Рабочая программа деятельности по интересам "Дорогою добра"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Максимова Тамара Витальевна

  Рабочая программа деятельности по интересам "Дорогою добра" по социально - коммуникативному развитию в средней группе с учетом ФГОС ДО  направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая, конфессиональная), доступными для восприятия и усвоения детьми.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1п.г.т. Безенчук муниципального района

Безенчукский Самарской области структурное подразделение «детский сад Берёзка»

                                                                                             

                                                                                           

Утверждаю

Директор

ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Безенчук

структурного подразделения

«детский сад Берёзка»

____________ О. А. Энговатов

«______» __________ 20_

Рабочая программа

деятельности по интересам «Дорогою добра»

по социально – коммуникативному развитию

 средняя группа  (4 – 5 лет)

с учётом Федерального Государственного Образовательного Стандарта

Дошкольного Образования

составлена на основе парциальной программы

 Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаевой, Л.И. Юговой «Дорогою добра»

                                                                                                                                                                             Воспитатели: Т.В. Максимова

                                                                                                                                                                                                   О.В. Макарова  

   Принята

 на педагогическом совете

протокол №____ от «____»__________ 20____г.

п.г.т. Безенчук, 2016 г.

                                                                                 Пояснительная записка

В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов  России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

        В рамках политики Российского государства в области образования намечена программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности», направленная на «формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе и антисемитизма в гражданском обществе».

         Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

      Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребёнка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Поэтому, развитие толерантности следует считать одной из важнейших задач воспитательной работы с детьми в дошкольных учреждениях.

      В настоящий момент дошкольные образовательные учреждения посещают дети не только граждан РФ, но и мигрантов, приезжающих на работу в наше государство. Поэтому часто возникают проблемы языкового барьера, непонимания культуры разных народов и их поведения, а это отрицательно сказывается на возможностях взаимодействия родителей, воспитателей и детей в группах.

        В федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как одно из образовательных  областей, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности  со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

       Основные пути социально-коммуникативного развития – социализация как процесс приобщения к социальной культуре, социальной адаптации индивида в обществе, индивидуализация как процесс приспособления, становления универсальных  социальных способностей, характеризующих степень социальной самостоятельности индивида, и его культуротворчество.

       Социально-коммуникативное развитие дошкольников обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства субъектов, диалога культур.

     Цель социального воспитания – формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям, бережного – к достояниям культуры, как результата человеческого труда, уважительного – к  истории семьи, детского сада, страны, толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям).

       Результативные аспекты социального воспитания в культурологической парадигме представлены теми изменениями, которые обнаруживаются в когнитивной, эмоционально-ценностной, поведенческой сферах социально-коммуникативного развития по мере приобщения ребенка к социокультурным ценностям.

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

   Рабочая программа деятельности по интересам «Дорогою добра» составлена на основе следующих нормативных документов:

Конвенции о правах ребенка;

Федерального закона Российской Федерации «Об образовании»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача России
от 15 мая 2013 г. № 2 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

    Рабочая программа деятельности по интересам «Дорогою добра» направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая, конфессиональная), доступными для восприятия и усвоения детьми.

          Программа деятельности по интересам  составлена на основе программы социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников Л.В. Коломийченко «Дорогою добра».

        Цель программы: своевременное, соответствующее возрасту, половым и этническим особенностям детей  социально-коммуникативное развитие дошкольников средней группы.

Реализация поставленной цели осуществляется в процессе социального воспитания посредством решения разных групп задач

  Задачи раздела «Человек среди людей»:

1. Познавательные сведения:

- сообщать элементарные сведения, формировать первоначальные представления, уточнять, дополнять, систематизировать, дифференцировать  знания о:

- себе (чувства, поступки, поведение, фамилия, адрес, номер телефона, собственная половая принадлежность, различных эмоциональных состояниях)

- членах семьи, различающихся по половым и возрастным признакам; о доминирующих интересах родственников разного пола

- внешних проявлениях мужчин и женщин, об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми.

