Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Город толерантности – наполни сердце Добротой»
методическая разработка на тему

Ухова Юлия Александровна

Цель:

Организация активного отдыха, создание оптимальных условий для воспитания в подрастающем поколении потребности и к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида №8 «Снеговичок»                                                

                                             

                                                                   

ПРОГРАММА

летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

для детей от 6 до 8 лет

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//900igr.net/datai/psikhologija/Tolerantnost-v-shkole/0008-006-Pervyj-etap-konkursa.jpg&mb=imgdb_preview_427

 г. Нижневартовск

2015 год


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1.        

Полное название программы

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Город толерантности – наполни сердце Добротой»

2.        

Автор программы

Ухова Ю. А., воспитатель

Филимонова Е.С., заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ ДСКВ №8 «Снеговичок»

3.        

Руководитель программы

Мельник О.А., заведующий МБДОУ ДСКВ №8 «Снеговичок»

4.        

Территория

г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

5.        

Юридический адрес организации,

628600,  Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск,   Проспект Победы, 11б

6.

Телефон

 8 (3466) 67-05-09

7.        

Форма проведения

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей с 8.00 до 13.00 (без сна)

8.        

Цель и задачи программы

Цель: 

Организация активного отдыха, создание оптимальных условий для воспитания в подрастающем поколении потребности и к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Задачи:

  1.  Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста умения считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе сверстников, воспитывать психологическую готовность правильно (без страха, а значит, без агрессии) воспринимать этническое и культурное многообразие человеческого сообщества, используя механизм формирования культурной толерантности;
  2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, половыми различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать, воспитать культуру межнационального общения;
    Прививать интерес к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формировать потребность в укреплении собственного здоровья.
  3. Развивать интеллектуальные и познавательные способности детей, коммуникативные, прикладные умения и самостоятельность.
  4. Использовать воспитательный потенциал народной педагогики национальная литература, национальная музыка, народные обычаи, традиции, праздники, обряды и др.) и национальной культуры как средства формирования и развития национального самосознания и этнической толерантности личности дошкольников в условиях летнего периода.
  5. Удовлетворить запросы родителей (законных представителей) по организации отдыха детей в летний период.

9.

Специализация программы

Воспитание толерантности

10.

Срок реализации программы

Июнь  2014  года

(смена 21 день)

11.        

Общее количество участников

Педагоги – 2

Педагог – психолог -1 человек  

Воспитанников – 20 -25 человек

12.        

География участников

Дети от 6 до 8 лет

13.

Место реализации программы

МБДОУ ДСКВ № 8 «Снеговичок» :

игровая комната с набором настольных игр, книг, спортивного инвентаря,

музыкальный зал, спортивный зал,

спортивная и игровая площадка,

сенсорная комната

14.

Официальный язык

Русский

15.        

Условия участия в программе

Добровольное желание детей 6-8 лет, по заявлениям родителей

16.

История осуществления программы

От плана мероприятий по воспитанию толерантности до написания программы летнего отдыха «Город Толерантности – наполни сердце Добротой»

17.

Кадровое обеспечение программы

Педагогические работники МБДОУДСКВ № 8 «Снеговичок»

18.

Новизна программы

Программа «Город Толерантности – наполни сердце Добротой» должна помочь педагогам осуществить задачу нравственного воспитания старших дошкольников: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения со сверстниками. Участники лагеря пытаются прожить каждый день жизнью какого-то народа. Каждый подобный день носит название «национальный день». Почти каждый день в лагере является национальным. Основной смысл национального дня заключается в том, что в этот день все участники лагеря должны почувствовать себя представителем данной национальности. Представляется, что возможность и желание больше узнать о других культурах современности, вчувствоваться, пережить глазами другого способствует развенчанию мифов и идей превосходства одной культуры над другой.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1.

  • Информационная карта программы:
  • название программы;
  • авторы программы;
  • руководитель программы;
  • территория, адрес учреждения;
  • телефон;
  • форма проведения;
  • цель и задачи программы;
  • специализация программы;
  • срок реализации программы;
  • общее количество участников;
  • география участников;
  • место реализации программы;
  • официальный язык;
  • условия участия в программе;
  • история осуществления программы;
  • кадровое обеспечение программы;
  • новизна программы.

