Рабочая программа деятельности по интересам « Дорогою добра» в разновозрастной дошкольной группе.
рабочая программа на тему

Кукаева Айна Саясатовна

Рабочая программа деятельности по интересам « Дорогою добра» в разновозрастной дошкольной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dorogoyu_dobra_dg_mou_sosh_p.mirnyy.docx68.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Принято»

Руководитель ШМО

____________/ Ушакова В.А  /

                     ФИО

Протокол № 1 от  

«31»   августа_2017   г.

«Согласовано»

Заместитель  директора  МОУ СОШ п. Мирный

___________/Ушакова В.А./

                       ФИО

«31»_августа 2017   г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ п. Мирный/

___________  /Джумакулов Д.С./

                  ФИО

Приказ №_83_____от

«31» августа  2017   г.

Рабочая программа

деятельности по интересам

« Дорогою добра»

в разновозрастной группе

Руководитель: Кукаева А.С.

п. Мирный

2017  год

Содержание рабочей программы

деятельности по интересам «Дорогою добра»:

№ п         /п

Содержание

Страница

1.

Планируемые  результаты освоения рабочей программы деятельности по интересам «Дорогою добра»

3

2.

Содержание рабочей программы деятельности по интересам «Дорогою добра»

9

3.

Комплексно - тематическое планирование освоения содержания рабочей программы деятельности по интересам «Дорогою добра»

11

1.  Планируемые  результаты освоения рабочей программы

деятельности по интересам «Дорогою добра»

         В качестве целевых ориентиров социально-коммуникативного развития во ФГОС ДО представлены:

- самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий как интегративные качества, раскрывающие возможность ребенка без участия взрослого выбирать вид деятельности, способы взаимодействия с другими людьми, пути решения прикладных  и творческих задач, определять цели деятельности и выбирать действия по ее осуществлению в соответствии  с заранее определяемым результатом;

- «эмоциональный интеллект» как способность распознавать, осознавать, принимать и регулировать эмоциональные состояния и  чувства других и самого себя;

- «социальный интеллект» как способность, проявляющаяся в умении использовать  знания  основ социальной культуры и объяснении и аргументации социального взаимодействия, в понимании мыслей и чувств, намерений других в ситуации межличностного диалога, в прогнозировании последствий общения;

- «эмоциональная отзывчивость» (эмпатия), проявляющаяся в сопереживании, сочувствии, сострадании, содействии сверстникам, литературным персонажам, взрослым людям в ситуации социальной коммуникации.

Целевые ориентиры в раннем возрасте

К трем годам ребенок:

  •  интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
  •  стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
  •  владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
  •  проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.  Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;
  •  в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
  •  проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
  •  любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
  •  с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

К семи годам:

  •  ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  •  ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  •  ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
  •  ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  •  у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  •  ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  •  ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.

Система диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения программы

   Время проведения

Педагогическая диагностика проводится в начале (сентябрь-октябрь) и в конце (апрель - май) учебного года.

Метод диагностики: наблюдение.

Условия проведения диагностики.

 Наблюдение организуется в совместной деятельности ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

Диагностическая карта социально-коммуникативного развития детей разновозрастной группы

Фамилия, имя

Когнитивная сфера

Эмоционально-чувственная сфера

Поведенческая сфера

Общее количество баллов

Уровень

Раздел «Человек среди людей

Раздел  «Человек в культуре»

Раздел «Человек в истории»

Раздел  «Человек в своем крае»

Интерес и потребность в общении

Эмпатийные реакции

Социальные эмоции

Отношение к ценностям культуры

Способы взаимодействия

 Отражение знаний в деятельности

Ключ к обработке результатов диагностики

социально-коммуникативного развития

Оценка когнитивной сферы:

2 балла — по всему содержанию трех разделов программы имеются дифференцированные представления;

1 балл — по большей части программы имеются первоначальные представления;

 0 баллов — первоначальные представления имеются менее чем по половине программы либо отсутствуют.