- назначении, помещениях, деятельности взрослых в детском саду; проявлении заботы взрослых и детей друг о друге;

- отдельных средствах цивилизации ( транспорт, связь)

2. Развитие чувств и эмоций:

- способствовать проявлению интереса к сверстникам своего и противоположного пола;

- стимулировать проявление сопереживания, сочувствия во взаимоотношениях  с детьми своего и противоположного пола;

- способствовать проявлению познавательного интереса к различным аспектам жизни взрослого;

- воспитывать чувство восхищения достижениями взрослого, воспитывать уважение к взрослым разного пола, бережное отношение к процессу и результату их труда;

- воспитывать чувства родовой чести, привязанности, сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи;

- способствовать  проявлению  познавательного интереса к истории семьи, ее родословной;

- формировать общественно-значимые мотивы поведения в семье;

- воспитывать толерантное отношение к членам семьи, уважение к увлечениям, интересам каждого.

3. Формирование поведения

В зависимости от возраста, пола и уровня развития детей обучать способам, развивать умения и формировать навыки:

- социальной перцепции, предвосхищения возможностей развития ситуации взаимодействия с другими людьми;

- восприятие детьми друг друга как представителей разного пола;

- проявлять доброжелательные и бережные взаимоотношения между детьми разного пола;

- культуры межполового общения;

-  проявление симпатии, заботы, доброжелательного  отношения к детям своего и противоположного пола;

- произвольности управления своим поведением;

- проявление заботливого и доброжелательного отношения к взрослым разного пола;

- достойного поведения в отношении с людьми разного возраста и пола;

- культуры поведения в семье;

- проявление заботы, доброжелательного отношения в семье, к ближайшим родственникам.

Задачи раздела «Человек в истории».

1. Познавательные сведения.

 В зависимости от возраста и уровня развития детей сообщать элементарные сведения, формировать первоначальные представления, уточнять, дополнять, систематизировать, дифференцировать  знания о:

- родном городе, его названии, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках, о его дне рождения, необходимости поддержания чистоты и порядка;

- о родной стране, ее названии, столице, государственных символах;

- правах человека и навыках безопасного поведения;

- развитии цивилизации человека (добывание и приготовление пищи, разнообразие видов труда)

2. Развитие чувств и эмоций.

- воспитывать интерес к истории цивилизации;

- воспитывать чувство восхищения достижениями человечества;

- воспитывать чувство признательности и любви к своей семье, детскому саду, родному городу, стране;

- стимулировать проявление заботы, уважения, привязанности к ближайшему окружению;

-  способствовать проявлению симпатии, эмоциональной идентификации в отношении к любимым литературным героям.

3. Формирование поведения

 Развивать умения и формировать навыки:

- восприятия человека, как социально значимого существа, его состояний, настроений, переживаний;

- выполнение обязанностей по дому, поручений в детском саду;

- поведения в совместной деятельности с другими детьми в общественных местах

- поддержания порядка, чистоты, уюта в доме, группе детского сада, микрорайона, города;

- проявления уважительного отношения к историческим личностям, памятникам истории.

Задачи раздела «Человек в культуре»

Формировать первоначальные представления:

- об отдельных постройках подворья, о назначении избы, ее убранстве;

- об основных видах традиционного труда, орудиях труда и трудовых действиях с ними;

- об отдельных атрибутах русской традиционной одежды;

-  о русских народных праздниках, играх, устном народном творчестве

  Срок реализации рабочей программы деятельности по интересам – 1 год.

 Программа предполагает проведение деятельности 1 раз в неделю во второй половине дня продолжительностью не более 20 минут.