3

2.

Пояснительная записка

6

3.

Цели и задачи программы

8

4.

Понятие и содержание толерантного воспитания

9

5.

Принципы  программы

10

6.

Объективные факторы работы программы

11

7.

Режим дня

12

8.

Механизм реализации

12

9.

Условия реализации программы

14

10.

Ожидаемые результаты работы программы

16

11.

Мониторинг эффективности реализации программы

17

12.

Факторы риска и их профилактика

18

13.

Финансовый план реализации программы

19

14.

Список используемой литературы

20

16.

Приложение 1

21

17.

Приложение 2

23

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Основная линия воспитания - развитие гармоничной, всесторонне развитой личности ребенка, которая стала бы полной единицей этого общества. А значит необходимо помочь детям адаптироваться к этой жизни, научить жить их в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми. Все большее распространение в детской среде получает недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают и в детский сад. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.

Развитие толерантности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

На рубеже дошкольного возраста взрослый начинает выступать для ребенка в качестве образца. Этим определяется развитие морально - волевой сферы ребенка - дошкольника. Возникновение первичного толерантного сознания является результатом усвоения образцов поведения, подкрепленным их положительной оценкой со стороны взрослых. Взрослый продолжает оставаться для ребенка центром любой ситуации. Хорошие взаимоотношения с ним составляют основу для переживания ребенком эмоционального благополучия.

Актуальность и новизна программы  состоит в том, что:

• Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития человечества.

• Каким будет наше общество, и как будут решаться экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается еще в детском возрасте.

• Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.

Дошкольное образовательное учреждение расположено в густонаселенном районе  города Нижневартовска. Первый микрорайон был создан около 40 лет назад. Рядом с образовательным учреждением соседствуют много общежитий, в которых проживают представители разных национальностей: это русские, украинцы,  армяне, татары, азербайджанцы, таджики, узбеки, чеченцы, цыгане, дети от смешанных браков, которые впитали культуру нескольких народов и др.

Представители различных народов привносят в социум свою культуру, обычаи, взгляды на жизненные идеалы, обогащая тем самым, друг друга, формируя общечеловеческие ценности. Практически любое образовательное учреждение города поликультурно, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей, не исключением стало МБДОУ ДСКВ № 8 «Снеговичок»

За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, данная позиция ведет в ущерб социально-личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общения, становлению образа “Я” и самооценки.

Поэтому вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.

В нашем образовательном учреждении, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у дошкольников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.   В 2014 году определено, что образовательное учреждение посещают дети разных национальностей.

Поэтому вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.

Современные деловые отношения, деловое общение, общение воспитателя с детьми 6-8 лет, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры. Программа летнего лагеря «Город Толерантности – наполни сердце Добротой» поможет педагогам осуществить задачу нравственного воспитания дошкольников: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения со сверстниками.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. 

Целью программы является организация активного отдыха, создание оптимальных условий для воспитания в подрастающем поколении потребности и к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста умения считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе сверстников, воспитывать психологическую готовность правильно (без страха, а значит, без агрессии) воспринимать этническое и культурное многообразие человеческого сообщества, используя механизм формирования культурной толерантности.
  2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, половыми различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать, воспитать культуру межнационального общения.
    Прививать интерес к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формировать потребность в укреплении собственного здоровья.
  3. Развивать интеллектуальные и познавательные способности детей, коммуникативные, прикладные умения и самостоятельность.
  4. Использовать воспитательный потенциал народной педагогики национальная литература, национальная музыка, народные обычаи, традиции, праздники, обряды и др.) и национальной культуры как средства формирования и развития национального самосознания и этнической толерантности личности дошкольников в условиях летнего периода.
  5. Удовлетворить запросы родителей (законных представителей) по организации отдыха детей в летний период.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  • обеспечение многообразия видов деятельности, в которую включается каждый ребенок старшего дошкольного возраста посещающий летний лагерь;
  • создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в детском коллективе;
  • формирование познавательного интереса и создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности;
  • сочетание в процессе жизнедеятельности массовых, групповых и индивидуальных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста;
  • личностный пример педагогов, способных собственным поведением влиять на динамику личностных отношений в детском коллективе.

