Парциальная программа по толерантности "Мы разные но мы вместе"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Проблема толерантности в педагогическом контексте в настоящее время заметно актуализируется. Значимость толерантности обуславливается потребностью в формировании толерантного сознания как условия дальнейшего выживания и функционирования постиндустриального общества. Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федерального государственного образовательного стандарта, является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tolerantnost.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Парциальная программа
По толерантности
«Мы разные, но мы вместе»
Для детей старшей и
подготовительной группы
Воспитатель
МАОУ Прогимназия №108
Кокорина Наталья Юрьевна
Бурятия город Улан-Удэ
Аннотация: Развитие толерантности является неотъемлемой составляющей процесса государственной модернизации в современном обществе. Россия сегодня – многонациональное государство, в нем проживают представители разных национальностей, которые составляют единый российский народ, российскую нацию. Сходства и различия многих этнических культур могут быть использованы как педагогическое средство, могут стать основой для формирования уважительного отношения личности к традициям семьи, общества и государства, друг к другу на что указывает ФГОС. Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС, Стандарт) является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты»
Проблема толерантности в педагогическом контексте в настоящее время заметно актуализируется. Значимость толерантности обуславливается потребностью в формировании толерантного сознания как условия дальнейшего выживания и функционирования постиндустриального общества. Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федерального государственного образовательного стандарта, является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты». Из этого вытекает, что основы толерантности необходимо формировать у детей уже в дошкольном возрасте. Известно, что Бурятия всегда была и остается многонациональной республикой, в которой тесно переплелось множество различных этнических культур. Поэтому использование средств этноэтикета поможет во многом способствовать решению задач, предусмотренных ФГОС.
Таким образом, этноэтикет – это национальный этикет того или иного этноса, который складывался из правил поведения в его повседневной бытовой культуре, системы традиционных взаимоотношений между всеми членами этноса, в том числе – на основе народной педагогики. К средствам народной педагогики он относил народные игры, сказки, пословицы, поговорки, загадки и т.д. Средствами этноэтикета является огромный, разнообразный арсенал средств из этнокультур разных народов мира. Ведущим компонентом любой культуры является фольклор – устное народное творчество во всем его многообразии. Поэтому данная программа построена на детском фольклоре к нему относят: считалки, мирилки, молчанки, заклички, приговорки, прибаутки, игры, небылицы-перевертыши, пестушки, потешки и т.д. В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания. Из этого следует, что важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимании, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача дошкольного образования заключается в том, чтобы из стен дошкольных образовательных учреждений выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности. Формирование основ толерантности у дошкольников – это начальный этап процесса ее становления в ходе специально организованной совместной деятельности педагога с детьми. Среди основных принципов дошкольного образования в Стандарте провозглашены: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и учет этнокультурной ситуации развития детей.
Данная программа поможет сформировать нравственные качества ребенка с учетом специфики национально-региональных и социальных и культурных условий.
Условия и реализации программы.
1. Обеспечение и создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально-культурным и религиозным общностям; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.
2. Реализация программы опирается на пять образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие дошкольников.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в организации.
Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках, многообразии народов края в котором проживают дети и т.д.
Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, а художественно-эстетическое – формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклоре.
Физическое развития овладение подвижными играми с правилами
Республика Бурятия является полиэтничным регионом. Поэтому с целью формирования основ толерантности у детей, можно использовать разнообразные средства из этноэтикета коренных народов нашей республики.
Цели и задачи программы:
1. Определить совместно с детьми правила и нормы человеческого общежития (знакомство с понятием «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции»);
2. Развивать умение давать оценку своим поступкам и поступкам других; умение делать свой выбор и принимать решение, прислушиваться к мнению других.
3. Дать детям представление о этническом этикете
Задачи:
Обучающие:
-Обучать различным правилам народных игр;
- -Обогащать словарь ребёнка специальными терминами;
Развивающие:
-Развитие интерес к играм, малому фольклору других народов;
-Развитие художественного вкуса;
-Развитие навыков апплицирования и конструирования;
-Развитие уверенности в своих способностях;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к традициям других национальностей;
- Воспитывать уважение к людям другой национальности;
-Воспитание аккуратности, трудолюбия, терпения, самостоятельности.
Принципы, лежащие в основе программы:
- Принцип доступности.
- Принцип наглядности.
- Принцип систематичности и последовательности.
В процессе работы по программе «Дом в котором живет уважение», дети постоянно знакомятся с традициями, национальными играми народов проживающих в республики Бурятия.
Программа «Дом в котором живет уважение» рассчитана на один год. Годовой курс программы рассчитан на 36 часов, один раз в неделю.
Организация работы с детьми по овладению элементарным правилам взаимоотношений между детьми осуществляется в форме игровых занятий.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ педагогом, работа по образцу)
- практический (выполнение работ по схемам, зарисовкам, разучивание).
Работа с родителями: привлечь родителей к участию в мини проектах, приобретению необходимых материалов для изготовления народных игрушек, в сборе информации и иллюстраций, привлечь родителей к поддержке желания у детей узнать о традициях, художественном слове, произведения других народов.
Ожидаемый результат.
В результате обучения по программе «Дом, в котором живет уважение», дети научатся уважительно относиться друг к другу, независимо от физических возможностей, национальности, ценить человеческие отношения, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур; у детей сформируется умение слушать и принимать чужое мнение, верование, поведение.
Уровень сформированности.
Важным условием для успешности работы в данном направлении являются исходные функции показателей толерантного развития у детей. Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.
Полученные результаты использую для прогнозирования развития особенностей личности ребенка, подбора оптимального содержания воспитания, педагогических методов и приемов, использования национального регионального компонента.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- составление Лэпбуков на тему «Люди живущие со мной рядом»;
- проведение выставок детских работ – в группе, в детском саду;
- проведение народных праздников.
