Парциальная программа "Мы играем вместе с природой"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Рабочая программа части формируемой участниками образовательных отношений разработана для группы общеразвивающей направленности, которую посещают дети 5-6 лет (далее - Программа):
- в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;
- на основе основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) дошкольной образовательной организации (далее - ДОО);
-парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет, С. Н. Николаева.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность, в игре он испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом.
Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Рубинштейн С. Л. говорил, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка с взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. (6)
Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания.
Основными структурными элементами сюжетно-ролевой игры являются: игровой замысел; сюжет; роль; игровые действия; игровые правила.
Дошкольники получают определенные знания по экологии, закрепляют правила поведения в природе, а это, в свою очередь, способствует формированию основ экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma.docx | 54.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 2»"
СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель (руководитель ДОО, заместитель заведующего по УВР) _____________________________ ___ ___20____ г. №________________ Дата (до утверждения ООП ДО) |
Парциальная образовательная программа
формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
«Мы играем вместе с природой»
составитель: Лебедева Татьяна Эдуардовна
Новосибирск 2020
Содержание парциальной образовательной программы
1.1.Цель и задачи реализации Программы 5
1.2.Принципы и подходы, к формированию Программы 6
1.3. Возрастные особенности детей 5-6 лет 8
2. Содержание образовательного процесса 10
2.1 Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, используемые для реализации программы. 10
2.2. Примерное перспективное комплексно - тематическое планирование работы с детьми 11
2.3. Задачи работы с детьми. 16
2.4. Этапы работы педагогического сопровождения игровой деятельности детей. 17
2.5 Методы и приемы, применяемые в работе с детьми. 17
3. Организация внешнего взаимодействия 19
3.1. Взаимодействие с родителями (законными представителями) 19
1. Пояснительная записка
Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить.
А.М.Горький
Согласно ФГОС ДО пункт 2.6. образовательная область «Познавательное развитие» предполагает «формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы». Данное направление особо актуально в дошкольный период, потому что именно в дошкольный период воспитываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня все возрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей. А значит встает вопрос не только об экологическом образование, но и об экологическом воспитании. Как следствие было принято решение систематизировать эту работу в рамках нашей программы.
Рабочая программа части формируемой участниками образовательных отношений разработана для группы общеразвивающей направленности, которую посещают дети 5-6 лет (далее - Программа):
- в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;
- на основе основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) дошкольной образовательной организации (далее - ДОО);
-парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет, С. Н. Николаева.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность, в игре он испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом.
Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Рубинштейн С. Л. говорил, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка с взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. (6)
Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания.
Основными структурными элементами сюжетно-ролевой игры являются: игровой замысел; сюжет; роль; игровые действия; игровые правила.
Дошкольники получают определенные знания по экологии, закрепляют правила поведения в природе, а это, в свою очередь, способствует формированию основ экологической культуры.
1.1.Цель и задачи реализации Программы
Цель: развивать сюжетно-ролевую игру экологического воспитания каждого ребенка с опорой на его личные интересы.
Задачи:
1.Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевой игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками);
• развитие сюжетно-ролевой игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
• развивать коммуникативные способностей детей, которые предполагают навыки построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения.
2.Формировать игровые умения, содействовать объединению детей в игре.
3.Создать современную предметно - игровую среду, соответствующую возрастным особенностям детей, отвечающую требованиям ФГОС и способствующую развитию игровой деятельности.
4.Повышение компетенции родителей и педагогов о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста.
1.2.Принципы и подходы, к формированию Программы
Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения.
Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания образования.
Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления о взаимодействии в социуме, где все участники общения, процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Кроме того, в программе предусматривается решение целей и задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
- системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, двигательную активность;
- гуманитарный подход предполагает обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т.е. становление в каждом ребенке субъективности;
- культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры;
- возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания.
1.3. Возрастные особенности детей 5-6 лет
Программа «Мы играем вместе с природой», ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала детьми 5-6 лет:
- возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое;
- осознает общепринятые нормы и правила поведения и обязательность их выполнения; предъявляет к себе те требования, которые раньше предъявляли к нему взрослые;
- способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения: на основе образца, заданного взрослым;
- усвоены основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений;
- способны произвольно контролировать свое поведение;
- ребенок проявляет интерес к появляется интерес к миру людей, человеческих взаимоотношений;
- проявляет интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривает о них с взрослыми и сверстниками;
- Проявляет интерес к страноведческим знаниям, национальностям людей. Задает вопросы о России, ее общественном устройстве, других странах и народах мира, их особенностях. Задает вопросы морального содержания.
