Пути развития экологического воспитания дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

Вдовина Наталья Николаевна

Аннотация. МКУ ДО «СЮН» Новохоперского района Воронежской области – единственное учреждение, реализующее естественнонаучное направление в учебно-воспитательном процессе района. Развитие экологического воспитания дошкольников является приоритетной задачей в работе Станции юннатов. Для этого разработана и активно реализуется специальная программа, ежегодно проводится районная олимпиада, организуются природоохранные акции с участием детей, творческие конкурсы, экскурсии в уголок живой природы  и многое другое. Только при условии использования различных подходов, мы сможем воспитать всестороннеразвитое и гуманное подрастающее поколение – надежное будущее нашей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ МКУ ДО «СЮН»

НОВОХОПЕРСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Н. Н. Вдовина, высшая квалификационная категория

МКУ ДО «Станция юных натуралистов» Новохоперского муниципального района Воронежской области

Аннотация. МКУ ДО «СЮН» Новохоперского района Воронежской области – единственное учреждение, реализующее естественнонаучное направление в учебно-воспитательном процессе района. Развитие экологического воспитания дошкольников является приоритетной задачей в работе Станции юннатов. Для этого разработана и активно реализуется специальная программа, ежегодно проводится районная олимпиада, организуются природоохранные акции с участием детей, творческие конкурсы, экскурсии в уголок живой природы  и многое другое. Только при условии использования различных подходов, мы сможем воспитать всестороннеразвитое и гуманное подрастающее поколение – надежное будущее нашей страны.

Ключевые слова: непрерывное экологическое образование, приоритетное направление, естественнонаучное направление, дополнительная общеобразовательная программа, олимпиада.

1.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – приоритетное направление работы МКУ ДО «Станция юных натуралистов» Новохоперского района Воронежской области. 

При всем многообразии разработанных программ (стратегий) экологического образования, сторонники различных точек зрения едины в понимании необходимости формирования  и развития экологической культуры детей. То есть учить ребенка не только замечать, распознавать красоту Природы, но и стремиться к постижению, изучению и сбережению её.

А такое, на наш взгляд, возможно только благодаря введению в воспитательно-образовательный процесс практики непрерывного экологического образования.

Особенностью данного образования детей является его внедрение на самых ранних стадиях обучения: в семье, детском саду, начальной школе. Именно эти ступени  оказываются решающими для формирования экологической культуры любого человека.

Поэтому для нас так важно не упустить это поистине драгоценное время, когда ребенок готов познавать мир, постигать справедливые законы матушки – природы. Это особенно актуально для нас, ведь мы живем в удивительном по красоте месте и гордимся уникальностью природы родного Прихоперья.

МКУ ДО «Станция юных натуралистов» Новохоперского района Воронежской области проводит систематическую и разноплановую работу по реализации экологического воспитания детей дошкольного возраста и тесно сотрудничает со всеми ДОУ района. С ведущими из них (МКДОУ «Новохоперский центр развития ребенка «Пристань детства» и МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка») заключены долгосрочные договора о сотрудничестве.

С целью реализации идеи непрерывного экологического образования детей педагогом МКУ ДО «СЮН» Вдовиной Н. Н. разработана авторская дополнительная общеобразовательная программа «Экологика». Обучение по программе непрерывное, реализуется в течение трех лет. Это оправданный и закономерный шаг, поскольку она включает обширный тематический материал (от элементарных объектов окружающей среды до основных понятий и терминов экологии) и рассчитана на детей различных возрастных групп.  

Первый год обучения по данной программе рассчитан на детей 6 лет (старшие и подготовительные группы в  детских дошкольных учреждениях) и предполагает первоначальное знакомство с особенностями сезонных изменений в природе, правилами поведения в лесу, знакомство с историей родного края, наблюдение и анализ простых опытов, работа в уголке живой природы. Занятия проводятся дважды  в  неделю, продолжительностью в  30 мин.

(Поскольку группы в дошкольных учреждениях ежегодно обновляются, работа I года обучения носит модульный (законченный) характер).

Исключительной особенностью реализации программы «Экологика» можно считать то, что она является одной из неотъемлемых частей в формировании непрерывного экологического образования в Новохопёрском районе  Воронежской области, наряду со следующими структурами:

- образовательными (школы, детские сады, учреждения дополнительного образования);

- просветительскими (библиотеки, краеведческий музей);

- природоохранными (отдел экологического просвещения Хоперского государственного  природного заповедника (ХГПЗ)).  

Реализация программы невозможна также и без совместной работы с родителями обучающихся в объединении детей. Схематично это выглядит так:

Успешная реализация на практике основ экологического воспитания подрастающего поколения невозможно без учета таких важных принципов, как:

  • учет основных образовательных компетенций и требований, предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) последнего поколения;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей и общего развития личности ребенка;
  • высокий уровень квалификации и педагогического мастерства педагога;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях, целенаправленность    деятельности педагога и ребенка;
  •       доступность подобранного учебного материала соответствующей возрастной группе детей;
  •       реализация принципа наглядности во время занятий посредством  обширного использования демонстративного  и раздаточного материалов;
  •       подкрепление теоретических знаний  практическими навыками.

В работе с дошкольниками Наталья Николаевна активно применяет следующие формы занятий:

- проведение бесед с включением тематических дидактических игр;

- выполнение поделок из природного и бросового материалов, бумаги, пластилина;

- проведение простых опытов;

- проведение экскурсий;

- организация работы кукольного экологического театра;

- участие в различных природоохранных акциях и мероприятиях.

2. Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста.