  1. ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ТОЛЕРАТНОГО ВОСПИТАНИЯ

Толерантность - способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения. "Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации определено понятие толерантности как:
- уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;
- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Толерантность - привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций.

Выбирая приёмы и методы работы, необходимо учитывать разнообразие форм проявления толерантного поведения:

бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях);

педагогическая толерантность (терпимость к детям, обучающимся, умение понять и простить их несовершенства);

–  религиозная толерантность (терпимость к людям другой веры, уважение к чужим религиозным убеждениям);

этническая толерантность (уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности);

музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка);

–  спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам);

культурная толерантность (уважение явлений культуры, представляющих ценность для других).

  1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МБДОУ ДСКВ № 8 «Снеговичок» В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ:

Гуманизма, предполагающего отношение к каждому ребенку как к самоценности;

Духовности, проявляющейся в формировании у детей гуманистических духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культурных, соблюдению нравственных норм морали;

Толерантности, терпимости к мнению других людей, другому образу жизни;

Индивидуализации, заключающейся в том, что каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере;

Вариативности, включающей многообразие форм работы, отдыха и развлечений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания.

При организации летнего - оздоровительного процесса

учитываются следующие принципы:

  • принцип активности подразумевает  участие каждого члена группы (отряда) в совместной деятельности, активное усвоение воспитанниками новых знаний, в том числе и в области здоровья, самопознания,  и принятие ими ответственности за реализацию этой возможности; признание активной роли самого обучающегося в сохранении собственного здоровья, умении выстраивать свои отношения с окружающими;
  • принцип деятельности подразумевает создание  многоплановой деятельности, организацию совместной деятельности воспитанников с педагогами (воспитателями) и сверстниками; при этом педагог-воспитатель является не оценивателем, транслятором умений и навыков, а сам занимается вместе с детьми значимой деятельностью;
  • принцип коллективности подразумевает создание группы (отряда) высокого уровня развития  - коллектива, в котором формируются благоприятные условия для становления общечеловеческих ценностных ориентаций личности;
  • принцип личностного подхода согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности воспитанников лагеря (внимание, развитость тех или иных способностей, сформированность навыков общения), то есть выяснять, чем конкретный воспитанник отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует выстраивать воспитательную работу с ним; опора на сильные стороны в личности и поведении ребёнка;
  • принцип поощрения создаётся ситуация успеха для воспитанников, участвующих в мероприятиях смены; обязательное поощрение (словесное и материальное), любое достижение воспитанника лагеря должно быть замечено и одобрено, подчёркнута значимость и ценность каждого члена отряда;
  • принцип системного подхода взаимодействие в процессе деятельности различных специалистов разных уровней (администрации, социального педагога, медицинского персонала, педагогов дополнительного образования);
  • принцип комплексного подхода использование целого ряда приёмов и методик по организации и осуществлению здоровьесберегающей и профилактической деятельности;
  • принцип открытости информирование о деятельности лагеря (в том числе родителей, воспитанников) через проведение родительских собраний, материалов стендового уголка «Лето, здравствуй!», раздел «Детский лагерь в МБДОУ ДСКВ № 8 «Снеговичок»  сайта ДОУ.

  1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

  • Временный характер детского объединения (смена).
  • Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр деятельности.
  • Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям ребёнка.
  • Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
  • Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
  • Здоровьесберегающие технологии используемые в работе с детьми.
  1. РЕЖИМ ДНЯ ЛАГЕРЯ

  •  08.00 – 08.15 - сбор детей
  • 08.15 – 08.30 - утренняя  зарядка.
  • 08.30 – 09.00 -  свободное время для игр.
  • 09.00 – 11.00 -  работа по плану отряда, работа кружков и секций.
  • 11.00 - 12.30  - оздоровительные процедуры на воздухе.
  • 12.30 – 13.00 – свободное время для игр.

VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

К участию в реализации Программы предусматривается педагогический коллектив МБДОУ ДСКВ № 8 «Снеговичок».

Перечень мероприятий  Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.

Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря.  

Предусматривается развитие  и поддержка коллектива педагогов, занимающихся организацией летнего отдыха оздоровления детей.

Намечается проведение педагогического совещания по итогам работы летнего лагеря по накоплению, распространению и обобщению опыта организации работы летнего лагеря с дневным пребыванием в МБДОУ ДСКВ № 8 «Снеговичок».

Предусматривается создание «методической копилки».

Администрация летнего лагеря начинает работу задолго до открытия лагеря. Это время называют подготовительным периодом лагерной смены, который может начаться за 2-3 месяца до смены и завершиться приемом детей в отряд. В это время приводится в порядок  документация, а также решаются вопросы подготовки сотрудников.

 В подготовительный период воспитатели:

  1. знакомятся с  правилами внутреннего распорядка, требованиями к работе, традициями лагеря;
  2. составляют примерный план работы отряда на смену, учитывая возрастные особенности детей;
  3. подготавливают материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками и т.д.);
  4. принимают участие в эстетическом оформлении лагеря.

Лагерная смена условно делится на три периода:

  • организационный,
  • основной;
  • заключительный.

Организационный период длится первые 3 дня. В этот период происходит знакомство детей между собой, с воспитателями и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе.  

Организационный период - это очень трудное время и для детей, и для воспитателей. В первые дни перед воспитателями стоит несколько задач:

  1. познакомиться с отрядом  (узнать некоторые их личностные особенности, выявить интересы);
  2. помочь адаптироваться к новым условиям, рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда);
  3. создать уютную атмосферу (красиво оформить отряды), дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд (проводить игры, направленные на сплочение, выбрать отрядную символику - название, девиз, песня, эмблема, создать отрядный уголок);
  4. включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены);
  5. создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня  проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).

Основной период характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к воспитателю и его требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.

В основной период задачами воспитателя становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам -  лидерам.

На середину лагерной смены приходится второй пик трудности — «пик привыкания» (примерно 12-13 день).  Для преодоления пика привыкания (на 13 — 14 день) проводиться такое мероприятие, которое бы встряхнуло ребят, полностью поменяло окружающую обстановку, явилось бы крупной «авантюрой». Например, «Украденный полдник». Данные мероприятия продумываются заранее и готовятся, либо вообще без участия детей данного отряда, либо наоборот, полностью задействуя их в подготовке. Самое главное «перевернуть все с ног на голову».

Заключительный период начинается за два дня до конца смены.

Подготовка к окончанию смены (грамоты, проведение и обработка мониторинга эффективности работы).

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Исходя из направлений деятельности, основной период смены делится на пять этапов:

  • «социально – коммуникативный»,
  • «познавательный»,
  • «художественно – эстетический»,
  • «спортивно – оздоровительный»,
  • «творческий».

За смену происходит изучение, ознакомление, приобретение навыков практической деятельности как индивидуально, так и в группе и в коллективе.

День в свою очередь состоит из трех блоков:

  • Информационный блок (08.30-09.00)– (Получение заданий, знаний). Проводятся утренние линейки;
  • Практический блок (09.00-11.00) - (Получение навыков). Работа в микрогруппах,  мастер – классах, индивидуальная деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. Подготовка к общелагерному делу;
  • Творческий блок (11.00-13.00) - (Закрепление материала). Коллективно-творческая деятельность, организация досугов и праздников.