1.4. Ожидаемые результаты
Система работы не ставит целью достичь высоких результатов.
Главное помочь детям максимально развить свой интеллектуальный и творческий потенциал. Основные задачи - развитие игры как деятельности расширение тематики детских игр углубление их содержания, постоянное: расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений. Использование игры в целях воспитания детского коллектива и личности ребенка.
Благодаря систематической, целенаправленной и планомерной работе по данной программе происходят качественные и количественные изменения показателей уровня игровой деятельности:
Освоив программу, дети будут знать.
- усвоенные цепочки действий в игре;
- определенную роль в сюжетно-ролевой игре, связанную с конкретными правами, обязанностями и результатом.
Дети будут уметь:
• По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия (кормить куклу, катать в коляске, нагружать в машинку игрушки, перевозить их).
• Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая.
• Играть небольшими группами, подчиняясь сюжету игры.
• По предложению воспитателя выполнять знакомые роли.
• Вводить в игру постройки и обыгрывать, разворачивая сюжет
• Участвовать под руководством взрослого в драматизации знакомых сказок.
• Вступать в ролевое взаимодействие и действовать в соответствии с ролью.
• Отражать в играх взаимоотношения между людьми, реальные знания о профессиях взрослых.
• Использовать в игре предметы–заместители.
• Согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия.
• Регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.
• Выполняют этические нормы поведения во время игры.
Дети смогут решать следующие жизненно-практические задачи.
• Осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность.
• Самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности.
• Играть в коллективе сверстников, объединяясь небольшими группами для решения игровой задачи.
2. Содержание образовательного процесса
2.1 Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, используемые для реализации программы.
№ | Задачи | Методы и приемы |
1. | Расширять и обогащать представления детей об окружающей жизни. | Рассматривание иллюстраций, фотографий Просмотр видеоматериалов Рассказ воспитателя Чтение художественной литературы Беседа Отгадывание загадок. |
2. | Изучать интересы детей, их любимые игры. | Наблюдение за игровыми объединениями детей. Рисование на тему «Мои любимые игрушки». Беседа на тему «Любимые игры» Беседа на тему «Мои друзья» |
3. | Создавать и обогащать предметно-игровую среду | Рассматривание предметов, предметов-заместителей Беседа об использовании предметов Изготовление детьми предметов-заместителей Внесение новых предметов. |
4. | Оказывать влияние на содержание игры Формировать положительные взаимоотношения детей в игре. Развивать творческие способности детей. | Предложение темы игры, новых сюжетов. Обсуждение игрового сюжета. Создание игровой воображаемой ситуации. Создание игровой обстановки Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры. Распределение ролей. Ролевое участие в игре. |
5. | Формировать специфические игровые умения. | Показ игровых действий с игрушками, предметами, предметами-заместителями. Употребление условной игровой терминологии. Разыгрывание игрового эпизода (можно подготовить для этого заранее несколько детей). Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой. |
2.2. Примерное перспективное комплексно - тематическое планирование работы с детьми
Месяц | Тема недели | Название сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников |
Сентябрь | Чудо овощи и фрукты | «Овощи на грядке». Цель: создать условия для углубления и расширения знаний детей о умениях и навыках посадки огорода, поливки комнатных растений, о съедобных и несъедобных грибов, умение приготавливать различные блюда из овощей. Обогащение игрового опыта Экскурсии в магазин. Беседа «Откуда в магазине овощи» Рассматривание иллюстраций, составление рассказов по ним. Чтение Н.Носов «Огурцы» Интерактивная игра «Как вырастить овощи» Рисование на тему «Овощи» Лепка из соленого теста овощей, фруктов с последующим раскрашиванием их. |
Перелётные птицы | «Миграция» Цель: создать условия для углубления и расширения знаний детей о миграции птиц Обогащение игрового опыта Беседа о птицах Рассматривание иллюстраций Дидактическая игра «Где чья тень» Аппликация | |
