Проект "Семья- хранительница традиций"
проект (старшая группа) на тему
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы сохранения и развития народных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semya_hranitelnitsa_traditsiy.docx | 44.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор Мингазова Тамара Федоровна, Сахалинская область, г. Оха
Паспорт проекта
Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты выходишь из семьи,
В семейном кругy мы жизнь создаем,
Основа основ родительский дом.
Название проекта: «Семья- хранительница традиций
Разработчик: Мингазова Т.Ф..
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Тип проекта: практико- ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкальная);
Актуальность: Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы сохранения и развития народных традиций.
Бесценным культурным наследием являются народные песни, отразившие древние воззрения на природу, исторические представления, житейскую мудрость, психологию, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческую фантазию башкир. Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Общая задача родителей и детского сада - передать детям за короткий период детства основы духовных ценностей, которые созданы народом. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, потешки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального поведения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Народная культура — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянский, тюркский), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов. В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура — чужды. Одна из важных задач в дошкольном возрасте — приобретение дошколятами элементарных знаний об истории и культуре своего народа. К сожалению, не все родители чтут народные традиции. И если есть традиции, бытующие в семьях современных дошкольников, то они не отличаются разнообразием и индивидуальностью. Одна из причин - родители затрудняются в определении доступных для понимания ребенком традиций. В таких случаях взаимодействие родителей и детского сада в вопросах возрождения семейных традиций, сохранения устоев, очень важно.
Следует вспомнить, что в каждой семье бывают свои домашние праздники. Дети особенно любят день рождения. Это и подарки, и приход гостей, и праздничное настроение. Самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это… действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть впоследствии малыш никогда не произнесет эту печальную фразу! День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и… конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что впоследствии поможет с теплотой вспомнить о своем детстве.
Много волнительных минут доставляет детям предвкушение встречи Нового года. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - так сказал Л.Н.Толстой. Праздник должен доставить только эмоционально-положительные эмоции, а для этого обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей.
На примере взрослого ребенок начинает понимать, как важно проявлять уважение к старшим, уметь приветствовать, быть гостеприимным. В нашем детском саду идет усиленная работа по педагогическому просвещению родителей в вопросах национальной культуры. Я всегда рекомендую использовать дома народную музыку для слушания, пения, не забывать о народных играх, для того, чтобы ребенок постигал красоту родного языка, приобщался к культуре своего народа. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. А еще семейные традиции и ритуалы:
• позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено;
• дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
• настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда "каждый день – праздник";
• создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
• позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
Вполне по силам взрослых создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забыть только три главных правила:
• повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
• традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
• можно задействовать запахи, звуки, зрительные образы, – главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка.
Вот примерная тематика традиций в семье: домашние игры (лото, шахматы), совместное чтение по вечерам любимых стихов и сказок, былин, рассказов; семейное пение, музицирование; сотворчество детей и родителей; семейные вечера для маленьких с участием всех членов семьи, летний отдых всей семьей, выпуск семейной газеты, оформление картинной галереи, где выставляются рисунки всей семьи, семейное рукоделие, спортивные походы и многое другое. Обязательно нужно популяризировать роль старшего поколения как хранителей традиций, ценностей семейного воспитания. Следует помнить о том, что семейные традиции помогут ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире, у него сложатся предпосылки для вхождения в более широкий социум, а значит, будут способствовать более успешному развитию. И тогда не исчезнут в череде лет и веков имена предков, если будут их вспоминать родные, если не расстанутся потомки со своими лучшими национальными традициями.
Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто.И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов,требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного,духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества,семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании внутреннего мира ребенка.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти»будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране,через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», –эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями.
Таким образом,нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно –патриотических качеств
Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:
- установление единства в воспитании детей;
- педагогическое просвещение родителей;
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:
- беседы;
- консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина»;
- совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
- совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;
- досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;
- поручения родителям.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа.
Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья – это где живут в согласии.Каждый и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желание и уверен, что его поймут.
