Парциальная программа по социально-коммуникативному развитию детей 5-7 лет «Это чудесное слово «Вместе»
статья по окружающему миру

Самойло Лилия Николаевна

В статье представлен краткий обзор парциальной образовательной программы по социально-коммуникативному развитию дошкольников 5-7 лет.       

Ключевые слова: парциальная образовательная программа, ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Парциальная  программа по социально-коммуникативному развитию детей 5-7 лет «Это чудесное слово «Вместе»

Самойло Л.Н.,

педагог-психолог МАДОУ д/с №  100

В статье представлен краткий обзор парциальной образовательной программы по социально-коммуникативному развитию дошкольников 5-7 лет.        

Ключевые слова: парциальная образовательная программа, ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие.

Дошкольное образование в условиях федерального государственного образовательного стандарта акцентирует внимание на психологическом аспекте формирования воспитанника как участника современного общества. Важно приобщить ребенка к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки самостоятельности, ответственности, взаимодействия с другими людьми, учить проявлять свои индивидуальные особенности и таланты, быть активным членом современного общества.

        В 2015 году педагогом-психологом МАДОУ д/с № 100 Самойло Лилией Николаевной разработана парциальная программа по социально-коммуникативному развитию детей 5-7 лет «Это чудесное слово «Вместе».

Программа посвящена актуальной проблематике возрастной, педагогической и социальной психологии, в частности, оптимизации межличностного общения в группе детского сада. Разработана с учётом специфики деятельности МАДОУ д/с № 100, определяется ФГОС дошкольного образования, уставом ДОУ, реализуемой в ДОУ примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Васильевой.

Основными участниками реализации программы являются: дети старшей и подготовительной группы.

Цель  программы:  оптимизация межличностного общения в группе детского сада.

Задачи:

  • Обучать дошкольников умению общаться друг с другом, учитывая интересы и чувства других.
  • Приучать к сотрудничеству, проявлять заботу и внимание по отношению друг к другу, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
  • Обучать детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций.
  •  Формировать навыки социального поведения.
  • Учить детей на основе полученных знаний строить свое поведение в общении со сверстниками.
  • Формировать дружный, сплоченный коллектив.

В программе предложен комплекс методик для изучения взаимодействия детей, системы групповых межличностных взаимоотношений с помощью создания ситуаций, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы.

        В содержательном разделе представлены модель реализации программы, примерный тематический план, образовательные технологии и методы реализации программы.

Также в программе содержатся рекомендации по организации педагогического процесса в ДОУ и по работе с родителями.

Занятия по программе проводятся один раз в неделю в форме мини-тренинга по расписанию. Количество детей в подгруппе 10-13 человек. Продолжительность: 20-25 минут в старшей группе; 25-30 минут в подготовительной группе.

Занятие состоит из трех частей:

• вводная (ритуал приветствия, разминка);

• основная (этап активного взаимодействия);

• завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).

Основная часть не может быть четко обозначенной, так как нельзя заранее спланировать всю гамму возникающих ситуаций. Могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение дополнительного материала и т.д.

Программапомогает  воспитателям в создании и поддержании оптимального социально-психологического климата в детском коллективе.Обучение и воспитание, а также закрепление полученных на занятиях знаний, умений и навыков происходит во время всего пребывания ребенка в детском саду, режимных моментах, в процессе различных видов детской деятельности.

Для эффективной реализации программы родители выступают  активными участниками педагогического процесса.

Содержание программы позволяет организовать разнообразные совместные мероприятия детей, родителей и педагогов: постановка спектаклей, изготовление семейных альбомов, изготовление пособий, совместных выходов, праздники и др.

В качестве приложения к программе «Это чудесное слово «Вместе» разработан Арт-Альбом «Изучаем чувства, характер, отношения» с заданиями для детей 5-7 лет.  Предложенные задания из Арт-Альбома являются важной составляющей программы, они специально подобраны и структурированы. Арт-Альбом предназначен для родителей воспитанников. Основная цель: включение родителей в педагогический процесс,  формирование позиции сотрудничества.        

        Список литературы

1. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. М.: Педагогическое общество России,2004.  48 с.

2.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.

          3. Князева О.Л., СтеркинаР.Б. Я, ты, мы. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. –М.: Просвещение, 2003.  168 с.

          4. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. – Киев, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию...

Статья "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста"

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» является приоритетным направлением в развитии образовательной системы. Представляю вашему вниманию свои материа...

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"

Презентация «Обогащение речевой  и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...

"Развитие социально-коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста (возраст от 2,5 до 3 лет) посредством коммуникативных дидактических игр"

1.Актуальность темы.2.Выдержки из ФГОС ДО и профстандарта по заявленной теме.3.Целевые ориентиры в раннем возрасте.4.Взаимодействие работников ДОУ с родителями.5.Описание коммуникативных игр,  на...

Авторская программа по социально-коммуникативному развитию детей 5-7 лет «Это чудесное слово «Вместе».

Программа разработана с учётом специфики деятельности МАДОУ д/с № 100, определяется ФГОС дошкольного образования, уставом ДОУ, реализуемой в ДОУ примерной образовательной программой дошкольного образо...