Октябрь | Сохраним родную природу | «Мы - спасатели» Цель: Формировать умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость). Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе. Обогащение игрового опыта Беседа об опасности, связанной со снеготаянием Просмотр видеороликов о службе спасения на воде. Чтение художественной литературы: Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Ю. В. Сотник «Как меня спасали». Рассматривание иллюстраций и составление рассказов по ней Создание проблемных ситуаций: «как бы ты поступил?», «что делать, если…» Просмотр презентации о правилах поведения во время снеготаяния и ледохода Интерактивная игра «Что нужно спасателю при пожаре» |
Природа – наш общий дом | «Кто самый важный в лесу» Цель: заложить фундамент знаний о связях в природе, которые в будущем помогут формированию личности, обладающей экологическим мировоззрением. Обогащение игрового опыта Рассматривание иллюстраций Чтение художественной литературы Конструирование масок животных | |
Ноябрь | Человек и его безопасность | «Жизнь в воде» Цель: создать условия для углубления и расширения знаний детей о жизни в воде Обогащение игрового опыта Беседа «Для чего нужна вода» Просмотр мультфильмов о воде Рассматривание иллюстраций различных источников воды Чтение художественной литературы |
Декабрь | Как живут насекомые зимой | «Насекомые зимой» Цель: расширять и углублять знания детей о насекомых зимой Обогащение игрового опыта Рассматривание иллюстраций насекомых Наблюдение за насекомыми на прогулке Чтение энциклопедии «Насекомые» |
Январь | Зимние забавы | «Путешествие на Северный полюс» Цель: закрепление представлений детей о Северном полюсе, жизни людей в суровых условиях, особенностях растительного и животного мира. Обогащение игрового опыта Рассматривание энциклопедий, посвященных географическим открытиям, природе севера, животным северных стран Продуктивная деятельность: придумывание и изготовление названия ледокола. Чтение: А. Ляпидевский «На Север», «Все на лед»; А Членов «Как Алеша жил на Севере»; С. Сахаров «Два радиста» |
Зелёная аптека | «Лесная аптека» Цель: создать условия для углубления и расширения знаний детей о лесных лекарствах Обогащение игрового опыта Беседа о пользе лекарственных растений Отгадывание загадок Составление схем о лекарственных растениях в лесу | |
Февраль | Мы защищаем природу | «Юные экологи» Цель: создать условия для расширения и углубления знаний о взаимоотношений человека с природой. Обогащение игрового опыта Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»; компьютерных презентаций «Зачем нужны растения?», «Планета Земля», знакомство с репродукциями И. Левитана «Первая зелень. Май», рассматривание иллюстраций о работе в лесных и плодово-ягодных питомниках. |
Март | Комнатные растения | «Еда для растений» Цель: создать условия для углубления и расширения представлений о питании растений Обогащение игрового опыта Беседа о растениях Рассматривание иллюстраций Лепка растений |
Что мы знаем о птицах? | «Для чего поют птицы» Цель: Создать условия для расширения и углубления представлений детей о птицах Обогащение игрового опыта Беседа о птицах Рассматривание иллюстраций птиц, составление рассказа Рисование на тему «Птицы» Дидактическая игра «Кто как поёт» | |
Апрель | Познай мир | «Кузнечик и бабочка» Цель: создать условия для углубления и расширения знаний детей о том, как появляется кузнечик и бабочка. Обогащение игрового опыта Беседа о кузнечиках и бабочках, рассматривание иллюстраций Рисование кузнечика Аппликация бабочки |
Май | В мире животных | «Экскурсия в зоопарк» Цель: закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал. Обогащение игрового опыта Беседа о животных, чтение книг, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок Рисование животных, аппликация билетов, лепка Настольная игра «Маленький зоопарк» ( фигурки животных, конструктор) |
Насекомые | «Паутина Пауков» Цель: создать условия для расширения и углубления знаний детей о пауках, о значение паутины Обогащение игрового опыта Беседа о насекомых, чтение книг, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок Рисование пауков |
2.3. Задачи работы с детьми.
• Обогащать и развивать содержание игр. Развивать социальное отношение играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых
• Формировать умение организованно играть небольшими группами; распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с ролью, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Формировать умение сговариваться по поводу игры, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата
• Подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов
• Развивать умение подбирать атрибуты для игры, использовать предметы- заместители; использовать в игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности. Развивать и обогащать предметно- игровую среду.
• Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
Формировать в процессе игры правила культурного поведения.
2.4. Этапы работы педагогического сопровождения игровой деятельности детей.
Этапы | Педагогическое сопровождение |
1 Этап - диагностико-организационный | 1.Диагностика игровых интересов и предпочтений, игрового взаимодействия, игровых умений. 2. Организация условий для развития игровой деятельности. 3. Отбор сюжетов игр экологического направления. 4. Создание предметно-игровой среды. |
2 Этап - совместная игровая деятельность воспитателя и детей | 1.Развитие ролевых связей. 2.Развитие ролевого взаимодействия в разнообразных ситуациях игрового взаимодействия. 3.Развитие умений комбинировать сюжеты. 4.Разитие импровизационных умений посредством игровых приемов. |
3 этап - самостоятельная игровая деятельность | 1.Развитие самостоятельной игровой деятельности детей. |
2.5 Методы и приемы, применяемые в работе с детьми.
Первая группа методов (обогащение знаний, впечатлений, представлений об окружающей жизни).
• Наблюдения; экскурсии, встречи с людьми разных профессий;
• чтение художественной литературы;
• беседы, беседа-рассказ о труде взрослых и их взаимоотношениях, рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, индивидуальные беседы, уточняющие знания, представления детей о явлениях общественной жизни, о моральных категориях;
• инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы
Вторая группа методов
(способствующие становлению и развитию игровой деятельности).
• Непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли, оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговоры по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов
Третья группа методов (обучение конструированию из строительного материала, обыгрыванию построек).
• Совместное выполнение воспитателем и детьми построек;
•рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования;
• использование фотографий детских построек, схем, использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим дом, садик» и др.;
• подбор материала для обыгрывания построек.
3. Организация внешнего взаимодействия
3.1. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
1Этап Ознакомительный | Анкетирование, беседы, наблюдения, выделение проблемы, опросы. |
2Этап Профилактический | Наглядная агитация (памятки, рекомендации, консультации, стенгазеты) Круглый стол «Игры детей дома», создание книги «Я в профессии играю», создание игротеки «Игры с детьми» Участие в родительских собраниях, совместные экскурсии, распространение лучшего семейного опыта «Игры с детьми в семье». Постоянно действующая рубрика «Вместе весело шагать» (вопрос -ответ) |
3 этап Практический | Конкурсы «Самая играющая семья», «Игрушки своими руками». Мастер классы по сюжетно-ролевым играм. |
4этап Перспективный | Показ результата работы по развитию сюжетно-ролевой игры Определение перспектив работы по предлагаемой программе «Сюжетно- ролевая игра как социально-личностное развитие детей» |
3.2. Работа с педагогами
Перспективность программы «Сюжетно - ролевая игра как социально-личностное развитие детей» в том, что ее могут использовать воспитатели ДОО. В связи с этим были проведено ряд мероприятий:
• Открытый показ сюжетно-ролевых игр на методическом объединении.
• Проектная деятельность.
• Презентация проектов.
•Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды, изготовлению маркеров игрового пространства для сюжетно-ролевых игр.
• Создание перспективного планирования сюжетно-ролевых игр.
• Создание совместных творческих групп по обмену опытом.
•Консультации, рекомендации, сообщения по теме, организация деловых игр.
3.3. Результативность
Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт эмоционально- практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания развивающей предметно-игровой среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический досуг для детей 6-7 лет "Давайте вместе мы природой дорожить!"
Экологический досуг для детей 6-7 лет....
План проекта Вместе с природой
План проекта Вместе с природой...
Парциальная программа дополнительного образования " Секреты природы" для детей 5-6 лет
Актуальность программы: довести до каждого ребёнка значимость природы в жизни человека, необходимость бережного отношения к окружающей среде.Способствовать формированию и развитию познавательных интер...
Играя, вместе познаем мир природы
Методическое пособие для педагогов по использованию образовательных технологий в обучении, воспитательных технологий в образовательном процессе...
Содержание и реализация парциальной программы «Играем в экономику»
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни....
Парциальная программа "Играем в экономику"
Парциальная программа "Играем в экономику"...
Парциальная программа "Играем в экономику" для детей старшего дошкольного возраста
Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом об...