 Планируемые  результаты реализации рабочей программы деятельности по интересам «Дорогою добра»

         В качестве целевых ориентиров социально-коммуникативного развития во ФГОС ДО представлены:

- самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий как интегративные качества, раскрывающие возможность ребенка без участия взрослого выбирать вид деятельности, способы взаимодействия с другими людьми, пути рещения прикладных  и творческих задач, определять цели деятельности и выбирать действия по ее осуществлению в соответствии  с заранее определяемым результатом;

- «эмоциональный интеллект» как способность распознавать, осознавать, принимать и регулировать эмоциональные состояния и  чувства других и самого себя; 

- «социальный интеллект» как способность, проявляющаяся в умении использовать  знания  основ социальной культуры и объяснении и аргументации социального взаимодействия, в понимании мыслей и чувств, намерений других в ситуации межличностного диалога, в прогнозировании последствий общения;

- «эмоциональная отзывчивость» (эмпатия), проявляющаяся в сопереживании, сочувствии, сострадании, содействии сверстникам, литературным персонажам, взрослым людям в ситуации социальной коммуникации.

 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1  Особенности организации образовательного процесса.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению
программы осуществляется в четырех основных моделях организации образовательного процесса:

—      образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: предметная деятельность и игры, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание
и действия с бытовыми предметами-орудиями, рассматривание картинок, двигательная активность;

—      образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

—      самостоятельной деятельности детей;

—      взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы деятельности по интересам.

 

2. Содержание рабочей программы деятельности по интересам «Дорогою добра».

   Содержание Рабочей программы кружка  представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», каждый из которых дифференцирован по блокам.

Разделы программы

Блоки раздела

«Человек среди людей»

«Я человек: мальчик, девочка»; «Моя семья», «Мужчины и женщины»; «Детский сад – мой второй дом»

«Человек в истории»

«Появление и развитие человека на Земле»;  «Родной город»; «Родная страна».

«Человек в культуре»

«Русская традиционная культура»

         Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей  к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует системному и целенаправленному планированию процесса реализации программы.

           Материал изложен в соответствии с основными закономерностями психического  развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.

          Содержание программы социально-коммуникативного развития осваивается детьми в разных формах взаимодействия с педагогом в определенной последовательности:

- первоначальное ознакомление с изучаемыми объектами в процессе чтения художественной литературы, рассматривания картин, иллюстраций, наблюдений, экскурсий;

- практическое использование этих знаний в игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной и других видах деятельности; создание на основе имеющихся знаний и сформированных умений творческого продукта.

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

 Комплексно-тематическое планирование по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию дошкольников. (приложение №1)

 Информационно – методическое обеспечение.

1. Л.В. Коломийченко, Чугаева Г.И., Югова Л.И. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра», М., 2015г.

2. Л.В. Коломийченко, Чугаева Г.И., Югова Л.И. «Занятия для детей 3 – 5  лет по социально -  коммуникативному развитию», М., 2016г.

3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России (средняя группа), М, 2010г.

4. В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко «Маленькие шаги в большой мир» Волгоград: Учитель, 2008

5. О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков ( познавательно – игровые занятия)»

  Волгоград: Учитель, 2013

6 Л.А. Загуменная «Социально – личностное развитие дошкольников» Волгоград: Учитель, 2012

7 И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» М.: ТЦ Сфера, 2009

8 Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина…» М.: Аркти, 2008

                                                 Перспективное планирование деятельности по интересам «Дорогою добра»

в средней группе на 2016 – 2017 уч.г.

Дата

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Методическое обеспечение

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Блок «Детский сад – мой дом второй»

«Кто работает в детском саду»

Задачи:

1 Формировать эмоционально – положительное отношение к работникам детского сада

2 Обогащать первоначальные представления детей о назначении, помещениях, деятельности взрослого в детском саду.

3 Воспитывать бережное отношение к процессу и результату труда работников детского сада.

4 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Территория детского сада»

Задачи:

1 Формировать положительное отношение к результатам труда работников детского сада.

2 Обогащать первоначальные представления детей об участке детского сада, о необходимости помощи взрослым и поддержании участка в чистоте и порядке.

3 Воспитывать бережное отношение к процессу и результату труда дворника детского сада.