Каждый новый день проходит под общим девизом, согласно выбранной тематике дня.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

  1. Нормативно-правовое обеспечение:
  • Конституция РФ;
  • Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка;
  • Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 01 сентября 2013 года;
  • Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 года);
  • Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2002 года

 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 года и 22 августа 2004 года);

  • Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года с изменениями от 15 ноября 1997 года, 27 июня 1998 года, 2 января 2000 года);
  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 декабря 2010 года         № 614 «О реализации приоритетных задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков» (пункт II. Методическое и организационное обеспечение отдыха и оздоровления детей и подростков);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно –эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  1. Приказы:
  1.  Об открытии лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБДОУ ДСКВ № 8 «Снеговичок» (Сроки, О назначении ответственных, О мероприятиях по охране жизни и здоровья детей; О порядке обеспечения пожарной безопасности; О проведении инструктажа по технике безопасности с педагогическим коллективом и детьми.)
  2. О зачислении воспитанников в лагерь с дневным пребыванием детей на базе МБДОУ ДСКВ № 8 «Снеговичок».
  3. О мероприятиях безопасности при проведении мероприятий (спортивного, культурно-массового и т.д.)
  4.  О мерах по обеспечению безопасности, предупреждению несчастных случаев с воспитанниками и работниками лагеря на базе МБДОУ ДСКВ № 8 «Снеговичок».
  5. О выбытии ребенка из лагеря с дневным пребыванием и о зачислении воспитанников на место выбывших.
  6. О замене воспитателя (вожатого).
  7. О пропускном режиме на территорию лагеря с дневным пребыванием детей МБДОУ ДСКВ № 8 «Снеговичок».
  8. О создании бракеражной комиссии во время работы лагеря.
  9. О проведении учебной тренировки по эвакуации педагогических работников, воспитанников лагеря с дневным пребыванием в случае возникновения террористической опасности, пожара или иной техногенной чрезвычайной ситуации.
  1. Журналы:
  1.  Журнал движения воспитанников ЛДП.
  2.  Журнал учёта воспитанников ЛДП.
  3.  Журнал регистрации посетителей ЛДП.
  4.  Журнал регистрации несчастных случаев с воспитанниками ЛДП.
  5.  Журнал регистрации выдачи актов о несчастных случаях с воспитанниками ЛДП.
  1. Журналы и инструктажи по технике безопасности и охране труда:
  1.  Журналы:
  1. Журнал инструктажа сотрудников ЛДП.
  2. Журнал инструктажа воспитанников ЛДП.
  3. Журнал учёта инструкций по технике безопасности.
  4. Журнал учёта выдачи инструкций по технике безопасности.
  5. Журнал учёта присвоения I группы электробезопасности.
  1. Журнал проведения учебных тренировок по эвакуации в ЛДП.
  2. Инструкции:
  1.  Инструкция по правилам проведения противопожарных мероприятий и соблюдения требований пожарной безопасности (типовые требования).
  2.  Инструкция по правилам дорожного движения.
  3.  Инструкция по ТБ при перевозке воспитанников автомобильным  и городским общественным транспортом.
  4. Инструкция по правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  5. Инструкция по правилам поведения при посещении культурно-массовых и спортивных мероприятий.
  6. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
  1.  Должностные инструкции работников:
  1.  Начальника смены.
  2.  Воспитателя (вожатого).
  3.  Уборщика служебных помещений.
  1.  Иные документы:
  1.  Заявления родителей о приёме ребёнка в лагерь.
  2.  Заявление родителей об отсутствии, опоздании ребенка.
  3.  Документы по организации воспитательного процесса.
  4.  Кадровые документы.
  5. Финансовая документация.
  6. Медицинская документация (у медработника)
  7. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ.

  • Сплочение временного детского коллектива;  
  • Формирование у детей навыков общения и толерантности;
  • Повышение уровня воспитанности и нравственности воспитанников;
  • Приобретение детьми нового социального опыта;
  • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;
  • Повышение степени удовлетворенности детей и их семей от детского лагеря;
  • Закрепление навыков здорового образа жизни;
  • Социальная адаптация в пространстве временного детского коллектива.


X. МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методы

Ответственный

Сроки исполнения

1

Медицинский осмотр детей

Медицинский работник

1 и 3 неделя смены

2

Входное анкетирование детей и родителей

Воспитатели

1 неделя смены

3

Рефлексия мероприятий

Воспитатели

В течение смены

4

Наблюдение

Воспитатели

В течение смены

5

Итоговое анкетирование детей и родителей

Воспитатели

3 неделя смены

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день дошкольники заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи (в конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы).

