Статья на тему: "Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования"
статья на тему
Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Беспалова Т.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 40 Приморского района
Санкт-Петербурга
Сюжетно-ролевые игры в
дошкольном детстве
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. В сюжетно-ролевых играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:
- Соблюдение правил
Правила регламентируют действия ребёнка и говорят, что иногда надо делать то,
чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно - ролевая игра, где подчинение правилам вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведение, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли.
2)Социальный мотив игры.
Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра - это возможность ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
3)В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие.
Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны. Ребёнок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», « понарошку», и « по правде». Но, несмотря на это , игровые переживания всегда искренни .
Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский отмечал, что, хотя ребёнок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. Катя – «мама»- крошечная девочка, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. Ребёнок не притворяется, «мама» по-настоящему любит свою дочку куклу. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту стать такими же. Сюжетно - ролевая игра - это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
4)В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
Развитие замысла в сюжетно – ролевой игре связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением
5)В сюжетно – ролевой игре развивается воображение и творчество.
Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Для осуществления замысла в сюжетно – ролевой игре ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Это способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства.
6)Развитие речи.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.
Виды сюжетно - ролевых игр.
- Игры на бытовые сюжеты: « дом», «семья», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, полиция, пожарные, цирк, театр , зоопарк, завод, строительство, армия).
- Игры на патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа.
- Игры на темы литературных произведений, кино, теле – и радиопередач.
- «Режиссёрские игры», в которых ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя все действия.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Все виды игр имеют положительное значение в формировании готовности к обучению в школе и воспитании будущего школьника, но особое место занимают сюжетно-ролевые игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/18/picture-68559.jpg)
«Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО»
Предлагаемый материал может использоваться для выступления на семинарах....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-720019-1453105178.jpg)
Сообщение для родителей "Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО"
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же вр...
Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО
Игра- как основной вид деятельности дошкольника...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/12/picture-274371-1379004544.jpg)
Статья "Игра, как средство средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО: обучение и развитие»(старший возраст)"
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У нек...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/16/picture-1108034-1734368921.jpg)
Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования. Обеспечение игрового пространства в группе детского сада(из опыта работы воспитателя)
Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!&raqu...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/28/picture-1358341-1635445909.jpg)
Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДОО .
Игра - это не только одна из ведущих видов деятельности дошкольника , но и способность развития продуктивного воображения , умение находить выходы из разных жизненных ситуаций . Развитие психологическ...