развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему

Малышева Раиса Павловна

человек стал человеком когда услышал шопот листьев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_o_did._igre.docx8.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  на тему: «Развитие  экологического воспитания дошкольников  через  дидактические  игры»

                           Воспитатель в/к Малышева Раиса Павловна

                                           «Человек   стал человеком, когда услышал

                                   шопот листьев  и песню  кузнечика,  журчание  

                                   ручья и звон  серебряных  колокольчиков  в     бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны  и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание , слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

                                                                                        В.А.Сухомлинский

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребенка   щадящее,  оберегающее и ответственное

отношение к объектам живой и неживой природы.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации   воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком  действительности.

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:

  •  развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению   личности, сохранению здоровья;
  • доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
  • ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
  • в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
  • экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;
  • позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.

Игра для ребёнка- это серьёзное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К.Д. Ушинский.

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).

Поэтому целью своей педагогической деятельности определила формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Исходя из цели выделила задачи:

  • ​ формирование системы элементарных экологических знаний;
  • развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы;
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  • воспитание гуманного, бережного, эмоционально - положительного отношения к природе.

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же «эколого – целесообразное» поведение в природе.

Для этого отобрала и систематизировала разные виды дидактических игр:

1.​ игры на формирование экологических представлений о мире животных;

2.​ игры на формирование экологических представлений о мире растений;

3.​ игры на формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;

     4.​ игры на ознакомление с взаимосвязями человека с   окружающей средой   

             

Структура дидактической игры:

  • Дидактическая задача;
  • Игровые действия;
  • Игровые правила;
  • Результат;
  • Дидактический материал;
  • Сюжет;
  • Роль.

Дидактические игры являются – игровым методом обучения, формой обучения, средством всестороннего развития, самостоятельной  игровой деятельностью.

   Образовательные задачи   дидактических игр по экологии состоят в следующем:

  • Развивать умение детей формулировать вопросы и ответы в рамках определенного познавательного содержания;
  • Закрепить  знания детей  о местообитании животных и растений;
  • Формировать и расширять  представления  детей о поведении животных во время поиска и добывания пищи, способов зашиты от врагов;
  • развивать умение детей классифицировать животных и растений;
  • формировать представление о защите  животных и растений.

Развивающая  экологическая среда

  • Уголки в группах;
  • Растительный мир на участке;
  • Учебно –  наглядные пособия  и дидактические игры.

Элементы развивающей среды способствуют:

  • Познавательному развитию ребенка;
  • Эколого – эстетическому развитию;
  • Оздоровление  ребенка;
  • Формирование экологического грамотного поведения.

Применяя принцип зонирования группового помещения создала предметно-развивающую среду, которая способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений и животных, в библиотеке просмотреть книги энциклопедического содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины пейзажной живописи, в игровом центре, содержащим необходимые атрибуты к играм, удовлетворить основную потребность в игре.

Необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения детей с микромиром живой природы, представленной растениями. Он вносит в жизнь  детей разнообразие, обогащает их знания и, что очень важно, способствует формированию их  эмоциональных и духовных чувств.

При использовании дидактических игр воспитатель должен следовать определенным принципам:

  • Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время  доступна  детям;
  • Постоянно усложнять  дидактическую задачу и игровые действия;
  • Конкретно и четко определять правила.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • Игры с предметами (игрушками, природным материалом);
  • Настольно – печатные игры;
  • Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся опираясь на имеющихся представлениях о предметах углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в  новых связях, в новых обстоятельствах, дети самостоятельно решают разнообразные

мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки;

отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам и признакам. Например такие словесные игры:

«У кого кто? ( о животных);  «Похож – не похож» (о цветах)

«В саду или огороде?»;             «Загадай, мы отгадаем» (о растениях) и т. д.

                              Ожидаемые результаты:

  • Знает основные группы организмов, местообитание;
  • Совершает классификацию животных в следующих группах:

млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, рыбы и насекомые;

  • Совершает  классификацию растений в трех основных группах –деревья,

кусты, трава; разграничивает домашние и дикие растения;

  • Совершает  классификацию растений и животных по заданному признаку;
  • Расширяет знания о местах обитания и происходящих  событиях;
  • Развивает первоначальное понимание о защищенных  и незащищенных

растениях  и животных  и понимает необходимость заботе и охране

всех видов.

Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию  психических процессов (воображение, память, мышление, внимание), нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию на тему " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры".

план по самообразованию на 2020-2021уч.год для создания оптимальных условий для развития позновательно- иследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития...

Самообразование " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры"

В самообразовании подобрана литература для самоизучения темы по экологическому воспитанию....

План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»

Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры в условиях ФГОС»

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок позн...

Самообразование: Тема: Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактическую игру

Самообразование: Тема: Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактическую игру...

План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»

План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»...