4 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Взаимоотношения между детьми»

Задачи:

1 Обогащать первоначальные представления о правилах взаимоотношений с детьми в детском саду.

2 Способствовать проявлению чувства любви и привязанности к сверстникам.

3 Знакомить со  способами проявления заботы, доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду.

«Что такое дружба»

Задачи:

1 Продолжать формировать умение быть доброжелательными и терпимыми друг к другу.

2 Формировать понимание дружбы, создавая ее зримый образ -  «портрет»

3 Развивать системность мышления, воображение, творчество.

Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева,

 Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию»

стр. 139 – 144

Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина» стр. 16

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Блок «Я – человек: я – мальчик, я – девочка »

«Как меня зовут»

Задачи:

1 Уточнить представление о собственном имени, о его происхождении.

2 Формировать интерес детей к себе, своему имени.

«Мы растем»

Задачи:

1 Формировать положительное отношение к себе, первоначальные представления о перспективах возрастного развития детей разного пола

( мальчики – будущие мужчины, девочки – будущие женщины).

2 Воспитывать у детей чувство симпатии к сверстникам разного пола.

3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Настоящие мальчики и девочки»

Задачи:

1 Становление полоролевой социализации детей.

2 Дифференцировать первоначальные представления о качествах настоящих мальчиков и настоящих девочек.

3 Развивать стремление соответствовать адекватным полу образцам мужественности и женственности.

4 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Человек и его поступки»

Задачи:

1 Формировать положительное отношение к себе.

2 Конкретизировать первоначальные представления о себе

( чувства, поступки, поведение).

3 Способствовать проявлению потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых, как образцы своего поведения.

4 Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности

Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева,

 Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию»

стр. 94 – 102

О.Р. Меремьянина

«Развитие

социальных

навыков» стр.23

Н
О
Я
Б
Р
Ь

«Права и обязанности человека»

Задачи:

1 Обогащать первоначальные представления детей о личных правах человека.

2 Продолжать развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека.

3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Разное настроение»

Задачи:

1 Содействовать нравственному развитию детей.

2 Формировать дифференцированные представления о различных эмоциональных состояниях

(веселье, грусть, страх, обида, огорчение) близких взрослых и детей, об адекватных способах разрешения конфликтных ситуаций.

3 Способствовать проявлению сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь игровым и литературным персонажам.

4 Формировать умение проявлять элементарные способы взаимодействия, адекватные эмоциональным состояниям сверстников разного пола, игровым персонажам.

«Этикет»

Задачи:

1 Содействовать нравственному развитию и полоролевой социализации детей.

2 Формировать дифференцированные представления о нормах и правилах поведения между детьми, детьми и взрослыми, мужчинами и женщинами.

3 Способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений между людьми разного возраста и пола.

4 Активизировать в речи слова благодарности, приветствия, прощания.

5  Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности

«Правила безопасного поведения»

Задачи:

1 Формировать ценностное отношение к себе.

2 Обогащать первоначальные представления о правилах безопасного поведения.

3 Способствовать проявлению потребности соблюдать правила безопасного поведения как образцы своего поведения.

4  Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности

Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева,

 Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию»

стр. 106 – 115

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Блок «Мужчины и женщины»

«Внешние различия мужчин и женщин»

Задачи:

1 Конкретизировать первоначальные представления о возрастных и половых различиях взрослых людей.

2 Формировать первоначальные представления о специфике внешнего вида мужчин и женщин (одежда, обувь, прическа).

3 Способствовать проявлению интереса к различным аспектам жизни взрослых людей разного пола, стремлению походить на них.

4  Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности.

«Труд «мужской» и «женский»»

Задачи:

1 Формировать у детей элементарные представления о мужском и женском труде, показать его специфику

(результат трудового процесса, личные качества).

2 Раскрывать значение труда людей разного пола для удовлетворения разнообразных потребностей.

3 Воспитывать бережное, уважительное отношение к разному труду взрослых.

 

«Труд взрослых в родном городе»

Задачи:

1 Закрепить название родного города, достопримечательностей, названия профессий.

