«Духовно- нравственное воспитание детей в традициях православной культуры»
консультация на тему
Как никогда остро встает перед российским обществом проблема духовно- нравственного воспитания детей. И решать ее надо уже в дошкольном возрасте, как в самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Ведь, как известно, что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. Поэтому особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей страны, своего народа, познакомить его с основами православия, содержанием православных праздников.
Приобщение к русским национальным духовным культурным ценностям в нашем детском саду происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных игр), устного народного творчества (на примере потешек, прибауток, пословиц, поговорок, русских народных сказок), с традиционными русскими ремеслами (Гжель, Хохлома, дымковская игрушка, Городецкая роспись), в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности с воспитателем в образовательных областях музыка, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_politova_v.v.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно- нравственное воспитание детей в традициях православной культуры»
Подготовила: Музыкальный руководитель Политова Вера Витальевна
Как никогда остро встает перед российским обществом проблема духовно- нравственного воспитания детей. И решать ее надо уже в дошкольном возрасте, как в самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Ведь, как известно, что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. Поэтому особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей страны, своего народа, познакомить его с основами православия, содержанием православных праздников.
Не случайно коллективы многих дошкольных учреждений стали искать возможность для плодотворной работы по духовно-нравственному воспитанию, обращаясь именно к традиционному Отечественному наследию, изучению церковной литературы и православной культуры, являющейся основой русской культуры в целом.
Из святоотеческих книг человек познает: «в чем грех состоит и в чем добродетель, чтобы научиться одного избегать, а в другом совершенствоваться». Вот в этом и состоит то духовно- нравственное воспитание, которое является главной задачей и семьи, и образовательных учреждений, и общества»
Программа познавательного развития «Духовно- нравственное воспитание детей в традициях православной культуры», разработана для двух возрастных групп: старшей и подготовительной, базируется на федеральных программах дошкольного воспитания «Истоки», «Наследие», разработанных с учетом национальной доктрины образования в Российской Федерации, одной из главных целей которой является «воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождения истинных духовных ценностей российского народа, упрочнения единства и дружбы народов Российской Федерации». Создание программы предназначено для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, и на этой основе формирование основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Приобщение к русским национальным духовным культурным ценностям в нашем детском саду происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных игр), устного народного творчества (на примере потешек, прибауток, пословиц, поговорок, русских народных сказок), с традиционными русскими ремеслами (Гжель, Хохлома, дымковская игрушка, Городецкая роспись), в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности с воспитателем в образовательных областях музыка, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы.
В течение года с детьми проводятся духовные беседы, православные праздники, разучиваются песнопения к праздникам. Дети слушают колокольный звон в записи, духовные песнопения в исполнении певчих Боголюбского собора, произведения композиторов – классиков на духовные темы («Утренняя молитва», «В церкви» П.И. Чайковского). Воспитатели разучивают с детьми стихи, инсценировки к праздникам, такие как «И ангел занавес раздвинул», «Елочка», «Вифлеемская звезда», выполняют с детьми разнообразные рисунки и поделки. Традицией нашего детского сада стало приглашение на православные праздники священника из Боголюбского собора.
В духе русских народных праздников проводятся игровые занятия «Масленица широкая», «Сороки», православные праздники «Рождество Христово», «Пасха».
В типовой программе тема духовно-нравственного воспитания не затрагивается, акцент делается на нравственность, патриотизм. Во многих изданиях разработки православных праздников представлены, в основном, как фольклорные, в некоторых встречаются даже фрагменты католической музыки, что искажает представление о духовно-нравственной тематике.
Программа «Духовно-нравственное воспитание детей в традициях православной культуры» разработана для старшей и подготовительной групп.
Цель:
формирование и развитие личности ребенка на национальной основе.
Задачи:
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности детей;
- помочь детям осознать национальные достоинства, острее переживать привлекательность природы русской земли и ее людей;
- ознакомление с основами православия, основными понятиями о христианстве;
- формирование духовных качеств личности ребенка;
- расширение его кругозора духовными средствами;
- воспитание патриотических чувств, любви к духовной, классической музыке и поэзии.
В основе построения и развития программы в течение учебного года лежит органическая связь тематического плана с временами года и сезонными явлениями природы, народным и современным социально-бытовым календарем.
Воспитатели в процессе организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности с детьми знакомят их с историей страны, родного края, города, с устным народным творчеством, национальной культурой. На занятиях по физкультуре дети учат русские народные игры, на занятиях по изодеятельности знакомятся с народными промыслами на Руси.