 Оценка эмоционально-чувственной сферы:

2балла — интерес к общению с другими людьми (близкими, сверстниками) и эмпатия по отношению к ним ярко выражены по широкому спектру взаимодействия, общение бесконфликтное, социальные эмоции устойчивы, позитивны;

1балл — интерес к общению с другими людьми (близкими, сверстниками) и эмпатия по отношению к ним ситуативны, направлены на отдельных людей, допускаются конфликты в общении, социальные эмоции неустойчивы при преобладании позитивных проявлений;

0 баллов — интерес к общению с другими людьми (близкими, сверстниками) и эмпатия по отношению к ним отсутствуют, общение конфликтное, ребенок замкнут, предпочитает уединение.

 Оценка поведенческой сферы:

 2 балла — способы взаимодействия с другими людьми (взрослыми, сверстниками) реализуются самостоятельно, знания по программе отражаются в отдельных видах деятельности, организуемых взрослыми (музыкальная, игровая, речевая, изобразительная);

1 балл — способы взаимодействия с другими людьми (взрослыми, сверстниками) реализуются при напоминании взрослого, знания по программе отражаются в отдельных видах деятельности, организуемых взрослыми (музыкальная, игровая, речевая, изобразительная);

 0  баллов — способы взаимодействия с другими людьми (взрослыми, сверстниками): отдельные правила поведения выполняются по настоянию взрослого, знания по программе отражаются в отдельных видах деятельности, организуемых взрослыми (музыкальная, игровая, речевая, изобразительная).

     Определение уровня социально-коммуникативного развития осуществляется в соответствии с суммой баллов, полученных по результатам диагностики когнитивной, эмоционально - чувственной и поведенческой сфер: 0—7 баллов — низкий уровень, 8—14 баллов — средний, 15—20 баллов — высокий уровень.

Уровни социально-коммуникативного развития

Высокий уровень

 Ребенок:

 — имеет аргументированные дифференцированные представления о себе (имя, фамилия, половая принадлежность, адрес, номер телефона, чувства, поступки, поведение), своей семье (состав, правила взаимоотношений, интересы близких людей), различиях взрослых людей разного пола (внешний вид, профессии, виды отдыха, отдельные фемининные и маскулинные качества), назначении, помещениях, деятельности взрослых в детском саду, об отдельных средствах и развитии цивилизации человека (добывание и приготовление пищи, совершенствование средств передвижения), родном городе (название, главные улицы, день рождения), стране (название, столица), отдельных элементах народной культуры (жилище, виды традиционного труда, предметы быта, праздники, одежда, кухня);

— различает эмоциональные состояния (веселье, грусть, страх, обида, огорчение) взрослых и детей; проявляет адекватные реакции на разное состояние близких людей, эмпатию по отношению к взрослым, сверстникам, литературным персонажам;

— без напоминания взрослого выполняет общепринятые нормы этикета (здоровается, прощается, благодарит за услугу, приносит извинения за причиненные неудобства, аккуратно ест, замечает и устраняет собственную неопрятность, бесконфликтно общается с другими детьми);

— проявляет интерес к перспективам своего развития, стремление к взрослению в соответствии с половой ролью;

— владеет основными способами самообслуживания, проявляет стремление к активному взаимодействию с детьми своего и противоположного пола, оказанию помощи в разных видах деятельности, адекватных собственной половой роли;

 — проявляет интерес к информации о родных местах, предметам народной культуры, устанавливает простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, труду;

— с удовольствием участвует в народных праздниках, исполняет народные песни, танцы, водит хороводы, слушает игру на народных музыкальных инструментах;

— под руководством взрослого и самостоятельно использует по лученную информацию в разных видах деятельности (игровая, театрализованная, музыкальная, изобразительная, конструктивная, трудовая).

