ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМЕНАРЕ ДЛЯ ЗАВЕДУЮЩИХ И СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КЛУБЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДОКЛАДОМ НА ТЕМУ: «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ».
статья на тему
В докладе рассмотрены факторы, обуславливающие семейное воспитание, приведены результаты исследования по методике Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_emotsionalnoe_blagopoluchie_v_seme.docx | 145.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА РАЙОННОМ СЕМЕНАРЕ ДЛЯ ЗАВЕДУЮЩИХ И СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КЛУБЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДОКЛАДОМ НА ТЕМУ:
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ».
СОСТОВИТЕЛЬ: педагог-психолог МБДОУ
детского сада комбинированного вида №14
Королева А.Г.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
БЛАГОПРИЯТНАЯ СЕМЕЙНАЯ ОБСТАНОВКА КАК УСЛОВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.
Аннотация. В докладе рассмотрены факторы, обуславливающие семейное воспитание, приведены результаты исследования по методике Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи».
Ключевые слова: семейное воспитание; дошкольники; методика Р. Бернса и С. Кауфмана.
Семья всегда была важным социальным институтом, оказывающим влияние на воспитание ребёнка. Поведение родителей, семейные традиции, взаимоотношения между представителями разных поколений способствуют формированию у детей как позитивных личностных характеристик, так и негативных и зависеть это будет в целом от того какой психологический климат в конкретной семье.
И.А. Зайцева отмечает, что ребёнок в семье приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае – членов семьи)[1, с. 30]. Он адаптируется к системе семейных и родственных отношений, что даётся не всегда легко, именно это является его первым жизненным опытом и сказывается на отношении с социумом. И если в семье есть какие-либо отрицательные моменты, то они обязательно отразятся на мировосприятии и самочувствии ребёнка.
Под семейным воспитанием понимают процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми, в рамках которого должны быть созданы необходимые социальные и педагогические условия, способствующие гармоничному развитию личности ребёнка, формированию у него жизненно важных качеств и свойств личности.
В современном обществе функционирование семьи имеет свои специфические особенности, что связано с рядом условий. В.В. Чечет [2] выделяет несколько факторов, обусловливающих жизнедеятельность семьи и, как следствие – семейное воспитание:
1. Социально-культурные факторы, которые являются стержнем семейных отношений, мерилом гражданственности супругов и смыслом их личного существования. Сегодня, всё чаще мы наблюдаем тенденцию передачи эти функций бабушкам и дедушкам.
2. Микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие, благополучие всех членов семьи.
3. Уровень образования и профессиональной квалификации родителей – понимая важность получения качественного образования, многие родители стремятся загрузить ребёнка с самого детства посещением различных центров развития, забывая о том, что он очень много трудится каждый день на занятиях в детском саду.
4. Общая культура семьи. На мой взгляд, не меньшее значение имеют такие факторы семейного воспитания, как духовное и моральное единство семьи, которая чувствует потребность не только в родственном объединении, но и в духовном единстве её членов.
Современный ритм жизни требует большей занятости родителей на работе. В связи с этим не у всех хватает времени поиграть с ребёнком, сходить на прогулку, отвести в кружок дополнительного образования. Можно сказать, что некоторые родители видят своих детей «на бегу». Следствием этого является их отчуждение друг от друга, эмоциональная холодность в отношениях и как итог – отсутствие чувства общности со своей семьёй.
Структура и состав семьи – количество детей, наличие обоих родителей, других родственников, также определяют особенности воспитания. Но, к сожалению, в настоящее время всё чаще встречаются неполные семьи, возникновение которых связано с повышением уровня разводов, ранней беременностью, кризисом, вызванным внешними событиями. Всё это, оказывает также негативное воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
Чтобы изучить субъективную семейную ситуацию ребёнка и выявить взаимоотношения в семье я использовала методику Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи». Каждому ребёнку индивидуально был предложен лист бумаги и карандаши, он должен был нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты. Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке. Результаты данного теста проанализировав по пятисимптомокомплексам: первый – благоприятная семейная ситуация, второй – тревожность, третий – конфликтность в семье, четвёртый – чувство неполноценности в семейной ситуации, пятый – враждебность в семейной ситуации. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 6 лет, 5 мальчиков и 5 девочек. Результаты обследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели дошкольников по тесту «Кинетический рисунок семьи»
Дети | Благоприятная семейная ситуация | Тревожность | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
А-7 | 0,9 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0 |
А-4 | 0,9 | 0,1 | 0 | 0 | 0 |
А-1 | 0,8 | 0, 2 | 0,1 | 0 | 0 |
А- 8 | 0,4 | 0,2 | 0,5 | 0,4 | 0,4 |
А-5 | 0,1 | 0,3 | 0,9 | 0 | 0,6 |
А-3 | 0,7 | 0,2 | 0, | 0,2 | 0,2 |
А- 10 | 0,7 | 0,1 | 0,2 | 0 | 0,1 |
А- 2 | 0,9 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0 |
А- 6 | 0,2 | 0,2 | 0,6 | 0,3 | 0,9 |
А- 1 | 0,8 | 0,1 | 0,3 | 0,5 | 0,1 |
Анализируя рисунки детей, мы видим, что в рисунках 70% детей преобладает благоприятная семейная ситуация, что позволяет сделать вывод, о том, что в семье созданы комфортные условия. В своих рисунках дети были заняты с родителями одним и тем же видом деятельности, на лицах были изображены улыбки. Свои рисунки дети сопровождали рассказами о том, как и где они вместе с родителями проводят время (ходят в парк, на природу, ездили на море и т.д.). Самый высокий показатель конфликтности в семье выявлен у 20% детей. На одном рисунке ребёнок не нарисовал себе уши, часто использовал ластик, чтобы стереть, только что нарисованное; на рисунках преобладали предметы, а не люди. Отсутствие ушей ребёнок объяснил тем, что его часто дома ругают. Чувство неполноценности в семейной ситуации не испытывают только 40% ребят. Дошкольники рисовали себя между родителями, взявшись с ними за руки. Остальные нуждаются в заботе и внимании со стороны родственников. Враждебности в семейной ситуации не испытывают 40%детей, у 30% он не ярко выражен и у 30% наблюдается высокий уровень данного показателя. Дети рисовали фигуры с шипами, колючками, некоторые дети не нарисовали своих младших братьев. Дети отмечали, что их часто ругают и наказывают родители. Хотелось бы отметить такой показатель, как тревожность. Он был выявлен у всех детей в той или иной степени. В рисунках тревожность проявлялась в штриховке, некоторые рисовали пол, использовали линии с сильным нажимом. Несколько детей в процессе рисования спрашивали, всё ли правильно они рисуют.