Фрагмент программы «Дом, в котором живет уважение»
Месяц | Тема | Задачи по развитию основ толерантности | Элементы (средства), формы этноэтикета |
Сентябрь | 1. Знакомство с этноэтикетом.. | Формировать положительное отношение к себе и другим; уважительное отношение к культуре других народов, терпимость к различиям между людьми; развивать интерес к разным народным культурам; знакомить с традиционными правилами приветствия | Вступительная беседа: «Что такое этноэтикет?».Упражнение «Приветствие» (на примере формы этноэтикета «приветствие» в русской, татарской и бурятской культурах). |
2. Мы все такие разные и такие похожие.. | Формировать чувство собственного достоинства, активно взаимодействовать со сверстниками, уважительно относиться друг к другу, несмотря на иную внешность и иное мнение | Игра на выявление сходства и различий между детьми «Чем мы похожи?»; «Сосед справа, сосед слева» и другие (на усмотрение педагога). | |
3. Давай узнаем друг друга. | Принятие позиции субъекта детского коллектива; принятие и сохранение учебной задачи; координация разных позиций в сотрудничестве | Игра «Угадай, кто позвал» Рисование портрета «Мой товарищ, подруга» | |
3. Что такое добро и зло?. | Развивать умение общаться в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения; слушать собеседника; справедливо оценивать поступки своих сверстников; воспитывать доброжелательность, дружелюбие | Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная». Этическая беседа о добре и зле (после прослушивания сказки). | |
Октябрь | 5. Знакомство с этноэтикетом русских. | Формировать чувство уважения к представителям разных культур; развивать умение слушать других; действовать дружелюбно в совместной игровой деятельности; развивать коммуникативные способности. | Разучивание народной приговорки «На горе стоит пятно», считалки «Ехал мужик по дороге» (перед началом игровой деятельности). Проведение русской народной игры «Ловишки», «Горелки» |
6. Знакомство с бурятским национальным этикетом.. | Формировать интерес к культуре другого народа; развивать умение действовать сообща, переживать за чьи- то неудачи и радоваться за успех своих сверстников | Знакомство с народным традиционным бурятского костюмом. Детская народная игра «Иголка, нитка, узелок», «Волк и ягнята», «Лодыжки» (Шагай). | |
7. Знакомство с этноэтикетом семейского народа. | Формировать уважительное отношение к сверстникам через знакомство с традициями и обычаями семейского народа; развивать умение слушать друг друга и действовать сообща; терпение, владеть собой, разрешать конфликты со сверстниками. | Этическая беседа о традициях и обычаях семейских. Народная сказка «Чучело в перьях» (мордовская). Детские игры семейского фольклора «Ручеек», «Заря-зарница» . | |
8. Знакомство с татарским национальным этикетом. | Развивать качества: вежливость, щедрость, забота о близких людях, положительное отношение к себе и к представителям других национальностей (на примере татарского этноса). | Этическая беседа «гостевой этикет татар». Татарская народная сказка «Три сестры». Детская народная игра «Тимербай» | |
Ноябрь | 9. Праздничный народный календарь. | Знакомить с разнообразием этнокультур в мире; развивать уважительное и доброжелательное отношение к другим народам; эмоциональную отзывчивость через межнациональное общение. | Вступительная беседа «Народные праздники, обычаи и традиции русских, татар, чуваш, мордвы». Организация театрализованной деятельности по сценарию русского народного праздника «Рождественские колядки». |
10. Волшебный калейдоскоп. | Формировать уважительное отношение к культуре своего и других народов, познавательный интерес к ним, слушать, слышать и понимать друг друга (в организованной совместной деятельности). | Знакомство с народными поговорками и пословицами (русскими, чувашскими, мордовскими, татарскими и др.). | |
11. Хоровод дружбы | Формировать практические (коммуникативные) умения взаимодействия и общения с представителями разных народов в среде своих сверстников. | Разучивание и отгадывание народных загадок (русских, бурятских, семейских). Организация игровой деятельности (игра «Окажи внимание»). | |
12.«Разные народы» | Развитие у детей толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории Бурятии. Расширять представление детей о людях разных национальностей. | Экскурсия в Этнографический музей Прослушивание в записи семейские и бурятские песни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа "Мы играем вместе с природой"
Рабочая программа части формируемой участниками образовательных отношений разработана для группы общеразвивающей направленности, которую посещают дети 5-6 лет (далее - Программа):- в соотв...
Парциальная программа по социально-коммуникативному развитию детей 5-7 лет «Это чудесное слово «Вместе»
В статье представлен краткий обзор парциальной образовательной программы по социально-коммуникативному развитию дошкольников 5-7 лет. Ключевые слова: парциаль...
Программа "Мы такие разные, но мы вместе"
В последние годы наблюдается резкий рост числа случаев проявления нетерпимости, экстремизма и насилия во всем нашем мире. Такие угрозы, будь то широкомасштабный геноцид или каждодневное унижение в сил...
Сказки к программе "Мы такие разные, но мы вместе"
Дорогой читатель сказок! В сказках ты найдёшь народную мудрость, которой назидаются поколениями. Народное предание не может потерять своей насущости, в силу незыблемости таких понятий как: ...
Беседы - пятиминутки к программе "Мы такие разные, но мы вместе"
В беседах узнаете очень много интересного о нашей России и других странах....
картотека подвижных игр к программе "Мы такие разные, но мы вместе"
В картотеке игр представлены подвижные игры ( народные игры, игры народов Севера, игры Башкиртостана, Казахстана, Узбекистана, Молдавские, Армянские)В играх дети узнают правила, традиции и т.д....
Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...