 Средний уровень

Ребенок:

 - имеет первоначальные представления о себе (имя, фамилия, половая принадлежность, адрес, номер телефона, чувства, поступки поведение), своей семье (состав, правила взаимоотношений, интересы близких людей), различиях взрослых людей разного пола (внешний вид, профессии, виды отдыха, отдельные фемининные и маскулинные качества), назначении помещений, деятельности взрослых в детском саду, отдельных средствах и развитии цивилизации человека (добывание и приготовление пищи, совершенствование средств передвижения), родном городе (название, главные улицы), стране (название, столица), отдельных элементах народной культуры (жилище, виды традиционного толща, предметы быта, праздники, одежда, кухня);

 — различает отдельные эмоциональные состояния взрослых и детей, избирательно проявляет сочувствие близким взрослым людям и сверстникам, литературным персонажам;

— соблюдает общепринятые нормы этикета (здоровается, прощается, благодарит) при напоминании взрослого;

— допускает конфликты в общении со сверстниками, но разрешает их мирно;

 — проявляет ситуативный интерес к перспективам своего развития, освоению адекватной роли;

 — владеет основными способами самообслуживания, но реализует их при напоминании;

— вступает в общение со сверстниками по их приглашению или инициативе взрослого;

— проявляет ситуативный интерес к информации о родных местах, предметам народной культуры;

 — по настоянию взрослых участвует в народных праздниках;

 — под руководством взрослого использует имеющуюся информацию в отдельных видах деятельности.

Низкий уровень

Ребенок:

— имеет первоначальные, неполные представления о себе (имя, фамилия, половая принадлежность, адрес, номер телефона, чувства, поступки, поведение), своей семье (состав, правила взаимоотношений, интересы близких людей), различиях взрослых людей разного пола (внешний вид, профессии, виды отдыха, отдельные фемининные и маскулинные качества), назначении помещений, деятельности взрослых в детском саду, отдельных средствах и развитии цивилизации человека (добывание и приготовление пищи, совершенствование средств передвижения), родном городе (название, главные улицы, день рождения), стране (название, столица), отдельных элементах народной культуры (жилище, виды традиционного труда, предметы быта, праздники, одежда, кухня);

— различает отдельные эмоциональные состояния взрослых и детей, реакции на которые не всегда адекватны (дразнит плачущего, кричит на веселого и т.д.);

— не проявляет сочувствия близким людям, литературным героям;

— соблюдает общепринятые нормы этикета при напоминании взрослого;

— избегает общения со сверстниками;

— не проявляет интереса к перспективам своего развития, освоению                        адекватной половой роли, информации о родных местах, предметам культуры;

— избегает участия в публичных выступлениях, праздниках;

 — под руководством и по настоянию взрослого использует имеющуюся информацию в отдельных видах деятельности.

2. Содержание рабочей программы деятельности по интересам

«Дорогою добра»

- первоначальное ознакомление с изучаемыми объектами в процессе чтения художественной литературы, рассматривания картин, иллюстраций, наблюдений, экскурсий;

- практическое использование этих знаний в игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной и других видах деятельности; создание на основе имеющихся знаний и сформированных умений творческого продукта.

       Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы осуществляется в четырех основных моделях организации образовательного процесса:

—      образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: предметная деятельность и игры, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, рассматривание картинок, двигательная активность;

—      образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

—      самостоятельной деятельности детей;

—      взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы деятельности по интересам.

    Содержание Программы  представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае» каждый из которых дифференцирован по блокам.

Разделы программы

Блоки раздела

«Человек среди людей»

«Я человек: мальчик, девочка»; «Моя семья», «Мужчины и женщины»; «Детский сад – мой второй дом»

«Человек в истории»

«Появление и развитие человека на Земле»;  «Родной город»; «Родная страна».

«Человек в культуре»

«Русская традиционная культура»

«Человек в своем крае»

«Родной край»

         Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей  к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует системному и целенаправленному планированию процесса реализации программы.

  Программа работает в течение учебного года (сентябрь  - май включительно)

Программа предполагает проведение деятельности 1 раз в неделю во второй половине дня.

 – вторник разновозрастная группа, во второй половине дня.

Количество детей посещающих программу деятельности  по интересам             «Дорогою добра» - 6 человек:

Контингент  детей: 3 - мальчика; 3 – девочки;

Возраст детей: от  3  до 7 лет.

Возраст детей

Продолжит.

занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

3-4 года

16:00-16:15

1 раз

15 мин

36 часов

4-5 лет

16:00-16:20

1 раз

20 мин

36 часов

5– 6 лет

16:00-16:25

1 раз

25мин

36 часов

6-7 лет

16:00-16:30

1 раз

30 мин.

