Программа по толерантности
методическая разработка (подготовительная группа)

Залукаева Татьяна Викторовна

Цель программы-сформировать положительное, толерантное отношение детей старшего дошкольного возраста к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа формирования толерантности

участников образовательного процесса в ДОУ

возраст с 6 до 7 лет

        Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в ДОУ. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования

        Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

психологического характера:

- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;

 медицинского характера:

- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей  друг с другом);

- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

стратегические документы:

Международные документы:

  • Всеобщая Декларация прав человека (1948).
  • Декларация прав ребёнка (1959).
  • Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971).
  • Декларация ООН о правах инвалидов (1975).
  • Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об образовании для всех (1990).
  • Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993).
  • Конвенция ООН о правах инвалидов (2006).
  • Конвенция ООН о правах инвалидов (2006).

Федеральные документы:

- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

- Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Комментарии к Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Цель – сформировать положительное, толерантное отношение детей старшего дошкольного возраста к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи:

1. формирование представлений об особенностях людей с ограниченными возможностями здоровья, какие приспособления и условия позволяют им жить самостоятельно;

2. дать представление о физических и бытовых возможностях людей с особыми потребностями методом игровой проекции, имитации;

3. дать представление о правах и возможностях инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем они могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;

4. воспитание социально одобряемых стереотипов поведения;

5. развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;

6. развитие способности к эмоциональному сопереживанию.

1.3 Принципы и подходы, применяемые при реализации программы:

- Принцип уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

- понимание того, что каждый человек – уникальная личность, и уважение различий между людьми;

- принцип взаимодополняемости как основная черта различий. Дети должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом;

- принцип взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

2. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы

В результате дети старшего дошкольного возраста имеют представления об особенностях людей с ограниченными возможностями, какие приспособления и условия позволяют им жить самостоятельно, знают о физических и бытовых возможностях людей с особыми потребностями методом игровой проекции, имитации; имеют представление о правах и возможностях инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем они могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься. У них развито стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается; способность к эмоциональному сопереживанию: им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

Методы, приемы и формы работы

Данный цикл занятий включает беседы о детях с ОВЗ, элементы сказкотерапии, упражнения для формирования готовности к взаимопомощи и сочувствию, адекватного уровня самооценки, самоконтроля, уверенности в себе, развития коммуникативной и эмоционально-волевой сфер дошкольников и т.д.

Дата

ТЕМА

ФОРМЫ РАБОТЫ, СОДЕРЖАНИЕ

Работа с детьми – образовательная деятельность

Сентябрь

«Разве мы разные?»

Цель:

Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями

Октябрь

"Как правильно дружить"

Цель: Познакомить воспитанников с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе

Ноябрь

«Знакомство со словом толерантность»

Цель:

Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;

Способствовать развитию у воспитанников коммуникативных навыков;

Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.

Декабрь

«Цветик-семицветик»

Цель:

Создание нового цветика-семицветика с правилами толерантного человека

Январь

«Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди»

Цель:

- создание условий для формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;

- развитие чувства общности, толерантности к людям не похожим на нас внешне;

- развитие коммуникативных навыков.

Февраль

«Сострадание. Право на лучшую жизнь»

Цель: привлечь внимание воспитанников к проблемам людей-инвалидов, способствовать развитию нравственных качеств воспитанников, обучать навыкам группового взаимодействия.

Март

«Я и мое здоровье»

Цель: показать детям, что здоровье в их руках и его надо беречь

Апрель

«Кто же все-таки инвалиды?»

Цель: выработать у детей правильное и разумное отношение к инвалидам.

Май

Город - удобный для всех

Цель: показать детям, каким должен быть удобный город.

Чтение художественной литературы

Стихотворение «Ступени»", которое написал мальчик Антон

Сказка «Маленький котенок»

Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка» , А.Барто «Любочка», С. Острового « Лесная быль»

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»,

В.Гаршин «Сказка о Жабе и Розе», А.Куприн «Барбос и Жулька», В. Берестов «Честное гусеничное», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»,

Алексин А. Г. «Прости меня, мама…»

Осеева В. А. «Динка»,

Гайдар А. П. «Чук и Гек»

Драгунский В.Ю. «Тайное становится явным»

Психотренинги с психологом

В течение года

Упражнение “Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться”

Психогимнастика: “Поменяйтесь местами все те…”

Игровое упражнение: “Привет!”

Игры: «Белая ворона»

«Учимся чувствовать друг друга»

«Пойми меня»

«Цвет эмоций»,

 «Окажи внимание другому»

«Чаша доброты»,

«Подари камешек»

«Передай по кругу»,

 «Послушать тишину»,

 «Доверие»

«Кричалки-шепталки-молчалки»,

«Гномики»

«Льдинка»,

«Хвасталки»,

«Слепой и поводырь»

Работа с педагогами

В течение года

  • Тест коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)
  • Семинар: «Особенности когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии»
  • Консультация «Реализация индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе»
  • Проведение ПМПК, где тщательно отслеживается динамика развития детей и даются рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту.
  • Круглый стол «Формирование толерантной культуры личности»

Работа с родителями

В течение года

Анкета для родителей «Ваше мнение о совместном обучении здоровых детей и детей с особыми нуждами»

«Родительский всеобуч»  Цель: формирование эффективной родительской позиции, оказание психологической и информационной помощи родителям, формирование позитивного образа ребёнка с ОВЗ.

Разработка рекомендаций родителям детей с ограниченными возможностями здоровья

Психологические тренинги:

«Четыре детских позиции».

«Разрешите ребенку быть другим».

«Поляна родительского счастья».

«Эмоциональный словарь семьи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника к Международному дню толерантности «Лети, лети лепесток» для детей подготовительной к школе группы в рамках реализации программы "Азбука духовности"

Сценарий праздника  «Лети, лети лепесток» для детей старшего дошкольного возраста приурочен к Международному Дню Толерантности и предполагает приглашение на праздник детей с ОВЗ и их родителей....

Программа по самообразованию. Тема: "Формирование основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей".

В Программе обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры, разработаны основные этапы и направления реализации программы по теме самообразования....

Программа по формированию толерантности "Мир добра-мой мир"

Одним из способов оказания социально-педагогической помощи детям 5-7 лет, по преодолению агрессивных тенденций, в условиях социально-одобряемых форм поведения, является реализация программы по формиро...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Город толерантности – наполни сердце Добротой»

Цель:Организация активного отдыха, создание оптимальных условий для воспитания в подрастающем поколении потребности и к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национ...

Парциальная программа по толерантности "Мы разные но мы вместе"

Проблема толерантности в педагогическом контексте в настоящее время заметно актуализируется. Значимость толерантности обуславливается потребностью в формировании толерантного сознания как условия даль...

Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»

На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру  наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в едини...

Программа формирования толерантности участников образовательного процесса в ДОУ

Цель программы – сформировать положительное, толерантное отношение детей старшего дошкольного возраста к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)....