XI.  ФАКТОРЫ РИСКА И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Первый фактор риска:

низкая активность детей в реализации программы.

Меры профилактики:

выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью.

Второй фактор риска:

отсутствие положительной динамики в оздоровлении детей.

Меры профилактики:

корректировка спортивных мероприятий, бесед, проведение индивидуальных занятий с детьми.

  1. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Товары, материалы и средства

Необходимая сумма

 в рублях

Содержание деятельности по реализации программы

1

Фотоаппарат

13000,00

Накопление фотоматериалов для составления учёта качества летней оздоровительной работы с детьми, оформление стендовых фотографий

2

Призы, награды

2000,00

Призы, награды для поощрения детей в конкурсных мероприятиях лагеря

Итого

15000,00

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азбука общения для детей от 3 до 6 лет Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская 2003 – 380 с.
  2. Анкетный опрос "Проблема гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Ханты- Мансийском автономном округе" //http://www.admhmao.ru/committe/Admin/kom_aos/Issled/2001/
  3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты, М., Аркти, 2006
  4. М.М Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева – «Две недели в лагере  здоровья» - М, ОЛМА – ПРЕСС, 2005.
  5. Воронов В.В. Технология воспитания,  - М, Школьная пресса, 2000
  6. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. «Школьный летний лагерь», - М., Вако, 2004.
  7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009, с.5. [Федеральный государственный образовательный стандарт] // http://standart.edu.ru/
  8. Детские подвижные игры народов СССР А.В. Кенеман, Т.И.Осокиной–Просвещение, 1988 – 239с.
  9. Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5-7 лет. Н.Е.Васюкова, Н.М.Родина 2012 – 240с.
  10. Культурно-познавательная программа «Дружба народов» [Электронный ресурс] : http://noyamolod.ru/index.php?option=com_sobi2&Itemid=63
  11. Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка Н.С.Голицына, Л.Г.Огнева 2005- 95с.
  12. С чего начинаеться Родина? Л.А.Кондрыкинская 2003 – 192с.
  13. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада А.А.Майер, О.И.Давыдова 2011 – 128с.
  14. Система патриотического воспитания в ДОУ. Е.Ю. Александрова 2007 – 203с.
  15. Терроризм и экстремизм – проявление ненависти или глупости? [Электронный ресурс] :[http://festival.1september.ru/search]
  16. Программа «Профилактика экстремистских настроений среди молодежи» [Электронный ресурс] :[http://festival.1september.ru/search]
  17. Экстремизм - зло против человечества. Презентация. [Электронный ресурс] : [http://festival.1september.ru/search]
  18. Программа «Будь Человеком, человек!» [Электронный ресурс]:[http://festival.1september.ru/search]
  19. Толерантность как инструмент профилактики экстремизма в молодежной среде [Электронный ресурс] : [http://www.somb.ru/downloads/fulltexts/method_guides/2009/2009-rtable_tolerance.pdf]
  20. Школа вожатого и воспитателя: материалы для занятий с отрядными педагогами / авт. – сост. О.В. Можейко, О.А. Юрова, И.В. Иванченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
  21. Шерер И.О., Григорьева  М.И., Культурологическое развитие детей,  - Н, 2003
  22. 20 тематических смен для пришкольного и загородного лагеря / М.А. Тыртышня. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.



Приложение № 1

К программе «Город Толерантности – наполни сердце Добротой»

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ВЫБОР

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.

2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.

3. У нас хорошие вожатые - воспитатели.

4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.

6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.

8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.

У = общая сумма баллов / общее количество ответов

Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.

АНКЕТА (на входе)

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

  • Твои первые впечатления от лагеря?
  • Что ты ждешь от лагеря?
  • Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
  • В каких делах ты хочешь участвовать?
  • Что тебе нравиться делать?
  • Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

Кто твои друзья в лагере? – Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………..

Я не хочу, чтобы …………………………………………………….….

Я хочу, чтобы……………………..……………………………………..

