Перспективный план работы с родителями с использованием инновационных форм сотрудничества педагога с семьёй, с целью повышения уровня музыкального развития детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме
Представлены инновационные формы работы с родителями детей дошкольного возраста по музыкальному развитию детей. (План, консультации, анкетирование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_formy_raboty_s_roditelyami.odt | 916.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василек» муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
Перспективный план работы с родителями с использованием инновационных форм сотрудничества педагога с семьёй, с целью повышения уровня музыкального развития детей дошкольного возраста
Музыкальный руководитель :
Пригоннова Н.Г.
2015-2016 учебный год
«Инновационные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию»
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.
С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).
Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
Инновационные формы работы взаимодействия с семьёй:
1. Музыкальная ООД (открытые музыкальные занятия).
Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области День открытых дверей)
1)Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
2)В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.
2. Мастер-классы, занятия-практикумы.
1)приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика);
2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместномумузицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).
3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации
С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»).
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
- Подготовка отдельных номеров;
- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
- Помощь в оформлении помещения;
- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
4. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.
Он содержит информацию, касающуюся:
- Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий;
- Значимости музыкального воспитания детей;
- Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;
- Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;
- Об особенностях эмоционального мира дошкольника;
- Фотографии занятий, выступлений.
5. Индивидуальные беседы с родителями.
6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.
Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:
«Музыкальное воспитание в семье»,
«Родителям о музыкальном воспитании»,
«Советы: музыкальное воспитание»,
«Как слушать музыку с ребёнком».
7. Папки – передвижки.
Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду»:
«Музыкальные игры в детском саду»,
«Ваш ребёнок любит петь?»,
«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,
«10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,
«Как в жизнь приходит музыка…»,
«Музыка и её влияние на развитие детей» и др.
Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.
Литература:
1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.
2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.
3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.
4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. 2008. №6.
5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994
Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал. Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.
Учим ребенка, слушать музыку
Консультация для родителей.
Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из “Детского альбома” Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные. Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе “Как рассказывать детям о музыке”; “Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее. Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.
Музыка – волшебница
У старика спросил поэт: | А юноша ответил так: | — Вы правы все, — сказал поэт, |
Перспективный план работы с родителями.
Месяц | Форма работы | Взаимодействие с родителями | Задачи | Примечание |
Сентябрь | Консультация “Музыка как средство воспитания", встреча с родителями вновь прибывших детей. | Посещение занятий , развлечение для детей и родителей “День знаний”. | Воспитывать музыкальное восприятие у ребенка в семье. | Индивидуальные беседы. |
Октябрь | Индивидуальные беседы “По результатам диагностики музыкального развития дошкольников на начало учебного года” | Участие родителей в подготовке и проведении развлечения “Осень в гости к нам пришла” | Создать благоприятную творческую атмосферу | Изготовление костюмов |
Ноябрь | Беседы “Родителям о склонностях, способностях” пожелания. | Познакомить с программными задачами и содержанием работы на квартал. | Увидеть в каждом ребенке талант и способности и развивать их | Ответы на вопросы |
Декабрь | Рекомендации по подготовке к зимним праздникам, принимать активное участие в проведении праздников. | “В гости елка к нам пришла” приглашение на утренники | Создать праздничную атмосферу и сказочное настроение детям. | Изготовление атрибутов, подарков сюрпризов. Отзывы пап о проведенном празднике. Активное участие мам и бабушек на праздничном утреннике. изготовление атрибутов совместно с родителями и детьми. |
Январь | Родительское собрание “Давайте поговорим о музыке в серьез” |
|
|
|
Февраль | Консультация “Развитие творческой деятельности на основе татарского фольклора | Развлечение “День защитников Отечества” | Воспитание нравственно-патриотических чувств | Открытые музыкальные занятии по желанию родителей |
Март | “День открытых дверей” | Организовать музыкальные встречи с семьями воспитанников. Праздничный утренник “Слушай нашу песенку мамочка любимая” | Стимулировать эмоционально-положительное состояние детей посредством музыкальной деятельности. | Подбор аудиокассет детских песен. |
Апрель | Принять участие в проведении групповых родительских собраний по результатам работы за год во всех группах с показом музыкального занятия. | Провести день смеха “Хохотунчики” Провести индивидуальные беседы по результатам диагностики музыкального развития дошкольников. | Обеспечить уровень эмоциональной стабильности в пределах нормы. | Организовать фото- и видеосъемки для оформления альбомов. |
Май | Консультация “О домашней фонотеке” | Индивидуальные консультации с родителями детей, нуждающихся в коррекционно-профилактической поддержке. | Подвести итоги учебного года, советы, пожелания родителям. | Повышать педагогическую компетентность по вопросу эмоционального развития через разные формы работы |
Июнь | Практикум “Приобщение детей к музыкальной деятельности средствами народного музыкального творчества” | Практические занятия совместно с детьми, разучивание народных хороводов, игр, знакомство с народными музыкальными инструментами. | Приобщение ребенка к слушанию музыки. |
|
Июль Август | Подготовить рекламу о работе кружка «Весёлые нотки», предложить посещать музыкальную студию организованную в ДОУ. | Организовать музыкальные встречи с семьей воспитанников. | Формирование активной творческой деятельности, с учетом индивидуальных и психических особенностей родителей и детей. Подготовка к новому учебному году. |
|
Беседа с родителями на тему “Музыка в жизни ребенка”
В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.
Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.
Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.
