Семинар практикум "Конфликты"
методическая разработка по теме

Донец Светлана Леонидовна

Семинар практикум "Конфликты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1psihologicheskiy_seminar_vosptatel-roditel.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

 «Разрешение конфликтных ситуаций. Воспитатель-родитель».

Дата проведения: 26.11.2013 года

Участники: воспитатели дошкольных учреждений

План проведения:

  1. Организационный момент.
  • Распределение на группы («синие», «красные»)
  • Знакомство с темой, правилами поведения на семинаре:

Регламент

Позитивное отношение

Активность

Открытость

Работаем под девизом:

«Принять, понять, простить»

  • Озвучивание цели работы семинара: в ходе работы семинара доказать –1 группа «красные» в контексте «конфликты необходимы», 2 группа «синие» - «конфликты недопустимы»

  1. Теоретическая часть в сопровождении показа презентации (форма проведения «деловая игра») 
  • Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами. Сегодня данную тему рассматриваем с профессиональной позиции «Воспитатель-родитель».

Воспитатель — непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу
Родитель — это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия.
У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 15 до 30. 

  • Что такое конфликт?

(Группы обсуждают формулировку термина, записывают на раздаточных листах, после обсуждения вариант вывешивается на магнитной доске.)

Конфликт (лат.) - столкновение противоположно направленных интересов. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация, причиной (конфлитогенном) может стать: критика, насмешка, обидная шутка, выражение иронического отношения, снисходительный тон, навязывание (советов), конкуренция,ложь, обман, манипулирование, проявление агрессивности, проявление враждебности.

  • Типы конфликтов:

- Мотивационные конфликты.

На первый взгляд в качестве мотива деятельности поведения выступают безопасность, принадлежность к определенному сообществу, престиж, чувство собственного достоинства и самореализация.
- Конфликты коммуникации.

Любая словесная или бессловесная информация, которую получает субъект , в первую очередь улавливается эмоциональным восприятием и только на завершающем этапе при интеллектуальном усилии анализируется собственно деловое содержание информации.

- По направленности конфликты делятся: вертикальные, горизонтальные, смешанные.

В вертикальных конфликтах участвуют лица, один из которых подчинённый, другой руководитель. На данный вид конфликтов приходится в среднем от 70 до 80% общего их числа. Такие конфликты наиболее нежелательны для руководителя, так как каждое действие и распоряжение в этом случае рассматривается всеми сотрудниками (а особенно участниками конфликта) через призму конфликта. Конечно, в таких условиях, когда каждое распоряжение может вести к углублению конфликта, чрезвычайно трудно работать.

В горизонтальных конфликтах участвуют лица, не находящиеся друг у друга в подчинении.

В смешанных конфликтах представлены и вертикальные и горизонтальные составляющие.

Следующая классификация: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт может принимать различные формы, который  может возникнуть в результате того, что предъявляемые требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
Межличностный конфликт -  этот вид конфликта считается самым распространенным, эго это борьба между личностями. Данный конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства, уровня зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой характера руководителя.
Межгрупповые конфликты возникают внутри формальных групп коллектива. Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда эта личность займет позицию, отличную от позиции группы.

Кроме того, конфликты классифицируют еще и по степени проявления:

скрытый и открытый.

Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют.

Открытый конфликт, когда скрытый конфликт выходит за рамки сдерживания личностью.

  1. Практическая часть. Сюжетно-ролевая игра «Ситуация конфликта» ( предлагается разыграть конфликтную ситуацию)

Из каждой группы выбирается по одному участнику (ребёнок, родитель, воспитатель, руководитель) и дается конфликтная ситуация. Каждый из участников разыгрывает ситуацию со своей позиции.

Во время подготовки данную ситуацию каждая группа рассматривает со своей позиции («красные»  - «конфликты необходимы» «синие» - «конфликты недопустимы»)

  1. Игра- тренинг «Подарок»

Цель:  обсудить некоторые причины возникновения конфликтов.

Содержание: Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.). Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.). Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.

Рефлексия.

Ответы на следующие вопросы:

 Где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты?

 Из-за чего могли бы возникнуть конфликты?

Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему?

(Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить тренера в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.).            

Далее тренер предлагает участникам ответить вопросы:

«Как можно было бы изменить инструкции к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов?» (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.) В каком случае 6ыло бы интереснее играть: в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте)?

5.  Стадии прохождения конфликта.

Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

Возникновение конфликта (появление противоречий).

Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной.

Конфликтное поведение.

Исход конфликта.

6. Поведение итога:

Каждая из групп высказывают свои суждения: «красные» - «конфликты необходимы»

 «синие» - «конфликты недопустимы»

Положительные и отрицательные стороны конфликтов

Положительные

Отрицательные

·        Получение социального опыта

·        Нормализация морального состояния

·        Получение новой информации

·        Разрядка напряжённости

·        Помогает прояснить отношения

·        Стимулирует позитивные изменения

·        Настроение враждебности

·        Ухудшение социального самочувствия

·        Формализация общения

·        Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

·        Эмоциональные затраты

·        Ухудшение здоровья

·        Снижение работоспособности

Пути выхода из конфликтных ситуаций необходимо использовать не только в работе, но и в жизни (пример семьи).

Краткий курс доброжелательных отношений

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы».

Вывод:  мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и могут быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

7. Заполнение анкет.  

8. Рефлексия

 Список литературы
1.  Р.С.  Немов Психология, т -2. - М., 2003.
2.   Г.В. Ложкин  Практическая психология   конфликта. - К., 2000.
3.  Е.М. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости.-  М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...