2 Формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина»

«Что такое доброта»

Задачи:

1 Формировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям

2 Способствовать развитию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.

3 Формировать умение оценивать поступки персонажей литературных произведений.

Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева,

 Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию»

стр. 118 – 123

Н.Г. Зеленова
Л.Е. Осипова «Мы живем в России» стр. 60

Л.А. Загуменная «Социально – личностное развитие дошкольников» стр.44

     Я

Н

В

А

Р

Ь

Блок «Моя семья»

«Моя семья»

Задачи:

1 Формировать элементарные представления о членах семьи как о людях разного пола и возраста, объединенных родственным началом.

2 Обогащать первоначальные представления о функциях людей разного пола и возраста в семье.

3 Воспитывать чувство сопричастности к общим делам своей семьи.

4 Познакомить со способами проявления заботы по отношению к членам семьи.

«Такие разные интересы»

Задачи:

1 Обогащать первоначальные представления детей о доминирующих интересах родственников разного возраста и пола.

2 Способствовать возникновению желания заботиться о близких родственниках (мама, папа, дедушка и бабушка).

3 Продолжать знакомить детей со способами проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи.

«Этикет и взаимоотношения в семье»

Задачи:

1 Обогащать первоначальные представления детей об отдельных нормах и правилах поведения в семье.

2 Способствовать возникновению желания заботиться о близких родственниках (мама и папа, бабушка и дедушка, младшие братья и сестры)

3  Продолжать знакомить детей со способами проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи.

«Семейные праздники»

Задачи:

1 Обогащать первоначальные представления детей о праздниках, особенностях подготовки к ним.

2 Способствовать проявлению заботы, любви по отношению к членам семьи.

3 Продолжать знакомить детей со способами проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи.

Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева,

 Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию»

стр. 126 – 137

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Блок «Появление и развитие человека на Земле»

«Как жили люди раньше»

Задачи:

1 Конкретизировать представления детей о развитии цивилизации человека (разнообразии видов труда, добывании и приготовлении пищи).

2 Способствовать проявлению интереса к информации о развитии цивилизации человека.

3 Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Жилище русского человека»

Задачи:

1 Формировать дифференцированные представления о назначении избы, особенностях материалов, используемых в строительстве жилища.

2 Поддерживать проявление потребности в получении информации о жилище человека.

3 Познакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , изобразительной, коммуникативной видах деятельности.

«Транспорт и средства связи»

Задачи:

1 Формировать дифференцированные представления о транспорте как средстве передвижения и перемещения грузов.

2 Способствовать проявлению интереса к достижениям человечества.

3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Транспорт и средства связи»

Задачи:

1 Формировать дифференцированные представления о средствах связи: почте, телеграфе

2 Способствовать проявлению интереса к средствам связи.

3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева,

 Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию»

стр. 147; 109 – 113; 156

М

А

Р

Т

Блок «Русская традиционная культура»

«Кто в избушке живет?»

Задачи:

1 Познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой взрослых и детей в давние времена.

2 Развивать интерес к старинным играм и забавам

3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Предметы крестьянского быта»

Задачи:

1 Формировать дифференцированные представления о предметах быта, посуде (сундук, коромысло, кринка, блюдо, чашка, ушат, туесок, кузовок), об их назначении.

2 Воспитывать интерес к культуре своего народа, бережное отношение к предметам быта.

3 Познакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , изобразительной, коммуникативной видах деятельности.

«Труд русских людей»

Задачи:

1 Формировать первоначальные представления об основных видах традиционного труда при выращивании и сборе урожая.

2 Формировать умение устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду.

3 Познакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , трудовой, коммуникативной  деятельности.

«Одежда русских людей»

Задачи:

1 Формировать первоначальные представления об отдельных атрибутах русской традиционной одежды (рубаха, сарафан, пояс, платок, кокошник, лапти, валенки, зипун).

3 Вызывать чувство восхищения красотой национального костюма, мастерством русских рукодельниц.