36 часов

3. Комплексно - тематическое планирование освоения содержания рабочей программы деятельности по интересам «Дорогою добра»

3.1. Перспективный план работы программы по интересам «Дорогою добра» в разновозрастной группе

Дата

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Блок «Детский сад – мой второй дом»

«Кто работает в детском саду»

Задачи:

1. Формировать эмоционально – положительное отношение к работникам детского сада

2.  Обогащать первоначальные представления детей о назначении, помещениях, деятельности взрослого в детском саду.

3. Воспитывать бережное отношение к процессу и результату труда работников детского сада.

4. Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Территория детского сада»

Задачи:

1. Формировать положительное отношение к результатам труда работников детского сада.

2. Обогащать первоначальные представления детей об участке детского сада, о необходимости помощи взрослым и поддержании участка в чистоте и порядке.

3. Воспитывать бережное отношение к процессу и результату труда дворника детского сада.

4. Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Взаимоотношения между детьми»

Задачи:

1. Обогащать первоначальные представления о правилах взаимоотношений с детьми в детском саду.

2. Способствовать проявлению чувства любви и привязанности к сверстникам.

3. Знакомить со  способами проявления заботы, доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду.

«Правила поведения»

Задачи:

1.Уточнять первоначальные представления о нормах и правилах взаимоотношений в детском саду.

2. Способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения в детском саду.

3. Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Блок «Я – человек: я – мальчик, я – девочка»

«Человек и его поступки»

Задачи:

1 Формировать положительное отношение к себе.

2 Конкретизировать первоначальные представления о себе

( чувства, поступки, поведение).

3 Способствовать проявлению потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых, как образцы своего поведения.

4 Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности

«Мы растем»

Задачи:

1 Формировать положительное отношение к себе, первоначальные представления о перспективах возрастного развития детей разного пола

( мальчики – будущие мужчины, девочки – будущие женщины).

2 Воспитывать у детей чувство симпатии к сверстникам разного пола.

3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Настоящие мальчики и девочки»

Задачи:

1 Становление полоролевой социализации детей.

2 Дифференцировать первоначальные представления о качествах настоящих мальчиков и настоящих девочек.

3 Развивать стремление соответствовать адекватным полу образцам мужественности и женственности.

4 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Этикет  и его история»

Задачи:

1.Уточнять первоначальные представления о нормах и правилах взаимоотношений, приемлемых в российской коммуникативной культуре;

2. Способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения.

3. Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, коммуникативной деятельности

Н
О
Я
Б
Р
Ь

«Права и обязанности человека»

Задачи:

1 Обогащать первоначальные представления детей о личных правах человека.

2 Продолжать развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека.

3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Разное настроение»

Задачи:

1 Содействовать нравственному развитию детей.

2 Формировать дифференцированные представления о различных эмоциональных состояниях

(веселье, грусть, страх, обида, огорчение) близких взрослых и детей, об адекватных способах разрешения конфликтных ситуаций.

3. Способствовать проявлению сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь игровым и литературным персонажам.

4. Формировать умение проявлять элементарные способы взаимодействия, адекватные эмоциональным состояниям сверстников разного пола, игровым персонажам.

«Достоинство и благородство»

Задачи:

1 Продолжать знакомить детей с понятиями  «благородство» и «достоинство».

2. Способствовать стремлению к положительно оцениваемым действиям, признанию окружающих.

3. Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.

4. Активизировать в речи слова благородство, достоинство.

«Правила безопасного поведения»

Задачи:

1 Формировать ценностное отношение к себе.

2 Обогащать первоначальные представления о правилах безопасного поведения.

3 Способствовать проявлению потребности соблюдать правила безопасного поведения как образцы своего поведения.

4. Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Блок «Мужчины и женщины»

«Внешние различия мужчин и женщин»

Задачи:

1.  Конкретизировать первоначальные представления о возрастных и половых различиях взрослых людей.

2. Формировать первоначальные представления о специфике внешнего вида мужчин и женщин (одежда, обувь, прическа).

3. Способствовать проявлению интереса к различным аспектам жизни взрослых людей разного пола, стремлению походить на них.

4. Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности.