Таким образом, мы видим, что семья оказывает влияние на эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к окружающим детям и взрослым. В результате он или принимает социум или считает его враждебным. Воспитатель, это тот человек, который проводит с ребёнком много времени. Он видит его переживания, психологическое состояние, взаимоотношения с другими, поэтому его задача вовремя заметить проблему и помочь решить её вместе с родителями.
По окончании обследования были розданы памятки для родителей
об эмоциональном благополучии ребенка в семье.
Список литературы:
1. Зайцева И.А. Семья — ценностная основа социальной адаптации // Начальная школа. - №1. – 2014.
2. Чечет В.В. Педагогика семьи: учеб.пособие // В.В.Чечет. – Минск: БГПУ, 2015.
3. Юденкова И.В., Воронцова Н.И. Влияние внутрисемейных отношений на личностное развитие ребенка // Материалы II Международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований». - Пенза: «Социосфера», 2011 (5-6октября 2011г.).- С.135-138.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Юденкова И.В., Хохлова В.А. Благоприятная семейная обстановка как условие эмоционального благополучия дошкольников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 11-15.
Приложение 1
Памятка для родителей
об эмоциональном благополучии ребенка в семье.
Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.
Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:
- наличии чувства доверия к миру;
- способности проявлять гуманные чувства;
- способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
- наличии положительных эмоций и чувства юмора;
- способности и потребности в телесном контакте;
- чувстве удивления;
- вариативности поведения;
- способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
- способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
- способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.
Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.
Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.
Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:
биологические - врожденные особенности психологического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д;
психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.
Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.
Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:
- принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
- создание в семье атмосферы положительных эмоций;
- создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
- поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);
- в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);
- включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.
Признаки здорового эмоционального состояния у детей:
(От четырех до шести лет)
- ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
- начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
- становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
- проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
- ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.
(От шести до семи лет)
- склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;
- очень восприимчив к эмоциональным травмам;
- может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;
- формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;
- начинает включаться в “сексуальные игры” со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;
- чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;
- может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания.
Симптомы эмоциональных проблем:
(От трех до шести лет)
- частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
- частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
- постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
- общая неспособность следовать правилам и указаниям;
- нежелание разговаривать и договариваться;
- внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
- постоянная меланхолия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "перспективный план по теме эмоционально-личностное развитие ребенка средствами валеологических игр в младшей, средней, старшей группах детского сада" для воспитателей детского сада.
В учебно-методическом пособии опубликован материал для работы воспитателей с детьми младшей, средней и старшей группах по теме "здоровье", "безопасность" (развивающие, подвижные игры, игры-упражнения,...
Система работы заведующего и старшего воспитателя детского сада с молодыми специалистами
Презентация...
Семинар для заведующих и старших воспитателей «Развитие творческого потенциала ребенка в театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
5 декабря 2017 года в соответствии с планом работы Управления образования администрации Барабинского района был проведен семинар для заведующих ДОУ по теме «Развитие творческого п...
Семинар для заведующих, заместителей заведующих и старших воспитателей дошкольных образовательных организаций «За здоровьем – в детский сад».
Цель: популяризация опыта работы учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.Задачи: Познакомить участников семинара с опытом работы учреждения с системой работы по сохранению и...
ДОКЛАД «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»
Цель: Формирование убеждения у родителей в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности и дать рекомендации по созданию эмоцио...
Выступление на РМО заместителей заведующих и старших воспитателей "Приобщение дошкольников к художественной литературе в ДОУ"
В наше компьютерное время И педагогами стало меньше уделяться внимание книге и детскому чтению. Поэтому в начале учебного года мы разработали примерный план мероприятий. Каждая группа подготовила спис...
Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады приветствовать Вас на собрании нашей группы. Все мы с вами разные, но у нас есть общее – это наши дети наш детский сад, наша группа, наше постоянно...