4 Познакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , трудовой, коммуникативной  деятельности.

Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева,

 Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию» стр.161; 167; 169

И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» стр. 24

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Иванушка, Аленушка и их гости»

Задачи:

1 Продолжать знакомить детей с особенностями национальных костюмов

( русского, мордовского, татарского), показать детям сходство и различие в облике разных народов, различие в языке.

2 Обогатить словарь детей названиями деталей костюмов.

3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Знакомство детей с праздничным нарядом русских крестьян»

Задачи:

1 Приобщать детей к культуре русского народа.

2 Продолжать знакомить детей с нарядами русского крестьянства.

3 Воспитывать патриотические чувства к русским традициям.

«Человек и природа»

Задачи:

1 Продолжать формировать дифференцированные представления о домашних животных

(коза, корова, собака, лошадь, куры, гуси, утки), их роли в жизни человека.

2 Формировать умение устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к животным.

3 Продолжать знакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , музыкальной, изобразительной деятельности.

«Отношение к природе»

Задачи:

1 Продолжать формировать дифференцированные представления о животных, птицах.

2 Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о животных

 3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» стр. 19

В.Ю. Дьяченко,

О.П. Власенко «Маленькие шаги в большом мире» стр. 40

Л.А. Загуменная «Социально – личностное развитие дошкольников» стр.98

М

А

Й

Блоки «Родной город», «Родная страна»

«Мой любимый город»

Задачи:

1 Формировать первоначальные представления о родном городе, его дне рождения, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках.

2 Способствовать проявлению интереса к информации о родных местах

3 Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Мы заботимся о родном городе»

Задачи:

1 Формировать первоначальные представления о необходимости поддержания чистоты и порядка в родном городе.

2 Побуждать потребность в поддержании красоты родного города.

3 Стимулировать использование полученной информации в игровой, изобразительной деятельности.

«Наша страна – Россия»

Задачи:

1 Формировать первоначальные представления детей о родной стране, ее названии, столице.

2 Способствовать проявлению интереса к информации о родной стране.

3  Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Наша Родина - Россия»

Задачи:

1 Продолжать формировать представление о России как о родной стране.

2 Воспитывать чувство любви к своей родной стране.

3 Закрепить название «Россия»

4 Дать представление о государственных символах России

(флаг, герб, гимн).

Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева,

 Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию» стр.150 – 156

Н.Г. Зеленова
Л.Е. Осипова «Мы живем в России» стр. 69

            Диагностическая карта социально-коммуникативного развития детей средней группы (4 – 5 лет)

 

Когнитивная сфера

Эмоционально-чувственная сфера

Поведенческая сфера

Общее количество баллов

Уровень

Фамилия, имя

Раздел «Человек среди людей»

Раздел «Человек в истории»

Раздел «Человек в культуре»

Раздел «Человек в своем крае»

Интерес и потребность в общении

Эмпатийные реакции

Социальные эмоции

Отношение к ценностям культуры

Способы взаимодействия

Отражение знаний в деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы «Пришли мне чтения доброго»

Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, т...

Модель рабочей программы деятельности воспитателя в соответствии с ФГОС

В методических рекомендациях представлена модель рабочей программы деятельности воспитателя, разработанная в соответствии с ФГОС ДО,  примерной общеобразовательной программой  дошкольного об...

Рабочая программа деятельности по интересам « Дорогою добра» в разновозрастной дошкольной группе.

Рабочая программа деятельности по интересам « Дорогою добра» в разновозрастной дошкольной группе...

Рабочая программа деятельности воспитателя второй младшей группы «АБВГДейка» 3- 4 года Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Настоящая рабочая программа для детей второй младшей группы общеразвивающей направленности разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения...

Рабочая программа деятельности воспитателя средней группы «АБВГДейка» 4 - 5 лет Срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Настоящая рабочая программа для детей средней группы общеразвивающей направленности разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до шко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Добрый мир» Направленность: духовно-нравственное развитие

Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для...