Кружковая деятельность «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
методическая разработка (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №131
Утверждаю
Заведующая МАДОУ ЦРР д/с №131
________________Е. А. Филимонова
_________________________20___
ПРОГРАММА КРУЖКА
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
Программу составил:
Воспитатель Л.В.Кутузова
Рассмотрена и одобрена на
педагогическом совете
протокол №1 от _________
Калининград 2017
Утверждаю
Заведующая МАДОУ ЦРР д/с №131
________________Е. А. Филимонова
_________________________20___
СЕТКА ЗАНЯТИЙ
КРУЖКА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
Возраст обучающихся 4 - 5 лет
Количество групп – 1
Наполняемость группы – 8 человек
Руководитель – Л.В. Кутузова
Дни недели | Время проведения | Количество занятий | ||
В неделю | В месяц | В квартал | ||
четверг | 15:15 – 15:35 | 1 занятие в 2 недели | 2 | 6 |
Заведующая МАДОУ ЦРР д/с №131_________________Е. А. Филимонова
СПИСОК ДЕТЕЙ ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖОК
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
1. Голодников Андрей
2. Дерендяева Алена
3. Ларионова Алиса
4. Робертус Никита
5. Черный Никита
6. Казакова Диана
7. Кудрявцева Надя
8. Пыреев Артем
Пояснительная записка.В основу настоящей программы положены соответствующая образовательная область обновленного варианта комплексной общеобразовательной программы «Детство»Т.И. Бабаевой, приведено в соответствие с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы и методические рекомендации Фесюковой «Воспитание сказкой», Т.С. Большевой.
«Чтение художественной литературы» отдельная образовательная область программы «Детство».
Содержание предлагаемой программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию интереса детей к художественной литературе, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности.
Основными методами литературного развития детей являются следующие:
- Чтение взрослого.
- Инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании.
- Беседа после чтения, разные группы вопросов.
- Рассматривание иллюстраций в книжках-картинках, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев, рассматривание картинок в книге.
- Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации и по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
- Участие в постановках мини-спектаклей по знаковым народным сказкам для взрослых зрителей (воспитателей и родителей).
- Вечера литературных развлечений.
Дополнительные методы:
Наглядные: наблюдения, использование иллюстративно-наглядного материала, использование ИКТ.
Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.
Практические: продуктивная деятельность (рисование, аппликация и пр.); дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; моделирование; схематизация, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Основная форма реализации данной программы – кружковая работа – 25 мин, 1 раз в 2 недели.
- Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе.
- . Цели:
- Развитие и обогащение словаря;
- Совершенствование связной диагностической и монологической речи;
- Овладение грамматически правильной речью;
- Работа над фонематической стороной речи;
- Формирование интереса к устному народному творчеству и звучащему слову;
- Формирование эмоциональной чувственной сферы через произведения народного словесного искусства.
2.2. Задачи воспитания и развития речи детей:
- Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста;
- Способствовать воспитанию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, попытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте;
- Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.
2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе.
Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к книге и первичных ценностных ориентаций, на основе представления об окружающей деятельности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в рисунке, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей.
- Требования к уровню освоения содержания программы.
- Ребенок внимание и интересом слушает чтение или рассказывание. Стремится к повторной встрече с произведениями, его героями, просит взрослого прочитать новое литературное произведение.
- Легко включается в процесс восприятия, охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям и героям, красоте некоторых художественных средств, отвечает на вопросы по содержанию.
- Имеет представление о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица.
- Развиты умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: ребенок пересказывает знакомые сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть прибаутки, стихи и поэтические сказки., охотно участвует в играх со звукоподражаниями и рифмами.
- Активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисует иллюстрации, лепит и конструирует фигурки для театрализованных игр, участвует в театрализованных играх, создавая интересные образы героев.
- Объем программы и виды образовательной деятельности.
Объем программы составляет 450 мин и включает в себя три образовательных компонента:
- Теоретическая часть;
- Практическая часть;
- Диагностическая часть.
Первый компонент содержит общие сведения по определенной тематике. То, о чем знают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказы и беседы воспитателя, обсуждений, чтения произведений детской литературы, рассматриваний и наблюдений за объектами окружающей деятельности. При этом используется наглядность и применяется ИКТ.
Второй компонент имеет практическую наглядность: это то, что осваивают дети в форме художественно-продуктивной деятельности, моделирования, игровых действий, двигательных минуток, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, других совместных дел.
Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определенных тем: выявляет достижения ребенка или недостаточность освоения программы.
Таблица 1.