«Труд «мужской» и «женский»»

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные представления о мужском и женском труде, показать его специфику

(результат трудового процесса, личные качества).

2 Раскрывать значение труда людей разного пола для удовлетворения разнообразных потребностей.

3 Воспитывать бережное, уважительное отношение к разному труду взрослых.

 

«Спорт «мужской» и «женский»»

Задачи:

1. Уточнять, дифференцировать знания детей о «мужских» и «женских» видах спорта.

2. Способствовать проявлению интереса к видам спорта, соответствующих полу ребенка.

3. Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.

«Профессии «мужские» и «женские»»

Задачи:

1.  Уточнять, дифференцировать знания  детей о специфике труда мужчин и женщин.

2 . Формировать  представления о коллективном характере труда мужчин и женщин.

3. Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой  деятельности

     

  Я

Н

В

А

Р

Ь

Блок «Моя семья»

«Моя семья»

Задачи:

1. Формировать элементарные представления о членах семьи как о людях разного пола и возраста, объединенных родственным началом.

2. Обогащать первоначальные представления о функциях людей разного пола и возраста в семье.

3. Воспитывать чувство сопричастности к общим делам своей семьи.

4. Познакомить со способами проявления заботы по отношению к членам семьи.

«Такие разные интересы»

Задачи:

1. Обогащать первоначальные представления детей о доминирующих интересах родственников разного возраста и пола.

2. Способствовать возникновению желания заботиться о близких родственниках (мама, папа, дедушка и бабушка).

3. Продолжать знакомить детей со способами проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи.

«Этикет и взаимоотношения в семье»

Задачи:

1. Обогащать первоначальные представления детей об отдельных нормах и правилах поведения в семье.

2. Способствовать возникновению желания заботиться о близких родственниках (мама и папа, бабушка и дедушка, младшие братья и сестры)

3. Продолжать знакомить детей со способами проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи.

«Семейные праздники»

Задачи:

1. Обогащать первоначальные представления детей о праздниках, особенностях подготовки к ним.

2. Способствовать проявлению заботы, любви по отношению к членам семьи.

3. Продолжать знакомить детей со способами проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Блок «Появление и развитие человека на Земле»

«Как жили люди раньше»

Задачи:

1. Конкретизировать представления детей о развитии цивилизации человека (разнообразии видов труда, добывании и приготовлении пищи).

2. Способствовать проявлению интереса к информации о развитии цивилизации человека.

3. Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Разные  дома»

Задачи:

1.Конкретизировать первоначальное представления детей о зависимости внешнего вида жилья людей, населяющих планету Земля, от разного  климата, природы.

2. Стимулировать проявление познавательного интереса детей к жилищам разных народов и стран.

3.  Способствовать  развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой  деятельности

«Развитие труда»

Задачи:

1. Уточнять представления детей об истории труда человека, начиная с древних времен  и до настоящего времени.

2. Способствовать проявлению потребности в получении информации об истории труда человека.

3. Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Изобретения и достижения человека»

Задачи:

1. Обогащать первоначальные представления о роли техники в процессе человечества,  расширять представления детей о выдающихся людях России, об инженерах и изобретателях.

2. Воспитывать чувство восхищения достижениями человечества, чувство собственного достоинства.

 3.Формировать  способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

М

А

Р

Т

Блок «Русская традиционная культура»

«Жилище русского человека»

Задачи:

1. Формировать дифференцированные представления о назначении избы, особенностях материалов, используемых в строительстве жилища.

2. Поддерживать проявление потребности в получении информации о жилище человека.

3. Познакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , изобразительной, коммуникативной видах деятельности.

«Предметы крестьянского быта»

Задачи:

1. Формировать дифференцированные представления о предметах быта, посуде (сундук, коромысло, кринка, блюдо, чашка, ушат, туесок, кузовок), об их назначении.

2. Воспитывать интерес к культуре своего народа, бережное отношение к предметам быта.

3. Познакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , изобразительной, коммуникативной видах деятельности.

«Труд русских людей»

Задачи:

1 Формировать первоначальные представления об основных видах традиционного труда при выращивании и сборе урожая.

2 Формировать умение устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду.

