развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему
человек стал человеком когда услышал шопот листьев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_o_did._igre.docx | 8.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры»
Воспитатель в/к Малышева Раиса Павловна
«Человек стал человеком, когда услышал
шопот листьев и песню кузнечика, журчание
ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание , слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В.А.Сухомлинский
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное
отношение к объектам живой и неживой природы.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:
- развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
- доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
- ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
- в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
- экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;
- позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.
Игра для ребёнка- это серьёзное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К.Д. Ушинский.
Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).
Поэтому целью своей педагогической деятельности определила формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Исходя из цели выделила задачи:
- формирование системы элементарных экологических знаний;
- развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы;
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- воспитание гуманного, бережного, эмоционально - положительного отношения к природе.
Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же «эколого – целесообразное» поведение в природе.
Для этого отобрала и систематизировала разные виды дидактических игр:
1. игры на формирование экологических представлений о мире животных;
2. игры на формирование экологических представлений о мире растений;
3. игры на формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;
4. игры на ознакомление с взаимосвязями человека с окружающей средой
Структура дидактической игры:
- Дидактическая задача;
- Игровые действия;
- Игровые правила;
- Результат;
- Дидактический материал;
- Сюжет;
- Роль.
Дидактические игры являются – игровым методом обучения, формой обучения, средством всестороннего развития, самостоятельной игровой деятельностью.
Образовательные задачи дидактических игр по экологии состоят в следующем:
- Развивать умение детей формулировать вопросы и ответы в рамках определенного познавательного содержания;
- Закрепить знания детей о местообитании животных и растений;
- Формировать и расширять представления детей о поведении животных во время поиска и добывания пищи, способов зашиты от врагов;
- развивать умение детей классифицировать животных и растений;
- формировать представление о защите животных и растений.
Развивающая экологическая среда
- Уголки в группах;
- Растительный мир на участке;
- Учебно – наглядные пособия и дидактические игры.
Элементы развивающей среды способствуют:
- Познавательному развитию ребенка;
- Эколого – эстетическому развитию;
- Оздоровление ребенка;
- Формирование экологического грамотного поведения.
Применяя принцип зонирования группового помещения создала предметно-развивающую среду, которая способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений и животных, в библиотеке просмотреть книги энциклопедического содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины пейзажной живописи, в игровом центре, содержащим необходимые атрибуты к играм, удовлетворить основную потребность в игре.
Необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения детей с микромиром живой природы, представленной растениями. Он вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и, что очень важно, способствует формированию их эмоциональных и духовных чувств.
При использовании дидактических игр воспитатель должен следовать определенным принципам:
- Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям;
- Постоянно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
- Конкретно и четко определять правила.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- Игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- Настольно – печатные игры;
- Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся опираясь на имеющихся представлениях о предметах углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах, дети самостоятельно решают разнообразные
мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки;
отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам и признакам. Например такие словесные игры:
«У кого кто? ( о животных); «Похож – не похож» (о цветах)
«В саду или огороде?»; «Загадай, мы отгадаем» (о растениях) и т. д.
Ожидаемые результаты:
- Знает основные группы организмов, местообитание;
- Совершает классификацию животных в следующих группах:
млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, рыбы и насекомые;
- Совершает классификацию растений в трех основных группах –деревья,
кусты, трава; разграничивает домашние и дикие растения;
- Совершает классификацию растений и животных по заданному признаку;
- Расширяет знания о местах обитания и происходящих событиях;
- Развивает первоначальное понимание о защищенных и незащищенных
растениях и животных и понимает необходимость заботе и охране
всех видов.
Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию психических процессов (воображение, память, мышление, внимание), нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию на тему " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры".
план по самообразованию на 2020-2021уч.год для создания оптимальных условий для развития позновательно- иследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития...
Самообразование " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры"
В самообразовании подобрана литература для самоизучения темы по экологическому воспитанию....
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...
Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры в условиях ФГОС»
В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок позн...
«План по самообразованию» Тема: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
laquo;План по самообразованию»...
Самообразование: Тема: Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактическую игру
Самообразование: Тема: Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактическую игру...
План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»...