Наименование и номер разделов | Объем (мин.) | ||
всего | теоретические | Практические | |
Раздел 1. Малые фольклорные формы | 120 | 30 | 90 |
Раздел 2. Драматизация сказки | 120 | 30 | 90 |
Раздел 3. Знакомство с разными видами театра | 120 | 30 | 90 |
Раздел Диагностика |
- Содержание программы.
5.1. Объем программы по темам.
Таблица 2.
№ разд. | № темы | Объем (мин.) | ||
всего | теорет. | практ. | ||
Раздел 1. | Тема 1. «Рассказ русской народной сказки «Колобок» | 20 | 5 | 15 |
Тема 2. «Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем» | 20 | 5 | 15 | |
Тема 3. «Волшебная шкатулка» | 20 | 5 | 15 | |
Тема 4. «Одну простую сказку хотим мы показать» | 20 | 5 | 15 | |
Тема 5. «Спешим на представление» | 20 | 5 | 15 | |
Тема 6 «Сказка, сказочка, сказунья» | 20 | 5 | 15 | |
Раздел 2. | Тема 1. «Драматизация сказки «Колобок» | 20 | 5 | 15 |
Тема 2. «Драматизация сказки «Козлята и волк» | 20 | 5 | 15 | |
Тема 3. «Драматизация сказки «Репка» | 20 | 5 | 15 | |
Тема 4. «Драматизация сказки «Почему кот моется после еды?» | 20 | 5 | 15 | |
Тема 5. «Волшебная рукавичка». Показ сказки «Заюшкина избушка» | 20 | 5 | 15 | |
Тема 6. «Итоговое» | 20 | 5 | 15 | |
Раздел 3. | Тема 1. «Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать» | 20 | 5 | 15 |
Тема 2. «Пересказ сказки «Заюшкина избушка» с использование театра на флонелеграфе» | 20 | 5 | 15 | |
Тема 3. «Показ настольного театра «Козлята и волк» | 20 | 5 | 15 | |
Тема 4. «Показ сказки «Козлята и волк» для детей ясельной группы» | 20 | 5 | 15 | |
Тема 5. «Пересказ сказки «Репка» с использованием пальчикового театра» | 20 | 5 | 15 | |
Тема 6. «Показываем ложковый театр» | 20 | 5 | 15 | |
Итого | 18 | 360 | 90 | 270 |
6. Методическое обеспечение программы
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
№ п\п | Автор(ы) | Заглавие | Город изд., год изд., кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. | «Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» | С.Пб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г., 528 с. | Программа | 1 |
2. | Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Крулехт М.В. и др. | «Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие» | С.Пб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г., 592 с. | Научно-методическое пособие | 1 |
3. | Губанова Н.Ф. | «Театрализованная деятельность дошкольника» | Москва, «ВАКО», 2007 г. | Методическое пособие | 1 |
4. | Князева О.Л., Маханева М.Д. | «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | С.Пб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г. | Программа | 1 |
6.1.2.Дополнительная литература
№ п\п | Автор(ы) | Заглавие | Город изд., год изд., кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | Пименов В.А. | Театр на ладошках | Воронежский Государственный университет 1998 г., 128 с. | Репертуарный сборник дошкольников и школьников | 1 |
2. | Петрова Т.. Сергеева Е.Л. Петрова Е.С. | Театрализованные игры в детском саду | Москва «Школьная Пресса» 2000 г., 128 с. | Разработка занятий для всех возрастных групп | 1 |
3. | Антипина Е.А. | Театрализованные представления в детском саду | Творческий центр СФЕРА Москва 2010 г., 128 с. | Сценарий с приложением | 1 |
4. 5. | Маханева М.Д. Рыжова Л. В. | Театрализованные занятия в детском саду. Методика работы со сказкой | Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2001. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012 | Пособие для работников дошкольных учреждений. Методическое пособие | 1 1 |
- Тема: «Давайте познакомимся».
Цель: эмоционально воспроизводить приветственные информации.
Материал: мяч, ширма для театра, разные виды театров.
Ход занятия:
- Первое посещение детьми театральной комнаты в новом учебном году.
- Вопросы к детям: Как называется зал? Что в зале напоминает театр?
- Игра «Назови свое имя ласково». Воспитатель и дети вспоминают слова, необходимые при знакомстве.
- Чтение отрывков из сказок, где описывается знакомство героев.
- Игра «Давайте познакомимся» с мячом..
- Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Колобок».
Цель: внимательно слушать и разыгрывать знакомую сказку в настольном театре; учить входить в роль
Материал: небольшой мяч; волшебный мешочек; фигурки к сказке «Колобок».