3 Познакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , трудовой, коммуникативной  деятельности.

«Одежда русских людей»

Задачи:

1. Формировать первоначальные представления об отдельных атрибутах русской традиционной одежды (рубаха, сарафан, пояс, платок, кокошник, лапти, валенки, зипун).

2. Вызывать чувство восхищения красотой национального костюма, мастерством русских рукодельниц.

3. Познакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , трудовой, коммуникативной  деятельности.

Блок  «Культура других народов»,  «Родной край»

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Разнообразие рас»

Задачи :

1. Воспитывать познавательный интерес к культуре  других народов.

2. Обогащать первоначальное представление о расовых различиях между людьми.

3. Формировать навыки практического применения информации в игровой, изобразительной деятельности.

«Культура разных народов»

Задачи:

1. Обогащать дифференцированные  представления об отдельных элементах культуры других народов.

2. Формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

«Общее и различное в культуре разных народов»

Задачи:

1. Обогащать первоначальные представления о сходстве и различиях в культуре своего и других народов.

2. Воспитывать познавательный интерес к культуре своего и других народов.

3. Формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

«Мой родной Саратовский край»

Задачи:

1. Обогащать знания детей о достопримечательностях Саратовского края, об особенностях трудовой деятельности и ремесел, выдающихся людях, о его природных богатствах.

2. Способствовать проявлению интереса к достопримечательностям Саратова,  становлению чувства гордости за культурное наследие жителей Саратовского края;

3. Формировать способы практического применения знаний о достопримечательностях Саратова в игровой, речевой, двигательной деятельности.

М

А

Й

Блоки «Родной поселок», «Родная страна»

«Мой любимый поселок»

Задачи:

1. Формировать первоначальные представления о родном поселке, его дне рождения, главных улицах,.

2. Способствовать проявлению интереса к информации о родных местах

3. Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Мы заботимся о родном поселке»

Задачи:

1. Формировать первоначальные представления о необходимости поддержания чистоты и порядка в родном поселке.

2. Побуждать потребность в поддержании красоты родного поселка.

3. Стимулировать использование полученной информации в игровой, изобразительной деятельности.

«Наша страна – Россия»

Задачи:

1. Формировать первоначальные представления детей о родной стране, ее названии, столице.

2. Способствовать проявлению интереса к информации о родной стране.

3. Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Слава великих городов России»

Задачи:

1. Обогащать первоначальные представления о великих городах России

2. Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры городов России

3. Формировать  навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности

3.2.  Комплексно - тематическое планирование освоения содержания рабочей программы деятельности по интересам «Дорогою добра»

Тема недели

Тема НОД

№ недели

Основные направления деятельности

Мы пришли в детский сад

«Кто работает в детском саду»

1

Экскурсия по детскому саду; наблюдение за трудом помощника воспитателя; рассматривание альбомов «Профессии»,  «Детский сад»; аппликация на тему «Наш любимый детский сад»

Мы встречаем осень золотую

«Территория детского сада»

2

Наблюдение на прогулке «Растения и животные на нашем участке»; подвижные игры на участке, обыгрывание построек;

Мы дружные ребята

«Взаимоотношения между детьми»

3

Беседа на тему «Добрые слова»; чтение художественной литературы:

 Г. Блошнина  «Подарок»; Дидактические игры « Что кому», «Весело – грустно»

Путешествие в хлебную страну

«Правила поведения»

4

Беседа «Наши поступки ,  заучивание пословиц, поговорок о правильном поведении, рисование «Хороший поступок»

Витамины из кладовой природы

«Человек и его поступки»

1

Рассматривание альбома «Наши поступки»; беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»; чтение художественной литературы В. Маяковский; музыкальная игра  «Кто у нас хороший»

В осеннем лесу

«Мы растем»

2

Рассматривание фотоальбома «Детские годы наших родителей»; разучивание стихотворения В. Данько «Играем»; сюжетно-ролевая игра «Семья»

Моя семья.

«Настоящие мальчики и девочки»

3

Беседа по сказкам «Гуси-лебеди», «Красная шапочка»; рассматривание иллюстраций на тему «Мальчики и девочки – литературные герои»; режиссерская игра «К нам гости пришли».

