Статья «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в развитие познавательной активности дошкольников»
статья на тему
Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми, к познавательной игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nikiforova_m.i.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование развивающих игр В.В. Воскобовича
в развитие познавательной активности дошкольников»
Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку познавательная активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Они инициативны, проявляют интерес ко всему новому и необычному, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений.
Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое - активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление. Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.
Существует большое количество игр, способствующих развитию воображения и познавательных способностей детей дошкольного возраста, но важно подобрать ту методику, которая помогла бы реализовать следующие задачи: создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса; создание проблемно-поисковых ситуаций; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; организация экспериментирования; стимулирование положительно-эмоционального отношения ребёнка к занятиям.
В игровой технологии В.В. Воскобовича данные задачи полностью реализуются. Применяемые игры условно можно разделить на три группы:
1. Игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
2. Игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения к чтению превращается в занимательную игру.
3. Универсальные игровые обучающие средства могут быть материалом для игр детей и дидактическими пособиями в других формах работы. Они создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.
Развивающие игры учат детей действовать «в уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает творческие возможности и способности. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной активности.
Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми, к познавательной игровой деятельности.
На 1-этапе – дети знакомятся с играми «Двуцветный квадрат», «Чудо-головоломки», «Игровизор», «Ларчик», «Математические корзинки», «Шнур-затейник», «Кораблик Плюх-Плюх», «Елочка». Придумывают к ним правила, что способствует развитию речи и творческого воображения.
На втором 2 - этапе – дети учатся с помощью образов запоминать понятия, символы. На данном этапе дети знакомятся с «Прозрачными буквами», «Прозрачным квадратом», «Прозрачными цифрами». Дети приобретают навыки конструирования, пробуют выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Совершенствование игровых умений и навыков, происходит в самостоятельной и совместной с детьми и воспитателем творческой деятельности.
На 3 этапе - дети знакомятся с закономерностями, принципами взаимодействия, учатся сложению, увеличению, трансформации, планированию своих действий. На этом этапе важно уделять внимание развитию творчества и самостоятельности.
Таким образом, специально организованная познавательная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Игры В. В. Воскобовича – пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми любого возраста, как в дошкольных детских учреждениях, так и в семейном кругу. Игры могут выполнять роль дидактического материала вписываясь в любую форму планирования, совместной деятельности взрослых и ребенка, также самостоятельной деятельности детей, в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов.
Список использованной литературы:
- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и метадистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009 – 432 с.
- Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практисеское пособие для воспитателей и метадистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 190 с.
- Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». СПб.: ООО «РИВ», 2007г.
- Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраст). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 192 с.
- Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» Средний дошкольный возраст. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование метода проектов в развитии познавательной активности дошкольников"
Использование метода проектов...
Статья «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»
выступление в рамках Круглого стола «Современные технологии в дошкольном образовании»в рамках конференции «XIVЛомоносовские чтения»...
Опыт работы "Использования экспериментирования в квест-играх, как средство развития познавательной активности дошкольников"
В данной презентации описывается опыт работы Новиковой Екатерины Сергеевны, воспитателя МБОУ НОШ "Детство без границ"....
Статья для педагогов. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
В консультации говорится о значении проектно-исследоваельской деятельности для детей....
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
В данной статье рассматривается вопросс воспитания интеллектуально- творческой личности...
Конкурс "Воспитатель года- 2023". Мастер- класс для педагогов "Использование развивающих игр В. В. Воскобовича для развития познавательной активности дошкольников"
Конспект мастер- класса...
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...