Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Консультация для родителей детей дошкольного возраста с нарушением зрения, из котьорой родители узнают о приемах развития мелкой моторики рук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…»
В. А. Сухомлинский
Одним из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. Наиболее сложный вид учебной деятельности первоклассника – письмо. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников
Одним из важнейших направлений всестороннего развития ребенка является тренировка тонко координированных движений руки, пальцев, зрительно-моторных координаций (согласованного взаимодействия руки, и зрение при выполнении графических заданий, например, при копировании), а также тренировка пространственного восприятия фигур, графических элементов на плоскости (листе).
Подготовка руки к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В младшем дошкольном возрасте это упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Пальчиковые игры, рисование мелками, карандашами, красками, вырезывание из бумаги, лепка – все это укрепляет мышцы руки; тренирует пальцы; активизирует моторику рук; развивает координацию, гибкость, ловкость руки - исчезает скованность движений.
Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка. При оценке графических умений следует помнить, что графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать элементы письма четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный неразборчивый почерк, медленный темп.
Графический навык предполагает:
- умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).
- легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона; устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
- выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
Двигательный навык включает:
- развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации, способствующие выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;
- развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой сторон и т.д.;
- сформированность зрительно-двигательных образов и представлений;
- развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.
Задачи упражнений и занятий на развитие мелкой моторики руки.
- развитие устойчивых навыков сохранения правильной осанки во время письма;
- организация рациональной мышечной нагрузки на кисть, предплечье и плечо;
- упражнение в формировании навыков письма, добиваясь четкости линий,
- знакомство с элементами букв,
- подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);
- развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями);
- правильное соблюдение графических пропорций, писать плавно и симметрично;
- развивать точность движений, внимание и контроль за собственными действиями;
- развивать личностные качества: волевое усилие, выполнение задачи в полном объеме, бережливость, аккуратность, терпение, трудолюбие
- развивать психические процессы:
- мышление: научить анализировать образец, воспроизводить изображение по образцу, анализировать свою работу, применять навыки анализа и синтеза учебной задачи, способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения ощущения и восприятия.
- внимание: стимулировать развитие основных свойств внимания: объема, распределения, концентрации, устойчивости и переключаемости
- память: стимулировать развитие процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.
Для подготовки руки к письму рекомендую использовать:
1.Игры с мячиками. Собираем коллекцию мячей разного размера и сделанных из разного материала. Катаем мячик, перекладываем, ощупываем, отмечаем, чем они отличаются.
2. Игры с бигуди - использовать как массажёр, катая их между ладошками;
- липучие бигуди цепляем друг за друга – получается конструктор;
- из мягких, гнущихся бигуди можно выложить буквы, цифры, фигуры.
3. Игры с перчатками. Пришиваем на перчатку липучку для ткани, так чтобы большой палец мог приклеиваться к остальным.
4. Сухой бассейн. Изготовить сухой бассейн можно из крупы (фасоли, гороха), бобов, макаронных изделий, пластиковых пробок, киндер-сюрпризов, мячиков, колпачков от фломастеров и даже от пакетов из-под майонеза и клея. Наполняем большую емкость, и ребенок опускает руки. Находим там маленькие игрушки, конструктор.
5. Игры с катушками от ниток - катаем катушки в ладошках; - наматывание нитки на катушку.
6. Игры с носочками - наполняем носочки или мешочки разной крупой
(для развития тактильных ощущений); пришиваем большие бусины на носочки, и получается массажёр, одеваем на руку и водим по ладошке (спинке) ребёнка.
7. Игры с зубными щётками. Можно использовать как простые зубные щётки, так щётки для новорожденных детей. Растираем зубной щёткой сначала подушечки пальчика, а затем медленно опускаемся к его основанию. Далее растираем и ладошку.
8. Игры с пуговицами, бусинами - можно нанизывать на леску чередуя бусины и пуговицы;
- «Лыжники» - вставать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами, двигаться по столу имитируя ходьбу лыжника.
- создаём коллекцию бусинок, собираем бусы.
9. Игры с резиночками (для волос или для денежных купюр) – растягиваем резиночку по типу «гармошки».
10. Игры со шнурками. Для этой игры предлагаем детям разноцветные яркие шнурки. Ребенок сам придумывает, что он будет выкладывать из них (это может быть животное, фигуры, буквы и цифры).
11. Игры с аквариумным грунтом. Берем, исследуем предмет. Играем в совместной деятельности со взрослым.
- катаем грунт между ладонями;
- «кривая дорожка» – выкладываем дорожку, линию проводим пальчиком.
12. Волчок. Ребенок крутит волчок, массируя пальчики.
13. Игры со счетными палочками. Выкладывание интересных картинок из палочек всегда доставляет удовольствие дошколятам. *Игры с клеточным полем «Письмо». Ребёнку необходимо выложить рисунок из счётных палочек на игровом (клеточном) поле в клетку. Затем этот рисунок перенести на тетрадный лист.
14. Игры с клеточным полем. Упражнение «Муха». Найти центр тетрадного листа, правый верхний угол, левый нижний и т.д. «Муха» летает по игровому полю, задача ребёнка определить место нахождения мухи. Упражнение «Поиски». Ребёнок распределяет на игровом клеточном поле крышки, мелких животных. Затем другой ребёнок отгадывает, где расположена крышка, мелкое животное. При правильном ответе выкладывает правильное расположение крышки на своём игровом клеточном поле.
15. Игры с кольцами (от скотча) «Поворот». Ребёнок смотрит на кольцо и выбирает, куда будет сделан поворот. Затем рисует рисунок в тетради в ту или иную сторону. Таким образом, в результате работы установлено большое значение использования нетрадиционного материала для подготовки руки детей дошкольного возраста к письму.
16. Различные графические упражнения
Виды графических упражнений
- обведение контурного изображения,
- обведение по трафарету, шаблону,
- обведение изображения через кальку, копирку;
- ведение линий внутри заданного контура,
- штриховка по контуру (сверху вниз, слева направо),
- составление предметной картинки, используя трафаретную линейку с геометрическими формами (2-4 элементы, по образцу).
- рисование по фигурным линейкам,
- работа в тетрадях в клетку,
- работа в занимательных прописях,
- составление предметной картинки, используя трафаретную линейку с геометрическими формами,
- изображение сюжетной картинки, используя различные виды штриховки.
Использование упражнений позволяет:
– овладеть технической стороной письма и элементарными графическими умениями;
– совершенствовать мышление и другие психологические процессы, тесно связанные с мелкой моторикой;
– облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма, в целом – становление базовых навыков и умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)
Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....
«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»
Методическая разработка о специфике освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте; об особенностях использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возр...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…»...
Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму
Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму
Сформированность мелкой моторики рук играет значительную роль в полноценном интеллектуальном развитии ребенка,имеет значение для общего физического развития ребенка. Развитость мелкой моторики обуслав...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ.
Статья для педагогов....