Культура поведения.

Мой дом.

«Этикет  и его история»

4

Беседа «История этикета»; чтение С. Насонкина  «Уроки этикета»; дидактические игры «Принимаем гостей», «Разговариваем по телефону»

Дружба

«Права и обязанности человека»

1

Игра «Как быть приятным другим»; чтение Ф. Грубин «Качели», Е. Пермяк «Самое страшное»; дидактические игры «Правильно – неправильно», «Подбери картинку»

Мой поселок

«Разное настроение»

2

Рассматривание иллюстраций «Настроение»; чтение К. Чуковского «Ёжики смеются», «Радость»; беседы «О настроении человека», «Радостно или грустно»

Что было до… В мире

«Достоинство и благородство»

3

Беседа «О достоинстве и благородстве» ; составление творческих рассказов «Благородный поступок»; чтение С. Аксаков «Аленький цветочек»

Мы исследователи

«Правила безопасного поведения»

4

Беседа «Зачем нужно знать свой адрес»;  обсуждение проблемных ситуаций: «Как вызвать скорую помощь, пожарных, полицию», «Позови на помощь»; чтение М. Зощенко «Чужой приходит в дом», сказка «Лисичка со скалочкой»

Быть здоровыми хотим

«Внешние различия мужчин и женщин»

1

Рассматривание иллюстраций «Мода для мужчин и женщин»; заучивание пословиц и поговорок о красоте мужской и женской;  рисование «Моя мама», «Мой папа»; дидактическая игра «Кому что подходит»

Зимушка - зима

«Труд «мужской» и «женский»»

2

Игра-занятие «Кто где работает»; экскурсия на рабочее место повара; загадки о труде; дидактические игры  «Кому что нужно для труда», «Назови профессию»

Животные и птицы зимой

«Спорт «мужской» и «женский»»

3

Беседа по картинке «На спортивной площадке»; рассматривание иллюстраций о спорте, разучивание песен о спорте: «Трус не играет в хоккей»

Встреча нового года

«Профессии «мужские» и «женские»»

4

Чтение  сказки Е. Лопатина «Фея  мастерства»; беседа: «Профессии «мужские» и «женские»»; беседы о людях мужественных профессий «Космос и космонавты», «О пожарных»; составление творческих рассказов «Кем я буду, когда вырасту»

Зимние забавы

«Моя семья»

1

Рассказывание по картине «Моя семья»; разучивание стихов о маме, папе; заучивание пословиц, поговорок о семье; сюжетно-ролевые игры «Семья», «Переезд на новую квартиру»

Встречаем сказку

«Такие разные интересы»

2

Рассматривание иллюстраций на тему « Отдых и увлечения»; рисование «Любимое занятие»; дидактическая игра «Кому что нужно»

Народная игрушка

«Этикет и взаимоотношения в семье»

3

Игра «Домашний этикет»; чтение Н. Сынгаевский «Помощница», Л. Квитко «Бабушкины руки»; изготовление поделок из  природного материала «Подарок близким»; дидактическая игра «Волшебные слова»

Фольклор

«Семейные праздники»

4

Развлечение «Семейные праздники»; рассказы детей  «Наши семейные праздники»; сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Путешествуем вокруг света

«Как жили люди раньше»

1

Просмотр видеофильма о жизни древнего племени; рассматривание иллюстраций «История развития человека»; дидактическая игра «Раньше и теперь»

Чем пахнут ремесла

«Разные  дома»

2

Беседа «История жилища»; чтение и рассматривание иллюстраций в книге О. Тайлер «Всемирная  география»; рисование «Дома будущего»

Быть здоровыми хотим

«Развитие труда»

3

Беседа «Роль машин и механизмов в жизни людей» ; разработка моделей разных профессий; чтение Я. Тувим «Письмо к детям по очень важному делу»; Конструирование летательных аппаратов из разного материала

День защитника отечества

«Изобретения и достижения человека»

4

Игры-путешествия в прошлое счетных устройств, книги, транспорта, денег;  просмотр видеофильмов, слайдов о достижениях человечества в науке и культуре; чтение энциклопедии;  рисование «Автомобили  будущего»

Маму я свою люблю

«Жилище русского человека»

1

Рассматривание картин, иллюстраций с изображением жилища; ознакомление со свойством дерева; драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»; слушание русских народных песен.

