Семинар практикум "Конфликты"
методическая разработка по теме
Семинар практикум "Конфликты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1psihologicheskiy_seminar_vosptatel-roditel.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Разрешение конфликтных ситуаций. Воспитатель-родитель».
Дата проведения: 26.11.2013 года
Участники: воспитатели дошкольных учреждений
План проведения:
- Организационный момент.
- Распределение на группы («синие», «красные»)
- Знакомство с темой, правилами поведения на семинаре:
Регламент
Позитивное отношение
Активность
Открытость
Работаем под девизом:
«Принять, понять, простить»
- Озвучивание цели работы семинара: в ходе работы семинара доказать –1 группа «красные» в контексте «конфликты необходимы», 2 группа «синие» - «конфликты недопустимы»
- Теоретическая часть в сопровождении показа презентации (форма проведения «деловая игра»)
- Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами. Сегодня данную тему рассматриваем с профессиональной позиции «Воспитатель-родитель».
Воспитатель — непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу
Родитель — это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия.
У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 15 до 30.
- Что такое конфликт?
(Группы обсуждают формулировку термина, записывают на раздаточных листах, после обсуждения вариант вывешивается на магнитной доске.)
Конфликт (лат.) - столкновение противоположно направленных интересов. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация, причиной (конфлитогенном) может стать: критика, насмешка, обидная шутка, выражение иронического отношения, снисходительный тон, навязывание (советов), конкуренция,ложь, обман, манипулирование, проявление агрессивности, проявление враждебности.
- Типы конфликтов:
- Мотивационные конфликты.
На первый взгляд в качестве мотива деятельности поведения выступают безопасность, принадлежность к определенному сообществу, престиж, чувство собственного достоинства и самореализация.
- Конфликты коммуникации.
Любая словесная или бессловесная информация, которую получает субъект , в первую очередь улавливается эмоциональным восприятием и только на завершающем этапе при интеллектуальном усилии анализируется собственно деловое содержание информации.
- По направленности конфликты делятся: вертикальные, горизонтальные, смешанные.
В вертикальных конфликтах участвуют лица, один из которых подчинённый, другой руководитель. На данный вид конфликтов приходится в среднем от 70 до 80% общего их числа. Такие конфликты наиболее нежелательны для руководителя, так как каждое действие и распоряжение в этом случае рассматривается всеми сотрудниками (а особенно участниками конфликта) через призму конфликта. Конечно, в таких условиях, когда каждое распоряжение может вести к углублению конфликта, чрезвычайно трудно работать.
В горизонтальных конфликтах участвуют лица, не находящиеся друг у друга в подчинении.
В смешанных конфликтах представлены и вертикальные и горизонтальные составляющие.
Следующая классификация: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт может принимать различные формы, который может возникнуть в результате того, что предъявляемые требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
Межличностный конфликт - этот вид конфликта считается самым распространенным, эго это борьба между личностями. Данный конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства, уровня зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой характера руководителя.
Межгрупповые конфликты возникают внутри формальных групп коллектива. Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда эта личность займет позицию, отличную от позиции группы.
Кроме того, конфликты классифицируют еще и по степени проявления:
скрытый и открытый.
Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют.
Открытый конфликт, когда скрытый конфликт выходит за рамки сдерживания личностью.
- Практическая часть. Сюжетно-ролевая игра «Ситуация конфликта» ( предлагается разыграть конфликтную ситуацию)
Из каждой группы выбирается по одному участнику (ребёнок, родитель, воспитатель, руководитель) и дается конфликтная ситуация. Каждый из участников разыгрывает ситуацию со своей позиции.
Во время подготовки данную ситуацию каждая группа рассматривает со своей позиции («красные» - «конфликты необходимы» «синие» - «конфликты недопустимы»)
- Игра- тренинг «Подарок»
Цель: обсудить некоторые причины возникновения конфликтов.
Содержание: Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.). Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.). Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.
Рефлексия.
Ответы на следующие вопросы:
Где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты?
Из-за чего могли бы возникнуть конфликты?
Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему?
(Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить тренера в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.).
Далее тренер предлагает участникам ответить вопросы:
«Как можно было бы изменить инструкции к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов?» (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.) В каком случае 6ыло бы интереснее играть: в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте)?
5. Стадии прохождения конфликта.
Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
Возникновение конфликта (появление противоречий).
Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной.
Конфликтное поведение.
Исход конфликта.
6. Поведение итога:
Каждая из групп высказывают свои суждения: «красные» - «конфликты необходимы»
«синие» - «конфликты недопустимы»
Положительные и отрицательные стороны конфликтов
Положительные | Отрицательные |
· Получение социального опыта · Нормализация морального состояния · Получение новой информации · Разрядка напряжённости · Помогает прояснить отношения · Стимулирует позитивные изменения | · Настроение враждебности · Ухудшение социального самочувствия · Формализация общения · Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение · Эмоциональные затраты · Ухудшение здоровья · Снижение работоспособности |
Пути выхода из конфликтных ситуаций необходимо использовать не только в работе, но и в жизни (пример семьи).
Краткий курс доброжелательных отношений
Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы».
Вывод: мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и могут быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
7. Заполнение анкет.
8. Рефлексия
Список литературы
1. Р.С. Немов Психология, т -2. - М., 2003.
2. Г.В. Ложкин Практическая психология конфликта. - К., 2000.
3. Е.М. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости.- М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2. Тема семинара: Технологии школьного экологического мониторинга, включающие программные наблюдения за состоянием окружающей среды
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2....
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...