  • Я боюсь, что………………………………………………………………

Приложение № 2

К программе «Город Толерантности – наполни сердце Добротой»

План – график мероприятий



День


Мероприятие


Участники


Ответственный

Первая неделя Страна «Принятия»
Афоризм недели: «Умение переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства» (Г. Винклер)

1.

День знакомств

Круг знакомства «Дом, который построим мы»

Подготовка к открытию площадки «Мир начинается с нас»

Фотовыставка «Моя семья»

отряд

Вожатые - воспитатели

2.


День семьи

Игровая программа «Пойми меня»

Открытие площадки «Мир начинается с нас»

« Вот семья, у нас какая!» (презентация визиток «семей»)


отряд

Вожатые - воспитатели

3.

День вежливости

Концертная программа «Да здравствует вежливость и доброта»

отряд

Вожатые - воспитатели

4.

День здоровья

Спортивное мероприятие «Игра принимает всех»

Спортивное мероприятие «Пять олимпийских колец»

отряд

Вожатые - воспитатели

5.


День доброты


Творческий маршрут «Друг другу»

отряд

Вожатые - воспитатели

Вторая неделя Страна «Культуры»
Афоризм недели: «Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой» (Э. Берг)

1.


День культуры


Концертная программа «Вокруг Земли»

отряд

Вожатые - воспитатели

2.

День песни


«Звезда караоке»

отряд

Вожатые - воспитатели

3.


День игры


Спортивные национальные игры.

отряд

Вожатые - воспитатели

4.


День творчества


Игровая программа «А вот, мы какие»

отряд

Вожатые - воспитатели

5.


День традиций


Игра-путешествие «День русских традиций»

отряд

Вожатые - воспитатели

Третья неделя Страна «Дружбы»
Афоризм недели: «Счастлив тогда, когда имеешь много надёжных друзей»

1.


День карнавала


«Национальный карнавал»

отряд

Вожатые - воспитатели

2.


День успехов


Конкурс «Видеокляпов»

отряд

Вожатые - воспитатели

3.


День чудес


«Путешествие к чудо - дереву»

отряд

Вожатые - воспитатели

4.

День спорта

Спортивное мероприятие «Гармония, красота, пластика»

отряд

Вожатые - воспитатели

5.


День толерантности


Круглый стол «Другой, другие, о других»

отряд

Вожатые - воспитатели

Четвертая неделя Страна «Мира»
Афоризм недели: «Миру, мир! » (Г. Лонгфелло)

1.

День танца

Показ танцев разных народов

отряд

Вожатые - воспитатели

2.

День детства


Конкурс рисунков на асфальте «Мы за мир на планете!»

отряд

Вожатые - воспитатели

3.


День общения


«Большая игра»

отряд

Вожатые - воспитатели

4.


День Мира


Закрытие площадки «Да здравствует мир на всей планете»

отряд

Вожатые - воспитатели

5.


День дружбы


Игровая программа «Остров дружбы»

отряд

Вожатые - воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Программа летнего оздоровительно лагеря с дневным пребыванием детей

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей младшего школьного возраста в условиях лагеря с дневным пребыванием на базе МДОУ....

Об участии в городском конкурсе "Лучший летний лагерь" среди лагерей с дневным пребыванием детей при образовательных организациях города.

1.Диплом - Лагерь с дневным пребыванием детей "Город толерантности - наполни сердце добротой"2. Приказ №519...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей

Программа реализуется на базе МАДОУ № 10 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово.Суть программы состоит в том, что строится с учетом  мероприятий, проектов, акций в рамках тем...

Презентация .Областной семинар по организации работы летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием

Областной семинар по организации работы летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием...

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Непоседы" "ИСТОКИ ВЕЛИКИХ ПОБЕД"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Непоседы" "ИСТОКИ ВЕЛИКИХ ПОБЕД"  (с учетом рекомендаций к программе "Социокультурные истоки")...

Презентация "Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей "Непоседы" Образовательная программа "ИСТОКИ ВЕЛИКИХ ПОБЕД"

Презентация "Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей "Непоседы" Образовательная программа "ИСТОКИ ВЕЛИКИХ ПОБЕД"...