В течение учебного года музыкальный руководитель проводит с детьми старшей и подготовительной групп духовные беседы и православные праздники, с целью привития детям духовно-нравственных ценностей. На музыкальных занятиях разучиваются песнопения к праздникам: Рождеству, Благовещенью, Пасхи. Дети узнают российских святых, в том числе о святителе Питириме Тамбовском, преподобном Сергие Радонежском, архимандрите отце Иоанне Маслове. Православное воспитание тесно переплетается с патриотическим. В процессе работы стараюсь привить детям любовь к своей Земле, к святой православной Руси.
План по духовно-нравственному воспитанию предусматривает проведение интегрированных занятий. Так, например, при подготовке к празднику Пасхи детям предлагается разукрасить пасхальные яйца, к празднику Рождества – нарисовать Вифлеемскую звезду, горящую свечу, к празднику Благовещенья – вылепить из пластилина птичек и т.д. Воспитатели разучивают с детьми стихи к православным праздникам, инсценировки, такие как «И ангел занавес раздвинул», «Елочка», «Вифлеемская звезда».
Также план по духовно-нравственному воспитанию включает в себя посещение (экскурсию) детьми Боголюбского собора, слушание духовных песнопений в исполнении певчих Боголюбского собора, слушание колокольного звона в записи, а так же произведений композиторов-классиков на духовные темы («Утренняя молитва», «В церкви» П.И. Чайковского). Традицией нашего детского сада стало приглашение на православные праздники священника из Боголюбского собора.
С сотрудниками детского сада проведены семинары на темы: «Духовно-нравственные идеалы библейских сказаний», «Организационно-педагогические условия реализации программы по духовно-нравственному воспитанию».
В дошкольном возрасте ребенку требуются яркие эмоциональные переживания, с помощью музыки детям легче познавать мир. Деятельность музыкального руководителя направлена именно на то, чтобы реализовать потребности воспитанников, вызвать у них яркие впечатления и положительные эмоции на занятиях по музыкальному воспитанию. В процессе организованной образовательной деятельности осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. Поскольку ведущим видом музыкальной деятельности остается пение, педагог стремится на музыкальных занятиях укрепить интерес детей к этому виду деятельности, желание петь, особенные сюжетные песни. В процессе работы выявляются дети с вокальными данными, которые в дальнейшем развиваются на индивидуальных занятиях, формируя у детей навыки выразительного пения. Таким образом, к старшей и подготовительной группам у нас имеются свои солисты.
Праздники и развлечения призваны радовать детей, обогащать впечатлениями, обобщать их музыкальный опыт. Праздники, концерты в исполнении взрослых, грамзаписи, спектакли кукольного и теневого театра, сопровождаемые музыкой, - это дает детям массу впечатлений. В течение учебного года музыкальный руководитель проводит интегрированные занятия и развлечения совместно с воспитателями по экологии, физическому воспитанию, изобразительному искусству. В повседневной жизни у детей возникает желание как-то выразить свое отношение к происходящему. Они долго могут повторять отдельные номера, исполняя их уже по-своему.
В детском саду большое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей благоприятное эмоционально-психологическое состояние ребенка. Ведущей в деятельности ДОУ является личностно-ориентированная модель общения, обеспечивающая эмоциональный комфорт субъектам педагогического общения. Сотрудники знают индивидуальные особенности детей, учитывают их при взаимодействии, создают для каждого ребенка ситуации успешности и проявления самостоятельности.
Способы воспитательного воздействия на ребенка с помощью музыки передавались в поколение и сохранялись, поддерживались, прежде всего, в рамках семейных традиций. В нашем детском саду стало традицией организация совместных с родителями праздников и досугов: «Осенины», «Масленица», «Рождественские колядки», кукольные спектакли для детей, подготовленные родителями, дни здоровья. Также родители принимают активное участие в приготовлении костюмов и атрибутов к праздникам и концертам.
Таким образом, взаимодействие с семьей, являются одной из важнейших функций в успешном музыкальном развитии и воспитании ребенка. Родители детского сада являются нашими единомышленниками и считают, что важно возвращаться к истокам духовности, к познанию Бога, к православному воспитанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской культуры (из опыта работы)
В статье рассказывается о духовно-нравственном воспитании детей на традициях русской культуры....
Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и традиций русского народа».
Педагогический прект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Программа духовно-нравственного воспитания детей на основе православных традиций. ,,Сотвори благо".
Программа «Сотвори благо» даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.В первой части обосновываются цель и задачи курса, его содержание и формы организ...
Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...
Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.
Программа направлена на: развитие любознательности как основы познавательной активности детей; развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...
Программа КРУЖКА «СВЕТЛЯЧОК» С ДЕТЬМИ 2-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель программы: гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций Росс...
«Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций»
В нашем детском саду в течение ряда лет была создана система работы по «Духовно – нравственному воспитанию дошкольников», построенная на ознакомлении с ценностями традици...