Программа по толерантности
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель программы-сформировать положительное, толерантное отношение детей старшего дошкольного возраста к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по формированию толерантного отношения дошкольников к детям ОВЗ | 33.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа формирования толерантности
участников образовательного процесса в ДОУ
возраст с 6 до 7 лет
Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в ДОУ. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования
Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:
социального характера:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;
психологического характера:
- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;
медицинского характера:
- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
стратегические документы:
Международные документы:
- Всеобщая Декларация прав человека (1948).
- Декларация прав ребёнка (1959).
- Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971).
- Декларация ООН о правах инвалидов (1975).
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982).
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
- Всемирная декларация об образовании для всех (1990).
- Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993).
- Конвенция ООН о правах инвалидов (2006).
- Конвенция ООН о правах инвалидов (2006).
Федеральные документы:
- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Комментарии к Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Цель – сформировать положительное, толерантное отношение детей старшего дошкольного возраста к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задачи:
1. формирование представлений об особенностях людей с ограниченными возможностями здоровья, какие приспособления и условия позволяют им жить самостоятельно;
2. дать представление о физических и бытовых возможностях людей с особыми потребностями методом игровой проекции, имитации;
3. дать представление о правах и возможностях инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем они могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
4. воспитание социально одобряемых стереотипов поведения;
5. развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
6. развитие способности к эмоциональному сопереживанию.
1.3 Принципы и подходы, применяемые при реализации программы:
- Принцип уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
- понимание того, что каждый человек – уникальная личность, и уважение различий между людьми;
- принцип взаимодополняемости как основная черта различий. Дети должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом;
- принцип взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
2. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы
В результате дети старшего дошкольного возраста имеют представления об особенностях людей с ограниченными возможностями, какие приспособления и условия позволяют им жить самостоятельно, знают о физических и бытовых возможностях людей с особыми потребностями методом игровой проекции, имитации; имеют представление о правах и возможностях инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем они могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься. У них развито стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается; способность к эмоциональному сопереживанию: им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Методы, приемы и формы работы
Данный цикл занятий включает беседы о детях с ОВЗ, элементы сказкотерапии, упражнения для формирования готовности к взаимопомощи и сочувствию, адекватного уровня самооценки, самоконтроля, уверенности в себе, развития коммуникативной и эмоционально-волевой сфер дошкольников и т.д.
Дата | ТЕМА | ФОРМЫ РАБОТЫ, СОДЕРЖАНИЕ |
Работа с детьми – образовательная деятельность | ||
Сентябрь | «Разве мы разные?» | Цель: Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями |
Октябрь | "Как правильно дружить" | Цель: Познакомить воспитанников с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе |
Ноябрь | «Знакомство со словом толерантность» | Цель: Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями; Способствовать развитию у воспитанников коммуникативных навыков; Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям. |
Декабрь | «Цветик-семицветик» | Цель: Создание нового цветика-семицветика с правилами толерантного человека |
Январь | «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди» | Цель: - создание условий для формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями; - развитие чувства общности, толерантности к людям не похожим на нас внешне; - развитие коммуникативных навыков. |
Февраль | «Сострадание. Право на лучшую жизнь» | Цель: привлечь внимание воспитанников к проблемам людей-инвалидов, способствовать развитию нравственных качеств воспитанников, обучать навыкам группового взаимодействия. |
Март | «Я и мое здоровье» | Цель: показать детям, что здоровье в их руках и его надо беречь |
Апрель | «Кто же все-таки инвалиды?» | Цель: выработать у детей правильное и разумное отношение к инвалидам. |
Май | Город - удобный для всех | Цель: показать детям, каким должен быть удобный город. |
Чтение художественной литературы | ||
Стихотворение «Ступени»", которое написал мальчик АнтонСказка «Маленький котенок»Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка» , А.Барто «Любочка», С. Острового « Лесная быль» Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок», В.Гаршин «Сказка о Жабе и Розе», А.Куприн «Барбос и Жулька», В. Берестов «Честное гусеничное», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка», Алексин А. Г. «Прости меня, мама…» Осеева В. А. «Динка», Гайдар А. П. «Чук и Гек» Драгунский В.Ю. «Тайное становится явным» | ||
Психотренинги с психологом | ||
В течение года | Упражнение “Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться” Психогимнастика: “Поменяйтесь местами все те…” Игровое упражнение: “Привет!” Игры: «Белая ворона» «Учимся чувствовать друг друга» «Пойми меня» «Цвет эмоций», «Окажи внимание другому» «Чаша доброты», «Подари камешек» «Передай по кругу», «Послушать тишину», «Доверие» «Кричалки-шепталки-молчалки», «Гномики» «Льдинка», «Хвасталки», «Слепой и поводырь» | |
Работа с педагогами | ||
В течение года |
| |
Работа с родителями | ||
В течение года | Анкета для родителей «Ваше мнение о совместном обучении здоровых детей и детей с особыми нуждами»«Родительский всеобуч» Цель: формирование эффективной родительской позиции, оказание психологической и информационной помощи родителям, формирование позитивного образа ребёнка с ОВЗ. Разработка рекомендаций родителям детей с ограниченными возможностями здоровья Психологические тренинги: «Четыре детских позиции». «Разрешите ребенку быть другим». «Поляна родительского счастья». «Эмоциональный словарь семьи». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника к Международному дню толерантности «Лети, лети лепесток» для детей подготовительной к школе группы в рамках реализации программы "Азбука духовности"
Сценарий праздника «Лети, лети лепесток» для детей старшего дошкольного возраста приурочен к Международному Дню Толерантности и предполагает приглашение на праздник детей с ОВЗ и их родителей....
Программа по самообразованию. Тема: "Формирование основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей".
В Программе обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры, разработаны основные этапы и направления реализации программы по теме самообразования....
Программа по формированию толерантности "Мир добра-мой мир"
Одним из способов оказания социально-педагогической помощи детям 5-7 лет, по преодолению агрессивных тенденций, в условиях социально-одобряемых форм поведения, является реализация программы по формиро...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Город толерантности – наполни сердце Добротой»
Цель:Организация активного отдыха, создание оптимальных условий для воспитания в подрастающем поколении потребности и к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национ...
Парциальная программа по толерантности "Мы разные но мы вместе"
Проблема толерантности в педагогическом контексте в настоящее время заметно актуализируется. Значимость толерантности обуславливается потребностью в формировании толерантного сознания как условия даль...
Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в едини...
Программа формирования толерантности участников образовательного процесса в ДОУ
Цель программы – сформировать положительное, толерантное отношение детей старшего дошкольного возраста к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)....