Особой формой  работы с дошкольниками в МКУ ДО «Станция юных натуралистов» стала разработанная Вдовиной Н. Н. районная естественнонаучная олимпиада для дошкольников «Совёнок».

Олимпиада проводится на базе Станции юннатов при поддержке администрации Новохоперского муниципального района. Целью проведения данного мероприятия является выявление одарённых в области естествознания детей дошкольного возраста и развитие у них дальнейшего интереса к познанию природы.

Основные задачи олимпиады «Совенок»:

 - активизация деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) района по привлечению детей к познанию окружающего мира;

-  выявление и поощрение одаренных детей Новохоперского района,  проявляющих интерес к изучению и охране окружающей среды;

- взаимодействие МКУ ДО «Станция юных натуралистов»  с дошкольными образовательными учреждениями района в деле развития экологического просвещения и воспитания всесторонне развитой  личности ребенка.

Олимпиада проводится в два тура. Первый тур, проходит на базе дошкольных учреждений, пожелавших принять участие в ней. Все конкурсные материалы: задания, образцы заполнения (если есть) МКУ ДО «Станция юных натуралистов» высылает на электронные адреса дошкольных учреждений.

От одного ДОУ в первом туре олимпиады «Совёнок» могут принять участие только 5 детей (по выбору администрации ДОУ). Выполнив ряд конкурсных заданий, во второй тур переходят лишь 2 ребенка, чьи работы жюри оценило максимально высоко.

Второй тур олимпиады традиционно проходит на базе Станции юных натуралистов, где участникам также предстоит выполнить ряд заданий, включая творческое, под руководством представителей Оргкомитета.

Задания олимпиады, составленные Вдовиной Н. Н., позволяют оценить знания дошкольников об окружающем мире: сезонные изменения в природе, умение узнавать растения и животных по их силуэтам, знание повадок животных, их следы, умение находить «лишнее» в группе предметов и многое другое.

На сегодняшний день в олимпиаде «Совёнок» принимают участие дети всех (14) дошкольных образовательных учреждений Новохоперского муниципального района. На мероприятии традиционно присутствуют представители сектора по образованию, молодежной политике, опеке и попечительству отдела по социальной политике администрации Новохоперского муниципального района. Победителям олимпиады вручаются дипломы сектора по образованию и памятные призы.

В дальнейшем, эти одаренные в области естествознания дети вновь приходят на Станцию юных натуралистов, но уже в качестве учащихся. Они демонстрируют свою заинтересованность к обучению и добиваются высоких результатов в различных конкурсах естественнонаучной направленности (Полная информация обо всех мероприятиях и приоритетных направлениях работы МКУ ДО «Станция юных натуралистов» размещена на сайте по адресу: stunnatnovohop.jimdo.com ).

Таким образом, МКУ ДО «Станция юных натуралистов» успешно реализует на практике разнообразные и разноплановые подходы по развитию экологического воспитания детей дошкольного возраста в Новохоперском районе Воронежской области.

Важно понимать, что только в раннем, «чувствительном» периоде ребенок способен запечатлевать важные знания, образы, усваивать образцы поведения, которыми он  будет руководствовать на протяжении всей жизни. Пропустив такой период, не получив в это время нужной информации, человек теряет возможность вовремя приобрести ее. И даже получив ее, став взрослым, человек будет лишь помнить эту информацию, но не следовать ей.

Мы стремимся не упустить это время и воспитать наших детей достойными людьми, которые будут ценить и преумножать богатства родного Прихопёрья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.

2. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 288 с.

3. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар», 1996. – 128 с.: ил.

4. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005. – 192 с.: ил.

5. Рянжин С.В. Экологический букварь. Книга для учителя. – СПб.: Пит – Тал, 1996.

6. Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве: учебно-методическое пособие./ под ред. М.В. Груздева, А.В. Золотаревой.- Ярославль, 2011.- 291 с.

7. Традиции и инновации в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей / под ред. И.В. Калиш.- Таганрог: Изд-во гос. пед. ин-та им. А.П. Чехова, 2014.- 248с.

Периодические издания:

1. Бумеранг. Экологическая газета. – Воронеж: ИПФ «Воронеж», издается с 1990.

2. Вестник АсЭко // Информационно-методический журнал. – Обнинск: Фабрика офсетной печати, 1997. ил.

3. Дошкольное воспитание. Научно-методический журнал. – М.: ИД «Воспитание дошкольника», издаётся с 1928 г.

4. Лазурь //Популярный литературно-художественный альманах экологической направленности для молодёжи. – М.: Изд-во редакции альманаха «Лазурь», издается с 1994. ил.

5. Свирель // Детский экологический журнал для чтения. – М.: Изд-во редакции альманаха «Лазурь», издается с 1994 г. ил.

6. Юный натуралист //Научно-популярный журнал. – М.: Молодая гвардия, издается с 1928г. ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников.

В статье расмотрена дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников, использование игры в любом направлении образовательной работе с детьми....

Проектная деятельность, как путь в развитии экологического воспитания дошкольников.

Большую роль по экологическому воспитанию в детском саду играют экологические проекты. Один из проектов "Цветы бывают разные".Оснавная идея проекта - развитие познавательного интереса к окружающим рас...

статья "Проблемы и пути решения экологического воспитания дошкольников"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?...

развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры

человек стал человеком когда услышал шопот листьев...

Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательному развитию (экологическое воспитание) дошкольников»

Тематическая проверка проводилась в рамках задачи перед педагогами ДОУ на 2017 – 2018 учебный год, приоритетного познавательно – речевого направления развития детей МБДОУ ДС № 1 в период с...

Дидактические игры как средство развития экологического воспитания дошкольников

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущим видом  деятельности. Игра обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, к...