и воспроизведении ранее воспринятого. В памяти отражается прошлый опыт человека – результат его восприятия, переживаний, деятельности. Она имеет огромное значение в жизни человека и, особенно в жизни человека с нарушениями слуха.
Память является одним из важнейших условий психического развития ребенка, формирования его сознания и психических свойств, которое осуществляется в процессе воспитания и обучения (приобретение знаний, умений и навыков).
Функции памяти:
- Запечатление
- Сохранение
- Узнавание
- Воспроизведение
Запоминание может быть преднамеренным и непреднамеренным. Если человек не ставит перед собой цель запомнить материал и последний закрепляется сам собой, без волевых усилий, то в этом случае говорят о непреднамеренном или непроизвольном запоминании. Если же перед человеком стоит задача запомнить материал, усвоить его, то в том случае имеет место преднамеренное запоминание.
Основная цель в работе с детьми с нарушениями слуха – это развить у них возможность именно произвольного запоминания.
Виды памяти:
- Моторная (память – привычка)
- Эмоциональная (память чувств: зрительная, слуховая, тактильная)
- Логическая (смысловая)
- Образная
Без специального обучения и воспитания ни один вид памяти не сформируется у детей с нарушениями слуха.
В жизни не слышащего ребенка очень важная роль принадлежит зрительнoй памяти.
Важное условие развития памяти ребенка с нарушениями слуха – это совершенствование всей интеллектуальной деятельности, его внимания и мышления, как наглядно – образного, так и словесно – логического.
В процессе работы с не слышащими дошкольниками, одна из основных задач - это необходимость помогать, им овладевать запоминанием на длительный срок. Глухим детям особенно трудно и вместе с тем совершенно необходимо научиться связывать вновь запоминаемое, с ранее приобретенными знаниями, включать новые знания в уже сложившуюся систему.
Необходимо отметить, что все психические процессы неразрывно связаны и составляют основу полноценной интеллектуальной личности. Именно поэтому нельзя рассматривать память от таких важных психических функций как внимание и мышление.
Как известно, роль внимания в психической деятельности человека очень широка. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком с нарушениями слуха доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может ни научиться подражать действиям взрослых, ни действовать по образцу, ни выполнять словесные инструкции.
Внимание заключается в ясном и четком отражении человеком того, что он воспринимает или делает, в выделении одних объектов с одновременным отвлечением от всего остального, то есть в сосредоточении психической деятельности на чем – то определенно. Внимание является необходимым успехом полноценного восприятия, имеет громадное значение для процесса восприятия материала.
Внимание обладает параметрами или свойствами:
- Объем внимания – это количество объектов, воспринимаемых одновременно.
- Концентрация внимания – это степень сосредоточения сознания на объекте. Концентрация обеспечивает углубленное изучение познавательных объектов и явлений.
- Интенсивность внимания характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.
- Устойчивость внимания – это общая направленность в процессе деятельности.
- Распределение или сосредоточение внимания выражается в умении выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами или объектами. Это способность выполнять несколько различных действий.
- Переключаемость внимания – это перенос внимания с одного объекта на другой.
Современные исследователи выделяют основные виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Внимание детей с нарушениями слуха неустойчиво, что объясняется тем, что у них быстро наступает истощаемость нервных клеток. Они быстро устают от предложенной им деятельности и отвлекаются на другие предметы.
Учитывая невозможность одновременного восприятия ребенком с нарушениями слуха наглядного пособия и понимания словесного объяснения, сначала предлагается ребёнку рассмотреть показываемый объект и уже, затем дать объяснение его содержания.
Поскольку ведущим компенсирующим анализатором у детей с нарушениями слуха является зрение, то основной задачей, направленной на развитие произвольного внимания, выступает грамотный подбор наглядного материала (он должен быть ярким, красочным, необычным, интересным), а так же четкое регулирование смены деятельности. Именно поэтому, одно из важных мест в работе с детьми занимают развивающие и дидактические игры.
Особенности применения развивающих игр в работе с детьми с нарушениями слуха.
Творческие способности лучше всего развиваются у малышей в игре. Играя, дети используют игрушки, строительный материал, пирамиды, кубики, мозаику, но их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительного напряжения.
Поэтому нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Такими играми нового типа и являются развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
- Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов.
- Задачи даются малышу в различной форме: в виде моделей, плоского рисунка, письменной или устной инструкции. Таки образом знакомят его с различными способами передачи информации.
- Задачи расположены, как правило, в порядке сложности, т.е в них использован принцип “от простого к сложному”.
- В задания входят задачи разной сложности, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
- Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в то время как при традиционном обучении ему все объясняется, и поэтому у ребенка формируются только исполнительские качества.
- Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
- Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
- Решение задач предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора, сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверить точность выполнения задачи.
- Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, т.е. заниматься творческой деятельностью.
- Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.
В развивающих играх (и в этом их главная особенность) удалось объединить один из основных принципов обучения - «от простого к сложному» с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно. Эти игры развивают в детях следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимость и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
В практике дошкольного воспитания подбор игр часто бывает недостаточно продуманным, и даже случайным. Между тем выбор игры для педагога – дело серьезное и ответственное.
В работе с детьми с нарушениями слуха необходимо привлечь их внимание к развивающим играм в нерегламентированный период их деятельности и, как отдельные задания на занятиях. Сначала, естественно, предлагаются более простые игры.
КУБИКИ НИКИТИНА «Сложи узор»
Эта игра направлена на развитие конструктивных способностей, развитие способностей к анализу и синтезу, пространственного мышления, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики, речи. В процессе игры дети с нарушениями слуха тренируют навыки счета, учатся ориентироваться. На первом этапе предлагается детям неполный набор кубиков из 4, 5, 9 штук и более простые задания с названиями изображений: «дорожки», «снежинка», «елочка», «светофор» и другие. Потом игра усложняется. Дети выкладывают изображения из 16 кубиков по расчлененной схеме, затем по нерасчлененной схеме, а далее придумывают самостоятельные узоры и названия к ним.
Регулярные игры и занятия с кубиками воспитывают такие важные качества личности ребенка как усидчивость, аккуратность, точность, целеустремленность, самостоятельность, учат ребенка мыслить творчески.
В работе с детьми с нарушениями слуха также можно использовать развивающие игры
В. Воскобовича.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В. ВОСКОБОВИЧА
Развивающие игры В.Воскобовича имеют широкий возрастной диапазон участников игры. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех и семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных задач.
Эти игры многофункциональны. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок с нарушениями слуха осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет и форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Оригинальность этих игр заключается в том, что они интригуют ребенка, мобилизуют его внимание, интерес и незаметно втягивают в процесс «думанья над задачей». Развивающие игры В. Воскобовича дают возможность проявлять творчество и детям, и взрослым.
В работе с детьми с нарушением слуха можно использовать такие игры, как «Квадрат Воскобовича» (двухцветный квадрат) и «Прозрачный квадрат».
«Квадрат Воскобовича» (двухцветный квадрат)
Это игра – головоломка, в процессе которой осваиваются приемы конструирования геометрических фигур и алгоритмы сложения предметных форм.
Данная игра способствует развитию у детей с нарушениями слуха тонкой моторики руки, пространственного мышления и творческого воображения, памяти и внимания, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять. Ребенок, складывая геометрические фигуры разного размера, осваивает эталоны форм и величины, осознает структуру (стороны, углы, вершины) геометрических фигур.
Освоение схем сложения предметных форм окружающего мира способствует формированию символической функции сознания.
Дети младшего дошкольного возраста осваивают приемы сложения фигур, конструируя простые плоскостные фигуры, затем – сложные.
Дети старшего дошкольного возраста складывают формы по схемам сложения, запоминая алгоритм конструирования. В дальнейшем дошкольники конструируют фигуру по собственному замыслу или описанию взрослого, зарисовывают пооперационную схему сложения.
«Прозрачный квадрат».
Развивающая суть игры состоит в том, что в процессе игровой деятельности у ребенка с нарушениями слуха развиваются сенсорные, познавательные и творческие способности. Дети знакомятся с эталонами формы и величины, соотношением целого и части (дроби), пространственными отношениями предметов. Игра развивает у детей произвольность, концентрированность внимания, способствует совершенствованию внимания, элементов логического и пространственного мышления, творческого воображения. С помощью игры «Прозрачный квадрат» ребенок узнает о таких физических формах, как прозрачность и гибкость.
Все усилия педагога должны быть направлены на организацию познавательной игровой деятельности ребенка с нарушениями слуха, тогда он может учиться читать, считать, рисовать, решать задачи.
Развивающие игры должны доставлять детям радость, удовольствие, одновременно развивая и обучая их!
Особенности применения дидактических игр в работе
с детьми с нарушениями слуха.
Помимо вышеописанных игр, эффективными материалами развития дошкольников с нарушениями слуха являются и дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, она имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.
Дидактическая игра – средство обучения. Поэтому такие игры широко используются при усвоении любого программного материала, как на занятиях, так и во время проведения режимных моментов. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально – положительного отношения к заданию, что так необходимо детям с нарушением слуха.
При отборе дидактических игр, прежде всего, необходимо преследовать коррекционные цели и учитывать особенности развития детей с нарушениями слуха, подбирать и предлагать игры в порядке постепенного усложнения с учетом последовательности формирования умений, способов ориентировки в задании, уровня обобщения.
К таки играм можно отнести «Блоки Дьенеша», головоломки.