Самые близкие люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце – в детках»,«Дети не в тягость, а в радость» – так говорится в мудрых пословицах.
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи. Когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели«гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков?и т.д.).
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной»,«любовь к Отечеству», «ненависть к врагу»,«трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому. Что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта | «Семья- хранительница традиций» |
Тип проекта | Информационно – практико - ориентированный |
Возраст детей | Старший дошкольный возраст |
Исполнители | Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, логопед, родители, ближайшие родственники. |
Продолжительность | Долгосрочный (9 месяцев) с сентября по май |
Раздел программы | «Мир социальных отношений» |
Тематическое поле | Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи. |
Актуальность | 1) В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций. 2) Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка. 3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи. 4) В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. 5) Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей. |
Проблема | Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере. |
Цель | Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. |
Задачи | 1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. 2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. 3) Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями. 4) Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. 5) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. 6) Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. 7) Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом. |
Этапы реализации проекта | 1 этап – организационно - диагностический (сентябрь). 2 этап - формирующий (октябрь - апрель) 3 этап- обобщающий (май) |
Результат | 1) Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада. 2)Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным. 3)Создана методическая копилка по данной проблеме. 4)Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях. |
Презентация проекта | Семейная гостиная: «Цветок семейного счастья», посвящённая Дню семьи. |
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Перспективный план реализации проекта
Месяц Тема | Организованная деятельность с детьми | Совместная деятельность педагогов и детей | Совместная деятельность с родителями | Консультативная информация для родителей | |
сентябрь | Анкетирование родителей и диагностика детей | ||||
октябрь Моя семья | 1 . Социальный мир «Моя семья» 2. Мир искусства и художественная деятельность (Рисование) «А у нас дружная семья!» 3. Занятие по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи «Расскажу вам о своей семье» | Беседа на тему: «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи». Чтение сказок «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди». Рисование: «Моя семья» Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья» Ю.Кугач «В субботу» Драматизация сказки: «Репка» Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей» | Круглый стол: «Роль семьи в воспитании и коррекции речи детей» Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй» Мини - проект: «Герб моей семьи» | Консультация: «Главные условия воспитания детей в семье» Папка-передвижка: «Как создать семейный герб» | |
ноябрь Члены моей семьи | 1 . Социальный мир «Что я знаю о себе» 2 . Социальный мир «Кто живёт со мной» | Портреты детей из солёного теста: «Приятно познакомиться» Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди». Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?». Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения». Творческая речевая деятельность: «Письмо бабушке и дедушке» Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры» «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные». Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери», «Вот какие мы». Игры-драматизации: «Три поросенка» | Формирование фотоальбома своей семьи для группы. Конкурсная программа для детей и родителей посвящённая Дню матери «Мать и дитя» Мини - проект: «Сказка на ночь» Сочиняем и записываем сказки вместе. | Папка-передвижка: «Обращение ребёнка к родителям», «История возникновения праздника «День матери» Буклеты: «Здравствуйте, дорогие мои» | |
декабрь Наши имена и фамилии | 1 . Социальный мир «Наши имена» 2 . Социальный мир «Наши фамилии» | Беседа на тему: «Моя родословная», «Я и моё имя» Творческая речевая деятельность: Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко», «Двенадцать месяцев». Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» Графическое упражнение: «Напечатай по образцу свою фамилию и имя» | Мини - проект: «Генеалогическое древо моей семьи». Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды | Папка-передвижка: «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой» Буклеты: «Основные заповеди «здоровой» семьи» | |