Ход занятия
- Дети отгадывают загадку про колобка:
Круглый, да не мяч,
Мягкий, да не вата,
Жаркий, да не солнце,
Вкусный, да не яблоко.
Кто это?;
- вопрос к детям:
Как называется сказка, из которой к нам пришел этот гость?
в. игра «С волшебным мешочком».
г. Дети распределяют роли и разыгрывают настольный спектакль по сказке.
д . игра «Встреча с колобком». Губанова 143.
- Тема: «Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем»
Цель: упражнять детей в подборе рифм к словам. Закреплять понятие «рифма».создать положительный эмоциональный настрой.
а. Погружение в сказочную атмосферу.
б. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов»
в. Физкультминутка.
г. Придумывание рифмующихся слов.
.
- Тема: «Пересказ сказки «Заюшкина избушка» с использованием театра на флонелеграфе».
Цель: побуждать детей к пересказыванию знакомой сказки.
Материал: театр на флонелеграфе по сказке «Заюшкина избушка».
Ход занятия:
- Показать на флонелеграфе героев сказки, дети называют героев.
- Рассказывание сказки детьми 2 – 3 раза.
В. Игра «Догадайся, кто я». М. 78.
- Тема: «Драматизация сказки «Колобок».
Цель: работа над дикцией, выразительностью речи.
Материал: шапочки героев сказки.
Ход занятия:
- Повтор подвижной игры «Встреча с колобком».
- Дети вспоминают из какой сказки пришел колобок.
- Дети выбирают по желанию роли героев сказки, надевают элементы костюмов.
- Проводится игра-драматизация (2 – 3 раза).
- Итог занятия.
- Тема: «Показ настольного театра «Козлятки и волк».
Цель: знакомство с разными видами театра.
Материал: настольный театр.
Ход занятия:
- Рассматривание разных видов театра по сказке «Козлята и волк» (настольный, пальчиковый, «Бибабо», театр на фланелеграфе).
- Рассматривание иллюстраций к сказке.
- Показ театра по сказке «Козлятки и волк».
- Имитация движений героев сказки.
- Решение проблемных ситуаций например: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе».
- Беседа по содержанию.
- Тема: «Волшебная шкатулка».
Цель: побуждать детей к пересказыванию знакомой сказки.
Материал: волшебная шкатулка, игрушки отгадки по сказке «Козлятки и волк».
Ход занятия:
- Загадывание загадок по сказке «Козлятки и волк».
Кто зимой холодной, ходит злой голодный? | У кого рога, длинней хвоста? |
- Дети вытаскивают из шкатулки иллюстрации к сказке, вспоминают слова героев.
- Пересказ сказки по мнемотаблице.
- Тема: «Драматизация сказки «Козлятки и волк».
Цель: работать над выразительностью. Совершенствовать интонационный строй речи.
Материал: костюмы к сказке.
Ход занятия:
- Дети по очереди проигрывают роли.
- Дети выбирают героев – отмечать различия в характере одного образа; определять у кого роль получилась похожа.
- Драматизация сказки.
- Тема: «Показ сказки «Козлятки и волк» для детей ясельной группы».
Цель: воспитывать у детей умение проявлять свои эмоции, чувства публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Материал: костюмы.
Ход занятия:
- Подготовка атрибутов и костюмов к представлению спектакля.
- Эмоциональный настрой детей.
- Выступление перед детьми ясельной группы.
- Тема: «Одну простую сказку хотим мы показать».
Маханева 83
Цель: Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Расширять «словарь» жестов и мимики.
Ход занятия:
- Пантомимическая игра.
- Введение понятия «пантомима».
- Творческая игра «Что это за сказка?»
- Тема: «Спешим на представление»
Цель: вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию, познакомить со сказкой; учить внимательно смотреть и слушать сказку; приобщать детей к русской народной традиции.
Материал: Атрибуты и декорации к сказке «Заюшкина избушка»; куклы бибабо (матрешка, петрушка, лиса, собака, медведь, петушок, заяц).
Ход занятия: воспитатель расспрашивает детей о желании посетить театр, раздает билеты на спектакль. За ширмой появляются матрешка и петрушка. Проводится инсценировка «Смех да веселье».
Проводится игра со зрителем «Это все мои друзья».
Дети показывают р. н. сказку «Заюшкина избушка» в кукольном театре бибабо, роль ведущего исполняет воспитатель.
- Тема: «Пересказ сказки «Репка» с использованием пальчикового театра».
Цель: учить имитировать характерные движения героев сказки.
Материал: пальчиковый театр по сказке «Репка».
