Статья «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»
статья по теме
выступление в рамках Круглого стола «Современные технологии в дошкольном образовании»
в рамках конференции «XIVЛомоносовские чтения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»
Круглый стол «Современные технологии в дошкольном образовании»
в рамках конференции «XIV Ломоносовские чтения»
26 апреля 2012 г.
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для реше ния задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практи ческой проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста и способствует развитию их творче ских способностей.
Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала.
Познавательная активность личности:
• состояние человека, которое характеризуется стремлением к учению, волевым напряжением умственных усилий в процессе овладения знаниями (И.Ф. Харламов);
Одним из перспективных методов, способствующих увеличению познавательной активности дошкольника является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Исследования Е. Евдокимовой позволили вы делить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, вклю чающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Пер вый этап автор обозначает как подражателъско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с полови ной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «из вторых ролях», выполняют действия по прямому предложе нию взрослого или путем подражания ему
Второй этап Развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которое уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, ак тивнее организует совместную деятельность со сверстниками. В этом возрасте дети прини мают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходи мые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предло женных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследователь ских, опытно-ориентировочных проектов.
Третий этап — творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрос лому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самосто ятельного определения детьми цели и содержания предстоя щей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.
Технология проектной деятельности может быть исполь зована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий НОД). Такие занятия имеют определенную структу ру и включают в себя: создание мотивации проектной деятель ности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности [41].
Рассмотрим этапы работы над проектом на примере проекта «будь здоров»
На первом этапе подготовительный
определяется тема, выбор проблемы, уточнение целей.
Этот проект был приурочен ко всемирному дню здоровья
В проекте приняли участие педагоги группы, инструктор физкультуры. воспитанники и их родители, поэтому он относится к проектам групповым, информационным.
Как и в любой деятельности мы ставили перед собой различные задачи, но приоритетным направление нашей деятельности повысить стремление родителей использовать двигательную активность с детьми для формирования основ здорового образа жизни
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей. Данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.
В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
2 этап планирование
составление плана работы над проектом; выработка критериев оценки результатов
на этом этапе мы наметили результаты, к которым бы мы хотели придти в итоге нашей деятельности
3 этап осуществление проекта
На этом этапе педагогами осуществлялась необходимая практическая работа с привлечение воспитанников и их родителей
Работа над проектом затронула следующие виды деятельности детей
- Игровая
- Познавательная
- Речевая
- Продуктивная
Работа с родителями
4 этап – защита проекта
обоснование процесса проектирования;
• подготовка докладов;
• оценка.
На этом этапе родители готовили опыт семейного физического воспитания
5 этап – презентация проекта
демонстрация результата продукта деятельности.
Опыт семейного воспитания
Распространение памятки
Экскурсия
Участие в городской акции
6 этап Рефлексия
Цель: анализ достижения поставленной цели.
Задачи:
• анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин неуспеха, если таковой наблюдается.
В результате проведенной работы по проекту дети в ходе занятий, игр получили новые знания о здоровом образе жизни, у родителей повысился интерес к здоровому образу жизни
Таким образом если в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста использовать проектный метод, то это будет способствовать: активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера; разовьёт творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления
Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Технология (от греч. techne- искусство, мастерство, умение и ...логия, от греч. logos — слово, учение) — совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. Отсюда, педагогическая технология — это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника.
М.И.Махмутов таким образом раскрывает смысл понятия педагогической технологии: “технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели” (5, с. 5).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»
Презентация...
Роль проектной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников
Статья освещает значимость проектной деятельности в работе с дошкольниками...
«Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»
Выступление из опыта работы «Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»на районном методическом объединении воспитателей младших исредних групп «Р...
Консультация для воспитателей " Проектная деятельность, как средство познавательной активности дошкольников"
В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности.Как мы можем познакомить детей с окружающим нас миром природы,...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/08/picture-894118-1596866990.jpg)
Доклад "Проектная деятельность, как форма познавательной активности дошкольника"
Доклад содержит информацию о реализации проектов в старшей разновозрастной группе ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/18/picture-1022069-1521364552.jpg)
"Использование проектной деятельности для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. "Удивительный мир динозавров"
История динозавров очень интересна, так как представляет собой огромную эпоху жизни нашей планеты, по сравнению с которой человеческая история выглядит мгновением. Но никто не может сказать точно, как...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/27/picture-466222-1406451857.jpg)
Статья «Использование технологии проектной деятельности в работе с воспитанниками детского сада»
Очень важно помочь ребенку в познании окружающего мира, способствовать развитию у него любознательности, наблюдательности, познавательного интереса, познавательной активности....