Анкета на выявление у детей интереса к музыкальным занятиям
1. Фамилия, имя ребёнка.
2. Ты любишь слушать музыку?
3. Какую музыку ты любишь слушать?
4. Тебе нравится петь, танцевать?
5. Ты просишь родителей, чтобы они включили музыку, когда ты играешь?
6. Тебе нравится играть под музыку?
7. Ты смотришь какие-нибудь музыкальные телепередачи? Какие?
8. Меняется ли твоё настроение, когда ты слушаешь музыку?
9. Можешь ли ты нарисовать свои музыкальные впечатления после того, как послушаешь музыку?
10. Можешь ли ты придумать движения под музыку?
11. Часто ли у вас дома бывают праздники?
12. Нравится ли тебе петь и танцевать вместе с родителями?
13. Нравится ли тебе петь и танцевать перед гостями, которые пришли к вам на праздник?
14. Какие песни ты знаешь?
15. Какая песня твоя любимая?
16. Какие исполнители (певцы или музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
17. Ты ходишь вместе с родителями на концерты, музыкальные представления?
18. Ты умеешь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте?
19. Ты хотел бы научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте? На каком?
20. Тебе нравятся музыкальные занятия в детском саду?
21. Что тебе больше нравится на музыкальных занятиях: петь или танцевать?
22. Тебе нравится участвовать в праздниках, которые проводятся в детском саду?
23. Тебе нравится выступать перед другими воспитанниками и родителями, которые пришли на праздник
в детский сад?
Анкета для родителей по вопросам музыкального воспитания детей
Уважаемые родители!
Музыка - важный источник развития эмоций, социального опыта и творчества детей. Для выявления у воспитанников интереса к музыке и эффективной организации работы с ними в дошкольной образовательной организации предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Задумывались ли вы о том, как влияет музыка на развитие личности ребёнка?
2. Считаете ли вы необходимым осуществлять руководство детской музыкальной деятельностью?
3. Как вы считаете, есть ли у вашего ребёнка способности к музыкальной деятельности?
4. Занимается или занимался ли кто-то из членов вашей семьи музыкой профессионально?
5. Часто ли в вашем доме звучит музыка?
6. Какой музыке отдаётся предпочтение в вашей семье (народной, классической, рок-музыке, джазу, другому
жанру)?
7. Музыка звучит дома целенаправленно или является «фоном»?
8. Если музыка включается целенаправленно, кто слушает её вместе с ребёнком (мама, папа, бабушка, дедушка, старшие дети в семье)?
9. Как реагирует ваш ребёнок на музыку?
10. Какая музыка больше нравится вашему ребёнку?
11. Просит ли сам ребёнок включить музыку во время игр, занятий?
12. Есть ли у вашего ребёнка любимая песня?
13. Есть ли в вашей семье музыкальные инструменты? Кто на них играет?
14. Есть ли в вашей семье коллекции пластинок, дисков с аудиозаписями?
15. Оборудован ли дома музыкальный уголок для ребёнка?
16. Приобретаете ли вы своему ребёнку диски с записями детских песен, сказок?
17. Приобретаете ли вы своему ребёнку детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки?
18. Организуете ли вы дома семейные концерты, музыкальные вечера? Как часто?
19. Часто ли вы поёте и танцуете вместе с ребёнком?
20. Заучиваете ли вы с ребёнком новые песни, отличные от репертуара в детском саду?
21. Знакомите ли вы ребёнка с произведениями фольклора?
22. Бываете ли вы с ребёнком на концертах, спектаклях (с учётом его возраста)?
23. Нужны ли вашему ребёнку, на ваш взгляд, дополнительные музыкальные занятия?
24. Посещает ли ваш ребёнок музыкальную школу, студию?
25. Как вы оцениваете работу педагогов по музыкальному воспитанию в детском саду, который посещает ваш
ребёнок?
26. Как вы оцениваете организацию музыкальных занятий с детьми в детском саду?
27. Делится ли ваш ребёнок впечатлениями о музыкальных занятиях в детском саду?
28. Как вы оцениваете результаты музыкального творчества вашего ребёнка?
29. Посещаете ли вы музыкальные занятия в детском саду?
30. Участвуете ли вы в мероприятиях, организуемых в детском саду?
31. Ваши пожелания по организации музыкального воспитания детей в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные формы сотрудничества ДОУ с семьёй в рамках ФГОС ДО»
Актуальность, характеристики инновационного опыта.Система дошкольного образования, как указано в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляе...
Инновационные формы работы с родителями в ДОУ, направленные на сотрудничество педагога с семьей.
консультация для педагогов...
Фрагмент Совета педагогов в форме интерактивной игры «Педагогическая рыбалка» по теме: Использование инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с целью развития творческих способностей и коммуникативных навыков дошкольников.
Цель: стимулировать интерес к педагогическому поиску, повышать педагогическую компетентность воспитателей по вопросам использования инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с цель...
Инновационные формы сотрудничества педагогов с родителями для успешного развития и реализации личности ребенка
Суть взаимодействия детского сада и семьи заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребёнка, раскрытии и развитии в нём скрытого потенциала.В данной презентации показаны основн...
Использование инновационных форм сотрудничества ДОУ , родителей и детей посредством здоровьесберегающих технологий.
В статье говорится об охране жизни и укреплении здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий....
Повышение уровня педагогической компетенции родителей через использование инновационных форм работы
....
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
АктуальностьВ современном образовании стоит задача, воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня...