Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников.
статья по окружающему миру по теме

В статье расмотрена дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников, использование игры в любом направлении образовательной работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников.

                                    Никишева Г.Е., Тверь, МДОУ Детский сад № 155

   

   Дошкольный возраст – важный этап в развитии психики ребенка, в котором закладываются основы для формирования новых психических образований

   Оптимальным этапом в развитии экологической культуры личности является дошкольный возраст. В этом возрас те ребенок начинает соотносить себя в окружающей среде, у него развива ется эмоционально-ценностное отношение к окружающему, фор мируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому по является возможность формирования экологических знаний у де тей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопе реживания к ней, активности в решении некоторых экологиче ских проблем.

   Экологическое содержание в образовательной системе дошкольных образовательных учреждений включает взаимоотношения человека и общества, совокупность экологического сознания, экологических чувств и деятельности. Это может служить главной целью экологического воспитания дошкольников в ДОУ.

   В исследованиях отечественных психологов Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б. было показано, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Позиция понимания целесообразности дидактической игры в обучении дошкольников раскрывали в своих трудах А.К.Бондаренко, Ф.Н.Блехер, Г.Г.Григорьева и другие. В игре ребенок не только уточняет и закрепляет свои знания, но и эмоционально развивается, воздействует на окружающий его мир.

  В  теоретических основах экологического воспитания дошкольни ков,  представленных в психолого-педагогических исследо ваниях И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на необходимость максимально использовать дошкольный возраст для  воспитания  у детей осознанного и правильного  отношения  к природе, которое рассматривается не только, как сово купность экологических знаний, но и эффективная деятельность с  их участием.

   Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Структура дидактической игры по А.К.Бондаренко:

1. Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результа том дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач — показатель эффективности игры.

2. Игры с предметами:  в таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сход ство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помо щью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

3. Игры с природным материалом: Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессю жетные игры с природным материалом, которые максимально при ближают детей к природе, т.к их желательно проводить в естествен ных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотри тельность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидак тических игр этого вида.

4. Настольно-печатные игры:  интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки».

5. Словесные игры: дети самостоятельно решают мыслительные, выделяют взаимосвязи. Описывают предметы, выделят признаки того или иного предмета или явления.

   Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.        Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

  Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

  Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

  Таким образом, роль дидактической игры в обучающем процессе дошкольного образовательного учреждения определяется тем, что игра позволяет ребенку получить собственный опыт.

   В завершении исследуемой темы, мы можем сказать, что дидактическая игра в экологическом развитии дошкольников ДОУ – многоплановое, педагогическое явление, являющее игровым методом обучения, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью детей дошкольного возраста и средством всестороннего воспитания личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Тема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников».

Методические рекомендацииТема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников»....

«Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников».

Из практики педагогической работы считаю, что дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объ...

Дидактические игры как средство развития экологического воспитания дошкольников

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущим видом  деятельности. Игра обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, к...

Дидактические игры как средство развития экологического воспитания дошкольников

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущим видом  деятельности. Игра обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, к...

Дидактическая игра, как средство развития этнокультурного воспитания дошкольников

Дидактическая игра, как средство развития этнокультурного воспитания дошкольников...

Дидактические игры, как средство развития и воспитания дошкольников

Роль дидактической игры в воспитании и развитии дошкольников...

Использование дидактической игры как средство формирования экологической культуры дошкольников

Использование дидактической игры как средство формирования экологической культуры дошкольников...