Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО
статья на тему

Игра- как основной вид деятельности дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_seminar_2017.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действительности и эмоциональности, а не готовится к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что он живет, он в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребенка; проявляясь, они вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка»

С.Л. Рубинштейн.

Воспитать ребёнка успешным – это ли не мечта любого родителя? Отсюда и желание вмесить в детскую голову как можно больше знаний, ставка на раннее (как можно более раннее) развитие. И соответствующие требования, предъявляемые к дошкольному образовательному учреждению. Чтение, счёт, изучение иностранных языков, подготовка к школе – вот приоритеты многих родителей. Обычным играм, столь естественным для детей, в этой стройной системе отводится не самое завидное место. Они кажутся какой-то пустой ненужной тратой времени.

Но как бы ни были важна организованная деятельность, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализацию потребности в игре. Изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать ее особенности в педагогическом процессе. Для развития ребенка игра дает:

  • Способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения.
  •  Ориентироваться в сфере человеческих отношений;
  •  Координировать свои действия с другими, постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий ее участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми;
  • Умение находить выходы из разнообразных жизненных ситуаций, гибкость, развитие психологической устойчивости, радостный и доброжелательный эмоциональный фон.

  В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в детском саду:

  1. Традиционное для отечественной педагогики воздействие взрослого на содержание сюжетной игры ребенка;
  2. Игра рассматривается как культурная деятельность при условии создания благоприятных условий для формирования у детей различных способов игры.

В соответствии со вторым, игра рассматривается как культурная деятельность. При этом создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры, и предоставляется большая свобода.

 В нашей  образовательной организации игры детей происходят в различных развивающих пространствах. Таким образом, обеспечено развитие детей по различным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

 В зоне двигательной активности дети занимаются подвижными играми. Используется спортивный инвентарь: мячи, кегли. Игры организуют педагоги и проводят их на утренней прогулке и после дневного сна. Упражнения в игровой форме проводятся во время утренней гимнастики.

Систематическое повторение подвижных игр, каждая из которых основана на каком-либо движении (бег, прыжок, бросок), способствует усвоению и совершенствованию этого движения, ведет к развитию у детей хорошей ориентации в игровой ситуации, формированию быстрой и осмысленной реакции на действия играющих.

Для социально-личностного направления развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол, мягких игрушек Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. Организация и систематизация  материала в центрах сюжетно-ролевых игр (таких, как «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Автопарк») дала возможность детям при возникновении игрового сюжета отображать свои знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздавать социальные отношения.

А так же центры ряженья, которые позволяют изменить свой облик, и позволяют наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого и центр труда «Умелые ручки». Эти центры содержат следующие образовательные области: социализация и труд. Интеграция этих образовательных областей способствует активизации всего чувственного аппарата для познания окружающего мира и успешной социализации в нем через игровые виды деятельности; развитие этически-ценных форм, способов поведения и отношений с людьми. Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в различных видах труда.

С целью художественно-эстетического развития детей организованы мастерские для творчества, в которой дети пробуют себя в роли скульпторов и художников. А в музыкально- театрализованной деятельности они артисты и музыканты. Театрализованная деятельность помогает сплотить детей, объединить интересной идеей, новой для них деятельностью. Свои музыкальные способности дети проявляют, играя в музыкально-дидактические игры сделанные руками воспитателей и родителей. Все это является гарантом поддержания и развития у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной или художественной деятельности, воспитанию эстетических чувств.

В познавательно-речевом направлении развития ребенка в группах созданы  центры речевого развития «Мы познаем мир», «Мир книги», в которых  дети по желанию могут посмотреть книги, иллюстрации, соответствующие темам недели, составить рассказ по картинкам.

Центры развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как: познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей, приобщению к чтению познавательной и художественной литературы, формированию сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центрах развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия

Все детские игры развиваются под руководством педагогов, именно они знакомят ребят с окружающей жизнью, обогащают их впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр.

Игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Таким образом, игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Игры таят в себе большие возможности  воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО»

Предлагаемый материал может использоваться для выступления на семинарах....

Сообщение для родителей "Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО"

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же вр...

Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования. Обеспечение игрового пространства в группе детского сада(из опыта работы воспитателя)

Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!&raqu...

Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДОО .

Игра - это не только одна из ведущих видов деятельности дошкольника , но и способность развития продуктивного воображения , умение находить выходы из разных жизненных ситуаций . Развитие психологическ...

«Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО».

Объект исследования – процесс развития речи детей дошкольного возраста.Предмет исследования – игры как средство развития речи детей дошкольного возраста....