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
Логические блоки Дьенеша используются для ранней логической подготовки детей, для формирования и постепенного развития простейших и вместе с тем важнейших логических структур мышления посредством специальных игр и задач.
Играя и вспоминая упражнения с блоками, дети с нарушениями слуха закрепляют знания геометрических фигур, осваивают классификацию по одному, двум, трем признакам, развивают умение выявлять и абстрагировать свойства, читать символы, а так же развивают мышление, внимание, память.
На первом этапе, предоставляется возможность детям самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Используя их по своему усмотрению в разных видах деятельности, в процессе разнообразных манипуляций дети устанавливают, что детали игры имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания: найди такую же фигуру по форме (по цвету, по размеру, по толщине). После такого знакомства с блоками перейти к играм и упражнениям, которые предлагаются детям на занятиях или в свободные часы, а так же в индивидуальной работе.
ГОЛОВОЛОМКИ
Игры – головоломки давно известны в педагогической практике и пользуются заслуженным вниманием. Модификаций головоломок очень много, но всех их объединяет один принцип – конструирование целых изображений фигур из частей.
Игры – головоломки являются эффективным средством умственного развития детей дошкольного возраста.
Развивающее, воспитывающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают у детей с нарушениями слуха память, внимание, глазомер, пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, умение работать по правилам.
Иногда развивающий эффект головоломок снижается из-за сложной немотивированной подачи игрового материала.
Игр – головоломок много. При выборе игр необходимо ориентироваться на их сложность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их возможности и уровень подготовки.
Детей необходимо знакомить с головоломками учитывая принцип «от простого - к сложному». Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.
В работе с детьми с нарушениями можно использовать такие игры – головоломки как «Танграм», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо».
Все эти игры объединяет общность цели, способов действия и результата. Освоение игр этой серии происходит поэтапно:
- Знакомство с деталями и манипуляция по усмотрению ребенка.
- Конструирование предметных изображений из полного набора деталей игры по расчлененной схеме в масштабах один к одному. При затруднении ребенка выкладывать изображение, глядя на образец, ему представляется возможность накладывать детали игры на схему.
- Конструирование предметных изображений из полного набора деталей игры по расчлененной схеме в уменьшенном масштабе. Дошкольник зрительно анализирует схему.
- Выкладывание изображений по силуэтной схеме в масштабах один к одному. На таких схемах указываются только контур фигуры и не видно составляющих ее деталей.
- Выкладывание изображений по силуэтной схеме в уменьшенном масштабе. Умение ребенка работать с такими схемами является лучшим показателем полного освоения игры.
- Развитие творческих способностей, в результате которых, ребенок придумывает и складывает из деталей игры предметные формы, сюжетные картины, дает им названия и составляет рассказ по ним.
Развивающие и дидактические игры делают учение интересным занятием для детей с нарушениями слуха, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих и дидактических игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.
При планомерной коррекционно - развивающей работе, проводимой с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха с использованием дидактических и развивающих игр, значительно повышается качество усвоения учебного материала. Такие игры являются важным компонентом умственного развития дошкольников со слуховой депривацией.
Уважаемые коллеги, надеюсь, что представленные в статье игры помогут вам в нашем нелегком, но очень интересном труде. Главное, проводить игры весело, с огоньком, доставляя детям радость и вызывая у них только положительные эмоции.
УСПЕХОВ!
Рекомендуемая литература:
- Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика – М., 2001.
- Синяк В.А., Нудельман В.В. Особенности психического развития глухого ребенка. – М.: Просвещение, 1975.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. «Акцент», СПб, 1997.
- Непомнящая Р.Л., Михайлова З.А. Математика до школы часть 2 – «Игры – головоломки». «Детство – пресс», СПб, 2003.
- Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры.
- Столяр А.А. Давайте поиграем – М.: Просвещение, 1991
- Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка. Опыт работы.
Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка.Картотека игр с песком.Использование песочной те...
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Развития познавательной деятельности детей с недостатком слуха в процессе экспериментирования....
Статья «Развитие памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»
С каждым годом количество детей с нарушенным развитием речи только увеличивается, страдают и высшие психические функции. Мнемотехника, это метод, зарекомендовавший себя уже на протяжении долгого време...
Дидактическая игра по теме «Фрукты» - «Угадай на вкус». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Дидактическая игра по теме «Фрукты» - «Угадай на вкус» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха Цели: Сформировать пре...
«Образовательный геокешинг» – современная педагогическая технология, как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Целью данной разработки является развитие познавательного интереса и обогащение социального опыта детей с нарушением слуха посредством «Образовательного геокешинга». В дошкольном воз...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему: «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнений на занятиях по обучению грамоте»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему:«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнени...
РАЗВИТИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ»
В статье рассказывается как с помощью игрушек-оригами вызвать интерес ребенка к занятию...