Весна пришла

«Предметы крестьянского быта»

2

Игра-занятие «Что хранится в сундуке?»; экскурсия в музей «Крестьянского быта»;  разучивание загадок, пословиц, поговорок о жизни и быте русской деревни;  лепка кринки.

Азбука вежливости

«Труд русских людей»

3

Экскурсия в музей «Русская изба» ; ознакомление с орудиями труда и трудовыми действиями земледельцев, ткачихи; разучивание потешек.

Правила поведения в обществе

«Одежда русских людей»

4

Рассматривание одежды; составление описательных рассказов по кукле в народном костюме; прослушивание песен «Крутись, веретенце», «Прялица»

Книги и библиотека

«Разнообразие рас»

1

Беседа «Жители нашей планеты»; рассматривание иллюстраций «Европа», «Африка», «Америка», «Азия»;  подвижные игры народов мира

Космическое путешествие

«Культура разных народов»

2

Беседа «Жилище народов разных стран»; презентация «Национальные костюмы»; чтение сказок народов мира;  изготовление икебаны

Мы – друзья природы

«Общее и различное в культуре разных народов»

3

Развлечение «Путешествие по планете земля»; рисование «Дети планеты Земля»; подвижные, хороводные игры разных народов

Азбука экологической безопасности

«Мой родной Саратовский край»

4

Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности Саратовской области», «Природа родного края», «Знаменитые люди губернии»; чтении стихотворений о родном крае; слушание песни «Волга»; конструирование «Мост через Волгу»

Праздник весны и труда. День победы

«Мой любимый поселок»

1

Экскурсия по улицам поселка;  рисование Дома на нашей улице»;  дидактическая игра «Составь дом»

О труде в саду и огороде

«Мы заботимся о родном поселке»

2

Наблюдение за благоустройством поселка; беседа о правилах поведения на улице;  чтение Г. Ладонщикова «Помощники весны» ; сюжетная игра «Строители»

Международный день семьи

«Наша страна – Россия»

3

Работа по географической карте; рассматривание иллюстраций о Москве; презентация «Природа нашей Родины»;  разучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»

Мы немного подросли

«Слава великих городов России»

4

Беседа «Великие города России»; просмотр слайдов «Города России» (Москва, Петербург, Екатеринбург, их гербы и флаги); ознакомление с картой России;  разучивание стихов и песен о России;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа социально-личностной направленности «Уроки добра» для детей подготовительной группы

Одним из важных направлений работы при подготовке ребенка к школе является развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и по...

Рабочая программа кружка по ИЗО «Веселая палитра» в старших дошкольных группах на 2013 -2014 уч. год

Календарно - тематическое планирование в кружке по рисованию в старших возрастных группах[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13682655","attributes":{"alt":"","class":"media-image","heig...

Рабочая программа социально-личностной направленности «Уроки добра» для детей подготовительной группы

       Подготовка ребенка к школе длительный и многоплановый  процесс. Одним из важных направлений работы при подготовке ребенка к школе является развитие эмоционально-...

Рабочая программа деятельности по интересам "Дорогою добра"

Рабочая программа деятельности по интересам "Дорогою добра" по социально - коммуникативному развитию в средней группе с учетом ФГОС ДО  направлена на достижение целевых ориентиров социальн...

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В содержании рабочей программы деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности представлены цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к организации кор...

Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 4 - 5 лет средняя группа комбинированной направленности № 8 «Тюльпанчик»

Рабочая  программа деятельности воспитателей  с детьми  4 - 5 лет средняя группа комбинированной направленности № 8 «Тюльпанчик»...

План работы по вариативной программе Л.В. Коломийченко "Дорогою добра". Февраль, март. (Старшая группа).

Программа Л.В. Коломийченко "Дорогою добра" раскрывает психологические аспекты работы с детьми 5-6 лет, обеспечивающие их приобщение к разным видам социальной культуры. Представлена час...