январь Родительский дом – начало начал | 1 . Социальный мир «Мой дом» 2 . Социальный мир «Береги свой дом» | Конструктивная игра: «Нарисуй и построй» Дидактические игры: «Стройка», «Разные дома». Беседа на тему: «История моего дома», «Мой дом - моя крепость» Творческая речевая деятельность: «Мой день дома» Рассматривание иллюстраций: «Семья дома» Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Ремонт в квартире». Игры-драматизации: «Кошкин дом», «Заюшкина избушка». Обсуждение ситуаций: «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей». Пальчиковая игра: «Строим дом» | Конкурс: «Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями) Фотовыставка: «Мой день в детском саду» Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба» | Консультация: «Как дети создают конфликты между родителями» Буклеты: «Роль матери и отца в воспитании» | |
Февраль Мой папа Защитник Отечест ва | 1 . Социальный мир «Защитники Отечества» 2. Мир искусства и художественная деятельность (Лепка) «Портрет моего папы» | Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества «Мой папа солдат» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях Аппликация: «Мальчик - с - пальчик», «Наша Армия родная» - коллективная Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики». Подвижные игры: «Всадники», «Самолеты» Пальчиковая игра: «Капитан» | Игра – викторина для родителей «Звездный час» Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома Изготовление семейных газет: «Любим вместе отдыхать бегать, прыгать и играть!» | Папка-передвижка: «Растим мужчину» Буклеты: «О роли отца в семье» | |
март Моя мама | 1 . Ознакомление с художественной литературой «Как аукнется, так и откликнется» 2. Мир искусства и художественная деятельность (Рисование) «Портрет мамы» | Беседа на тему: «Что любит моя мама» «Мама глазами художников» Рисование: «Моя любимая мама» Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» Настольный театр: «Волк и семеро козлят» Музыкально-дидактические игры: «Где мои детки?», «Мама и детки». Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской» Творческая речевая деятельность: Описательный рассказ- «Моя мама красавица» | Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта «На балу у Золушки» Фотоконкурс «Самая желанная улыбка для мамы» | Папка-передвижка: «Когда родительская любовь заходит слишком далеко» | |
апрель Профессии моих родителей | 1 . Социальный мир «Кто построил новый дом» 2. Мир искусства и художественная деятельность (Рисование) «Все работы хороши, выбирай на вкус» 3 . Логоритмическое занятие «А что у вас?» | Беседа на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.» Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?» Рассматривание иллюстраций: «Папина профессия» Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поезд» Дидактические игры «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?» Творческая речевая деятельность: Рассказ детей на тему- «Хочу быть как мама, папа» | Педагогическая лаборатория: «Роль семьи в нравственном воспитании детей» Мини - проект: «Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной энциклопедии. | Папка-передвижка: «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком» Буклеты: «Основы нравственных отношений в семье» | |
май Мы помощники | 1 . Социальный мир «Маленький, да удаленький» 2. Занятие по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи «Для чего руки нужны» | Беседа на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». Просмотр мультипликационного фильма: «Федорино горе», «Марья – искусница» Игра имитация: «Мамины помощники» Фотоэкспозиция: «Мой день в детском саду» Сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». Пальчиковая игра: «Три Катюшки» «Помощник» Работа с крупами: «Поможем бабушке рассортировать семена для посадки» | «День открытых дверей» для родителей Презентация проекта- Семейная гостиная, посвящённая Дню семьи: «Цветок семейного счастья» | Папка-передвижка: «Домашние обязанности». Буклеты: «Распределение обязанностей в семье» | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Мать хранительница очага"
Познакомить детей подготовительной к школе группы, с понятием: "мать- хранительница очага", объяснить его смысл. Подвести к пониманию незаменимости, значимости матери в семье....
" У хранительницы сказок"
Вечер досуга с родителями....
Мастер-класс по теме: Изготовление оберега «Хранительница семейного благополучия"
Веками в хантыйском народном творчестве отрабатывался свой образ мира. Орнаментальные мотивы и композиции, свои художественные принципы. В них выражались нравственные и эстетические идеалы хантов. Тес...
Семья как хранительница народных традиций
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы сохранения и развития народных тради...
Консультация для родителей «Семья – хранительница традиций»
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы сохранения и развития народных традиций....
Проект «Семья — хранительница духовных и нравственных ценностей»
Проект по духовно-нравственному воспитанию....
Проект консультация "Семья хранительница традиций"
1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обыч...