Ход занятия:
- Показать героев пальчикового театра по сказке «Репка».
- С помощью воспитателя дети рассказывают сказку «Репка» (от имени персонажей-кукол) 2 – 3 раза.
- Дети (пожеланию) имитируют движения персонажей в соответствии со словами воспитателя.
- В конце занятия дети приглашают сказку в гости:
Сказка, сказка, приходи!
Будут рады малыши!
- Тема: «Драматизация сказки «Репка».
Цель: учить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.
Материал: шапочки героев сказки.
Ход занятия:
- Игра-имитация «Изобрази героев в словесном сопровождении»
В сказке «Репка» дедка есть,
Бабушка и внучка,
Вместе с ними жили кошка,
Мышка, песик Жучка.
Дедка репку посадил,
Долго он ее растил.
Выросла какая?
Большая–пребольшая!
(воспитатель и дети, шагая по кругу, последовательно передают движения каждого героя)
- Дети надевают костюмы, распределяют роли по желанию.
- Драматизация сказки.
- Дружный хоровод вокруг репки.
- Тема: «Сказка, сказочка, сказунья».
Цель: вызвать интерес к устному народному творчеству.
Материал: иллюстрации к сказкам.
Содержание занятия:
а. беседа по иллюстрациям.
б. викторина по сказкам «Лиса и гуси», «Лиса и козел», «Жихарка», «Гуси-лебеди»
в. Заучивание прибаутки:
Жил да был козел,
Завсегда развесел.
Он и по воду ходил,
Он и печку топил,
Он и кашу варил,
Деда с бабою кормил,
Слава козлу! Слава!
Вакуленко 148.
- Тема: «Показываем ложковый театр».
Цель: обучать детей правильно показывать ложки, лицевой стороной к зрителю в соответствии с текстом.
Материал: ложковый театр по произведениям стихов Чуковского.
Ход занятия:
а. Прочитать стихи «Свинки», «Ежики смеются»»Поросенок».
б. Инсценировать короткие стихотворения.
- Тема: «Драматизация сказки «Почему кот моется после еды».
Цель: развивать артистические возможности.
Материал: шапочки, музыка.
Ход занятия:
- Подвижная игра «Воробушки и кот»
- Распределение ролей.
- Драматизация сказки «Почему кот моется после еды?»
- Веселый танец
- Тема: «Волшебная рукавичка», показ сказки «Заюшкина избушка».
Цель: воспитывать умение слушать сказку, сопереживать героям, умение отгадывать загадки.
Материал: театр «Волшебная рукавичка», игрушки героев к сказке.
Ход занятия:
- Внести волшебный сундучок, отгадать загадки:
Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку | Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, Хитра я и проворна, Зайчиков люблю! |
Серый, зубатый, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет | Зимой спит, летом – ульи ворошит |
Хвост узорами, Сапоги со шпорами. |
- Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» вместе с детьми.
- Имитационные движения с использованием элементов костюмов.
- Тема: «Итоговое».
Цель: вызвать у детей радостное настроение.
Материал: шапочки.
Ход занятия:
- Вступительное слово педагога.
- Отгадывание загадок по сказкам:
«Колобок»
«Козлятки и волк»
«Цыпленок»
«Репка»
«Почему кот моется после еды»
«Заюшкина избушка»
- Драматизация отрывков из сказок.
- Веселая пляска.
- Прощание со сказками.
Сказки нас не забывайте,
Осенью всех в гости приглашайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека форм и видов деятельности "В гостях у сказки" / "Любимые сказки", "Наш город"
Картотека форм и видов образовательной деятельности по приоритетной образовательной области "Речевое развитие" пригодится педагогам при разработке конспектов НОД....
Кружковая работа "В гостях у сказки"
Театрализованная игра, как один из видов игры, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фолклерного произведения.В теа...
Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности «Мы играем в сказку» для детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через произведения русской народной литературы: потешки, песенки, сказки. 2. Разыгрывать с помощью воспитателя знакомые потешк...
Программа кружковой работы "В гостях у сказки""
Сказкотерапия - это психологическое направление, которое, используя метафорические позволяет развить ресурсы сказки, самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с ок...
НОД в старшей группе по театрализованной деятельности В гостях у сказки.(сказка В. Сутеева Яблоко)
Задачи:Учить детей чётко произносить слова скороговорки, изменяя силу голоса и интонациюУчить сочетать движение и речьУчить интонационно и выразительно произносить фразыУчить использовать жесты, как с...
Рабочая программа кружковой деятельности "В гостях у сказки"
Рабочая программа...